Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дитрих Эберт. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ





Дитрих Эберт. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ

Дитрих Эберт. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЙОГИ.. 1

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ... 1

1. ВВЕДЕНИЕ. 2

1.2. Построение классической йоги. 5

1.3. Традиционное представление о человеческом теле. 8

1.4. Йога и физиология. 9

2. ЯМА и НИЯМА.. 10

3. АСАНА (ПОЗА). 16

3.2. Механически обусловленные воздействия асан на внутренние органы.. 20

3.3.Воздействия на кровообращение. 24

3.4. Функционально-энергетические аспекты асан. 31

3.5. Биомеханические аспекты асан. 38

3.6. Соматосенсорные воздействия асан. 40

3.7. Сенсомоторные аспекты асан. 42

4. ПРАНАЯМА.. 48

4.1.Теории праны.. 48

4.2.Техники пранаямы.. 50

4.3. Формы дыхания и параметры пранаям.. 52

4.4. Энергетический обмен в пранаяме. 59

4.6. Роль дыхания в организме человека. 61

5. МЕДИТАЦИЯ. 71

5.2. Техники медитации.. 72

5.3. Физиологические воздействия медитации.. 75

5.4.Психофизиологическое значение медитации.. 91

7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 103

8. ГЛОССАРИЙ.. 104

9. БИБЛИОГРАФИЯ. 108

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ

D. Ebert. Physiologische Aspekte des Yoga / Перевод с немецкого Минвалеева Р.С.

ПРЕДИСЛОВИЕ К НЕМЕЦКОМУ ИЗДАНИЮ

Dietrich Ebert, HD

Широкое распространение и популярность йоги свидетельствуют о назревшей в обществе потребности в том, что принято именовать «антистресс», «расслабление», «самоконтороль» или «способность к концентрации». Отсюда возникает также необходимость научной оценки этого явления. Во многих странах уже предпринимались такого рода попытки, более или менее подтвержденные соответствующими данными (см.например, Vigh (1970) в Венгрии, Mukerji и Spiegelhoff (1971) в ФРГ, Funderburk (1977) в США). Настоящая книга обращена к врачам, биологам, психологам, психотерапевтам, в ней обобщены доступные автору данные преимущественно под физиологическим углом зрения. Элементарные сведения из практики йоги предполагаются известными, так что данная книга никак не является введением в практику йоги, ни тем более руководством к упражнениям.
Хотя имеющиеся на сегодня публикации зачастую мало связаны между собой, и множество замеренных величин не сопровождается каким-либо физиологическим комментарием, а некоторые исследования проведены даже небрежно (на что при случае указывается в соответствущих местах), тем не менее в данной книге автор попытался дать замкнутое описание и физиологическую оценку затрагиваемых вопросов.
Каждая глава открывается кратким введением в соответствующую физиологическую проблему для тех, кто в принципе знаком с физиологией человека, но не является специалистом в данной области. Для желающих поглубже ознакомится с физиологическими основаниями в соответствующих местах приводятся ссылки на дополнительную литературу. Более подробное изложение физиологических вопросов вышло бы за рамки этой книги.
Особо следует подчеркнуть, что речь здесь идет лишь об избранных «аспектах», за пределами которых остались точки зрения, не обсуждаемые здесь, но вполне заслуживающие внимания в рамках данной тематики. В особенности это касается прочих областей медицины. Было бы весьма желательно с течением времени получить более глубокое представление о йоге, к примеру, с точки зрения клинической медицины или психотерапии. Выбор предлагаемых здесь аспектов должен поэтому послужить стимулом к дальнейшему накоплению данных и, соответственно, проведению новых исследований, чтобы тем самым способствовать научному освоению этого великого наследия мировой культуры.
За многочисленные плодотворные дискуссии, критические замечания и поправки я сердечно благодарю моих друзей и коллег д-ра П.Лессига, д-ра В.Фрицше и д-ра З.Ваурика. Также от всей души благодарю за многочисленные справки по вопросам индологии, которые занимают в тексте значительное место, зачастую без каких-либо ссылок, этнолога г-на Г.Кухарски. Моя особая благодарность за взаимопонимание и поддержку в работе относится и к моей жене, Дагмар Эберт.

