Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. Брянск: взгляд со стороны.





Мая 2014 - Шушканов Павел

 

Предисловие ко второму изданию

 

В начале 2012 года вышло в свет первое издание книги «Другой Брянск», написанное мной в соавторстве и предлагаемое читателю как первая часть цикла, который планировался как наиболее полное собрание сведений о необычных местах, странных событиях и фактах и паранормальных явлениях Брянска и Брянской области. В виду многих причин, в том числе и технических, работа над циклом завершена не была. Однако, в моих архивах осталось много сведений, не вошедших в первое издание «Другого Брянска», но любопытных и требующих своего места на страницах этого своеобразного справочника о необычной, мистической и экстремальной Брянщине.

Настоящая книга – полное и расширенное версия первого издания с корректировками, которых невозможно избежать в условиях стремительно меняющего свой облик города. Я попытался отобразить «невидимую» сторону не только нашего города, но и его окрестностей, в которых немало удивительных мест, не вошедших ни в один справочник по культурному или мистическому туризму.

Выражаю огромную благодарность людям, без которых эта книга не была бы написана: Фролову Алексею – соавтору первого издания за вклад в работу и предоставление авторских эпиграфов, Кузину Александру за помощь в сборе информации, Грибановской Марии за редакторское и информационное содействие.

 

 

С уважением к читателю!

Шушканов П.А.

 

Вместо предисловия

 

Такой удел по нраву мне, мой друг.

И, к счастью, я не одинок в порыве

Познать все тайны, что лежат вокруг.
Ведь там, под слоем архаичной пыли

В тени молитв, улыбок и разлук

Все то немногое, что знали, но забыли.

 

 

Мы привыкли воспринимать только то, что видим вокруг, постоянно изо дня в день. В итоге мы замыкаем себя в маленьком мире, который называем своим и считаем единственно верным. Наш город не исключение. Одни и те же дороги и кварталы, здания и люди проносятся мимо нас в будни, когда мы спешим на работу или учебу, одни и те же тропинки парков, столики кафе и люминисцент клубов встречают нас на выходных. И город замыкается для нас в пару улиц и десяток домов, несколько сотен знакомых и не знакомых людей. Но он шире. Наш город — это целый мир, как повседневно знакомый, так и скрытый от нас, а местами и неизвестный вовсе.

Однажды стоя в, по обыкновению, раздраженной толпе на остановке в ожидании маршрутного такси я заметил необычную картинку в витрине Союзпечати, которая сразу привлекла внимание. Ничего странного на первый взгляд — жилые кварталы возле Самолета, небольшая роща, дороги. Однажды, по мнению многих, сюда должен был переместиться центр города, почти на окраину, имеющую перспективы для развития и застройки. Но чуда не случилось, отчасти и из-за непомерно перегруженной улицы Красноармейской. А после вспомнили про старый аэропорт. Но незадолго до того как в поле поднялись первые многоэтажки, был задуман и спроектирован красивый футуристический комплекс Рамстор — небоскреб, расширяющийся вверх и раскрывающийся как бутон. Он должен был стать новым символом Брянска. Его нет, и уже никогда не будет, как и многих других амбициозных проектов. На его месте приземистым квадратом расположилась гипермаркет Линия и асфальтовые площадки ее стоянок. Но Рамстор все еще существует, в похороненных в архивах города проектах и на той картинке с обложки карты города в Союзпечати. За Самолетом в парковой зоне возвышается не построенный символ города. Я купил эту карту. На память. Их очень скоро перестали продавать.

Спустя некоторое время я открыл для себя еще одну удивительную вещь. Прежде я никогда не задумывался о количестве железнодорожных вокзалов в городе. Открытием для меня стало наличие вокзала Брянск-Город в самом центре Советского района. Он есть, но в каком то параллельном или виртуальном мире. Он есть на картах города, он обозначен на спутниковых картах как действующий и мне известны забавные случаи, когда гости нашего города пытались уехать с него в столицу или хотя бы купить билет. За понтонным мостом на Набережной находится то, что называется вокзалом Брянск-Город — разрушенный фундамент станции и заросшая, почти неузнаваемая насыпь, на которой еще местами сохранились сгнившие шпалы. Брянск-Город стал станцией-призраком, подобным, скрытым от глаз пассажиров, неизвестным станциям Московского метро

А дальше лес, а за ним река. Десна конечно – главная река города. Но ее долгое время не было и не могло быть на этом месте. Ее русло выкопано почти вручную титаническим трудом горожан от понтонного моста до вокзала Брянск-I. Старое русло уже давно стало болотом, погребенным под цехами завода и местами еще выглядывающего извилинами мутных озер. А земля из нового русла… Она под нашими ногами в дамбах Верхнего и Нижнего Судков. Но эта страница истории Брянска стала обыденностью и лежит в стороне от наших офисов, аудиторий, автомобильных пробок, похоронена как старые деревянные мосты, засыпанные сотнями тонн земли, но все еще существующие внутри намывных дамб.

