Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 6. Теории потребностей аудитории в СМИ





 

Теория постоянства

 

В рамках этой теории личность представлена как равновесная, сбалансированная модель определенных представлений о мире, ценностей, установок, и т.д. Интенции личности направлены на

поддержание этого баланса, потому что любая перестройка мировоззренческих принципов, в особенности, фундаментальных, базовых, - психологически крайне болезненна для человека. Многие люди воспринимают информацию из СМИ как априорно верную, и в особенности, - наши соотечественники, еще в советские времена приученные и привыкшие уважать то, «о чем передали по телевизору». Правда, последнее относится преимущественно к людям старшего и, в меньшей степени, среднего возраста.

Люди обращаются к СМИ дабы поддержать свой внутренний баланс. Поскольку в наше время у разных людей ценности и воззрения весьма и весьма различны, каналы СМИ публикуют крайне разнообразную информацию. И каждый находит «свое» в этих бесчисленных мириадах фактов и «фактов», оценок, суждений, прогнозов…

 

Атрибутивная теория

 

С этой точки зрения, индивид – ярый теоретик, всегда и по любому поводу рассуждающий и стремящийся объяснить себе все происходящее в мире, или же доказать что-либо, при помощи хорошо известных ему теорий. Тот или иной канал СМИ всегда имеет собственную позицию, «теорию», с точки зрения которой и подает информацию.

Ни одно СМИ не сообщает аудитории «голых» фактов, оно всегда их прямо или косвенно оценивает, интерпретирует, придает им ту или иную эмоциональную окраску. Если эти «теории» совпадают, человек будет зрителем/слушателем/читателем именно этого СМИ.

 

Теория категоризации

 

Личность всегда обладает некоторым набором категорий, при помощи которого воспринимает, оценивает окружающий мир. Категоризация - природное стремление человека к максимальному упрощению поступающей извне информации и сведение ее к уже существующим в сознании категориям. Используя эту особенность человеческого сознания, СМИ оказывают сильное воздействие на общественное мнение путем максимального упрощения передаваемой информации и сведения ее к категориям "плохо" или "хорошо".

Например, в кинематографе: в старых советских фильмах «белые» были «плохими» - самодурствующими, подлыми, жестокими, а «красные» - «хорошими», простыми, честными, патриотичными, жизнерадостными. В Современных фильмах все наоборот: «белогвардейцы» - несчастные жертвы собственного благородства, а «большевики» - исчадие ада, неуправляемое, безумное зло.

 

Теория объектификации

 

Предполагается, что человек стал инфантилен, даже в зрелом возрасте. Бессознательно он чувствует себя объектом управления, но отнюдь не стремится к борьбе за личную, внешнюю и внутреннюю, свободу. Напротив, он нуждается в пожеланиях, советах, инструкциях. Сложная психика, присущая человеку, по сути, сворачивается до примитивной бихевиористской цепочки «S-R», где в качестве стимула выступает наказание либо поощрение.

Очень характерны передачи типа «Клуб бывших жен», сюжет которых таков: несчастная, обиженная Богом и людьми Посредственность попала на передачу. Она со слезой во взоре рассказывает публике о своих проблемах (скорее всего, у нее ужасный муж, который всячески обижал и унижал ее, но она все равно его любила, а он, такой мерзкий и неблагодарный, в конечном итоге оставил ее). В студии сидят несколько красивых, холеных «светских дам» нашего шоу-бизнеса – певицы, телеведущие и т. п. Они успокаивают несчастную Посредственность, после чего устраивают ей кардинальную смену имиджа, посетив салон красоты и бутик одежды которые являются спонсорами передачи, и названия и адреса которых неоднократно упоминаются, обеспечивая им эффективное паблисити. В результате всех перерождений Посредственность становится Симпатягой. И, непременно, находит себе Хорошего Парня.

Happy end!

Кстати, именно поэтому главной героиней должна быть именно Посредственность, а не Баба Яга – последней не помогут даже спонсорские салон и бутик. Посредственность же, олицетворение средней представительницы аудитории таких передач, Прекрасной Принцессой, конечно, не станет, но этого и не надо – в противном случае исчезнет реалистичность. А в таких передачах, на самом деле, фальшивых и пустых, зрители ценят ни что иное, как «жизненность»…

Словом, передачи этого жанра: дают «жизненные» советы – как себя вести (в первую очередь, как нравиться мужчинам), как одеваться, как укладывать волосы, и, главное, ГДЕ это лучше делать. Если выполнишь все инструкции – обретешь счастье в личной жизни.

Стимул – Реакция.

 

Теория автономии

 

Личность потребителя СМИ рассматривается как автономная, и имеющая значение для других. Человек стремится повысить значимость своей личности, и нередко это опосредуют СМИ.