Дитрих Эберт

ВВЕДЕНИЕ

D. Ebert. Physiologische Aspekte des Yoga / Перевод с немецкого Минвалеева Р.С.

Определение понятия йоги

История йоги в индийской культуре насчитывает тысячелетия. Уже в доарийской Индии (примерно 2500 - 1800 гг. до н.э.) находят первые изображения йогов. После вторжения ариев в Северную Индию около 1000 г. до н.э. в долине реки Ганг сформировалась индо-арийская культура. Еще до периода ее первого расцвета, около 500-100 г. до н.э., были записаны Веды (Гимны «знания»). Это древнейшие из дошедших до нашего времени письменных памятников индоевропейских языков (Риг-веда, около 1000 г. до н.э.). Несколько более поздним временем датируются Упанишады, философские комментарии к Ведам. Из запечатленного в них богатства мысли с течением времени сформировались шесть великих брахманических даршан (философских систем): Миманса, Веданта, Санкхья, Йога, Вайшешика и Ньяя.

Таким образом, йога как одна из философских школ дошла до нас из последней трети 1-го тысячелетия до н.э., будучи тесно связанной с философией санкхьи, одной из древнейших философских систем Индии. Надо сказать, что понятие философии в древней Индии помимо теоретического осмысления мира включало в себя также и своеобразный способ жизни (Mylius 1983). Причем если философия cанкхьи имела своим предметом именно рационально-теоретическое истолкование мировых проблем, то йога скорее являлась практической системой самопознания. Однако в конечном итоге йога должна была привести к тем же результатам, что и рационалистическая философия cанкхьи.

Обе системы опираются на одну космологию и исходят из типично брахманического морально-каузального миропорядка, согласно которому каждый поступок, каждое действие (карма) помимо своего естественного значения имеет еще один смысл, который не зависимо от пространства и времени, но только исходя из взаимосвязи обстоятельств может естественным образом вызывать новые обстоятельства и оказывать на них влияние. Эти воздействия могут реализоваться только в следующей жизни, после нового рождения. Тем самым в данную космологию входит учение о «переселении душ», «колесе перерождений». Каждый поступок человека имеет своим следствием некоторое стечение обстоятельств, вытекающих из принципа моральной ответственности, и таким образом, чтобы получить по возможности менее печальное перерождение, а также уменьшить или полностью исключить страдание уже в настоящей жизни, необходимо правильное понимание причинно-следственных связей и правильный образ жизни - что и дает обращение к йоге.

Мировой порядок в дуалистической и атеистической философии cанкхьи объясняется посредством сведения всего существующего в мире к двум принципам:

  1. Праматерия (Пракрити), неманифестированная, бесформенная, неупорядоченная, активная, находится в постоянном движении, лишена духовности и осознания самой себя.
  2. Духовная сущность, «душа» (Пуруша), неактивна, одухотворена и обладает самосознанием.

Эта духовная сущность отделена от материального мира событий глубокой и непреодолимой пропастью, что относится и к человеку, в котором ядро его собственного существа противостоит протекающим в нем объективным процессам как отчужденная и безучастная сущность. Причиной этого является то, что мышление (читта) в человеке (с лингвистической точки зрения неясно, насколько адекватен перевод «читта» словом «мышление») есть продукт пракрити и, соответственно, связано с объектами восприятия, то есть воспринимает форму этих объектов, изменяя тем самым свой собственный гештальт (eigene Gestalt). Так возникает ложное отождествление души с объектами. Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно найти средство для сознательной остановки ложного отождествления души с объектами (Chattopadhyaya 1978). И это средство - йога.

Посредством йоги устраняется наше невежество (авидья) относительно сущности пуруши и пракрити и тем самым достигается избавление от страдания. Избавление от страданий в данном случае означает полученное путем познания определенное состояние (просветление), которое аннулирует ведущее к страданиям действие Кармы и высвобождает душу из круга перерождений. Отличие от европейских представлений о путях избавления, вероятно, состоит в том, что этот путь реализуется прежде всего через самопознание, и при этом не обязательны какие-либо ритуальные действия с персонифицированным божеством («атеистическая религия»?).