Пробки давно стали нашей проблемой, а еще совсем недавно с ними пытались бороться, даже когда проблема и не стояла так остро. Прекрасный проект соединения проспекта Станке Димитрова с улицей Малыгина через мосты над Судками остался проектом на половину и уже никогда не будет реализован до конца. Второй исполинский мост через Судок так и стоит заброшенным и медленно разрушается. О нем знают почти все жители Советского района — мало кто не гулял по нему или не сокращал дорогу от бывшей школы милиции до Кургана Бессмертия. Жители других районов почти ничего не знают о нем или не слышали вовсе. А известность он получил вовсе не как мост, способный разгрузить дороги центра Советского района, а как центр поклонников экстремального спорта или печально известный «мост самоубийц». Он по-своему красив, особенно с края обрыва в Судке, заросший кустарником и забытый гигантский мост из другого, параллельного Брянска.

Я все чаще замечаю эти осколки другого Брянска совсем рядом. Вот заброшенное общежитие гражданской авиации в парке возле старого аэропорта. В нем все еще живут люди, но нему нет ни тропинок, ни подъездов и окна его заколочены. Пройдя сотню раз мимо, мы на сто первый раз задумаемся — почему ни разу не видели, чтобы оттуда кто то выходил на прогулку или на работу. Мы гуляем в Соловьях, проходим развалины бывшей базы спасателей, в которой никогда не было спасателей, мы рисуем сердечки или пишем неприличные слова на перилах Голубого моста построенного ни для кого и ведущего в никуда. Все это лишь малая часть огромного Брянска, параллельного и скрытого от нелюбопытных и обывательских взглядов Брянска, Брянска которого нет.

Я не люблю стереотипы, как и не люблю наклеивать ярлыки на города, в которых не провел достаточно времени, чтобы увидеть и понять их. Города как люди: есть ленивые, есть деловые, добрые и злые и в каждом городе, как и в человеке, есть сокрытые от посторонних глаз места, изучив которые можно в корне поменять свой взгляд на нагромождения домов скверов и улиц, которые мы по привычки считаем «настоящим городом».

Много позже я узнал, что подобное видение городов свойственно не только мне. И я нашел единомышленников, желающих и имеющих возможность собрать информацию и рассказать и заброшенных, уникальных, аномальных уголках нашего родного города, тех уголках, которые мы инстинктивно отсекаем от повседневности. Нас было двое, потом стало четверо, а потом много больше и каждый принес свою часть неизвестного Брянска, которые мы свели в единую книгу и предлагаем вам. Мы не специалисты, мы простые любители неизвестного и странного, люди разных профессий и мировоззрений.

В этой книге собраны заметки о Брянске и брянском крае, написанные в разное время и разными людьми. Большая материала взята из интервью с горожанами разных возрастов и социальных статусов. Однако, не ищите тут небылиц и страшных историй, сплетен и материалов из учебников по истории родного края. Мы покажем вам город таким, каков он есть, хотя многие этого не замечают, с его непривычных, неудобных и аномальных ракурсов и надеемся, что это поможет вам познакомиться с ним вновь.

 

 

Глава 2. Брянское метро.

 

На карте отмечены маркеры,

Но путь к ним отрезан и факел погас.

И где бы найти того сталкера,

Что тайными тропами вывел бы нас.

 

Транспортная проблема, поразившая наш город, наверное, с самого момента его основания, уже стала печальной визитной карточкой и объектом для своеобразных, лишь нам, жителям города, понятных шуток. Здесь почти нет нашей вины, и менее всего в этом виновата природа, массивами гигантских ледников сформировавшая наш удивительный холмистый ландшафт, позже порезав его на части извилинами неглубоких рек.

