Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коммунитарные психологи и подростки, совершившие преступления на сексуальной почве





Терапевтическая работа с подростками, совершив­шими преступления на сексуальной почве, неразрывно связа­на с решением ряда юридических вопросов. Как правило, та­кие подростки не обращаются за помощью самостоятельно, их направляют специальные службы, что накладывает отпечаток на организацию терапевтического процесса (Wilson & Shine, 1990). Психологи, работающие с подростками по решению суда, часто сотрудничают с представителями местного департамен­та социального обеспечения. Как правило, прикрепленный к ребенку полевой социальный работник является наиболее ин­формированным специалистом. К сожалению, бывает и так, что несовершеннолетний преступник, находящийся под над­зором или направленный в специальное учреждение, не имеет прикрепленного социального работника. В этом случае то уч­реждение, куда помещен подросток, выделяет так называемого «ключевого работника», который принимает активное участие в терапевтическом вмешательстве. В рамках такого вмеша­тельства задача психолога — помочь социальному работнику приобрести определенные терапевтические навыки (напри­мер, освоить поведенческие подходы, способы проведения со­беседования, элементы консультирования и т. д.).

Конкретный пример совместного вмешательства (адресо­ванного юноше, напавшему с целью изнасилования на женщи-


ну средних лет), описан Холлом (Hall, 1990a). Это вмешатель­ство осуществлялось социальным работником по делам несо­вершеннолетних правонарушителей при участии психолога и других участников проекта Trinity Road Project. Нападение на женщину было совершено в присутствии сверстников юноши и не было ничем спровоцировано. Важным элементом вмеша­тельства была демонстрация подростку (в видеозаписи) с це­лью коррекции некоторых аспектов его мировоззрения адек­ватного модельного поведения взрослого мужчины. Прежде всего требовалось скорректировать его представления о ролях мужчины и женщины, об особенностях эмоциональных, соци­альных и сексуальных отношений между ними. Кроме того, нуждались в изменении моральные установки юноши, в част­ности о «чувстве вины и стыде», «хорошем и дурном» и «пра­вах отдельного индивида», а также его понимание сексуаль­ности и связанные с этим сексуальные предпочтения, фанта­зии и личный опыт.

Вмешательство в основном проводилось в рамках центра по делам несовершеннолетних правонарушителей, но наряду с этим большая работа с юношей велась на дому, при участии членов семьи. Программа включала целый ряд письменных за­даний, дискуссионные сессии, просмотр видеофильмов и ро­левую игру. Главной задачей юноши был детальный поведен­ческий анализ совершенного преступления. Для фасилитации когнитивных изменений проводились специальные терапевти­ческие сессии. В ходе всего вмешательства использовалось про­стое подкрепление. Основной целью вмешательства было со­здание у юноши адекватных социальных и моральных устано­вок для профилактики подобных преступлений в дальнейшем.

В работе Райана с коллегами (Ryan et al, 1987) предлагает­ся подход к выявлению общих особенностей всех преступле­ний на сексуальной почве, совершаемых несовершеннолетни­ми, который также был учтен при разработке проекта Trinity Road Project. Авторы разработали концепцию — «цикл сексу­ального преступления» («sexual assault cycle»), — позволяв­шую лучше представить себе когнитивные, поведенческие, психологические и ситуационные факторы, повышающие ве­роятность преступлений на сексуальной почве. Кроме того,


Бекер с сотрудниками (Becker et al., 1987) детально проанали­зировали такое явление, как подражание подростков сексуаль­но агрессивному поведению взрослых. Результаты обоих про­ектов оказались весьма полезными для терапевтической ра­боты с подростками и их семьями.

В Великобритании психологи редко публикуют сообщения о работе с подростками, совершившими преступления на сек­суальной почве. По результатам одного такого проекта (Wil­son & Shine, 1990) делается вывод о высокой эффективности психологического вмешательства при работе с некоторыми подростками. Холл (Hall, 1990a) разъясняет сущность такого вмешательства на примере бирмингемской мультидисципли-нарной службы по защите прав детей, когда социальные ра­ботники, иногда в сотрудничестве с другими специалиста­ми, работали с 6 мальчиками, одному из которых было восемь лет, а остальным от 13 до 17. Трое из старших мальчиков были осуждены за преступления на сексуальной почве. В дальней­шем двое были переданы местным властям и помещены в дет­ский дом. Трое остальных были отпущены домой, над одним из них был учрежден надзор (и предписана промежуточная терапия IT). Младший из мальчиков остался в семье.

Семнадцатилетний юноша проживал со своими родителя­ми, младшим братом 15 лет и 6-летней сестрой. Он был обви­нен в сексуальном насилии над сестрой, причем факты свиде­тельствовали против него. В результате юношу поместили в детский дом, и он стал посещать специальную школу.

