Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Общая схема манипуляций человеком





 

В самом общем плане, в основе любой манипуляции при помощи масскульта лежит иллюзорное, симулятивное удовлетворение тех или иных острых психологических потребностей человека.

Управление человеком – по сути, управление его мотивацией, которая являет собой результат взаимодействия потребностей и стимулов, которые могут их удовлетворить, а также, ситуационных факторов. Раскрытие психологического механизма мотивации позволяет понять логику любых манипуляций.

 

Глава 5. Структуры психики человека – мишени для манипуляций

 

Потребность. Виды потребностей

 

Потребности могут быть висцерогенные (биологические) и психогенные. Однако, между ними существует очень тесная взаимозависимость, так, к примеру, фрустрация висцерогенных потребностей создает психологический дискомфорт, а неудовлетворение психогенных может вызывать психосоматические расстройства. Психогенные потребности всегда так или иначе связаны с жизнью человека в обществе: это потребность в уважении, в аффилиации, в приобретении и др. Состояние фрустрации дискомфортно для человека – и это уже в той или иной степени возможность манипулировать им: человек эмоционирует и лишается возможности принимать взвешенные решения (в самом простом случае).

Помимо естественного зарождения потребностей, возможно их искусственное генерирование: при помощи подпороговых стимулов, гипноза и т. д. В таком случае, человек может желать чего-либо вопреки собственной логике. Известен психологический эксперимент, когда в состоянии гипноза студенту внушили, что он должен спрятать тапки лаборанта. Он это сделал, но, осознавая глупость своего поступка, сказал, куда. На вопрос «Зачем ты их спрятал?» он не мог дать ответа. Также к искусственному генерированию потребностей можно отнести канализирование тревожных настроений средствами массовой информации, и, как следствие, ложную потребность у избирателей в «сильной руке», с которой отождествляется тот или иной кандидат. Кроме того, к искусственно сгенерированным потребностям можно отнести жадное стремление к дорогой, брендовой одежде и прочим предметам роскоши, в основе которого – подражание «звездам» шоу-бизнеса.

Притязания и ожидания

 

Притязания – привычный уровень удовлетворения, ожидания – прогноз этого с учетом ситуации. Их соотношение существенным образом влияет на самооценку человека. Шоу-бизнес, пропагандируя так называемый «гламур» превращает одну часть молодежи, более слабую и неуверенную в себе, с низким уровнем ожиданий в безвольную массу, а другую, более сильную, делает циничнее. Таким образом, глупое и безобидное, на первый взгляд, MTV, в действительности незаметно разлагает общество изнутри, реализуя древний принцип «разделяй и властвуй».

 

Поисковая активность

 

Шоу-бизнес в полной мере влияет на ее вектор: болезненные духовные искания заменены на поиски желанного имиджа, на пути достижения псевдоидеалов. Вместо того, чтобы голосовать за того или иного политика, участвуя таким образом в судьбе своей страны, и, следовательно в своей собственной, молодежь шлет смс, голосуя за любимого исполнителя. Причем даже не просто так, а потратив на это один доллар без НДС.

Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.

К чему приводит все это? К тому, что люди становятся все на одно лицо в прямом смысле этого слова. Похожи друг на друга. Стирается внутреннее, остается только шаблонное внешнее. Конформизм, доведенный до крайности.

Зачем им это? Почему с ними все это происходит? Им так проще. Не надо ничего придумывать и созидать самому – бери готовый, «априорно правильный» шаблон и прилагай все свои усилия для его воплощения в себе. Наверно, они не уверены в себе, полагая, что их собственное, внутреннее «хуже». Думают, что их привлекательность заключается только лишь в соответствии этим стандартам, и даже если в глубине души противятся этой маске, боятся ее снять, потому что боятся изоляции, одиночества. Спираль молчания Ноэль-Нойманн, как мы видим, проявляется не только в конкретных предвыборных манипуляциях: люди конформны. А также, закон самореализующегося пророчества: в погоне за ярким и пустым многие теряют что-то очень важное. Кто-то превращается в куклу-Барби, кто-то становится сух и циничен, утрачивая веру в людей, замыкаясь в своем мирке.

Человек «потерялся», «заблудился» между реальностью жизни и гиперреальностью10 СМИ – между людьми живыми и гротескными, полностью искусственными, броскими имиджами персонажей. Унифицированные символические реальности, формируемые СМК, не менее убедительны, чем реальность пребывания, а граница между ними условна и проницаема. В связи с этим для самих работников медиа необходимо осознавать то, что содержание образов реальности не тождественно самой существующей независимо от них реальности, хотя способно изменять ее коренным образом.

 

Ментальная карта

 

Субъективная картина мира. Также – «образ мира», по А. Н. Леонтьеву. Подменяя тона и акценты при помощи разного рода манипуляций возможно заставить человека взглянуть на мир иначе. Для этого используются, с одной стороны, технические возможности СМИ, а с другой стороны, есть ряд психологических приемов.