В строго атеистической системе санкхьи освобождение приносят рациональное знание и добродетельный образ жизни, тогда как в йоге освобождение реализуется посредством медитаций и самопознания, причем для йоги, в отличие от санкхьи, характерна некоторая теистическая составляющая, которая, по-видимому, психологически облегчает реализацию освобождения (см. гл.2). Впрочем, индологам эта теистическая составляющая представляется искусственной (Frauwallner 1953, Glasenapp 1949). Теизм не соответствует мировоззрению санкхьи и в отношении йоги может рассматриваться как чуждый элемент. С точки зрения философского содержания в йоге нет ничего принципиально нового по сравнению с философией санкхьи. Йога лишь только привносит углубленное понимание психологии и механизма процесса освобождения. Так что вряд ли правомерно рассматривать йогу в качестве самостоятельной философской системы, но точнее будет считать ее практикой теории санкхьи (Frauwallner 1953, Chattopadhyaya 1978). Психологический механизм освобождающего просветления рассматривается на основе «мистической физиологии» (см.1.3).

Эта йога, ориентированная на путь практического самопознания, нашла свои классические формулировки в «Йога-сутре» Патанджали (примерно 200 г.до н.э.). Сутры представляют собой изречения, носящие характер аксиоматических утверждений, которые в известной степени образуют квинтэссенцию учения. Каждая из шести брахманических даршан располагает своими фундаментальными, сформулированными в виде аксиом сутрами. Что касается «Йога-сутры», то она состоит из четырех книг:

  1. Концентрация
  2. Практика концентрации
  3. Психические силы
  4. Освобождение

В первой книге разъясняется так называемая йога подчинения (см. гл. 5), во второй и третьей книгах - классический восьмиричный путь. Наконец, четвертая книга излагает философские и эзотерические аспекты йоги. Без комментария непосвященному смысл этих изречений неясен, так как в древней Индии все виды философии считались «тайными учениями», для более полного понимания которых требуется еще множество передаваемой исключительно устно дополнительной информации (Mylius 1983). Сформулировано также нечто такое, что может быть понято только через собственный опыт. Наконец, для правильного понимания необходимо предварительное знакомство с космологией санкхьи. Первым и важнейшим комментарием к «Йога-сутре» является «Йога-бхашья», написанная Вьясой.

Как и все брахманические системы, школа йоги в последующее время также была снабжена весьма подробными комментариями и дополнениями. Далее, уже в раннем средневековье обнаруживаются некоторые существенные изменения в отношении методики, и возникает великое множество подвидов и вариантов йоги. Многочисленные школы йоги различаются по особенностям техники исполнения упражнений, по подходам к проблеме духовного и физического самосовершенствования и, соответственно, по объектам сосредоточения.

Таблица 1. Некоторые из известных форм йоги

Формы йоги Исходный объект духовного самосовершенствования, соответственно, предмет упражнений по концентрации (Evans-Wentz 1937)
Хатха-йога Функции тела, дыхание
Мантра-йога Звучание слогов или слов
Янтра-йога Геометрические фигуры
Карма-йога Поступки и бескорыстная деятельность
Крия-йога Физическое и духовное очищение
Тантра-йога Психические эксперименты
Джнана-йога Знание, познание
Лайя-йога Сила воли
Бхакти-йога Божественная любовь, самоотдача
Кундалини-йога Эзотерические представления

В Европе популярность приобрела хатха-йога, которая дословно означает «йога Солнца и Луны» (точнее, «Соединение солнечного и лунного дыханий»- Evans-Wentz 1937) и часто переводится как «йога владения телом», хотя, разумеется, сюда относятся и духовные практики. Важнейшие классические тексты по хатха-йоге - это Хатхайогапрадипика, Шивасамхита и Гхерандасамхита, которые появились в 11-17 вв.н.э. (Kucharski 1977). Основателями хатха-йоги считаются Горакшанатх и Матсиендранатх.

Йога была перенесена и в другие страны, особенно в Восточной Азии, где, в частности, сформировались свои собственные школы йоги. (Evans-Wentz 1937), более того, возникли новые формы культуры, как например, дзен в Японии (см. 5.1). На протяжении столетий в Азии, и особенно в Индии, йога остается живой практикой, ее и сегодня можно найти в своих традиционных формах (Brunton 1937, Vivekananda 1937, Ananda 1980).