Телевизионные каналы, зависимые от рекламодателей, конкурируют друг с другом; при этом в современной культуре телевидение адресовано не элитам и отдельным группам, а «всему» населению. Поэтому содержанию и форме сообщений следует быть несложными и интересными. Телевидение общается со зрителем на доступном языке. Общее правило заключается в ориентации на условный средний уровень смыслов, понятных потенциальному потребителю передач. Полагая, что привычный, доступный среднему человеку уровень сложности сообщений, языка, есть норма (потому, что на этом языке говорит телевизор), этот средний человек растет в своих глазах.

Телевидение рождает иллюзию прямого, доверительного контакта со зрителем. Герои программ приходят к человеку домой, обращаются к нему лично.

 

Теория стимуляции

 

Многим свойственно «убегать» от своих личных проблем тем или иным образом. Существует значительное количество всевозможных способов облегчить свое внутреннее переживание, фрустрацию, тревогу. В частности, «растворяя» свои проблемы в проблемах огромного окружающего мира, о которых она узнает из СМИ. Данное явление парадоксально, с одной стороны, так как оно противоречит эгоистической, в целом, человеческой природе: для нас всегда важнее то, что касается нас и наших близких. Однако, с другой стороны, обычная реальная жизнь человека отнюдь не всегда пестрит таким разнообразием эмоциональных переживаний, какое может дать информация из СМИ. Со временем человек становится зависим от этих пиковых эмоций – причем не только положительных, но и отрицательных. Описываемое явление – частный случай эскапизма, проявление наркотизирующей функции СМИ. Человек все более устраняется от своих проблем, беззаботно и всей душой радуясь за очередную героиню сериала. «Внимает» очередной выпуск новостей и «трепещет». Для тех, кому не интересны новости, есть триллеры, передачи о различных катастрофах и так далее. Некий постоянный уровень плохих новостей поддерживает общую нервозность, и поэтому служит снижению способности к критическому восприятию информации. При этом кажется, что обязательное место, отведенное для негативного в обыденном ожидании плохих новостей, практически полностью заполняется сведениями о чужих (далеких) бедах, не оставляя пространства для переживания и анализа одного события. Изобилие страданий и катастроф в течение дня может выступать в качестве «ширмы», за которой теряется отдельное преступление. В России запуганный человек пойдет голосовать за политика «с сильной рукой»…

 

Утилитарная теория

 

Человек, по его собственному мнению, потребляет отнюдь не всю в подряд, а лишь «полезную» информацию.

 

Аффективная теория

 

СМИ дает расслабление, к которому человек стремится, которое для него подобно блаженному состоянию нирваны. Сюда относится вся продукция шоу-бизнеса: человек относится к этому не всерьез, и может «расслабляться» даже просматривая сцены насилия – в кино, разумеется. Это же «понарошку».

Со временем у человека трансформируется способность к сопереживанию. Что происходит, когда он ежедневно видит страдания, насилие и смерть на экране и, в частности, в информационных программах? С одной стороны, зритель имеет право знать о произошедшем, но обыденный показ вещей, которые требуют максимального напряжения, притупляет саму способность (со)чувствовать. В пятнадцатиминутном выпуске новостей физически невозможно переживать сообщения об урагане, наводнении и авиакатастрофе в различных уголках земного шара. К тому же сам факт телепоказа рождает чувство дистанции. Нечто происходит и «с каждым», но и одновременно не вполне «с нами», как если бы между событием и человеком вмешивался посредник, не только пересказывающий ему своими словами, что случилось, но и защищающий его от прямого контакта с действительностью.

 

Теория экспрессивности

 

Человек сознательно или бессознательно стремится так или иначе выразить, проявить свои реальные или выдуманные способности. Отождествляясь с понравившемся персонажем – героем фильма, телеведущим, певцом, человек проживает желаемое в своем воображении.

 

Теория защиты «Я»

 

Человек всегда стремится выглядеть в своих же глазах наилучшим образом. Созерцание и осуждение чьего-либо недостойного поведения, ошибок, неприятностей, и последующее сравнение с собой – «я бы так никогда не поступил!» - вызывает повышение самооценки.

 

Теория подтверждения

 

Стремление к повторному (многократному) переживанию приятной ситуации: поэтому если ему понравилась песня, он послушает ее еще не один раз, или начнет смотреть последующие выпуски понравившейся телепередачи.

Теория присоединения

 

Несмотря на значительный вклад в формирование одинокой «массы», СМИ также могут создавать специфические социальные общности, побуждать людей общаться. Например, фан-клубы «звезд», или обсуждение фильмов.

 

Теория идентификации

 

Человек при помощи СМИ узнает о престижности или не престижности той или иной социальной роли. На основании этого он ориентируется в обществе.

 

Теория моделирования

 

Стереотипные модели поведения, стандартизированные образы жизни люди черпают из СМИ. Потому, что боятся или ленятся строить жизнь самостоятельно.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.