Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Разновидности долговых обязательств :национальные и международные облигации; ценные бумаги на основе активов; частное размещение и проектное финансирование.





Любому финансовому менеджеру необходимо выбирать такие виды заемного капитала, которые лучше всего соответствуют особенностям вашей компании.

Один из важных видов частных займов - банковские ссуды на срок, период погашения которых колеблется от 1 до 8 лет, что меньше, чем срок действия большинства облигаций.

Другая форма частных займов - проектное финансирование, составляющее весьма привлекательную часть рынка заемного капитала. Понятие “проектное финансирование” вызывает в воображении картину многомиллионных займов для разработки полезных ископаемых в экзотических уголках мира. Действительно, возможно обнаружить в этом виде финансирования нечто экзотическое, однако такое традиционное представление отнюдь не исчерпывает его особенности.

Существует огромный рынок стандартных долгосрочных облигаций частного размещения, очень схожих с облигациями открытой подписки, о которой пойдет речь в данной главе. Выбор между частным размещением или открытой подпиской отчасти определяется соответствующими расходами на эмиссию, поскольку открытая подписка предполагает более высокие расходы и более низкую ставку процента. Существуют три других аспекта, по которым облигация частного размещения отличается от своего собрата, размещенного путем открытой подписки.

Во-первых, для частного размещения займа в одном или двух финансовых институтах может оказаться достаточно выписки простого векселя. Это обычная долговая расписка (IOU - “я вам должен”), налагающая определенные обязательства на заемщика. При открытой же подписке необходимо позаботиться о представительстве интересов облигационеров на переговорах, процедуре выплаты процентов и погашения основной суммы долга. В этом случае оформление контракта бывает значительно сложнее.

Во-вторых, облигации открытой подписки - это высокостандартизиро- ванные документы. Так оно и должно быть, поскольку инвесторы постоянно их покупают и продают, не проверяя условия сделок в соглашении. Но это совсем не обязательно при частном размещении, когда облигации не продаются на регулярной основе; их покупателями и держателями являются крупные институты, которые имеют все возможности для выявления каких- либо необычных характеристик облигации. Более того, поскольку частное размещение предполагает более низкие постоянные издержки эмиссии, обычно к нему прибегают небольшие компании, т. е. как раз те, кто в наибольшей степени нуждается в заемном капитале специального назначения.

Любое облигационное соглашение призвано защищать интересы кредиторов, поэтому оно налагает на заемщика определенные обязательства. При частном размещении такие ограничения могут быть чрезвычайно строгими. Например, для выпуска дополнительного облигационного займа может потребоваться согласие уже существующих облигационеров. Это легко сделать при частном размещении, когда число заимодателей ограничено одним или двумя. Однако это практически невозможно при публичном. Поэтому открытое размещение займа предполагает менее строгие ограничения.

1.Контракт при частном размещении проще, чем при открытой подписке.

2.Контракт при частном размещении может иметь нестандартные характеристики.

3.Контракт при частном размещении содержит более жесткие условия для заемщика, однако пересмотреть его гораздо проще.

Национальные облигации, иностранные облигации, еврооблигации. Заемщик может выпустить облигации в обращение либо на внутреннем рынке, либо за рубежом, например, в виде эмиссии иностранных облигаций. В этом случае он размещает облигации на иностранном рынке капитала точно так же, как любая местная компания. Облигации, конечно, должны быть деноминированы в местной валюте, а их эмиссия должна соответствовать национальным правилам. Для американских заемщиков наиболее важное значение в качестве рынков размещения иностранных облигаций приобрели Швейцария и Япония.

Иностранные облигации выпускаются для размещения в конкретной стране и должны отвечать требованиям национального законодательства. Вместе с тем существует международный рынок долгосрочных займов, известный как рынок еврооблигаций. Еврооблигациями называют такие облигации, которые международный синдикат подписчиков продает одновременно в нескольких странах. Хотя еврооблигации продаются по всему земному шару, их подписчики и дилеры базируются в Лондоне. В их число входят также лондонские отделения коммерческих и инвестиционных банков США, Европы и Японии.

Обычно еврооблигации выпускаются в относительно стабильной, легко конвертируемой, активно используемой валюте. Наибольшую популярность в этом отношении завоевал американский доллар; за ним следуют японская йена, британский фунт стерлингов и немецкая марка. Растет также рынок облигаций в ЭКЮ. ЭКЮ, или европейская валютная единица, рассчитывается на основе корзины валют и является базовой валютой в Европейской валютной системе[2]. Иногда, если еврооблигации выпущены в слабой валюте, держателю может быть предоставлено право выбора валюты для получения платежа. Существуют также бивалютные операции, по которым проценты выплачиваются в одной валюте, а основной долг погашается в другой.

Еврооблигации появились в связи с развитием мировой экономики и ростом потребностей крупных мировых корпораций. Так же появлению еврооблигаций способствовали ограничения на операции иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг США в 1963 г. в то время процентные ставки в США были значительно ниже европейских ставок, что как следствие дало мощный толчок развития еврорынку. Другими словами рынок еврооблигаций начал свое развитие на фоне ограничений инвестиционных займов в США. В 1965 г. в США началась Программа добровольных ограничений на вывоз капитала, которая привела к мобилизации средств американских транснациональных корпораций на зарубежных рынках. В 1968 г. введение прямых ограничений на американские инвестиции за рубежом привело к бурному росту рынка еврооблигаций, основными эмитентами на котором стали частные компании. Однако отсутствие развитой инфраструктуры тормозило его развитие. Физические перемещения сертификатов ценных бумаг, невозможность их замены и необходимость строгого соответствия индивидуальных признаков ценных бумаг не способствовали ускорению темпов осуществления операций. Еврорынок развивался достаточно медленно до 1968 г., когда банком Morgan Guarantу был создан клиринговый центр по торговле еврооблигациями Euroclear, а в 1970 г. — Сedel12. В 1969 г. крупнейшие операторы еврорынка образуют Ассоциацию международных дилеров облигаций (Association of International Bond Dealers), переименованную в 90-х гг. в Ассоциацию участников международных фондовых рынков (International Securities Markets Association — ISMA). С того времени рынок еврооблигаций развивается динамично, поэтому на него не повлияла даже либерализация 70-х гг., мировой долговой кризис начала 80-х гг. и азиатский финансовый кризис 1997 г.

