Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Лекция 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.





Лекция 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.

ИТАЛИЯ И ЕЕ ДРЕВНЕЙШЕЕ НАСЕЛЕНИЕ

Латинский язык наряду с древнегреческим принадлежит к числу древнейших языков культурного населения Европы. Согласно общепринятой лингвистической классификации, латинский язык относится к группе "мертвых" италийских языков. В свою очередь, италийские языки относятся к индо-европейской группе языков, охватывающей также греческий язык, языки Индии, иранские, славянские, балтийские, германские и другие языки.

Латинский язык получил свое название от древнего италийского племени латинов, населявших Лациум историческую область в нижнем течении реки Тибр. Центром Лация был город Рим, основанный племенем латинов в 8 веке до н.э.

Существуют различные версии происхождения латинского алфавита и письма. Согласно наиболее распространенной версии, непосредственным прототипом латинского письма было греческое алфавитное письмо, сложившееся около 9 века до н.э. Поскольку в южной части Италии издавна существовали многочисленные греческие города и поселения, культурные связи между греками и латинами установились рано и были достаточно устойчивыми.

Разумеется, не следует думать, что латинская письменность возникла "мгновенно". Латинский язык и латинская письменность развивались медленно и постепенно, и латинский алфавит в его привычном для нас виде окончательно сформировался только на рубеже 4-3 веков до н.э.

Особым и весьма интересным вопросом истории латинского языка и всей древнейшей истории Рима является взаимоотношение латинов с этрусками культурными предшественниками и политическими соперниками Рима. Происхождение этрусков и их языка до сих пор не выяснено. Этрусский язык относят к группе так называемых Средиземноморских языков. Этрусский алфавит возник, вероятно, на основе греческого. В 18 веке появилась теория этрусского происхождения латинского языка, но подтвердить ее практически невозможно из-за скудости сведений об этрусском языке (сохранилось лишь небольшое число надписей, в которых до сих пор расшифровано всего около 150 слов).

Этруски населяли Этрурию — область к северо-западу от Рима — и обладали высокой культурой. Римляне немало заимствовали у этрусков — в области искусства, политической культуры и в области религиозных обрядов. В 6 веке до н.э. в результате продвижения этрусков на юг Рим попал под власть царей из этрусской династии Тарквиниев. После изгнания последнего Тарквиния (около 510 г. до н.э.) влияние этрусков постепенно ослабевает. В 5-4 веках они почти полностью утрачивают политическую самостоятельность и попадают под власть Рима. К началу н.э. этруски были окончательно романизированы, а их язык постепенно забыт.

Борьба с этрусками и победа над ними были первым этапом оформления гегемонии Рима в Италии; с начала 3-го века до н.э. происходит экономическое и политическое возвышение Рима. К концу 3 века центральный город Лациума объединяет под своей властью большую часть италийских городов и областей. В ходе трех Пунических войн (сер. 3 в. — сер. 2 в.) римляне одержали победу над своим сильнейшим соперником в западном Средиземноморье — Карфагеном. К концу 1 века до н.э. под властью Рима оказывается все культурное Средиземноморье от Испании до Греции, М. Азии и Египта, территория современной Франции, частично — Англии, Германии, а также и другие земли. В последующую эпоху империи Римское государство достигло наивысшего могущества.

В результате объединения Италии латинский язык стал официальным языком римской государственности. Латинский язык из небольшого Лациума распространился на весь Апеннинский полуостров, а затем был воспринят населением Галлии и Испании.

Лекция 2. РИМ В ЭПОХУ ЦАРЕЙ И РЕСПУБЛИКИ

История Рима начиналась как история небольшой общины, объединенной вокруг племени латинов. Сам город Рим по преданию был основан в 753 г. до н.э. Реально город возник в результате объединения отдельных поселений, располагавшихся на 7 холмах по левому берегу Тибра — Палатине, Эсквилине, Авентине, Квиринале, Виминале, Целии и Капитолии. На заре своего существования будущая столица мирового государства была довольно скромным поселением, расположенным в очень удобном месте (на возвышенности, у реки и не очень далеко от моря).