Она никак не ожидала, что мы решим расположить тут полумиллионный город, да еще и не кучно, а четырьмя обособленными островками на разных высотах, даже не позаботившись о необходимом количестве мостов. Далее, веками проблему лелеяли градостроители, и вот, наконец, мы остались с ней наедине, с удивлением обнаружив, что строительство мостов невозможно из-за крутизны городских холмов и лесопарковых зон, а ставшая модной застройка поймы Десны никак не решает, а лишь усугубляет проблемы. Но речь не о том. Не секрет, что многие и многие годы мечтой жителей города было метро. О нем мечтали стоя в пробках на улице Красноармейской и на Городищенском повороте, о нем вздыхали, опаздывая на поезд, сидя в троллейбусе близ Октябрьского моста, о нем писали смелые мечтатели в газетах. Так, со временем оно стало легендой, несбыточной и нереализованной мечтой жителей Брянска.

Прошло много лет, но мечты о метро все еще живы, и мы все также ждем реализации этого грандиозного проекта, хотя уже даже не всерьез, просто по инерции...

Мысли о брянском метро возникли одновременно с началом стремительного роста города и объединения его районов. Другие города получали эти заветные подарки, но в Брянске все упиралось в нецелесообразность и сложность рельефа. Как в свое время благополучно отмерла мысль о брянских трамваях из-за крутизны подъемов на брянские холмы, так и проекты метро остались лишь в головах мечтателей и на редких проектных набросках. Хотя, даже не это было первоначальной проблемой. Не может город претендовать на метро, если в нем проживает менее миллиона жителей. По странным убеждениям создателей этого древнего правила, меньшее количество жителей не может создать ощутимой транспортной проблемы. Но мы лишь пожимали плечами и ползли в маршрутках и троллейбусах в часы пик по Никитинской и Бежицкой, глядя в запотевшие окна на сердитые лица водителей. А заветная цифра с шестью нулями была недосягаема, и мы кропотливо присоединяли к городу Белые Берега и Большое Полпино. Еще совсем недавно была популярна легенда об объединении города Брянска и Брянского района в единое муниципальное образование (тогда уж точно достигли бы и превзошли!), но более чем легендой это никогда не было. Ведь проблема не только в количестве жителей, но и в территории на которой они живут. Брянский район сродни по площади столице, да и сам Брянск не уступает довоенному Петербургу, но живут на этой территории далеко не десять миллионов официальных москвичей, а стоимость затрат на туннели и коммуникации вряд ли будет меньше московских. Да и не окупится туннель до улицы Есенина проездом нескольких десятков студентов.

Уснувшая было мечта о метро, с новой силой вспыхнула несколько лет назад, когда бульдозеры стали ровнять пойму Десны у Черного моста. Жители встрепенулись, и особенно противники пробок на проспекте Московском. Волной прокатилась сплетня о строительстве (наконец то!) метро. Слухи подкрепляли и вполне уверенные заявления строителей о том, что действительно строится (и строится быстро!) метро. Завистники из других районов возмущались, что место выбрано очень неудачно, но жители Второго Брянска возражали, приводя в довод огромные проблемы с посадкой и пересадками в ранние утренние часы, но лишь немногие знали правду и молчали, боясь нарушить вспыхнувшую надежду.

Вот цитата из обсуждений на официальном сайте газеты «АиФ-Брянск»:

«Говорят, что в Брянске наконец-то появится метро. Комментарий «АиФ-Брянск»: Появится, но не метро, а «Метро». Так будет называться гипермаркет, который должен быть построен в Фокинском районе Брянска уже к концу года. Располагаться он будет неподалёку от уже строящегося гипермаркета «Линия» в районе остановки «Западная» и, как ожидается, сможет составить последнему серьёзную конкуренцию».

Ответ пришел сам собой, когда на обочине шоссе достроилась молчаливым символом разочарования синяя коробочка брянского Metro.

С тех пор мечта о метро окончательно уснула. Ее отголоски еще можно найти в разных частях города. Знак станции метро на магазине почти в самом конце площади Ленина. Люди, проходя мимо, нет-нет, да улыбнутся по пути на переполненную остановку. Еще можно встретить во Всемирной Паутине шутливые планы брянского метро, со множеством веток и станций, что в общем-то невозможно в малонаселенном городе, с обязательным указанием, что это лишь фантазия автора. Еще встречаются шутливые задания в командных играх сфотографировать открытие станции "Чермет". Мы побеседовали с одним из участников такой игры.

