Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Посвящается всем ученикам Дживамукти





Посвящается всем ученикам Дживамукти

- в прошлом, настоящем и будущем

Предисловие

Я пишу эти строки в полночь, где-то над Северной Атлантикой, на борту самолета DC-10 на высоте 10700 метров".

В самолете нет никого кроме нашей группы, технического персонала и меня. Сорок усталых парней отсыпаются после длинной серии ночных концертов. Каждый вечер в новом городе, иногда в другой стране или даже на другом континенте. Все эти месяцы никто из нас не спал в своей постели, и 9 часов полета на борту DC-10 - удобный случай ухватить немного сна.

Из всех пассажиров только я один не сплю. Пока персонал и товарищи по группе похрапывают и мечтают о доме" я стою на голове где-то между переборкой и пустой секцией эконом-класса.

Час назад, когда я начал заниматься йогой, стюардесса бросала на меня удивленные взгляды. Поймите правильно: я устал не меньше других. Но, увидев свободное место на полу, я сразу понял, что мне нужно. Мне захотелось позаниматься йогой.

Б небольшом окошке виднеется полная луна. Я воспринимаю вибрацию двигателей, которая передается через пол и ощущается с головы до ног, Она звучит как звук ОМ, усиленный мощью мотора в 6000 лошадей. И я вибрирую в нем вверх тормашками, с перевернутой улыбкой на лице. Воистину, это - полет.

Говорят, когда ученик готов, приходит учитель. Мой путь к йоге начался в 1990 г. Первый мой учитель, Дэнни, пришел ко мне в студию в Лондоне и спросил, не интересуюсь ли я йогой. Я не имел представления о йоге, но был достаточно заинтригован, чтобы попросить его что-нибудь показать.

Что он и сделал. Я был поражен его спокойной уверенностью, силой и гибкостью. Но еще больше я удивился, когда попробовал сам повторить некоторые из этих движений.

Я всегда думал, что нахожусь в довольно хорошей форме. Этого требует моя работа. Когда я был моложе, то занимался легкой атлетикой и каждый день бегал. Но вот смогу ли я с прямыми ногами наклониться вперед и положить ладони на пол? Не тут-то было. Не получилось и выполнить простой круг "приветствия солнца" - пришлось тяжело сопеть и пыхтеть, как паровоз. А мой учитель дышал ровно и без усилий. Поэтому я попросил его на следующий день зайти ко мне домой и поучить меня йоге.

Мой дом в Лондоне связан с именем выдающегося скрипача Иегуди Менухина. Я думаю, что это не случайно: ведь именно Менухин в 1950 году первым попросил Б.К.С. Айенгара провести в Лондоне курс йоги. (Тот сад, где они ежедневно занимались йогой, теперь выглядит как огромный парк с высокими старыми деревьями), И именно Менухин в 1966 г. написал предисловие к книге Айенгара "Прояснение йоги" (Light on yoga).

Я считаю большой удачей заниматься йогой в доме, где чувствуется энергия их сад-ханы, глубина их знаний и сила устремленности к йоге. Хотелось бы верить, что часть этой устремленности перешла и ко мне, поскольку вот уже 10 лет я занимаюсь йогой 6 дней в неделю. Я уверен, что именно йога наделила меня той энергией и концентрацией, которые я просто не мог бы обрести иначе.

Работа на эстраде связана с большими физическими нагрузками, а создание песен немыслимо без живого воображения. Но практика йоги расширила мои возможности. Благодаря йоге, которая теперь неразрывно связана с каждым аспектом моей жизни, я начал гораздо лучше справляться с обязанностями мужа и отца, и мне стало легче общаться с людьми,

Практика йоги научила меня познавать свое "Я", и мне удалось пережить ряд прозрений, Например, теперь я чувствую, что мое тело несет в себе голографически полную запись всего, что оно пережило за 50 лет. Страхи, предрассудки, сомнения - все это каким-то образом отразилось в структуре тела, сказалось на его мышцах. Если тело закрытое и жесткое, если оно сопротивляется переменам, то я замечаю, что крепко держусь за эмоциональные раны, пережитые в прошлом. Но когда я уверен в себе, бесстрашен и открыт, это тут же проявляется в легкости движений тела.