В нынешнем столетии эта современная и актуальная для нас йога получила распространение в Европе и Америке, что привело к возникновению целого ряда ее европеизированных форм под девизами типа: «Йога и христианство», «Йога и спорт», «Йога и медицина». Изобилие форм, вмешательство европейских культов и философских идей породили то многообразие экзотических сект, в котором уже с трудом узнается «йога сама по себе».


1.2. Построение классической йоги

При анализе всего того многообразия подвидов йоги, с которым нам сегодня приходится сталкиваться повсюду в мире, выясняется, равно как и при рассмотрении иных традиционных индийских школ, что ядром и методологической основой йоги всегда будет известный восьмиступенчатый путь. Первые пять ступеней (анга) именуются крия-йога (практическая йога), а ступени с шестой по восьмую - раджа-йога (царственная йога). Специфическое расширение какой-либо одной из первых пяти ступеней или, равным образом, только части из них породило множество подвидов йоги.

  1. Интенсивное совершенствование, в особенности третьей и четвертой ступеней, привело к хатха-йоге, которую ввиду многочисленности и трудности разнообразных поз именуют также «йога тела» или «сильная йога». Для всех видов йоги общими являются следующие основные компоненты:
  2. Имеется свод правил поведения (излагаемый в первой и второй ступенях), который формально определяет отношение человека к социуму и к самому себе.
  3. Йогический праксис всегда связан с осознанным исполнением физических и психических упражнений, которые делаются регулярно.
  4. Исполнение всех элементов упражнения должно сопровождаться сознательным умственным сосредоточением.
  5. Установка сознания на некоторую пассивность (напр., при самонаблюдении за дыханием по формуле «мне дышиться», и т.п.) является психологическим приемом, который отличен от «активного сосредоточения» (напр., при вычислениях в уме), и создает психологическую почву для умственного сосредоточения.

Классический восьмичленный путь в принципе излагается во второй и третьей книгах «Йога-сутры» Патанджали. Поскольку мы даем самое сжатое изложение, то здесь будут процитированы только посвященные этой теме сутры:

Восьмиступенчатая йога

II/29 Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьяхара, Дхарана, Дхиана и Самадхи - восемь ступеней йоги.

Я ступень

II/30 Не-убийство, правдивость, не-воровство, воздержание и не-алчность называются Ямой (Буквальный перевод «Яма» означает: дисциплина, заповедь). II/31 Эти заповеди, не ограниченные временем, местом, обстоятельствами и кастовыми законами, являются великим обетом.

Я ступень

II/32 Внутреннее и внешнее очищение, удовлетворенность, умервщление плоти, учеба и служение Богу - это Нияма. (Нияма буквально означает: самодисциплина; вместо умервщления плоти часто используется понятие «аскеза»).

Я ступень

II/46 Неподвижная и удобная поза есть асана. (Первоначально асаной могли называться только позы сидя, так как во времена Патанджали множество других поз еще было неизвестно).

Я ступень

II/49 Затем следует овладение движениями вдоха и выдоха (Пранаяма). II/53 Ум становится способным к Дхаране. (Пранаяма буквально означает: «обуздание праны» или «управление энергией». Под праной подразумевается жизненная энергия, - см.гл.4. - которая поступает посредством дыхания и регулируется им. На основе этого дается вольный перевод пранаямы термином «регуляция дыхания»).

Я ступень

II/54 Отстранение органов чувств (Пратьяхара) достигается через отключение их от собственных объектов и одновременного принятия ими природы ума (читты). II/55 В результате - полнейшее овладение органами чувств. (Психологически точный перевод термина «пратьяхара»: «Отсутствие связи органов чувств с объектами их сферы восприятия»).

Я ступень

III/1 Дхарана - удержание мышления на определенном предмете. (Дхарана зачастую просто именуется «концентрацией» или «фиксацией мышления»).

Я ступень

III/2 Если это (Дхарана) образует непрерывный поток познания, то это Дхиана. (Дхиана означает именно: размышление, представление, анализ и часто переводится термином «медитация». О смысле этого перевода см.гл.5.)

Я ступень

III/3 Если это (Дхиана), оставив любые формы, отражает только смысл, то это - Самадхи. (Правильный перевод Самадхи настолько спорен, что для этого используют даже противоречащие друг другу определения, см.гл.5).