Роман. 23 года. – В прошлом году я принимал участие в игре, где участникам, точнее командам, давались определенные задания, которые достаточно тяжело было выполнить. Нашей команде нужно было разыграть сценку с открытием станции метро. Необходимым условием было правдоподобие.

Я, — Как же это возможно? И, главное, где?

Р., — Идеальное место для этого подземные переходы. Большинство входов в метро в больших городах находятся именно там. Один из них мы и выбрали. Место было людным. Но не настолько, чтобы на нас никто не обращал внимания.

Я., — Вам нужно было как-то доказать удачное проведение розыгрыша?

Р., — Несколько фотографий. Помню. Мы нарисовали поздравительные транспаранты и вполне приличную табличку, обозначающую станцию и вход в метро. Одну пожилую женщину даже убедили сфотографироваться под табличкой. Надеюсь, она не в обиде – всего лишь игра, безобидный розыгрыш.

Я., — Как же вы назвали станцию?

Р., — Станцию? (Смеется) Думали не долго. «Станция Чермет».

К сожалению снимок не сохранился. Как видите, идея розыгрыша не возникла на пустом месте, выражение «брянское метро» само по себе уже является местным анекдотом.

Посмотрим на одну из шуточных схем брянского метрополитена (по версии сайта Брянский городской портал): пять веток и четыре десятка станций, объединивших районы и пригород. Конечно, идеальное существование подобного метрополитена решило бы большую часть городских транспортных проблем как внутреннего, так и пригородного значения, но лишь при условии (как я упомянул раньше) мощного финансового источника, при этом абсолютно спонсорского характера. Не говоря о затратах на строительство, сама по себе окупаемость расходов на обслуживание и электроэнергию нереальна.

Но давайте подумаем, так ли уж невозможно строительство метро в Брянске? Да, Брянск многоярусный город и Советский район почти на полсотни метров выше Володарского, но ведь речь не идет о строительстве хитроумной разветвленной системы глубоких туннелей с кольцевыми ветками и дублирующимися станциями. Метрополитен московского уровня муниципальный бюджет не потянет, да и необходимости в нем особой нет. Посмотрите на схемы метрополитенов Екатеринбурга и Самары – две-три линии, пересекающиеся в точках наибольшего скопления пассажиров в час пик, такая схема более чем приемлема в Брянске.

В Брянске есть две горячие (а утром и вечером почти вскипающие) точки транспортного накала. Одна расположена на линии Брянск-II – Проспект Ленина. Стотысячный район связан с другим стотысячным районом одним мостом и одной дорогой, без какой либо возможности удобного объезда. Долгий объезд через третий стотысячный район удобным считать нельзя, поскольку он только накаляет проблему, но никак не разрешает вопрос сообщения с Советским районом. На этой линии поток общественного транспорта делит шесть полос с автолюбителями, а так же гостями из столицы, поскольку широкий проспект является логическим продолжением шоссе ведущего в Москву. Решение проблемы упирается в реку, лес, холмы и строительство альтернативной дороги здесь маловероятно.

Вторая, и даже более проблемная зона – Городищенский поворот. На маленький перекресток съезжаются три автомобильных потока двух самых крупных районов города, причем два из них следуют на единственный и не самый широкий мост. Если на первом проблемном участке актуальна нехватка транспорта, по второй превращается дважды в день в огромную автомобильную пробку. Три линии метрополитена могли бы положить конец транспортной проблеме: Фокинская линия от станции Меньжинского до Славянской площади (Набережная), Бежицкая линия от станции Почта до станции Университет и Советская линия от станции Университет до станции Автовокзал. Единственным не задействованным районом остается Володарский, но проблема сообщения с ним была заложена миллионы лет назад ледником и до настоящего времени остается неразрешимой. В свое время существовали футуристические проекты строительства гигантских автомобильных мостов от парка Соловьи до железной дороги и не менее фантастические проекты горных подъемников, но любому проекту в конечном итоге требуется финансовое обоснование.

Посмотрим на проблему с другой стороны. Что мы вообще знаем о таком транспорте, как метрополитен? Официального определения данного транспорта просто не существует, поэтому во многих случаях метрополитен определяется как городская железная дорога, обособленная от других видов движения и работающая на электрической тяге. Таким образом, в мире существует множество видов метро с различным устройством и расположением относительно других видов общественного транспорта, а видение метрополитена исключительно как глубокой подземной железной дороги не более чем российский стереотип.