Ко всем мальчикам были прикреплены социальные работ­ники. Ниже приведены некоторые сведения, позволяющие су­дить об элементах вмешательства и участии в нем специалис­тов. Работа проводилась сразу по двум направлениям. Во-пер­вых, в семье и детском доме с юношей и членами его семьи (исключая сестру), и, во-вторых, с пострадавшей девочкой.

Первая часть работы включала шесть этапов.

1. Встречи с семьей, в присутствии матери, отца и двух братьев.

2. Встречи с братьями.

3. Индивидуальные сессии с юношей, совершившим преступ­
ление.

4. Индивидуальные собеседования с каждым из родителей.


5. Совместные встречи при участии социального работника
детского дома, психолога и самого юноши.

6. Совместные встречи с представителями школы.

В работе принимали участие два профессиональных соци­альных работника по защите прав детей, классный руководи­тель и психолог. Использовались различные техники вмеша­тельства, от структурной семейной психотерапии и прикладного поведенческого анализа до игровой терапии и недирективно­го консультирования (включая психолого-сексуальное кон­сультирование).

Вторая часть работы проходила в четыре этапа.

1. Индивидуальные собеседования с девочкой женщины-со-
циального работника для выяснения обстоятельств пре­
ступления.

2. Игровая терапия.

3. Игровые сессии с привлечением матери для выработки стра­
тегий самозащиты.

4. Взаимодействие со школой для сохранения у девочки до­
верия к другим взрослым.

Эту работу проводили полевой социальный работник, класс­ный руководитель и психолог в роли консультанта.

Юноша оставался в детском доме до достижения 19-летне­го возраста. Его сестра продолжала жить с родителями. Про­филактическая работа продолжалась с каждым из них. В отно­шении девочки проводилось наблюдение за ее эмоциональным развитием, а также оказывалась помощь в освоении навыков самозащиты. В отношении юноши велась работа по развитию чувства собственного «я», с целью помочь ему в дальнейшем контролировать свои поступки. И брат, и сестра продолжали нуждаться в поддержке и наблюдении со стороны психолога.

Заключение

В своей работе коммунитарные психологи много сил и времени уделяют оценке детского развития, защите прав детей и работе с несовершеннолетними правонарушителями. Мож­но утверждать, что именно по этим аспектам семья как соци­альная подсистема наиболее тесно связана с окружающим со-


обществом. Вклад психологов становится все более заметным, по мере того как клинические и школьные психологи начинают сотрудничать с местными департаментами социального обес­печения и социальной работы. Безусловно, ситуация может в любой момент измениться с принятием новых законодатель­ных актов, таких как Закон о государственном здравоохране­нии и социальной опеке (National Health Service & Community Care Act) 1990 г., Закон о детях 1989 г. и Закон о реформе об­разования (Education Reform Act) 1988 г.

Психологи, работающие с семьями и детьми, которых на­правили департаменты социального обслуживания или соци­альной работы (главными причинами такого направления в настоящее время являются жестокое или небрежное обраще­ние с детьми), не могут не учитывать социальных, экономи­ческих, культурных и политических факторов окружающей среды, оказывающих заметное влияние на жизнь людей. Ра­бота в условиях конкретного сообщества предполагает не толь­ко учет всех этих факторов, но и использование их для дости­жения необходимых терапевтических изменений. Вместе с тем нельзя не согласиться с Хеллером (Heller, 1990), который спра­ведливо отмечает, что «социальные изменения легче рекомен­довать, чем осуществить, поскольку социальные проблемы не­отделимы от общества в целом и отражают долгосрочные по­литические и социальные тенденции». В контексте данной главы уместно сослаться на Гишара (Guishard, 1990), который рассматривает психологические корни двух социальных про­блем, расизма и жестокого обращения с детьми, и предлагает пути профилактики этих явлений в рамках конкретного сооб­щества. На современном этапе назрела потребность в оценке эффективности коммунитарных психологических служб в Ве­ликобритании.

К сожалению, по информации Британского психологичес­кого общества (British Psychological Society's Report, 1990), про­граммы подготовки клинических и школьных психологов не рассчитаны на работу во многих из вышеперечисленных усло­вий. В докладе Британского психологического общества ука­зываются те аспекты, которые следует обязательно включать в программы подготовки специалистов. Холл (Hall, 1990b) пред-


лагает специальную учебную программу для школьных пси­хологов, в которой предусмотрена подготовка к работе по ока­занию помощи в рамках департаментов социального обеспе­чения и, возможно, других департаментов местной админист­рации. Необходима дальнейшая проработка этого вопроса.