Практика йоги дала мне инструменты для обнаружения и проработки тех аспектов моего бессознательного, которые могли бы скрыто мешать мне всю оставшуюся жизнь. Одним из побудительных мотивов моего обращения к йоге было желание ощутить бесконечность "Я", а также узнать и испытать на себе различные проявления физического тела -и приятные, и болезненные.

Эти испытания происходят на эмоциональном, интеллектуальном, психологическом, физическом и духовном уровнях. Я чувствую, что между умом, телом и божественным Духом существует взаимопроникновение. То, о чем я думаю, влияет на тонкие тела и на физическое тело, и наоборот, состояние физического тела влияет на ум, эмоции, интеллект и на то, что я называю душой. И все это нераздельно. Вот что я узнал.

Мы вошли б новое тысячелетие, и я рад, что у меня есть возможность выразить свою веру в метод дживамукти-йоги. В свое время Б. К. С. Айенгар блестяще описал все тонкости возможных проявлений тела, ума и дыхания. Дэвид и Шэрон в своей книге воссоздают текучий танец жизни - во внешних и внутренних практиках йоги. Для меня и моей жены Труди они много лет были друзьями и учителями, Дэвид и Шэрон поддерживали нас и советовали видеть в йоге не только систему упражнений, но и путь в бесконечное. Книга, которую вы держите в руках, - результат опыта" знаний и работы многих поколений учителей. Это учебник того, как сделать жизнь глубокой и наполненной смыслом. И это отличный подарок миру.

Я чувствую, что характер вибрации самолета изменился. Мы начинаем снижаться, и на восточном горизонте появляется первый луч света. Под нами сияют огни Нового Орлеана, и я благодарю наступающий день. Я благодарю своих учителей и их предшественников. И я благодарен всем тем, кто будет читать эту книгу и продолжит свой путь к Самопознанию и Счастью.

Намастэ [1],

Стинг [2]

 

Будет ли когда-нибудь в Америке политическое движение истинных героев? Сможем ли мы здесь растить и поддерживать таких лидеров? Если так, то смогут пи они прийти к власти? Какой должна быть стратегия предвыборной кампании в соответствии с политикой просвет дения? Как нам развить в себе такой героизм? Как нам помочь политике просветления в ее повседневных делах?

- Профессор Роберт Турман. "Внутренняяреволюция"

В качестве инструментов освобождения йога использует тело и ум - потому что в них скрыты ключи ко всем тайнам Вселенной. Но почему мы должны хотеть изменить свое тело и ум? Каковы побудительные мотивы? В Бхагавад-гите (древнем йогическом тексте) Кришна говорит царевичу Арджуне, что нужно стремиться к совершенств)' в действиях и посвящать их плоды Богу. Это означает, что наши поступки не должны быть эгоистичными, направленными на себя, потому что большинствомировых проблем возникает из-за эгоизма.

Когда эгоизм перестает быть главным побудительным мотивом действия, перед нами открывается возможность истинного счастья. Сострадая чужой беде, вы поймете, что такое счастье. Благодаря служению всем существам вы испытаете счастье прекращения страдания.

Замените вопрос "Что даст мне йога?" другим - "Как могу я служить Тебе, Господи?", Позвольте любви стать вашим руководящим принципом. Когда вы будете любить то, что вы делаете, у вас раскроются и внутренние возможности.

Методы йоги нравственно совершенны. Они оздоравливают тело, утончают эмоции" тренируют интеллект, раскрывают душу. Но до тех пор, пока вас интересует в первую очередь возможность что-то получить от йоги, ваши страдания будут продолжаться, а занятия йогой - порабощать, а не освобождать.

Практика йоги помогает очистить ум. Грязь, от которой надо избавиться, - это анидья, неведение относительно своей истинной сущности, которая есть божественное "Я". Таким образом, йога помогает соединить индивидуальную душу с ее Божественным Источником, вернуться от своего теперешнего местопребывания к тому месту, откуда мы пришли.

Греческое слово апокалипсис означает "раскрытие, откровение". Результат практики йоги - просветление, которое есть событие апокалиптическое. Просветление - это раскрытие "я", в котором обнаруживается Атман, "Я есмь" - Бог внутри нас.

Дживамукти-йога - это не пассивная практика. Жизнь дживамукты[5] необычна. Обычно человек тратит время, стараясь избежать боли и стремясь подучить удовольствие. Но дживамукта переживает и боль, и удовольствие, сохраняя душевное равновесие и понимая, что все, что мы испытываем, - кармический результат наших прошлых действий, Дживамукта понимает, что, хотя прошлое нельзя изменить, можно создавать будущее теми поступками" которые совершаются здесь и сейчас И дживамукта никогда не забывает о радости.