Приведу интересную цитату из новостного канала REGNUM от четвертого декабря 2009 года: «Промышленных районов, аналогичных Бежице, нет ни в соседнем Смоленске, ни в Калуге. Брянское отделение перевозит столько пассажиров, сколько Смоленск, Орёл и Калуга вместе взятые. Фактически внутри города в Брянске с 1960-х годов электропоезда выполняют роль метрополитена (даже схема железнодорожного сообщения внутри Брянска очень похожа на схему московского метро). Не изменилась роль электричек даже сегодня, когда основную массу пассажиров всё-таки взяли на себя коммерческие автобусные перевозки — маршрутка принимает «на борт» Только 14 пассажиров и идёт из Володарского района в Бежицкий от 20 минут до часа, а электричка с почти двумя тысячами пассажиров в час пик покрывает то же расстояние между районами за 15 минут (в силу особенностей географического расположения Брянска и специфичности его дорожной сети)». А теперь посмотрим на схему железнодорожных путей города Брянска. Из четырех районов разветвленная железная дорога опутывает три. Если провести сравнительный анализ временных затрат на передвижение по городу, то результаты будут приблизительно следующими:

— Брянск-I – Новостройка: общественным транспортом (с учетом затрат времени на посадку в час пик) – 20-30 минут; электричка – 10 минут;

— Брянск-I – — Брянск-II – общественным транспортом 30-40 минут; электричка – 15 минут;

— Брянск-I – Орджоникидзеград (Бежица) – общественным транспортом (в зависимости от направления) – 30 минут – 1 час; электричка – 15 минут.

Таким образом, сеть движения электропоездов в Брянске подходит под все признаки метрополитена и является таковым. Данной схеме не хватает самой малости: обустройства станций, регулярности движения и удобного доступа на станции.

Единственным не охваченным сетью электропоездов районом остается центральный Советский район. Единственная железнодорожная станция Советского района существует лишь на картах города, но об этом мы поговорим в следующей главе.

А будет ли в городе классическое подземное метро? Вероятнее всего – нет. Возможно со временем линии «легкого» надземного метро соединят «нижние» районы Брянска, а на холмах достроят сеть мостов через овраги, но боюсь, что туннелей в глубинах Рождественской горы и легких составов, пролетающих в глубине Судков от склона до склона, мы не увидим никогда.

Но все же брянское метро существует, оно особенное, и это отличает его от сырых подземных туннелей других городов, опутанных кабелями и нанизанных на полосы холодных рельс. Оно живое, и вопросы о нем вызывают у нас лишь загадочную улыбку, непонятную жителям других городов. Наше метро построено в наших мечтах.

Наличие в Брянске подземного метро нисколько не испортило бы его облик. Напротив, наделило бы еще большей мистичностью и добавило бы городских легенд. С метро всегда связаны легенды, любимые из которых – легенды о засекреченных ветках и о станциях призраках. При этом есть интересная тенденция – чем глубже метро, тем больше о нем легенд.

 

 

Глава 5. Мост самоубийц

 

Все так знакомо на этой земле.

Жаль, что другой ты не выдумал, Боже.

Жаль, но едва ли взову я к тебе,

Впрочем, и ты не взовешь ко мне тоже.

 

В нашем городе есть место, пользующееся очень дурной славой и достаточно популярное среди представителей молодежных субкультур, но, тем не менее, столько же опасное, сколько и полезное. Речь идет о самом знаменитом долгострое, а скорее недострое Брянска – мосте через Нижний Судок или белее известном как «Мост самоубийц».

В свое время мост строился с целью разгрузить проспект Ленина и пустить часть автомобильного потока по альтернативной дороге. Изрезанный оврагами Советский район города всегда остро нуждался в мостах, поскольку в их отсутствии не мог иметь нормальной сети дорог. Если в центре города проблема была решена строительством дамб, соединивших три горы и давших возможность построить единственную дорогу, то строительство альтернативных трасс упрямо упиралось в разветвленную систему оврагов и балок, то есть требовало либо новых намывных дамб, либо монументальных мостов, не требующих постоянного ремонта. Такой мост был спроектирован и заложен в нескольких километрах от дамбы в глубине оврага Нижний Судок. Теоретически он должен был связать две улицы и превратить их в широкое автомобильное шоссе от проспекта Станке Димитрова до улицы Дуки в районе гостиницы «Турист». Аналогичный мост к тому времени уже был перекинут через Верхний Судок и успешно функционировал. Но, к сожалению, элементам этой сложной схемы альтернативной дороги не суждено было сложиться. Огромный мост соединил края оврага, но реализовать план расселения жильцов из той части жилого сектора, который должен был стать дорогой, реализовать не удалось. Мост уперся в частные дома без всякой возможности для выезда. С другой же стороны постепенно возвели многоэтажный дом, и мост остался стоять над оврагом, зажатый зданиями с обеих сторон. Сейчас он используется как пешеходная дорожка с правой стороны оврага на левую и обратно.

