Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Урок русского языка в 5 классе





Тема: Алфавит

Цели нашего урока:

знакомство с историей создания алфавита;

формирование умения располагать слова в алфавитном порядке;

развитие устной и письменной речи, активизация словарного запаса;

воспитание внимания

Ход урока.

 

Оргмомент.

Орфографическая пятиминутка.

-Сегодня на уроке мы продолжим разговор о фонетике, а начнём урок с повторения уже изученного.

Задание: Запишем предложение, выделим грамматическую основу, составим схему. (Пишу на доске).

 

Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд.

-Найдите слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Даша Филимонова ответит.

(Это слово «земля», а еще «наряд»). Умница!

- Найдите слово, в котором все согласные звуки глухие.

Саша Алтухов, пожалуйста.

(Это слово «пушистые»). Все согласны? Верно!

-Какие звуки называются глухими?

Нихаева Вика, поднимайся!

(Они целиком состоящие из шума)

- Какие звуки называются звонкими? Опять Вика.

(Состоят из шума и голоса). Так точно!

-Как на письме обозначаются звуки? Айдаров Ислам!

(Обозначаются буквой). Ответишь, Ислам?

-Что такое буква?

(Это знак для звука).

Все молодцы! Пойдем дальше!

Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня на уроке речь пойдёт о буквах. Мы вспомним всё, что знаем об алфавите, а главное, мы должны научиться быстро и правильно ориентироваться в алфавите и правильно называть буквы.

-Кто знает историю создания русского алфавита? А алфавита вообще? Давайте я вам напомню.

 

Послушайте эту историю.

Вслушайтесь, как звучат слова, которые произносите вы сами и окружающие вас люди. Любое слово состоит из разных звуков. Но каждый звук прозвучит и исчезнет. Какие-то доли секунды - и его нет.

А если как-нибудь остановить звуки, чтобы их можно было потом встретить ещё много раз? Это было так необходимо древним людям, что самые разные народы в разных уголках земли искали способы «остановить» звуки. Люди придумали буквы - письменные фигурки, значки для звуков. Каждая фигурка-буква-это как бы застывший звук.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы изобрели буквы только для согласных звуков. Их было 22 буквы. Ими удавалось записать всю человеческую речь. В их языке этим можно было обойтись.

А мы с такой азбукой не смогли бы работать. Как бы мы отличали на письме луну от Лены, ведро от выдры?

Обратите внимание на доску. Здесь вы увидите финикийский алфавит.

 

Это финикийский алфавит

 

 

Финикийцы знакомили другие народы со своей письменностью. На её основе стал разрабатывать алфавит другой древний народ - греки. Но они не могли обойтись записью только согласных звуков, так как в их языке было много гласных. Пришлось придумать для них обозначение.

Греческий алфавит состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Впоследствии греческий алфавит «завоевал» почти весь мир: он помог многим народам создать свою письменность. Сейчас и русский народ, и славянские народы имеют свою письменность, свои книги, могут читать и писать на своих языках. Но в далёкие времена, более тысячи лет назад, этого не было. Славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине 10века, в 863 году, двое учёных родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехии и Словакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Новый алфавит понадобился для перевода священных книг. Так родились первые славянские азбуки- глаголица (от слова «глагол»- по старославянски «слово») и кириллица.

 

 

На доске также вы увидите еще два плаката с алфавитом. Обратите внимание на них. Давайте хором прочитаем, как называются буквы кириллицы. Пробуем!

Глаголица довольно быстро вышла из употребления, а от кириллицы произошли русский, украинский, белорусский, болгарский, сербский и многие другие алфавиты.

-Почему буквы, расположенные в определённом порядке называются алфавитом, а не каким-то другим словом? Откройте учебник и найдите ответ на этот вопрос. Прочитаем правило на странице 74. Алехина, читай вслух, чтобы все слышали!

(Алфавит – это совокупность букв или других знаков данной системы письма.)

- Кто может назвать все буквы алфавита? Юленька, громко назови все буквы по порядку!

(А, б, в, г, д……)

-А теперь хором повторим алфавит.

Умнички!!!!

 

 

4.Тренировочные упражнения.

 

А теперь все внимание на доску!


1)

 

 
 

 


Л

С

 

 

Ш О Р

Х

Ф

Й

К

 

 

-Посмотрите на облако, пошёл буквенный дождь. Нужно записать эти буквы в алфавитном порядке и назвать их правильно. Саша Котляров поможет выстроить все буквы по порядку.

(Й К Л О Р С Ф Х Ш)

Все верно? Да, молодец!

 

2)-Где используется алфавит? Для чего его нужно знать? Чибисова Оля!

(Он используется для составления словарей, справочников, библиотек, классных журналов).

-Классный журнал. Но в классе, например, на букву «бэ» у нас 4 ученика, а на букву «ка»-5 учеников. Как в таком случае расположить слова в алфавитном порядке, если они начинаются с одной буквы? Алтухов, подумай!

(Нужно посмотреть, какие буквы следуют за начальными буквами, и располагать дальше по алфавиту).

Верно, догадался!

 

Задание. Прочитайте предложение на доске:

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.