Не следует думать, что первоначальное население Рима состояло исключительно из представителей племени латинов. В Риме и ближайших окрестностях издавна жили сабины (италийская народность), а также этруски. Таким образом, древнейшее население Рима, объединявшееся вокруг племени латинов и говорившее на латинском языке, в этническом отношении не было вполне однородным. Его объединяло нечто иное — принадлежность к "римскому народу", которым считались все полноправные граждане Рима, первоначально жители Лациума.

Весь "римский народ" делился на три трибы. Первоначальные трибы были учреждены по родовому признаку и отражали объединение 3-х этнических элементов: латинов, сабинов и этрусков. Каждая из трёх триб разделялась на 10 курий, которые представляли собой промежуточную социально-государственную ячейку римского общества. В свою очередь, каждая из 30 курий делилась на 10 родов.

Полноправные члены римской общины, объединенные в роды, постепенно превратились в привилегированную часть общества. Они назывались "патрициями" и первоначально только они и составляли "римский народ". Патрициям противостояли "плебеи" — масса неполноправного населения, "чернь". Основную часть плебеев составляли представители завоеванных или присоединенных к Риму областей.

Для разрешения важнейших вопросов, имеющих государственное значение, "римский народ" собирался по куриям. Эти собрания назывались комициями, на них в процессе голосования определялись действия всего общества. В собраниях принимали участие все взрослые мужчины. Комиции ведали делами культа и вопросами семейных отношений. Здесь оглашались завещания, происходили усыновления и принятие новых родов в общину. Комиции могли также судить граждан, виновных в нарушении законов.

Царь являлся выборным главой римского общества, исполнявшим, кроме того, обязанности верховного жреца. При царе действовал совет старейшин, иначе именуемый "сенатом". Первоначально он состоял из 100 человек, а затем число его членов было увеличено до 300. В раннюю эпоху римской истории в состав сената входили старейшины родов. Все решения комиций должны были получить одобрение сената.

 

Лекция 3. РИМ - НАСЛЕДНИК ГРЕЦИИ: КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ,

ИСКУССТВО

Трудно даже представить себе, какая область известной нам культуры не имеет отношения к тому, что было создано гением римлян. Римская цивилизация может рассматриваться как нечто самостоятельное и самодостаточное. Однако эта культура возникла не на пустом месте. Римляне многим обязаны своим соседям и соперникам — этрускам. Но гораздо большим обязаны они грекам, которые издавна населяли города Южной Италии. Более высокий уровень развития греческой культуры способствовал тому, что римляне охотно усваивали её достижения. Между греческой и римской культурами существует определенная преемственность, что то позволяет объединить их под одним понятием — понятием античной культуры. Античность буквально обозначает "древность"; в специальном смысле этот термин обозначает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима.

Процесс проникновения греческого языка и греческой культуры в Рим особенно усилился после того, как Рим объединил под своей властью всю Италию, а вскоре (в середине 2 века до н.э.) и всю Грецию. С этих пор греческая культура на римской почве — высшие достижения литературы, искусства, науки —становится неотъемлемым достоянием собственно латинской культуры.

Национальная латинская литература началась как подражание греческим образцам. Большая часть поэтических произведений классической эпохи римской литературы создается с оглядкой на греческие образцы и на те жанры, которые давно были разработаны греческими поэтами.

Римский пантеон в основных чертах был скопирован с греческого: Юпитер был тождествен Зевсу, Юнона — Гере, Диана — Артемиде, Венера—Афродите и т.д., хотя это совпадение не было полным, да и культовая сторона римская религии имела весьма значительные особенности.

В области искусства влияние греков было столь же велико. Римские храмы строились по образцу греческих; римские скульпторы ориентировались на знаменитые греческие модели.

Еще большая зависимость от греческих образцов существовала в таких отвлеченных областях, как философия и наука. Здесь римляне шли буквально по стопам греков, тщательно изучая терминологию, методику и возможности применения философских и научных исследований.