Наконец, Браун (Brown, 1986) предложил, чтобы комму-нитарным психологам была предоставлена максимально пол­ная информация о потенциальных возможностях использова­ния их знаний и навыков в местном сообществе. Но уже сей­час не вызывает сомнения, что для эффективной работы в рамках своих сообществ психологи должны активно налажи­вать сотрудничество с представителями других профессий. Коммунитарные психологические службы заняли достойное место в системе оказания услуг детям и подросткам. Со вре­менем благодаря совместной работе со специалистами других учреждений их роль еще больше возрастет.

Литература

Adams]., Gifford V. Taking Care with Toby and the Puppet Gang, Nuneaton: George Elliot Hospital N. E. Warwickshire H. A. 1992.

Allen G.J., ChinskeyJ. M., Larcen S. W., LochmanJ. E., Selinger H. V. Community Psychology and the Schools: A Behaviourally Oriented Multilevel Preventive Approach, Hillsdale, NJ: Lawren­ce Eribaum. 1976.

Barlow N. T. Implementing a challenge to care, International Journal of Behavioural Social Work and Abstracts 2(1): 17-301982.

BeckerJ. V., Cunningham-RathnerJ., Kaplan M. S. Adolescent sexual offenders: demographics, criminal and sexual histories, and recommendations for reducing future offenses, Journal of Inter­personal Violence 1(4): 431-45. 1987.

Bender M. P. The role of a community psychologist, Bulletin of the British Psychological Society 25: 211-18. 1972.

Bender M. P. Community Psychology. London: Methuen. Bid­der, R.T. and Hewitt, K.E. (1986) Child health, in H. С. Н. Koch (ed.) Community Clinical Psychology. Beckenham: Croom Helm. 1976.


Billinge M., Blayney C., Woods R., Benfield P. Child abuse and educational psychologists, Division of Educational and Child Psy­chology Newsletter no 38, Leicester: British Psychological So­ciety. 1990.

Braun D. Responding to Child Abuse: Action and Planning for Teachers and Other Professionals. London: Bedford Square Press. 1988.

British Psychological Society. Psychologists and Social Ser­vices, Leicester: BPS. 1990.

Brown B. Constructing psychological services in Social Ser­vices Departments, in I. McPherson and A. Sutton (eds) Recon­structing Psychological Practice. London: Croom Helm. 1981.

Brown B. Services for adolescents, in H.C.H. Koch (ed.) Com­munity Clinical Psychology. Beckenham: Croom Helm. 1986.

Cawson P. Intermediate treatment, Journal of Child Psycho-4logyand Psychiatry 26(5):675-81. 1985.

Children Act. London: HMSO. Chisholm В., Kearney D., Knight G., Little H., Morris S. and Tweddle D. (1986) Preventive Approaches to Disruption. London: Macmillan. 1989.

Crampton-Smith F. Paper presented to the Association for Be­havioural Approaches with Children, Hillscourt Education Centre, Birmingham. 1987.

Dale P., Davies M., Morrison Т., Waters}. Dangerous Families: Assessment and Treatment of Child Abuse. London: Tavistock. Education Reform Act (1988) London: HMSO. 1986.

Elliott M. KIDSCAPE: Good Sense Defence for the Young. London: Kidscape Press. 1986.

Elliott M. Bullying: harmless fun or murder?, in E. Roland and E. Munthe (eds) Bullying: An International Perspective. London: Fulton Books. 1989.

Elliott M. TEENSCAPE: Personal Safety Programme for Young People. London: Kidscape Press. 1990.

Feldman P. Applying psychology to the reduction of juvenile offending and offences: methods and results, Issues in Criminolo-gical and Legal Psychology 14: 3-32. 1989.

Fingleton K., Samson A., HazellA., Ridley R., MarslandP. Child Protection: Two 2-day Courses for Teachers, Oldham: Child Pro­tection Training Group, Oldham MB. 1988.


Gesten E. L., Jason L. A. Social and community interventions, Annual Review of Psychology 38: 427-60. 1987.

Goldstein A. P., Keller H. Aggressive Behaviour: Assessment and Intervention. New York: Pergamon Press. 1987.

Gregory P., Tweddle D. Teaching independence in community homes, Social Work Service 19: 48-52. 1979.

GuishardJ. The Psychology of Race and Child Protection, Bir­mingham: Trinity Road Project. 1990.

Hall N. Psychologists in Social Services Departments working with children and young people, Paper presented to «Psycholo­gists in Community Settings», University of Birmingham. 1987.

HallN. Working with parents who abuse their children, Educa­tional Psychology in Practice October: 131-40. 1988.

HallN. Psychological interventions in a multi-disciplinary child protection project, Paper for submission to Educational Psycho­logy in Practice. 1990a.

HallN. Educational psychologists in training: applying psycho­logy to the work of Social Services Departments, Paper for sub­mission to Educational Psychology in Practice. 1990b.