Со временем мост облюбовали под свои нужды художники граффити, толпы скучающей молодежи, проводящей свободное время в уединенном, почти безлюдном и красивом месте. А потом на мосту обосновались роумп-джамперы. Развлечение в виде прыжков на эластичных тросах с большой высоты в своё время было популярным. Мост прекрасно подходил для этих целей. Он устроен таким образом, что его высота двухъярусная. Внутри оврага, достаточно глубокого, есть еще один не менее глубокий овраг и в этой точке высота моста максимальна и в самом деле впечатляет. Ширина второго яруса оврага позволяет совершать прыжки в этом месте не рискуя задеть его края. Данное развлечение не совсем законно, поскольку связано с огромным риском, особенно для лица, не имеющего соответствующей подготовки. В свое время подобные развлечения были запрещены, а мост даже вяло патрулировался милицией, но связано это было в первую очередь, конечно же, с несколькими несчастными случаями во время прыжков.

И все же не потому мост носит свое мрачное название. К большому сожалению, для многих людей дорога по мосту стала последним путешествием в жизни.

В очередной раз приходим на это место. Энергетика здесь странная, вроде бы день выбран теплый и солнечный, и люди вокруг, а как-то уныло и страшно. От оврага тянет запустением дремучих лесов, не смотря на то, что находится он не только в черте города, но и в самом его центре (географически). Люди есть, и на мосту и на пыльной дороге, что к нему ведет, но их не замечаешь и все равно страшно, хочется поскорее уйти. Но мы пришли не для того, чтобы немедленно уйти. Не спеша прошли мост по всей его длине, задержались у того места, где высота его максимальна. Завораживает. Поскольку несколько выше, чем можно представить. Далеко внизу трава, кустарник и деревья. Сегодня нет прыгунов, а жаль, хотелось бы посмотреть вновь на захватывающие полеты. Отходим от перил. Жутко.

Мост кажется не таким уж длинным, но это оптический обман из-за его ширины. Странно идти по мосту, на котором нет машин, то и дело оборачиваешься. В небе не облачка и асфальт дышит теплом. Только холодный воздух то и дело проноситься по оврагу, задевая нас.

Справа в конце моста есть удобный спуск по железной лестнице. Спускаемся. Тут относительно чисто (определяется нами по количеству пивных банок на квадратный метр), еще мокрая трава после недавнего дождя. Мост возвышается над нами огромной странной крышей, и мы стоим в его тени. Снизу его опоры исписаны странными фразами и рисунками граффити. Я осторожно подхожу к краю бетонной опоры, той, что отделяет овраг от более глубокого оврага в самом высоком месте моста. Тут вниз еще метров тридцать. Это опасная опора. Если не рассчитать прыжок правильно, то можно удариться об нее при полете. Были ли прецеденты – не знаю.

Спускаемся еще ниже, на самое дно оврага. Вот она точка максимальной высоты. Если посмотреть вверх, то мост кажется уже не крышей, а полосой поперек неба.

Тут внизу натыкаемся на старый деревянный крест – немое свидетельство печальной истории моста. Он зарос высокой травой. Неподалеку еще один крест, совсем свежий. Конечно, не все трагические случаи на этом мосту отмечены памятными венками и крестами, их гораздо больше, в том числе тех, что не афишируются.

В уже упомянутой нами статье из Комсомольской правды[2] есть упоминание и об этом странном объекте: «…Действительно, он известен тем, что здесь люди кончают самоубийством. Но ведь в Брянске есть много других мостов! Этот же расположен как раз над Судком. Здесь сильная геопатогенная зона. Человек доходит до моста и если у него проблемы и неустойчивая психика, то попадание сюда становится последней каплей – инстинкт самосохранения уходит. Люди, которые находятся в таком месте, как это в определенный момент могут кратковременно терять сознание, могут быть видения…». Следует согласиться с тем, что Судки действительно странное место и возможно как раз энергетика оврага и определяет страшные свойства заброшенного моста.