Мы надеемся, что с помощью дживамукти-йоги вы приблизитесь к освобождению. Мы хотим поддержать независимых йогов, любознательных и устремленных: не ищите такого учителя" который сначала погладит по головке" а затем будет управлять вашей жизнью. Йога практична. Доказательство силы метода - его результаты. Вы можете проверить все непосредственно на себе. Рекомендуем вам также прочесть тексты, составляющие философскую основу йоги, - "Йога-сутры" Патанджали и "Хатхайога-прадипику". Если вы поразмышляете над прочитанным, у вас появятся свои собствен-ные прозрения. Они придут к вам в виде небольших волшебных вспышек, проясняющих то, что вы всегда знали, но не могли выразить.

Сознание можно рассматривать и как химический процесс. С точки зрения физиологии, все техники йоги создают основу для таких прозрений, ведь они влияют на эндокринные железы, изменяют химию мозга, помогая развить психокинетические способности, облегчающие созерцание, Но стремление к освобождению, которое вы в себе обнаружите, было у вас всегда.

Часть 1 Что такое йога?

Введение

Дживанмукты.

Священные писания

Источники изучения - древние санскритские тексты:

· "Йога-сутры" Патанджали (священный текст, в котором показано, как преодолеть ментальные препятствия на пути к просветлению).

· "Хатхайога-прадипика" (руководство по технике хатха-йоги).

· Бхагавад-гита (здесь Кришна излагает три основных пути йоги: бхакти - преданность; карма - служение; джняна -познание).

· Упанишады (фундаментальные священные тексты, разъясняющие концепцию недуальной природы Бога).

Также мы помогаем в изучении санскритского алфавита и грамматики.

Бхакти (преданность)

Мы считаем, что целью всех практик йоги является богопознание. И поэтому мы:

· Поощряем атмосферу взаимопонимания и терпимости между различными религиями.

· Чтобы создать возвышенное настроение, используем алтари, религиозные картины и иконы.

· Применяем киртан (религиозные песнопения) и джапу (повторение имени Бога).

Ахимса (отказ от насилия)

Мы считаем отказ от насилия основным нравственным принципом йоги, поэтому пропагандируем:

· Нравственное вегетарианство.

· Защиту животных.

· Деятельность по охране окружающей среды и социальную активность.

Музыка

Нада-йога - существенный компонент хатха-йоги. На занятиях по дживамукти-йоге музыка используется, чтобы:

· Утончить слух путем прослушивания вдохновенной духовной музыки во время выполнения асан.

· Утончить речь посредством киртана -попеременного ("солист-хор") пения.

Медитация

Мы постоянно говорим о необходимости медитации. Мы абсолютно убеждены, что без медитации никакие достижения в йоге невозможны. Например, без медитации просто нет смысла в асанах. Медитация должна стать частью каждого группового или индивидуального занятия.

Наш метод отличается от других тем, что мы советуем ученикам включать все эти элементы в каждое занятие, а не заниматься асанами отдельно от изучения текстов, пения и медитации. Дело в том, что асаны инициируют в организме биохимические изменения, которые улучшают способность достигать состояния медитации и постигать священные писания. Подобно тому как от чтения букв нужно постепенно переходить к чтению предложений, так и от стремления стоять на голове ученикам необходимо постепенно переходить к духовной практике, ведущей к освобождению.

На одном из наших занятий звучала песня "Битлз" "Across the Universe" ("Сквозь Вселенную"), в которой есть санскритская мантра "Джая Гурудэв". И вот после занятия одна женщина прибежала к нам в офис, восклицая: "Вы знаете, что они поют ту самую санскритскую мантру, которой вы нас недавно учили?!"