Я ступени

III/4 Эти три в применении к одному единственному предмету есть самияма. III/5 По достижении этого возгорается свет познания. III/12 Направленность читты на какой-либо предмет достигнута тогда, когда прошлое и настоящее впечатления одинаковы.

Остальные не цитируемые здесь сутры поясняют и дополняют уже сказанное и носят более философско-дидактический характер.

Еще и сегодня классическая восьмиступенчатая йога практикуется в Индии в этой полной форме, но при этом обучают также тем или иным вариантам. Более того, значительно возросло как количество, так и распространенность вышеупомянутых разновидностей йоги. Далее, стало обычным выбирать из системы отдельные элементы или группы упражнений и применять их в качестве лечебных средств в медицинской практике. Во многих финансируемых государством клиниках и институтах йоги существуют методики йоготерапии различных групп заболеваний, которые отчасти опираются на клинический опыт (см.гл.6). Кроме того, с профилактическими и гигиеническими целями йога включается в программы занятий школ и спортивных заведений.

Современная европейская литература по йоге, состоящая в основном из практических рекомендаций и попыток интерпретации, также содержит более или менее проработанные элементы системы классической йоги. К сожалению, под влиянием сектантских течений и интересов коммерции зачастую происходит вытеснение еще сохранившегося, пусть и в неполном виде, изначального содержания йоги в сомнительную область поверхностных спекуляций. В медицинской практике йога как система не применяется, хотя существует множество приложений, прежде всего в области психотерапии и физиотерапии.

Рис.1. Древнеиндийская схема тонкого тела с семью чакрами и тремя основными нади: Ида (синего цвета), Пингала (красного цвета) и Сушумна (прямая). Символическое содержание чакр передано количеством лепестков лотоса.

Йога и физиология

Если проигнорировать все те культурно-исторические формы и интерпретации, в которые модифицировалась или была включена йога, то с естественнонаучных позиций в итоге остается некоторое, существующее в независимости от какой-либо интерпретации, эмпирическое знание, в котором йога предстает как метод самодисциплины. В физиологическом смысле речь идет об определенной системе обучения методам сознательного управления и регуляции моторной, сенсорной, вегетативной и психической деятельности. При этом идет сознательное воздействие на соматические и психические функции, совпадающее с сознательным «самоузнаванием», «переживанием» функции.

Цель йогической практики можно видеть как в «...интенсивном и точном исследовании внутреннего мира человека...» (Scheidt 1976), так и в реализации практик и образа жизни, которые приводят организм к «...ситуативному и конституциональному оптимуму...» (Schultz 1954). От психической и телесной самодисциплины можно ожидать, и физиологически измеримых эффектов, и, равным образом, оздоровительных воздействий в плане профилактики и терапии. В этом смысле правомерным будет определить йогу как практикуемую индивидуально и субъективно переживаемую «физиологию». В какой мере эта «переживаемая физиология» сравнима с нашей европейской объективной физиологией и будет предметом последующих рассуждений.

ЯМА и НИЯМА

D. Ebert. Physiologische Aspekte des Yoga / Перевод с немецкого Минвалеева Р.С.

Первые две ступени классической йоги представлены правилами поведения, которые в неизменном виде обнаруживаются во всех школах йоги. Более того, они также стали общепринятыми нравственными предписаниями для всех тех, кто хотя и не занимается йогой, но живет в индийских культурных традициях индуизма, буддизма или джайнизма, причем, по-видимому, только предписания по очищению соблюдаются не так строго, как в йоге. На первый взгляд кажется, что Яма и Нияма не имеют прямого отношения к физиологии. Однако в смысле целостного рассмотрения эко-социо-психо-соматической организации жизни некоторые из этих предписаний имеют точки соприкосновения с физиологией. Для сугубо медицинских сфер деятельности, в которых важны психотерапевтические, психогигиенические, социально-медицинские или физиодиетологические аспекты, здесь могут скрываться заманчивые перспективы. Поэтому рассмотрим эти предписания несколько более подробно, а на взаимосвязях с физиологией диеты и очистительных процедур остановимся особо.

Предписания ямы и ниямы

Яма (дисциплина, правильный образ жизни) регулирует этические отношения с окружающим миром. Основы ямы частично даются уже в «Йога-сутре», которую мы приводим фрагментарно (источник см.1.2.):

II/33 Чтобы вытеснить мысли,препятствующие йоге, нужно вызвать противоположные им.

