|
Объединенная служба поддержки: опыт работы одного из местных отделов образованияВ распоряжении местных органов образования, как правило, имеется целый ряд не связанных между собой служб, в которых работают сотрудники, не входящие в штат ни одной из школ. В докладе Уорнока (Warnock Report, 1978) рекомендуется объединить все эти службы в Консультативную служ- бу по работе с детьми, нуждающимися в специальном обучении («Special Educational Needs Advisory Service»), Позиция школьной психологической службы в этой структуре не определена, поэтому споры о распределении обязанностей между школьными психологами и дефектологами по-прежнему продолжаются. К сожалению, такие споры хотя и способствуют выяснению позиций друг друга, обычно мешают продуктивной работе. В борьбе за выстраивание иерархии отношений специалисты часто забывают о том, что главной целью объединения служб было повышение эффективности сотрудничества между представителями различных дисциплин, а не подчинение одной службы другой. Нам повезло: в местном отделе образования, где мы работали, организационные изменения, связанные с объединением служб, уже произошли. В конце 1960-х гг. дефектологи, школьные психологи и сотрудники служб психологической поддержки объединили свои усилия для решения общих задач. Психотерапевты, социальные работники психиатрического профиля, психологи и психиатры разместились в отдельном центре, подчеркивая тем самым различия между работой в контексте семьи и школы. Все остальные, включая школьных психологов, дефектологов и внештатных специалистов по работе с учащимися школ, переехали в здание, официально арендуемое для работы с учащимися. В связи с отсутствием на данной территории специального дневного учреждения для детей с эмоциональными и поведенческими расстройствами, новому отделению вменялось в обязанность размещать у себя таких детей, оказывая тем самым поддержку обычным школам. Вплоть до 1983 г. службы функционировали практически параллельно (а иногда и мешали друг другу!). Взаимоотношения между ними не всегда были гладкими. Педагоги-дефекто-логи часто выражали свою обиду на школьных психологов, которые вмешивались в их традиционную сферу деятельности — оказание поддержки в процессе обучения в обычных школах. С точки зрения дефектологов, психологи были сторонниками узкоповеденческого подхода к составлению учебного плана. С другой стороны, после публикации доклада Уорнока (War- nock Report, 1978), школьные психологи стали негативно относиться к распространенной практике перевода детей в специальные учебные учреждения, за что так ратовали представители других служб. Сотрудники отделения сетовали на недостаточную поддержку со стороны других служб при работе с детьми, страдающими выраженными расстройствами. Функциональная интеграция служб стала результатом многочисленных нововведений. Во-первых, местные органы образования, руководствуясь Законом об образовании 1981 г., подготовили четкие рекомендации для школ с целью распределить обязанности по работе с детьми, имеющими потребность в специальном обучении, а также предложили, чтобы уже на ранних этапах родители также проходили диагностические процедуры и привлекались к вмешательству. Кроме того, службам поддержки школ было рекомендовано работать согласованно. Во-вторых, группы представителей разных дисциплин размещались в соответствии с административным делением территории, каждая в своей части здания. Поначалу во все группы входили школьный психолог, педагог-дефекто-лог и делопроизводитель. Со временем каждое такое подразделение возглавил учитель, в обязанности которого входило налаживание контактов с обычными школами и оказание поддержки детям с расстройствами поведения в контексте обычной школы. Благодаря такому подходу сотрудники службы стали работать во вновь образованных командах, предоставляя целый комплекс услуг, в рамках единого центра. Рекомендации местного отдела образования появились как раз вовремя и, осветив общее поле деятельности служб поддержки, способствовали налаживанию междисциплинарного сотрудничества. В соответствии с этими рекомендациями оценка состояния детей с потребностями в специальном обучении и соответствующее вмешательство проводились в несколько этапов, которые, однако, можно сгруппировать в зависимости от ответственных исполнителей (таблица 11.2). Первый уровень отличается преимущественно профилактической направленностью: сюда входит проведение консультаций и обучение персонала школ без отрыва от работы, а также оказание помощи в изменении школьной среды. На втором уровне обычно Таблица 11.2. Уровни распределения функциональных обязанностей и границ ответственности при работе с детьми, нуждающимися в специальном обучении (из рекомендаций местного отдела Образования)
Таблица 11.2 (окончание)
осуществляется индивидуальная работа с клиентами, причем ее цели и задачи вырабатываются при совместном участии родителей, учителей и работников службы поддержки, как правило, на конкретный период времени. Число клиентов, с которыми одновременно проводится работа, должно сответство-вать возможностям службы. На третьем уровне местный отдел образования принимает решение о том, что проблемы клиента выходят за пределы компетенции конкретной службы, и требуется привлечение дополнительных ресурсов. Службы поддержки на этом этапе консультируют работников отдела образования по данному случаю, а иногда, в соответствии с Законом об образовании 1981 г., проводят процедуру оценки состояния клиента с соблюдением всех формальностей и осуществляют контроль над использованием выделенных ресурсов. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|