 

Установка

 

Модель стереотипной реакции, выработанная в прошлом, готовая реализоваться. Касается не только телесных автоматизмов, но и умозаключений. Близко соотносится с понятием габитуса П. Бурдье11.

Шоу-бизнес многоаспектен, и он отнюдь не ограничивается собственно шоу, СМК, то есть тем, что по отношению к потребителю является внешним. Понятие габитуса удобнее всего рассмотреть на примере клубного бизнеса, который, естественно, входит в понятие шоу-бизнеса. Идею применения понятия «габитус» к клубной жизни выдвинул английский исследователь данного феномена Ф. Джексон12. Он верно отмечает, что клубы влияют на габитус.

 

Габитус

 

В русском языке наиболее уместна аналогия термина «габитус» со словом «уклад»13.

«Детерминации, связанные с особым классом условий существования, производят габитусы – системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать, как структурирующие структуры, т.е. принципы, порождающие и организующие практики и представления, которые могут быть объективно адаптированными к их цели, однако не предполагают осознанную направленность на нее и непременное овладение необходимыми операциями по ее достижению»14.

Принципы габитуса не могут быть управляемы индивидуально (извне, либо самим носителем габитуса), они управляемы коллективно.

Габитус – приобретенная система порождающих схем, которая делает возможным продуцирование мыслей, действий, восприятия, вписанных в границы особенных условий производства данного габитуса.

Главная идея – в непреднамеренном «воспитании», осуществляемом соответствующей средой. Путем рефлексии я осознаю конкретные изменения в структуре своей личности, причина которых – сильное увлечение в прошлом клубной культурой. Несмотря на то, что сейчас это увлечение для меня не является первостепенным, до сих пор мне присуще все то, что оно привнесло.

Изменения, о которых я говорю, простираются от банальной манеры доброжелательно-холодно-вежливо улыбаться и разговаривать, до панического страха запятнать свою репутацию и прочего подобного. Как утверждает Бурдье, габитус распространяется на все остальные сферы жизни – и по большому счету это действительно так.

Однако, интересно то, что у разных людей под одним и тем же воздействием среды (клубной, или гиперреальности СМК, или любой другой) могут формироваться совершенно различные, даже противоположные габитусы. Например, в клубах нередко происходят короткие знакомства состоятельных мужчин и юных, но меркантильных девушек, не являющихся, однако, профессиональными жрицами любви, но преследующих недвусмысленные цели. Клубы привили мне страх перед этим, потому что репутация у девушки такого рода, мягко говоря, далеко не лучшая. Но парадокс-то в том, что оное явление происходит там постоянно и, более того, некоторые девушки за этим туда и приходят. Такие знакомства они не воспринимают как позор, для них это желанный престиж. Формирование конкретной индивидуальной системы диспозиций происходит под влиянием коллектива, однако вектор развития, надо полагать, детерминирован уже существующей структурой личности, опосредованной индивидуальным опытом.

В понятии габитуса Бурдье делает акцент на его автоматичности, а не на ценностных ориентирах; в первую очередь, это – машинальное неосознаваемое действие, то есть «банальная манера доброжелательно-холодно-вежливо улыбаться».

Практическое верование – состояние тела (не состояние души, не сознательное решение принять данные догмы. Исходная докса (правило игры) – согласие между габитусом и конкретным полем, сам собой разумеющийся немой опыт мира.

Верование в действии утверждено в процессе первичного научения, оно трактует тело как автоматическое запоминающее устройство. Продукт почти телесных диспозиций. Заученный, и потом забытый стих: слова забыты, а ритм нет. Моторные схемы и телесные автоматизмы исполнены неосознаваемого смысла. То, что человек делает, всегда несет больше смысла, чем он думает.

Тело и язык – кладовая отсроченных мыслей. Принятие определенного физического положения => их активизация. Танец или песня вызывают внушение неких чувств и мыслей исполняющему. Тело верит в то, во что играет. Оно не запоминает прошлое, а приводит его в действие. Таким образом, прошлое начинает жить заново. Заученное телом – это то, чем тело является. В качестве прошлого, как я полагаю, может выступать не только жизнь человека, но и архетипы в юнговском понимании. Это как раз объясняет причину того, что подобранный особенным образом ритм музыки, громкость, частота и т.д., сознательно воспринимаемые как обычные, могут влиять на настроение. Практики происходят в пределах «полей» - автономных сфер деятельности, обладающих специфической внутренней логикой силовых отношений. Поле создается агентами: в поле экономики это предприятия. Поля иерархически организованы, то есть существуют более общие, глобальные поля, охватывающие всю социальную реальность - таковы прежде всего поля экономической и политической власти, - и частные поля (а внутри них и субполя) - религии, образования, искусства, спорта, философии, науки и т. д.

Считаю правомерным ввести в рассмотрение новое поле – клубного бизнеса, каждый сегмент которого является субполем. Обозначим три типа агентов данного поля: поставщик услуг (руководство, промо-группа и т.д.), потребитель (целевая аудитория), СМИ. Утверждение Бурдье, что каждое экономическое предприятие – тоже своеобразное поле, правомерно спроецировать на клубы. Каждый клуб является полем.