II/34 Препятствия для йоги - это убийство, неправдивость и т.д., являются ли они уже совершенными, имеют ли причину или повод, обусловлены жадностью, гневом или неведением, и являются ли легкими, средними или чрезмерными, - имеют своим следствием бесконечное неведение и нужду. Это и есть метод, как думать противоположное.

Пробуждению мыслей приписывается здесь определяющее значение как механизму управления поведением. Данный принцип «приоритета духовности» для человеческого поведения, который необходимо развивать, чтобы управлять биологическими инстинктами и использовать их, соотносится с марксистской теорией социальной детерминации человеческого поведения, поскольку содержание мышления и в данном случае зависит, помимо прочего, и от социальных детерминант.

II/35 Если он (йог) стоит, упрочившись в ахимсе, то в его присутствии прекращается всякая враждебность.

Этот принцип неубийства (ахимса) в широком смысле понимается как принцип ненасилия. Он заключает в себе принципиальное непричинение насилия по отношению ко всем созданиям творца, а также сострадание ко всем страждущим. В крайней форме эта заповедь практикуется джайнистами, которые подметают дорогу перед собой и носят на лице платок, чтобы по недосмотру не погубить какое-нибудь насекомое.

II/36 Если йогин совершенно упрочился в правдивости, то он получает возможность для себя и для других без усилий пожинать плоды труда.

Правдивость (сатьям) понимается здесь так же всесторонне, как это описано выше (II/34). К физиологии это имеет следующее отношение. Когда говорится не-истина, то для поддержания социального правдоподобия к внутрисубъектной модели поведения должна быть добавлена еще одна, параллельная модель, содержащая ложь. С этой параллельной моделью, которая не имеет никаких соответствий в реальности, приходится сравнивать и согласовывать каждую реальную ситуацию, чтобы иметь возможность существовать в социуме как целостная личность. Это требует перенапряжения мыслительной деятельности и перерасхода психической энергии, что препятствует спонтанному поведению и непосредственному регулированию взаимотношений с внешним миром.

II/37 Если йогин укрепился в не-воровстве, то к нему стекаются все сокровища.

Не-воровство (астеям) включает в себя также отказ от всякой претензии на чужое имущество. Это должно породить непоколебимое самосознание.

II/38 Посредством упрочения в воздержании приобретается сила.

Это лаконичное положение напоминает психоаналитическую теорию сублимации, согласно которой сексуальное влечение может действовать как духовная сила, если оно направлено на несексуальные цели. Иными словами, сила, направленная на удовлетворение сексуальных потребностей, используется для несексуальных действий, «сублимируется» в несексуальном поведении. Общность с сутрой II/38 состоит в том, что сексуальное влечение (Libido) понимается здесь как сила или как психическая энергия.

II/39 Если он укрепился в не-алчности, то он получит воспоминание о прошлом существовании.

Апариграха часто переводится как отсутствие жадности.

Нияма (самодисциплина, ограничение) регулирует отношение к самому себе:

II/41 Также возникают чистота саттвы (радость, знание),
веселый нрав, концентрация, подчинение органов чувств и способность самореализации.

Самой важной и объемной составной частью Ниямы являются практики очищения (Крия, см.гл.2.2.), которые, впрочем, в «Йога-сутре» не разъясняются, а появляются в более поздних текстах, иногда их можно встретить также в связи с пранаямой или в мудрах.

II/42 Из удовлетворенности произрастает высшее счастье.

Удовлетворенность (сантоша) всем тем, что именно случается или как именно событие происходит, может быть натренирована посредством того, что во внимание принимаются только положительные аспекты, которые содержатся во всем, а отрицательные аспекты игнорируются. При этом изначально принимается, что всякое событие несет в себе оба аспекта, и тогда отрицательные аспекты познаются во взаимодействии с собственной личностью.

II/43 Вследствие аскезы благодаря устранению нечистоты органам чувств и телу придаются скрытые силы.