Проходим вглубь оврага. Оборачиваемся. Жуткая картина с благополучным завершением: едва заметный с такого расстояния человек торопливо идет по мосту и вдруг резко останавливается в его самой высокой точке и долго смотрит вниз. Уже не заметно, что бы он спешил. Мы смотрим с отдаления и снизу. Это молодой мужчина, возможно парень, в куртке. Он перегибается через перила, почти свесившись с них и замирает на добрых пять-семь минут, а после продолжает свой путь по мосту все тем же торопливым шагом. Как же правдива цитата, приведенная выше!

Как ни странно, но из всех моих многочисленных знакомых лишь один в свое время отважился на прыжок с Черметовского моста на «тарзанке». И, что еще более удивительно, это была девушка. Прошу поделиться впечатлениями.

— Боже мой, Вы еще помните об этом? Почти пять лет прошло. Неужели до сих пор прыгают? Мне казалось, что это увлечение продержится недолго – или милиция запретит или из моды выйдет, но тогда прыжки с моста были очень популярны.

— Как же ты отважилась?

— Хотелось испытать новые ощущения. Молодая и глупая была. (Смеется) Сейчас уже, конечно, меня и силой на мост не затянешь. Одного впечатления на всю жизнь хватило.

— Страшно было?

(Минуту молчит)

— Страшно. Очень. В какой то момент понимаешь, что вот каким может быть конец, свист в ушах, безумный страх, свободное падение. Все внутри обрывается и сердце готово остановиться. Кажется, что в твоих венах чистый адреналин. Это не так приятно как многие думают. Романтикой от прыжков веет после вот таких вот бесед, как у нас с Вами. Но на деле это просто животный ужас и не более того. Хотя, возможно, просто я такая трусиха. (Смеется)

— Ну а о несчастных случаях ты знала?

— Позже узнала. До прыжка не хотела ничего знать и слышать, тогда бы точно не решилась. Но потом мне говорили, что несчастные случаи все-таки были. Поистине мистические. Меня готовили к прыжку профессионалы – это было видно по их действиям – четкие движения, двойная, а то и тройная, проверка креплений, замер эластичного троса, чтобы, не приведи Господь, ни оказался длиннее нужного. И не смотря на все предосторожности, люди страдали. В основном снаряжение вело себя странно, разъединялись крепления, трос оказывался длиннее необходимого, траектория полета вдруг резко менялась. Жутко все это.

— Повторила бы прыжок?

— Я? Никогда. Уж лучше с парашюта. Говорят, что не так страшно.

Самое удивительное то, что прыжки с парашюта мне описывали без намека на ужас в глазах, хотя речь шла о высоте неизмеримо большей при довольно высоком риске. Значит дело не в высоте, просто мост через Судок – сам по себе страшное место.

В нашем городе есть еще парочка мест претендующих на звания жутких или же просто загадочных мостов. Некоторые из них ошибочно именуют мостами самоубийц, но это не так, просто путаница в терминах. Но начнем по порядку.

Брянск, как уже отмечалось выше, славится своими заброшенными и недостроенными объектами. Один из них – Черный мост, связывающий два густонаселенных района Советский и Фокинский. Если внимательно посмотреть на карту, мы заметим, что мостов в этом месте два, один расположенный в сотне метров от другого. При этом оба носят название «Черный». Такое происходит в тех случаях, когда реконструкция либо демонтаж моста обходятся значительно дороже возведения нового. В настоящее время старый мост зарыт, в том числе для пешеходов, однако металлические решетки по обе стороны моста не слишком препятствуют шумным компаниям, обнимающимся парочкам или любителям уединения. Этот мост не овеян мистикой и практически не имеет мрачных историй, его задача – медленно разрушаться. Под его опорами в воде видны остатки еще более старого моста, деревянного, так же известного под названием «Черный мост».

По стечению обстоятельств знаменитый мост самоубийц над Судком местные жители тоже иногда называют Черным из-за неофициального названия всего района – Чермет. Так Мост самоубийц становится «черметовским», а затем и просто «черным», что порождает путаницу и создает ни в чем не виноватому мосту над Десной незаслуженно зловещую славу.

 

Глава 8. Ведьмин край

 

Ты был живой, ты мог дышать,

Но мир навеки тот покинут.

Тебя другие руки примут,

Едва ты станешь понимать.