Р. Барт утверждает что миф – это коммуникативная система, некоторое сообщение, а носителем мифического слова может быть все, что угодно, например, материальный предмет. М. Маклюен15 говорит о том, что коммуникация не линейна, а каузальна, т.е. воспринимается вся конфигурация в целом. В качестве иллюстрации он приводит кубизм: несмотря на то, что картина фрагментарна, она воспринимается как единое целое.

Таким образом, пространство клуба (=поле игры) – каузальная коммуникация, в которой материальные предметы и межличностные коммуникации воспринимаются как нечто целостное. Именно на таком понимании строится дальнейший анализ.

Поле состоит из взаимосоотнесенных позиций, объективно существующих возможностей проявиться - ролей или ниш в борьбе за разыгрываемые в данном поле призы. Участие в практике (в коммуникации) предполагает заинтересованность, "вовлеченность в игру", il-lusio16; экономическая заинтересованность - лишь одна (хотя и доминирующая в современном обществе) из многих форм il-lusio.

Анализируя клубный бизнес, как поле, необходимо учитывать его соотнесенность с полем журналистики, которое описано у Бурдье. Поле журналистики, пишет Бурдье, подчинено потребностям рынка – реципиентам (публике) и рекламодателям – посредством системы рейтингов. Чем выше рейтинг, тем дороже реклама. В то же время журналист воздействует на реципиента, формируя его мнение. Помимо публики и рекламодателей, каждое отдельное СМИ зависит и от других СМИ, т.к. между ними существует конкуренция.

Поле журналистики, в первую очередь субполе Интернет-СМИ, существенно влияет на поле клубного бизнеса, так как:

1) СМИ публикуют паблисити - рецензии на клубы, статьи и пр., и, следовательно, формируют мнение публики, одновременно являющейся целевой группой;

2) Интернет-СМИ публикуют фотографии людей с вечеринок, содержат форумы и чаты – т.е. в некотором смысле являются симулякром клубной жизни, «виртуальным полем». С одной стороны, это подогревает интерес целевой аудитории, с другой, присущая интернет-общению анонимность позволяет пользователям вести себя так, как невозможно в реальной жизни. К примеру, на 44100 можно оставлять комментарии к фотографиям – многие из которых оскорбительны.

В свою очередь, сами досуговые СМИ существуют за счет рекламы, в том числе, клубов и поэтому зависят от них.

Рассмотрим отдельный клуб как поле игры.

Практическое «чувство игры» - искусство предвидеть – являет собой встречу габитуса и поля. Габитус – инкорпорированная история - воплощаемое в поведении, речи, походке, вкусах человека прошлое (его класса, среды, семьи), поле – объективированная история.

Игра для Бурдье – взаимоотношения, коммуникация индивидов, включенных в структуру того или иного поля. Одним из вариантов поля игры может быть пространство клуба во время вечеринки.

Индивиды обладают чувством вероятного будущего, которое формируется опытом и знаниями. Оно является основанием для разумных практик, которые наделены смыслом для всех этих индивидов.

1) Индивид от рождения принадлежит социальному полю =>

2) обладает чувством игры, т.е. умеет предвидеть будущее (ставить цели), исходя из настоящего =>

3) считает разумным все, происходящее в поле (имеющим смысл и верное направление).

Невыполнение 2) => «мир абсурден»

Любой человек идет в клуб с определенной целью, более или менее осознаваемой им. Собственно, это и есть чувство игры. В одних клубах играют в гонки за престижем, в других - в гонки за экстазом, а в Парк Авеню Диско играют в конкурс. Все это опосредовано каузальной коммуникацией.

Поле игры – это искусственная социальная конструкция с некими правилами, строго очерченным пространством-временем. Но все понимают: «это всего лишь игра», просто развлечение. Для существования поля игры необходима вера в игру. Механизм этой веры должен быть подобен механизму религиозных верований. Бурдье утверждает, что социология культуры - это социология религии нашего времени. Сущность культурного, так же как и первобытного, магизма - не в маге и не в магическом действии, а в совокупном действии всех заинтересованных, вовлеченных. Это действительно так – в высшем сегменте, как правило, царит культ элиты, и в среднем – например, культ экстаза, в низшем – культ вседозволенности.

 

Ценности

 

Это – личностно-значимое отражение всего внутреннего и внешнего мира, связанное с потребностями. На их основе – ценностные критерии. Подменяя конкретное содержание этих ценностных критериев, возможно плавно «переубеждать» человека. Возможна также спекуляция тем, что представляет для той или иной аудитории ценность: например, многие фигуры шоу-бизнеса активно освещают в прессе свою благотворительную деятельность. Или наоборот: присущее молодежи бунтарство успешно использует индустрия потребления, производя, например, одежду с изображением Че Гевары, ставшего символом революции.

Существует ряд теорий, гипотетически объясняющих суть потребности аудитории в информации, получаемой из СМИ:







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.