Аскеза, часто определяемая как строгость (тапас) - одно из предписаний самодисциплины - охватывает все последующие ступени йоги или подготавливает к ним. Речь идет о тренировке силы воли посредством практики преодоления собственных потребностей. К аскезе относятся, например, периоды поста, во время которых происходит сопротивление потребностям питания, сексуальное воздержание, а также периоды социальной изоляции (одиночество) с целью противостоять потребностям общения и социальных контактов. Распространено также перенесение физической боли.
К нияме относятся изучение текстов, преданность богу или почитание гуру. Разумеется, изучение текстов восстанавливает взаимосвязь с культурной традицией.
Любовная самоотдача стала в бхакти-йоге основной целью (ср. Бхагавадгита, около 400 г.до н.э.). При этом существенным является не предмет почитания, а собственно факт почитания, т.е. практика самоотдачи по отношению к кому бы то ни было.

Диета йоги

Во всех школах йоги даются специальные рекомендации по количеству и качеству питания, которые у Патанджали не упоминаются и их также невозможно отнести к той или иной ступени восьмиричного пути. Эти рекомендации Kuvalayananda и Vinekar (1963) сводят в следующим виде:

1. Избегание переедания, установление индивидуально необходимого количества калорий.

2. Соблюдение молочно-растительной диеты (без употребления мяса, но без запрета на все «животное»)

3. Употребление пищи, бедной белками (без яиц) и солью.

Предполагается, что йогические практики стимулируют парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, и в результате наступает, прежде всего у начинающих, компенсаторная гиперактивизация симпато-адреналовой системы, для нейтрализации нежелательных последствий которой и возникает необходимость в малобелковой диете с ограничением соли.

4. Избегание всех возбуждающих средств, таких как, например, сильные пряности и наркотики.

Ряд диетических рекомендаций базируется в основном на традициях Аюрведы. Аюрведа (приблизительно 200 г.н.э.) - это система древнеиндийской медицины, в которой содержатся также сведения по биологически активным веществам (фармация) и диете. Здесь можно увидеть много общего с древнекитайскими представлениями относительно здоровья и диеты, когда цель достигается хорошо сбалансированным питанием. Следование этим диетологическим рекомендациям в отдельных случаях могло бы стать достойной задачей для клинической биохимии.

Диетическая рекомендация отказа от мяса, согласно Kuvalayananda и Vinekar (1963), восходит к известному представлению о том, что в мясе содержится меньшее количество жизненной энергии, поскольку животное ее уже израсходовало. Вследствие этого в мясе плотоядных остается еще меньше энергии, чем в мясе травоядных. Больше всего жизненной энергии, следовательно, может быть получено из растений (по мнению древних индусов первобытное общество было обществом вегетарианцев). Предполагается, что данная рекомендация обусловлена традицией. Например, эскимосы, которые не имеют возможности потреблять растения, приспособились к мясной пище. В новых (прежде всего европейских) школах йоги вегетарианская кухня обосновывается тем, что с ее помощью развиваются только благонравие и добродетельность. Питание же мясом порождает агрессивность и, как следствие этого, деструктивные стереотипы поведения. С точки зрения физиологии питания по этому поводу ничего определенного сказать нельзя, так как пока еще не исследовалась взаимосвязь манеры поведения или же таких элементов психики как настроения, аффекты, умственная деятельность и т.п. с составом употребляемых продуктов питания. Следующим аргументом в пользу отказа от мясной пищи является то, что мясо есть аморально, поскольку для добывания пищи в этом случае нарушается этическая заповедь ахимсы (не-убийство). На это, с общебиологической точки зрения, можно было бы возразить, что растения также являются живыми существами. Далее при массовом содержании скота людьми возникает этически сложная проблема: все те животные, которые предназначены для переработки на мясо, должны сначала быть выращены человеком, то есть они бы вовсе не существовали, если бы их не использовали в пищу. Убедительно звучит также объяснение, что мясная пища в тропиках очень быстро портится; в этом случае основанием запрета на употребление мяса в пищу будет этот гигиенический повод.

Мы не знаем, какие психологические последствия может иметь одностороннее вегетарианское питание, ибо ничего неизвестно о взаимосвязи между структурой промежуточного обмена веществ и психическими функциями. Вот некоторые воздействия вегетарианского стола на промежуточный обмен.