Она слушала эту песню в течение 30 лет и никогда раньше не слышала мантру. Занятие дало ей опыт, способствующий медитативному состоянию восприимчивости, в котором она смогла слышать вещи, ранее недоступные ее сознанию. Таким образом,

искусство помогает заполнить разрыв между йогом в пещере Гималаев и современным городским адептом йоги. И у такого спектакля нет аудитории - есть только участники. Изначально шаманская роль человека искусства должна была вдохновлять людей реальным переживанием трансцендентного и помогать двигаться от мирского к Божественному. Однако сегодня мы стали немой аудиторией: мы - зрители, а не участники, потребители, а не созидатели. Мы собираем, покупаем, запасаем. И даже йога в процессе роста своей популярности может стать обычным предметом потребления. Именно поэтому мы постоянно напоминаем ученикам, что в основе их практики должны быть скромность, самоотверженность и стремление к божественному.

Я часто говорю своим друзьям, деятелям искусства, что мои лекции могут дойти лишь до нескольких сотен, тысяч, максимум, сотни тысяч людей. Но люди искусства с помощью музыки, картин или скульптур (несущих созидательный или разрушительный заряд) способны влиять на миллионы. Поэтому люди искусства способны создавать мир, любовь, сострадание и гармонию, которых, конечно же, хочет каждый. Ведь каждый молится именно об этом.

- Его Святейшество Далай-лама

Создание дживамукти-йоги для нас стало естественным продолжением нашего исследования тайн жизни методами искусства. Для нас это была возможность поделиться своими находками с заинтересованными лицами. В Дживамукти мы используем искусство, музыку, танец и поэзию -именно так, как это делалось в "хэппенингах"[11] 1960-х годов (минус наркотики!), чтобы создать атмосферу, которая поможет людям убежать из своего маленького "я" и почувствовать Божественное "Я", текущее через них. Таким образом, мир явлений становится площадкой глубокого изучения и лабораторией развития бессмертной души.

В Упанишадах говорится, что освобожденный человек видит во всем единство, не делает различий между грязной лужей и хрустальным озером, между алмазами и пылью. Поэтому, вместо того чтобы отрицать то, что нас окружает, мы решили практиковать йогу в Нью-Йорке - городе с ревом сирен и криками людей, используя все это как быстрый путь к освобождению. Такой выбор - поднять мирское до божественного - доступен каждому из нас, независимо от местожительства.

Конечно, уединенная жизнь в ашраме, на природе, в естественных условиях имеет определенные преимущества. Но мы никогда не чувствовали, что Нью-Йорк не является естественным. В конце концов все исходит от Матери-Природы. Если у вас есть привязанности: хорошо-плохо, естественно-неестественно, чисто-грязно, - тогда вы не сможете познать истину. Вы попали в читта-вритти ("вихри ума"). Именно этим привык заниматься ум: отделять одну вещь от другой. Методы йоги учат нас выходить за пределы ума, чтобы ощутить космическое сознание, дающее жизнь всем существам.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ТЕЛО

АСТРАЛЬНЫЕ ТЕЛА

КАЗУАЛЬНОЕ (ПРИЧИННОЕ) ТЕЛО

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

- Евангелие от Матфея (6:1-4)

С другой стороны, бескорыстные люди, которые служат космосу, могут способствовать изменению сознания людей всей эпохи. Это путь дживанмукты. Бескорыстный человек работает ради самой работы, зная, что в каждом существе и каждой вещи сокрыто Божественное. Они трудятся с максимальной отдачей, не вступая при этом в борьбу и не ожидая наград. Понимая, что Бог - единственный творец, эти люди видят в себе лишь орудие исполнения Божественной Воли. Они становятся каналом передачи послания Божественного Источника. Их учение всегда радостно и напоминает всем о нашей истинной природе.

Как правило, результаты работы таких людей надолго переживают их физические тела. Вспомните Иисуса, Будду и Лао-цзы. И через тысячи лет после их физической смерти их учения по-прежнему возвышают людей. Они значительно ускорили развитие сознания человечества. Именно они являются по-настоящему великими людьми. Их величие находит отклик во всем мироздании, потому что они связаны с основой творения и отказались от личного вознаграждения, стремясь возвысить всех нас. Цивилизации приходят и уходят, но Бог остается. Остаются и те, кто стремится ему служить.

Ахимса путь ненасилия

Я решил жить с любовью, ведь ненависть - слишком тяжкое бремя.

- д-р Мартин Лютер Кинг-младший

Один из наших друзей как-то сказал, что различие между героем и трусом не столь уж велико: они оба испытывают тот же страх и волнение. Однако герой действует, невзирая на страх и волнение, в то время как трус бездействует. В сфере культуры герой стремится разрушить оковы иллюзий, навязанные социумом, трус же их отрицает.