Римляне с большим почтением относились к греческой культуре, но вместе с тем, римляне обладали выдающимся национальным самосознанием, которое не позволяло им довольствоваться копированием чужих образцов. Охотно признавая превосходство греков в сфере наук и искусств, свое предназначение они усматривали в сфере практической — прежде всего, политической и военной — деятельности.

Римляне усвоили лучшие достижения греческой культуры, относящиеся к различным эпохам её развития. Однако непосредственное влияние на развитие римской культуры оказала культура эпохи эллинизма специфическая форма греческой культуры послеклассической эпохи (с 3 века до н.э.). Начиная с 1 века до н.э. развитие культуры в Греции и Риме приобрело одинаковые темпы и направление.

Единство культурных форм, сглаживание различий в темпах и формах культурного развития позволяет говорить о существовании в определенный период времени единой греко-римской культуры. Этим понятием (которое не следует полностью отождествлять с понятием "античная культура") обозначается общность культуры Греции и Рима, особенно в эпоху Римской империи.

 

РИМЛЯНИНА

Жизнь римлян начиналась и по большей части проходила в стенах родного дома. Культ предков был составной частью римской религии. Чрезвычайная важность родовых и семейных отношений в Древнем Риме сказывалась во многих областях жизни и культуры. В полной мере это относится и к римской системе имен, которая отличается большим своеобразием. Полное имя римского гражданина состояло из трех основных частей: личного имени, родового имени и прозвища.

Собственно "имя" — родовое имя, передающееся от поколения к поколению.. Происхождение и этимология римских "имен" неясны; весьма часто для них предполагают этрусские источники, но доказать это практически невозможно. Римский потеп всегда оканчивается на — us. Понятно, что количество родовых имен было исторически ограничено количеством родов.

Личное имя стояло перед родовым именем, их было не более двух десятков. В большинстве своем они также оканчивались на — us или — is. Писались они обыкновенно в сокращении (только начальная буква).

Третьей составной частью имени было семейное прозвище, принадлежавшее, как правило, отдельной ветви рода. Прозвища могли возникать по самым разным поводам, а потому были весьма разнообразны. Обычно поначалу прозвище выражало или подчеркивало какую-то характерную черту его обладателя. Со временем оно утрачивало этот сугубо индивидуальный характер и сохранялось в качестве отличительного имени целого семейства.

Для обозначения индивидуальных качеств часто использовалось еще одно дополнительное прозвище. Оно присваивалось за выдающиеся деяния или способности в той или иной области, а также в ознаменование важных биографических обстоятельств.

Нужно отметить, что описанная выше система римских имен в полной мере действительна только для лиц мужского пола, полноправных потомков своего рода, которые не меняли родовой и семейной принадлежности. Во всех других случаях действовали иные правила.

Если человек переходил из одного рода в другой (в результате усыновления), он приобретал полный "набор" новых родовых имен. Вместе с тем в качестве второго прозвища он сохранял свое прежнее родовое имя с окончанием — anus или — inis, которое присоединялось к полному имени усыновителя.

Получивший свободу раб, имевший правовой статус вольноотпущенника, носил личное и родовое имя своего бывшего господина, а в качестве прозвища сохранял то имя, которое носил, будучи рабом.

Женщины по римской традиции не имели особого личного имени; в качестве такового выступала женская форма родового имени. Если дочерей с одним именем было две или несколько, к имени прибавлялось прозвище "Старшая" или "Младшая", "Третья" и т.д.

Имущественные, наследственные и прочие отношения внутри римской семьибыли с давних пор строго регламентированы, что нашло свое выражение уже в Законах XII таблиц. Глава семьи обладал преимущественными правами перед прочими свободными домочадцами. Различались два основных вида семьи: та, к которой человек принадлежит по рождению, иприемная семья, в которую вступают по усыновлению.

Для обозначения "усыновления" применялся специальный юридический термин "адапцио", обозначавший юридический акт ритуального "принятия" в семью. При изменении родовой и семейной принадлежностивступавший в чужой род неизбежно терял часть своих прав до известного времени.