Чисто растительная пища бедна белками и жирами, так что без маслин и орехов потребность в калориях может быть удовлетворена только большим количеством объемной пищи (Rapoport 1969). Кроме того, вегетарианцы не получают в достаточном количестве некоторые необходимые аминокислоты. У них также обнаруживается снижение уровня глобулинов в сыворотке крови (Kanig 1973). Однако контрпримером в этом отношении являются строгие вегетарианцы, дожившие до преклонного возраста. Вегетарианская пища, обогащенная молочными продуктами, уже может считаться полноценной.

Растительное питание содержит мало поваренной соли, что ведет к осмотическому обезвоживанию. С этим, а также с высоким содержанием витаминов,связывают противовоспалительное действие продуктов растительного происхождения (Seidel, Bosseckert 1971). Значение рН жидкой среды организма смещается в сторону щелочных значений. Наконец необходимо учитывать повышенное газообразование в кишечнике вследствие распада целлюлозы, что ведет, в свою очередь, к всасыванию метана и повышению его содержания в крови.

В йоге рекомендуется ограничивать питание. Прием пищи должен быть закончен тогда, когда утолен голод, - установка, имеющая своей целью избежать пресыщения и переедания. Рекомендуется временное голодание, эффект которого усматривается в повышении психической энергии. При голодании собственные энергетические потребности покрываются за счет распада запасов организма, причем уровень протеина в крови остается неизменным, содержание всех липидов падает, а распад мышечной ткани предотвращается регулярными тренировками (напр., практикой асан) (подробнее см.: Krauss 1979, Seidel, Bosseckert 1971). После преодоления так называемого голодного кризиса описаны такие психофизически благотворные результаты как, например, улучшение зрения и снижение порога слышимости (Krauss 1977). Аналогичный рост психофизических показателей подчеркивают все йоги, причем их описания простираются от «улучшения самочувствия» через «повышение тонуса» до «способностей к расширенному восприятию». Систематическое иследование и обоснование этих взаимосвязей представляет значительный интерес.

В клинической картине психиатрического заболевания Anorexia nervosa (невротическое отсутствие аппетита), сопровождающегося хроническим недоеданием, также сообщается о повышении психической работоспособности. Например, подростки, страдающие этим заболеванием, нередко относятся к наиболее успевающим ученикам в своих возрастных группах.

Здесь необходимо отметить, что любое лечебное голодание, помимо соблюдения соответствующих правил, требует врачебного контроля. Сюда относится, к примеру, контроль за выведением воды и электролитов, кровообращением, функциями некоторых гормонов и т.п.

АСАНА (ПОЗА)

D. Ebert. Physiologische Aspekte des Yoga / Перевод с немецкого Минвалеева Р.С.

Сидячие позы

Падмасана * Поза лотоса
Ваджрасана * "Прочная поза", Поза на пятках
Сукхасана * "легкая поза", Поза портного

Перевернутые позы

Випаритакарани * "перевернутая поза", Полустойка на лопатках
Сарвангасана * стойка на лопатках, поза свечи
Сиршасана * стойка на голове

Вращение туловища

Матсиендрасана * "поза Матсиендранатха", Скрученная поза
Ардхаматсиендрасана * полускрученная поза
Вакрасана * вращение спины

Наклоны туловища вперед

Пашимоттанасана * поза крестообразного наклона, поза спины
Халасана * поза плуга (также является перевернутой позой)
Йога-мудра * символ йоги
Йоганидрасана * поза для сна

Наклоны туловища назад

Матсиасана * поза рыбы
Бхуджангасана * поза кобры
Шалабхасана * поза кузнечика
Дханурасана * поза лука
Чакрасана * поза колеса

Упражнения на равновесие

Парватасана * поза горы
Кукутасана * поза петуха
Вокасана * поза дерева
Бакасана * поза ворона
Врисчикасана * поза скорпиона
Майюрасана * поза павлина

Таблица 3. Перечень мышц, сокращающахся при наиболее важных бандхах (по Gopal, Lakshman 1972)

Бандха Русское соответствие Участвующие мышцы
Джаландхара подбородочный замок M. sternocleidomastoideus (грудиноключичнососцевидная мышца.); Mm. scaleni (лестничные мышцы); M.mylohyoideus (челюстно-подъязычная мышца); Mm. infrahyoidei (нижне-подъязычные мышцы); Platysma (подкожные мышцы шеи); внутренние мышцы гортани
Уддияна замок диафрагмы Диафрагма; Mm. intercostales externi(внешние межреберные





ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.