До тех пору пока мы являемся живыми могилами трупов животных, забитых на мясо ради удовлетворения наших капризов, как можем мы надеяться обрести в этом мире тот мир, о котором, по нашим словам, так печемся?

- Джордж Бернард Шоу. "Живые могилы"

Йога -не для всех. Далеко не все неудовлетворены своим теперешним состоянием. В жизни некоторых людей отсутствует осознанный поиск источника своего бытия. Но для тех, кто ищет свое истинное "Я", ахимса имеет первостепенное значение, ибо преобразует ум, а затем и тело. То есть благодаря нравственному вегетарианству и соблюдению ахимсы очищается личность (сознание системы "тело-ум").

Ахимса является пробным камнем восьмиступенной системы йоги Патанджали. Обычный пробный камень представляет собой стандарт, но которому оценивается чистота золота: 10, 14 или 24 карата[22]. Для йога единственное, что является истинным золотом" - это вселенское сознание и бескорыстная любовь. Ахимса как пробный камень йоги свидетельствует о качестве наших действий, о том, насколько близко мы подошли к вселенскому сознанию. Чистота решимости не причинять никому вреда определяет уровень нашего духовного развития: кто мы - 10 каратов, 24 карата или всего лишь фальшивое золото?

Чтобы быть добрыми, нужно действовать. Нет смысла иметь хорошие мысли и не поступать в соответствии с ними. Бессмысленно желать лучшей жизни, не работая с засученными рукавами ради приближения перемен.

Прана: энергия жизни

Внешние солнце и луна делят каждые сутки на ночь и день, а внутренние солнце и луна (ида и питала) ответственны за наше восприятие ночи и дня; это двойственность. Ида-нади доминирует ночью, когда активна парасимпатическая нервная система и в мозг поступает болыиое количество гормона мелатонина, активизирующего подсознательный ум. В дневное время преобладает питала, активизируется симпатическая нервная система и мозг обильно снабжается гормоном сератонином (который активизирует сознательные функции ума), а подсознательный ум отступает.

Ида-нади и пингала-нади, а также две части нервной системы заставляют сознание переходить от одной крайности к другой, порождая у нас (в результате взаимосвязи с внешними силами солнца и луны) дуальное восприятие жизни. Вся наша биологическая система программируется солнечными и лунными циклами. Однако йог может развить способность управлять автономной нервной системой, и тогда его тело и ум не будут подвержены крайностям. Это значит, что нужно развивать произвольную и центральную нервные системы, активизируя сушумна-нади и аджня-чакру. Человек, сделавший это, может жить в полностью уравновешенном состоянии бытия.

- Свами Муктибодхананда Сарасвати. ""Хатхайога-прадипика"-свет хатха-йоги" (5.17)

Последняя часть йогической анатомии, которую мы рассмотрим перед описанием дыхательных техник, - это граптхи, которые, подобно узлам, препятствуют течению праны и не дают подниматься кундалини.

Брахма-грантхи: располагается в основании позвоночника, где укоренены такие первичные мозговые функции, как "борьба за существование". Этот узел мешает правильному формированию индивидуальности и развитию утонченности.

Впшну-грантхи: располагается между манипура-чакрой (местопребыванием эго, местом силы) и анахата-чакрой в сердце. Способствуя привязанности к эго и личной силе,

этот узел мешает восхождению кундалини к сердцу, где мы можем обрести сострадание и бескорыстие.

Рудра-грашпхи: располагается между сердцем и третьим глазом, представляя напряжение сердечного центра и страх потерять контакт с людьми. Когда вы проникаете в рудра-грантхи и энергия перемещается в аджня-чакру, "другие" (друзья, семейство и т. д.) исчезают и вы непосредственно встречаетесь с Шивой (Богом).

Чтобы проникнуть в грантхи, йоги используют бандхи (энергетические замки). Бандха означает "привязывание; оковы". Если с помощью бандхи вы активировали чакру, то через нее прана будет должным образом течь к третьему глазу,

Существует связь между бандхами и правильным приложением сознания. Всего насчитывается пять бандх (перечисление снизу вверх):

Маха-бандха

Когда все три замка - мула, уддияна и джаландхара - выполняются одновременно, это называется маха-бандха. Обычно бандхи сочетаются с позами тела, которые называют мудрами. Классическая мудра для маха-бандхи выполняется так: сидя на полу, прижать левую пятку к промежности и, вытянув прямо вперед правую ногу, захватить большой палец правой ноги первыми двумя пальцами обеих рук. Затем эта мудра повторяется в другую сторону.