Таким образом, рынок еврооблигаций расширился в 60-х годах в связи с введением правительством США уравнительного налога на процентный доход по иностранным ценным бумагам, призванного сдержать экспорт капитала из США. В связи с этим как европейские, так и американские международные компании были вынуждены изыскивать ресурсы на международном рынке капитала. Уравнительный налог был отменен в 1974 г., и с тех пор в США не существует сколько-нибудь строгого контроля над экспортом капитала[3]. Проценты на лондонском и нью-йоркском рынках в настоящее время выровнялись, поскольку американские фирмы теперь вправе выбирать для привлечения займов любой из этих рынков. Тем не менее, поскольку рынок еврооблигаций не подлежит прямому регулированию со стороны американской администрации, финансовому менеджеру следует учитывать незначительные расхождения в затратах на привлечение займа на разных рынках.

Стоит заметить что между еврооблигациями и международными облигациями существует некая разница.

Участники рынка еврооблигаций являются прежде всего, крупные транснациональные корпорации, международные организации, государственные органы, поскольку сфера распространения еврооблигаций очень широка. Если в качестве эмитентов выступают правительственные агентства или местные органы власти, необходимы гарантии центрального правительства.

Около 2/3 еврооблигаций эмитируют транснациональные корпорации, остальное — поровну правительство, правительственные организации и международные организации.

В 1995-1996 гг. на рынок еврооблигаций начали выходить правительства стран Центральной и Восточной Европы (России, Эстонии, Латвии, Литвы), администрации крупнейших городов (Праги, Гданьска, Таллина) и частные эмитенты (Газпром, Лукойл, «Красный Октябрь», Ростелеком, Татнефть, некоторые банки). В 1997-1998 гг. к ним присоединились субъекты федерации (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Свердловская область, Татарстан).

Важной проблемой является оценка заемщика. Процент, уплачиваемый заемщиком на еврорынке, отчасти зависит от его положения. Основными заемщиками являются государства, государственные органы и всемирно известные компании, а компаниям, известным только на внутреннем рынке, обычно сложнее выйти на еврорынок. Множество известных консультационных организаций предлагают услуги по оценке заемщика, пытаясь определить его кредитоспособность.

Для выпуска еврооблигаций эмитенту необходимо иметь высокий рейтинг. Наиболее высокой оценкой является рейтинг ААА — это самые надежные заемщики. Если корпорации присвоен внешний рейтинг (Triple A), она может эмитировать евродолларовые облигации с процентной ставкой выше бенчмарков США с аналогичным сроком на 25-55 b.p. Интересно, что эмитенты из Бразилии с рейтингом ниже среднего установили доходность на 600 b.p. выше процентной ставки по облигациям правительства США. Таким образом, высокий рейтинг не является обязательным при размещении эмиссии — он позволяет осуществить эмиссию дешевле. Однако без получения рейтинга профессиональные участники не будут обслуживать размещение, и только в виде исключения инвесторы вложат свои средства в облигации без рейтинга. Наиболее известными в мире рейтинговыми агентствами являются крупнейшие компании — Standard and Poor’s Corporation, Moody’s Investors Service, Fitch-IBCA19. Рейтинг муниципальных ценных бумаг не может быть выше, чем страновой. Исключения, когда рейтинг компании выше суверенного, — получение гарантии крупного финансового учреждения. В соответствии с договором с рейтинговыми агентствами периодически проводится контрольная рейтинговая оценка эмитента. Например, после кризиса 1998 г. рейтинг России был значительно снижен, и весной 1999 г. все еще составлял ССС. Теоретически и при таком рейтинге можно эмитировать облигации, но чрезмерно высокая стоимость заимствования приводит к нецелесообразности выпуска.

Рассмотрим американский опыт, потому что еврооблигации эмитировались прежде всего на американском рынке, а евродоллар занимает более 60% всех эмиссиий. Формально закон «О ценных бумагах» запрещал американским инвестиционным банкам участвовать в размещении незарегистрированных облигаций, даже если оно происходит в Лондоне среди нерезидентов США. Однако на практике именно американские банки чаще всего выступали генеральными управляющими, используя специальное правило Комиссии по ценным бумагам и биржам от 09.07.1964 г. о том, что открытая подписка может осуществляться без регистрации, если исключено распределение или перераспределение финансовых инструментов в США или гражданам США. Для выполнения этого требования (поскольку еврооблигации эмитируются в форме на предъявителя) подписывается соглашение со следующими условиями: андеррайтер и агенты по размещению обязуются не продавать ценные бумаги гражданам США (подписывается особое соглашение); после перечисления средств оплаты облигаций и получения покупателями доходов сами облигации еще не распространяются, а эмитируется глобальный сертификат на всю сумму займа (не являющийся сертификатом облигаций). Только через 90 дней покупатели могут получить сертификаты в офисе платежного агента по предъявлении свидетельства, что они не являются гражданами США и не работают от имени таковых. Теоретически размещение еврооблигаций допускается и при отсутствии листинга, но на практике все еврооблигации получают листинг Лондонской фондовой биржи или Люксембургской фондовой биржи.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.