Halpem R. Community-based early intervention, in S. J. Mei-sels and J. P. Shonkoff (eds) Handbook of Early Childhood Inter­vention, Cambridge: Cambridge University Press. 1990.

Heller K. Social and community intervention, Annual Review of Psychology 41:141-68. 1990.

Herbert M. Behaviour modification of children with aggressive conduct disorders: the use of triadic model interventions in home settings, Issues in Criminological and Legal Psychology 12: 46-57.1988.

Hollin C. Psychology and Crime: An Introduction to Crimino­logical Psychology. London: Routledge. 1989.

Iscoe I., Harris L. C. Social and community interventions, An­nual Review of Psychology 35: 333-60. 1984.

Jackson M. F., MarzillierJ. S. The Youth Club Project: a com­munity-based intervention for shy adolescents, Behavioural Psy­chotherapy 10(1): 87-100.1982.

Lane D. A. The Impossible Child, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1990.


Levine M., Perkins D. V. Principles of Community Psychology: Perspectives and Applications. New York: Oxford University Press. 1987.

Levy B. A mental health initiative in a sixth form college, Paper presented to the Association for Child Psychology and Psychiatry, University of Birmingham. 1989.

Loxley D. Community psychology, in B. Gillham (ed.) Recon­structing Educational Psychology. London: Croom Helm. 1978.

McDermottA. Principles into Practice: A Developmental Study of a Community, Mental Health Service, Manchester: Youth De­velopment Trust. 1986.

National Health Service and Community Care Act (1990) Lon­don: HMSO.

Newman N. R., LutzkerJ. R. Prevention programmes, in R. T. Am-mermon (ed.) Children at Risk: An Evaluation of Factors Con­tributing to Child Abuse and Neglect. New York: Plenum. 1990.

Preston M. A., Carnegie J. Intermediate treatment: working with offenders in the community, Issues in Criminological and Legal Psychology 14: 69-77. 1989.

Priestley P., McGuireJ., FleggD., Hemsley V., Welham D. Social Skills and Personal Problem Solving. London: Tavistock. 1978.

Rapoport R. N. New Interventions/or Children and Youth: Action-research Approaches, Cambridge: Cambridge University Press. 1987.

RappaportJ. Community Psychology: Values, Research, and Action. New York: Holt, Rinehart & Winston. 1977.

Rochdale Child Abuse Training Committee (1987) Teachers Don't Just Worry, Do Something, Rochdale: RCATC.

Rouf K., Peake A. Working with Sexually Abused Children: A Resource Pack for Professionals. London: Children's Society. 1989.

Ryan G., Lane S., Davis J., Isaac C. Juvenile sex offenders: development and correction, Child Abuse and Neglect 11: 385— 95. 1987.

Spence S. Social Skills Training with Children and Adolescents, Windsor: National Foundation for Educational Research. 1980.

Tattum D. P., Lane D. A. Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1989.


Vetere A., Gale, A. Ecological Studies of Family Life, Chiche-ster: Wiley. 1987.

Wilson M. Community Psychology in Easterhouse, Glasgow: Strathclyde Regional Council. 1988.

Wilson P., ShineJ. Characteristics and potential treatment needs of sexual offenders, Issues in Criminological and Legal Psychology 15: 50-8. 1990.


Дэвид Лейн — доктор психологии, профессор, старший преподаватель Сиракузского университета и Лондонского университетского колледжа, ав-гор книг «Этот невозможный ребенок» («The Impossible Child») и «Запуги­вание в школе» («Bullying in School»).

Эндрю Миллер — доктор психологии, заведующий курсом педагогической психологии в Ноттингемском университете, автор книги «Психологические службы в начальных школах» («Psychological Services for Primary Schools»).

В предлагаемом руководстве, объединяющем работы авторов с разной теоретической ориентацией, отражены современные тенденции развития психотерапевтической работы с подрастающим поколением. В книге обсуждаются проблемы совершенствования специализированных служб, подходов и методов по оказанию психолого-педагогической, психиатри­ческой и социальной помощи детям и подросткам, новые формы психо­терапевтических воздействий и области практической деятельности спе­циалистов по детской и подростковой психотерапии. Книга адресована специалистам, работающим с детьми и подростками, а также их родствен­никами в различных медицинских, образовательных и социально-психоло­гических учреждениях, организаторам различных служб и исследователям, занимающимся изучением эффективности различных психотерапевтичес­ких воздействий и разработкой перспективных концепций психотерапии r гпрлр лртрй и подростков.


Практикум по психотерапии;

ДЕТСКАЯ

• • *»•—««(•/•

ПОДРОСТКОВАЯ

Психотерапия

1од редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.