То же самое происходило в результате процедуры, именуемой "конвенцио ин манум" ,- юридического акта, фиксирующего заключение брака и переход невесты в семью тестя. Существовали процедуры обратного свойства, например, т.н. "эманципацио" юридический акт, фиксирующий освобождение от власти отца (т.е. главы семейства) при его жизни.

 

 

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА

Римская система измерения во многих областях совершенно не похожа на то, к чему мы привыкли.

Начальной мерой длины в Риме служил фут, равнявшийся 29,6 см. Полтора фута составляли локоть, пять футов двойной шаг. Понятно, что эти единицы измерения тесно связаны с повседневными реалиями жизни и устроением человеческого тела. Для измерения больших расстояний служила римская миля, равная тысяче шагов, или 1478,8 м. Там, где подсчитать расстояние в милях было невозможно, оно измерялось днями пути.

Начальной единицей измерения веса был фунт, ок. 327 гр., делившийся на 12 унций )— ок. 27,2 гр. Кроме того, в более поздние времена римляне использовали и греческие весовые единицы. Единицей объема служил "конгий" (3,3 литра). Шестая часть его носила название "секстарий"; 24 секстария составляли "урну" (меру жидкостей), а 16 секстариев — "модий" (меру сыпучих тел).

Римская система летосчисления была ориентирована на конкретное событие — основание Рима легендарным Ромулом, которое традиционно относили к 753 г. до н.э. Ромулу приписывается также разделение года на 10 месяцев (так называемый Ромулов год), начиная с марта. Этот десятимесячный год, просуществовал, впрочем, недолго, и был заменен 12-месячным. Начало года было перенесено на 1 января и приурочено к вступлению консулов в должность. При Цезаре было проведено уточнение календаря и установлена продолжительность месяцев, принятая ныне. Этот календарь, именуемый юлианским, использовался в России вплоть до 1918 г.

Дни недели (в эпоху империи) обозначались по названиям планет: Луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна и Солнца, причем неделя начиналась с субботы. Отдельные дни месяца выделялись особыми названиями. Так, 1 день месяца назывался "календы", 5 или 7 день — "ноны", 13 или 15 — "иды". Остальные дни обозначались посредством отсчета назад от основных дней месяца.

Римляне не имели также твердо фиксированной системы измерения суток. Римские сутки делились на две части: день (от восхода до захода солнца) и ночь (от захода до восхода). По идее, каждая часть суток должна разделяться на 12 часов, но ясно, что это деление было достаточно условным, поскольку в разное время года протяженность дня и ночи неодинакова. В течение ночи время также измеряли стражами ( всего их было 4, каждая по 3 часа). Это измерение отражало практику организации караульной службы в городе.

В самом начале римской истории и римского государства в качестве денег использовались грубые слитки меди. Во 2 половине 4 века до н.э. из меди (поскольку серебра в Риме тогда почти не было) стали чеканить круглые деньги. Впоследствии все металлические деньги получили собирательное название монеты — от монетного двора, который первоначально был расположен при храме богини Юноны-"Монеты" ("Предупредительницы") в Риме.

Первой римской монетой был т.н. либральный асе, весивший 1 римский фунт. Со временем асс "измельчал" и стал (к началу 1 века до н.э.) весить всего 1/24 фунта, превратившись в самую мелкую римскую монету. Самой ходовой денежной единицей в последние десятилетия республики и в эпоху империи стал сестерций, равный 4 ассам и чеканившийся уже из серебра. Менее ходовыми монетами были квинарий и денарий — равные, соответственно, 8-и и 16-ти ассам. Эти монет чеканились из серебра.

Во времена императора Августа в обращение была введена золотая монета ауреус, которая равнялась 25 денариям. В начале 4 века н.э. был введён золотой солид, достоинством приблизительно в 13-14 денариев; который стал основной денежной единицей в эпоху поздней империи.

Денежная система Римской империи оказала сильное и непосредственное влияние на формирование денежных систем и денежного обращения различных государств эпохи Раннего Средневековья (первыми из них были, разумеется, старинные римские провинции).

 

СОСЛОВИЯ

Система должностных лиц начала формироваться в Риме уже в эпоху царской власти. Все должности были выборными; исполнявшие их лица собирательно назывались магистратами. Многие названия римских должностей (диктатор, консул, цензор, трибун и другие) используются и в настоящее время, но, конечно, в другом значении.