Маха-бандха корректирует потоки энергии и стимулирует эндокринную систему. Она приносит энергию и здоровье. Поскольку при выполнении этой бандхи может пробудиться кундалини, го могут возникнуть видения или необычные переживания, поэтому лучше выполнять ее под руководством опытного учителя.

 

Зрахма-бандха

Как и в любом методе йоги, высший способ исполнения любой бандхи - посвятить ее просветлению. Такова брахма-бандха - "сосредоточение ума на Боге". Если ваше внимание устойчиво и сосредоточено на Боге, то брахма-бандхой может стать любая бандха.

А теперь мы дадим некоторые инструкции относительно физической стороны выполнения пранаямы. Может показаться, что дыхательные упражнения йоги выполняются только на физическом уровне, но это поверхностное суждение: пранаяма затрагивает глубокие энергетические уровни бытия.

 

Пранаяма обычно выполняется сидя и включает в себя задержки дыхания и бандхи. При описании методов" приведенных ниже, используется система отношений чисел, которые описывают продолжительность вдоха, выдоха и задержки дыхания. Например, если вы выполняете вдох на 4 счета и выдох на 4 счета, соотношение будет - 1:1. Если вы вдыхаете на 4 счета, задерживаете дыхание на 16 счетов и выдыхаете на 8 счетов, то соотношение будет 1:4:2. Продолжительность дыхания можно отслеживать с помощью часов, метронома, повторения мантр или счета про себя. Существуют сотни методов пранаямы с бесконечным числом соотношений дыхательных фаз.

Впервые выполняя инструкции по дыхательным техникам этой главы, вы, возможно, расстроитесь. Например, вам может не хватить воздуха и это вас напугает. Такие упражнения йоги, как пранаяма, являются одним из способов создать обстоятельства, которые могут вас расстроить или даже испугать. Они становятся нелегким испытанием для ума. Чтобы их выполнить, вам придется увести внимание подальше от телесной борьбы и умственной болтовни и заново начать работать с действиями, мыслями и чувствами, чтобы ощутить чистую энергию - прану.

Самавритти-пранаяма

Самая простая техника пранаямы называется самавритти ("дыхание с равными фазами"). Она выполняется в позе сидя, но без задержек дыхания ее можно применять и во время выполнения последовательности асан.

"Винт" стоя. Стремление к совершенству, которое почти недостижимо.


Вначале самавритти выполняется только со вдохом ивыдохом - в равной пропорции, без каких-либо отклонений. Соотношение 1:1.

1. После того как установится равная продолжительностьвдоха и выдоха, можно добавить задержку на вдохе. Переход от задержки к продолжению дыхания должен быть плавным, без одышки и потери равновесия. Используйте соотношение 1:1:1.

2. Наконец, вы можете задержать дыхание после выдоха,применяя самавритти ко всем четырем фазам дыхания (вдох, задержка, выдох, задержка). Соотношение будет 1:1:1:1. Если используется задержка, пранаяма должна выполняться только в позе сидя - с применением мула-бандхи, уддияна-бандхи и джаландхара-бандхи.

Один из видов самавритти-пранаямы - это уджджайи. Без за держки уджджайи является лучшим способом дыхания при вы полнении асан. В позе сидя уджджайи-пранаяма выполняется с за держкой.

1. Сядьте в падмасану (лотос), сиддхасану (позу мудреца) или вирасану (позу героя).

2. Сложите пальцы в чин-мудру - руки на коленях, кончики указательных и больших пальцев соедините вместе.

3. Закройте глаза. Пристально смотрите в аджня-чакру (сведите глаза кверху, к точке третьего глаза между бровями).

4. Выдохните и выполните мула-бандху.

5. Вдохните (пурака) uopc.t обе но.ири на 4 счета - шумно, с шипящим звуком. Выполните джаландхара-бандху.

6. Задержите дыхание (антара-кумбхака) на 4 счета. Отпустите джаландхара-бандху. Продолжайте сохранять мула-банд-ху.

7. Выдохните (речака) через нос на 4 счета, с таким же шипящим звуком. Выполните уддияна-бандху, а затем джаландхара-бандху.