 

По мнению соседей, мы – область ведьм и колдовства и лесов в которых творятся странные и ужасные вещи. В большинстве случаев они не далеки от истины. Овраги и многочисленные реки, карстовые промоины и подземные пустоты – это признак разломов земной коры, а значит геопатогенных зон, а лес сам по себе территория темная и опасная.

Спрашиваю человека, живущего в Брянске 10 лет. Его зовут Евгений, и он переехал сюда с семьей из ближнего зарубежья.

— Странным кажется Брянск?

— Уже нет. Привык. В первое время казался очень необычным. Я всегда считал нормальным, что города это такие нагромождения бетона, кирпича, дорог, мостов, а вокруг леса и степи. Тут же все как-то наоборот – леса и степи в центре города. Под степью я конечно взлетное поле имею в виду. В итоге города из района в район становится приключением на целый день. Но есть и удобства – в каждом районе все свое, и школы и больницы и даже рынок.

— Слышали о том, что Брянск – город ведьм?

— И слышал и видел. Раньше смеялся над этим, пока не понял, что это ни шутки. Здесь это в порядке вещей. В свое время я относился к словам «порча» и «сглаз» как к сказкам бабушек и иному фольклору, а теперь для меня это реалии жизни, но, что ж, пока это не очень мешает жить. Хотя приходится быть на чеку.

— Видели колдуний?

— Видел.

Увы, но похожих интервью у меня десятки и все они сводятся к одному – одинаковому ответу на последний заданный вопрос. Разговариваю с очередным собеседником. Он федеральный судья. Смеется над моим вопросом.

— У нас коридоры иногда похожи на черные алтари, на всех ручках черные нитки, под двери насыпаны горох и зерна пшеницы. Выходим и смеемся над всем этим, а потом просим уборщицу подмести. Иногда, конечно, казусы бывают – кто ни будь тронет нитки по неосторожности, или узелок поднимет с пола и на больничный на месяц.

— Боретесь с этим?

— Был бы способ… Наука этих чудес не признает, а вот медицина очень даже охотно – наступил на горох и с пневмонией двухсторонней в ближайшую больницу. Только уборщица у нас молодец, стойкая. Столько негатива выметает, целыми мешками и ничего…

— Верите во все это?

(Собеседник смеется)

— Верить или не верить можно в Бога, в удачу, в хороший прогноз погоды, а «это» просто есть. Хотите, я сфотографирую вам свою дверную ручку?

Несколько лет я коллекционировал истории о порче, таинственных смертях и исцелениях, приворотах и сглазах, но потом перестал. Все они однотипны и обыденны, но столь же отвратительны и ужасны.

Я копался в форумах и библиотеках, выискивал ответ, почему именно Брянская область так славится колдовством и чудесами, причем, отнюдь не белого цвета. Увы, ответ до сих пор не найден. Признай догматичная наука хотя бы частично, что такие явления имеют место быть, согласитесь, все стало бы намного проще.

Аномалии в Брянске и области имеют и локальный характер. Вот яркий пример – информация из местной газеты: «Участок автотрассы от памятника Военным водителям до поворота на Партизанскую поляну, что совсем недалеко от Брянска, давно уже обрел дурную славу. Из года в год бьются здесь машины, гибнут водители. Причем количество фиксируемых дорожно-транспортных происшествий сравнимо разве что с числом аварий на самых «черных» улицах и проспектах областного центра…»[3]. Кроме указанного материала в газете и нескольких рассказов очевидцев в Интернете мне не удалось найти иных сведений о паранормальных явлениях в данном месте, однако поиски свели меня с человеком, активно изучающим паранормальные явления Брянска и соседних областей.

— Александр, — задаю вопрос я, — как вы думаете, в чем причина такой нехорошей славы нашей области. Или же это просто совпадение?

— Ну, начнем с того, что понятие «область» достаточно условно. Брянщина как самостоятельная область существует только с тридцатых годов прошлого века, а затем ее границы менялись, так что нельзя ограничивать наш мистический край административными контурами. Скорее тут речь идет о целом крае с уникальными аномальными свойствами, границы которого захватывают и соседние области, и часть Белоруссии. При этом энергетическое ядро и большая часть территории этой условной зоны находятся именно у нас. Брянщина всегда была местом уникальным. Тут и оплот староверов и граница последнего оледенения, и территория колдунов (по мнению жителей соседних регионов) и край дремучих лесов. Кстати, по по<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.