Как известно, высшим государственным органом в Древнем Риме были комиции, собиравшиеся вначале по куриям, а впоследствии — по центуриям, когда к патрициям присоединились и плебеи. Сенат, состоявший в основном из бывших магистратов, осуществлял контроль над работой народных собраний и действиями магистратов, занимался вопросами внутренней и внешней политики, правильностью отправления религиозных культов и т.д. Решения сената наряду с решениями комиции имели силу закона.

Магистраты были высшими государственными чиновниками, избираемыми на определенный срок (чаще всего на год) и были подотчетны сенату и народному собранию. Магистратом мог стать, как правило, состоятельный человек, поскольку исполнение государственных должностей не оплачивалось. Вместе с тем, занятие такой должности было очень почетно, а магистрат в течение всего срока обладал правом судебной неприкосновенности. С 4 века до н.э. занимать должности могли представители плебеев — второго наряду с патрициями сословия римского общества.

Высшими римскими магистратами считались консулы, преторы и цензоры. Консулы — 2 высших представителя исполнительной власти, избирались народным собранием на 1 год. С 367 года до н.э. один консул избирался из патрициев, другой — из плебеев. В начале 2 века до н.э. был установлен возрастной ценз — кандидат не мог быть моложе 43 лет. Основные обязанности консулов: командование армией во время войны, созыв сената и народного собрания, контроль за исполнением решений. Отличительной одеждой консулов была тога с широкой пурпурной каймой; их сопровождали 12 ликторов — почетная стража, носившая фасции — связки прутьев с воткнутыми в них секирами (символами карающей власти). Имена консулов часто использовались для обозначения года. После окончания магистратуры бывший консул мог получить звание проконсула, которые, как правило, назначались наместниками провинций.

Преторы избирались также по­ двое на 1 год и осуществляли под началом консулов судебную власть. Один из них ведал юрисдикцией относительно римских граждан, другой - относительно чужестранцев. Впоследствии, с ростом римского государства, двух преторов оказалось уже недостаточно, и во времена Цезаря их число возросло до 16. Преторов также сопровождала почетная стража (6 ликторов). По окончании магистратуры претор мог получить звание пропретора и провинцию в управление.

Квесторы первоначально назначались консулами и были их помощниками, но затем они стали считаться заместителями преторов. С середины 5 века до н.э. в комициях стали избирать 4 квесторов, в том числе (с конца 5 века) из плебеев. Они ведали государственной казной, архивами, были казначеями армии во время войны, распределяли военную добычу и т.д.

Цензоры, избиравшиеся на полтора года из бывших консулов, осуществляли надзор за судопроизводством, избирательными процедурами и финансами, составляли списки граждан по имущественному цензу и т.п. Эта должность считалась самой почетной.

Должностью, имевшей особое значение в республиканском Риме, была должность народного трибуна, который осуществлял контроль за деятельностью сената и других магистратов в интересах плебеев. Он обладал правом "вето" (наложения запрета на любое решение). Эта должность была вызвана к жизни остротой противостояния между двумя сословиями. Десять народных трибунов обладали правом неприкосновенности; их оскорбление каралось смертью. Помощниками трибунов были два плебейских эдила, следившие также за порядком и благоустройством.

Прочими вопросами хозяйственного и административно-организационного свойства ведали различного рода коллегии (как постоянные, так и временные).

Все упомянутые выше магистраты назывались "ординарными", т.е. выбиравшимися в нормальной обстановке для исполнения обычных функций. Однако в исключительных обстоятельствах (военная угроза, волнения рабов, восстания в провинции и т.п.) в чрезвычайном порядке (обычно на 6 месяцев) назначались так называемые экстраординарные магистраты: диктатор, помощник диктатора и начальник конницы. Диктатору обязаны были подчиняться все ординарные магистраты. Достоинство диктатора подчеркивалось большой почетной стражей (24 ликтора).

В Риме существовала довольно четкая "лестница" должностей; поочередное прохождение "ступенек" соответствовало планомерному продвижению к вершине должностной иерархии. Низшей ступенью считалась должность квестора, затем в порядке возрастания шли должности эдила, народного трибуна, претора и консула. Членство в сенате, должности пропретора, проконсула и цензора стояли как бы особняком и образовывали в некотором роде параллельную иерархию.

 

В ЭПОХУ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

 

В результате целого ряда успешных войн Рим к концу 1 века до н.э. превратился в огромное государство, простиравшееся от Британии и Испании до М. Азии и Египта. Этой колоссальной территорией уже нельзя было управлять посредством старинных республиканских законов, исторически предназначенных для организации сравнительно небольшого общества. Поэтому смену республиканского государственного устройства при Цезаре системой авторитарной императорской власти нужно считать закономерным итогом развития римской государственности. Римская империя просуществовала почти 5 веков; за это время были заложены основы европейской цивилизации. К началу 2 века н.э. окончательно сложился так называемый "Римский мир" — государственно-культурное объединение народов Средиземноморья вокруг Рима, в котором латинский язык играл роль государственного языка, а латинская культура и латинская словесность выступали объединяющими факторами для граждан мирового государства.

Основой этого объединения являлся окончательно сформировавшийся на рубеже н.э. литературный латинский язык, способный обеспечить самое разнообразное художественное или научно-философское творчество, а также межнациональное общение. В развитии латинского языка последних, десятилетий республики и эпохи империи можно выделить три основных периода.

Литературная норма латинского языка зафиксирована в сочинениях римских писателей и поэтов 1 века до н.э. — начала 1 века н.э. Лексику периода расцвета латинской словесности обычно называют классической, или "золотой" латынью. Это богатейшая лексика, способная передавать сложные абстрактные понятия, изысканные поэтические образы, описывать философские, научные, политические и технические проблемы. Необычайная красота, выразительность, исключительная ясность классического языка во все последующие времена служила образцом для подражания. Нормативной считается проза Цицерона, Цезаря, Саллюстия, поэзия Вергилия, Горация, Овидия.

Послеклассичвская ("серебряная") латынь язык авторов 1 — нач. 2 веков н.э., эпоха окончательного утверждения грамматических норм латинской словесности. В это время формулируются и закрепляются в виде набора правил фонетические и морфологические нормы литературного языка, уточняются правила орфографии. Для целей руководства и обучения создаются специальные сочинения, излагающие правила и рекомендуемые нормы стилистики и риторики. Среди латинских писателей и поэтов этого времена выделяются философ Сенека, историки Тацит и Светоний, ученый-естествоиспытатель Плиний Старший, поэты-сатирики Марциал и Ювенал, теоретик риторики Квинтилиан.

В "золотой" и ''серебряный" периоды латинский язык развивался равномерно, и различия между периодами, с одной стороны, а также между общепринятыми нормами литературной и устной речи, с другой не было принципиальным. Однако в последующий период развитие латинского языка пошло более разветвленным и сложным путем. Это объясняемся несколькими причинами, среди которых нужно отметить в первую очередь растущее экономическое и культурное обособление отдельных частей империи, усилившийся приток чуждого иноязычного населения, появление христианской литературы (резко враждебной к риторическим и стилистическим ценностям языческого мира), что привело к утрате первоначальной чистоты классического языка.

Основной особенностью третьего (и самого обширного периода) — поздней латыни 2-6 веков н.э. — является возникновение значительного разрыва между нормативно-литературным и народно-разговорным языком. Этот процесс в отдельных областях империи начался сравнительно рано. В Северной Африке, например, уже в 1-2 веках н.э. сложился самостоятельный диалект разговорного латинского языка, так называемая "африканская латынь". Похожие явления набирали силу во всех провинциях империи, где классическая латынь использовалась только римской администрацией и весьма немногочисленными образованными слоями местного населения. Неправильная "местная" латынь все больше и больше искажалась в результате прилива варварского населения. После падения Западной Римской империи эти процессы многократно ускорились, что привело со временем к окончательному обособлению отдельных провинциальных диалектов, послуживших основой для формирования романских языков.

 

 

РИМСКАЯ РИТОРИКА

Античность превыше всего ценила слово, которое, по мысли античных писателей и философов, было тем средством, которое позволяло свободному и образованному человеку полностью раскрыть свою разумную природу и свои дарования перед другими людьми и перед самим собой. Словесность, то есть умение сочетать и правильно произносить слова, сообщать смысл и быть правильно понятым, — это единственная область, которая способна объединить людей. Именно поэтому все античное (и римское в том числе) образование строилось на основе словесности, и было подчинено ей: любые специальные науки (точные, естественные и прочие) могут лишь разобщить людей. Понятно, какое значение придавалось высшей форме словесности — риторике; она выступала как универсальное средство обращения со всеми явлениями жизни.

Искусство риторики было высшей ступенью античного образования; учили ему в гимнасиях и риторских школах. В числе трех главных источников риторического умения выделяли природную одаренность, собственно теоретическое обучение и, наконец, практическое упражнение. Насчитывалось 5 этапов подготовки и произнесения речи: нахождение материала, правильное его расположение, придание ему надлежащего словесного выражения, заучивание или запоминание и произнесение.

В смысле формальной классификации в Риме различались 3 вида риторики.

1) Торжественное красноречие для выступлений на праздниках с показательными хвалебными или порицательными речами.

2) Совещательное, или политическое красноречие, предназначенное для государственных деятелей, задача которых состояла в том, чтобы убедить слушателей в пользе или вреде того или иного дела.

3) Судебное красноречие, к которому прибегали обвинители и защитники, обосновывающие свою позицию.

В области риторики римляне так же зависели от греков, как и во многих других областях. Величайшим и непревзойденным оратором Греции считался Демосфен, современник Александра Македонского и Аристотеля, написавшего специальный трактат о риторике. С конца 3 века до н.э. греческая система образования, а вместе с ней и система красноречия начала проникать в Рим. До этих пор римские ораторы руководствовались скорее интуицией и полагались более на природный дар убеждения, чем на изощренную риторическую методику.

Греческая система укоренилась в Риме не без труда и не сразу. В патриотически настроенных кругах были сильны недоверие и даже враждебность к иноземному искусству. Главой этого движения был Катон Старший (2 пол. 3 — 1 пол. 2 в. до н.э.), политический деятель и едва ли не крупнейший оратор эпохи возвышения Рима. Катон оставил для своего сына несохранившееся руководство по риторике. Однако уже во 2 половине 2 века, после присоединения Греции, греческая риторика окончательно утвердилась в Риме, где вскоре появился достойный соперник Демосфена,

Им стал Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), выдающийся оратор, писатель и политический деятель. Блестяще одаренный от природы, Цицерон уже в детстве выказывал такие способности, что на него приходили смотреть как на чудо. Весьма рано он в совершенстве овладел греческим языком и мог произносить на нем речи. Политическая карьера, избранная Цицероном, способствовала совершенствованию его мастерства. Будучи консулом в 63 году, Цицерон раскрыл заговор аристократа Катилины и разоблачил его в публичной речи, которая стала классическим примером его красноречия. Еще один цикл речей он произнес впоследствии против Марка Антония, стремившегося узурпировать власть. Язык Цицерона энергичен и естественен, чрезвычайно богат стилистическими и риторическими средствами, четок, ясен и классически правилен.

Цицерон был не только непревзойденным оратором, без колебаний выступавшим в сенате, на площадях, перед самыми разными аудиториями. Он был также блестящим теоретиком риторики и оставил целый ряд специальных риторических сочинений, например, "Оратор", "Об ораторе", "Брут" и другие.

Другим известнейшим теоретиком риторического искусства был Марк Фабий Квинтипиан (35-100 н.э.), написавший обширный и знаменитый впоследствии трактат "Наставление оратору". Эта книга имеет не только сугубо теоретическую, но и педагогическую направленность. Воспитывать оратора, по Квинтилиану, нужно с самого раннего возраста, последовательно проходя элементарные основы и продвигаясь к вершине риторического искусства.

 

Лекция 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.