8. Задержите дыхание на выдохе (бахья-кумбхака) на 4 счета. Затем отпустите уддияна-бандху, а потом и джаландхара-бандху. Вдохните, все еще сохраняя мула-бандху.

Это один круг уджджайи-пранаямы. Продвигайтесь медленно, не спеша, постепенно продлевая упражнения.

Вишамавритти-пранаяма

Вишамавритти буквально означает "дыхание с неравными фазами". Сложный неравномерный ритм этой разновидности пранаямы помогает сознанию сосредоточиться на дыхании.

Один из видов вишамавритти-пранаямы - нади-шодха-на. В нади-шодхане ноздри чередуются, а вдох и выдох выполняются с задержками в соотношении 1:4:2:3. Это соотношение можно выполнить, например, так: вдох на 4 счета, задержка на 16 счетов, выдох на 8 счетов и задержка на 12 счетов.

Простой комплекс 1

1. Посвятите все свои усилия Богу и Гуру со следующим песнопением:

Гуру Брахма, Гуру Вишну, Гуру Дэва Махешвара, Гуру Сакшат, Парамбрахма, тасмай. Шри Гураве намах (перевод см. в первой главе)

Все свои действия посвятите великой цели -прекращению страданий, освобождению и счастью всех существ:

Локах самаста сукхино бхаванту (перевод см. в третьей главе)

2. Стоя или сидя, уделите некоторое время сосредоточению сознания на дыхании.

Уравняйте продолжительность и глубину вдоха и выдоха.

3. Выполняйте сурья-намаскар по крайней мере 5 минут (см. описание на стр. 155). Затем выполните последовательность асан, приведенную ниже. Периодически даются отдельные асаны, которые не входят в последовательность на фотографиях. Для них указано, на протяжении скольких дыханий следует находиться в этой позе. Когда ссылки на страницу отсутствуют, просто выполните эту асану (в данном примере это бхеки - "поза ребенка"). Числа в последней колонке означают степень сложности каждой асаны или последовательности.

Треугольник воина стр. 108-109 1-2

Нисхождение кундалини стр. 116-117 1-2

Стол сапожника стр. 130-131 1 -3

Пробуждение змеи стр. 152-153 1-2

* Бхеки ("поза ребенка", 10 дыханий) 1

Играющая рыба стр. 158-159 2

4. * Лягте в шавасану ("позу трупа"),

оставаясь в ней по крайней мере 10 минут. 1

· Сядьте и помедитируйте в тишине но крайней мере 5-10 минут.

· Соедините ладони в молитве, склонив голову к сердцу" и пропойте Ом.

Простой комплекс 1

 

Простой комплекс 2

1. Посвятите все свои усилия Богу и Гуру со следующим песнопением:

Гуру Брахма, Гуру Вишну, Гуру Дэва Махсшвара, Гуру Сакшат, Парамбрахма, тасмай Шри Гураве намах

Все свои действия посвятите великой цели - прекращению страданий, освобождению и счастью всех существ:

Локах самаста сукхино бхаванту

2. Стоя или сидя, уделите некоторое время сосредоточению сознания на дыхании.

Уравняйте продолжительность и глубину вдоха и выдоха.

3. Выполняйте сурья-намаскар в течение по крайней мере 5 минут, а потом перейдите к следующим упражнениям:

Трон Изиды стр. 118-119 1-2

Напряженная скрутка стр. 114-115 1-3

Треугольник воина стр. 108-109 2-3

Стол сапожника стр. 130-131 1-2

Змея и собака стр. 146-147 1 -2

Наклон вперед сидя, пашчимоттанасана (10 дыханий) 2

Играющая рыба стр. 158-159 2

4. Лягте в шавасану ("позу трупа")

и оставайтесь в ней по крайней мере 10 минут. 1

· Сядьте и помедитируйте в тишине по крайней мере 5-10 минут.

· Соедините ладони в молитве, склонив голову к сердцу, и пропойте Ом.

Простой комплекс 2

 

Простой комплекс 3 (акцент на "раскрытии бедра")

1. Посвятите все свои усилия Богу и Гуру со следующим песнопением:

Гуру Брахма, Гуру Вишну, Гуру Дэва Махешвара, Гуру Сакшат, Парамбрахма, тасмай Шри Гураве намах

Все свои действия посвятите великой цели -прекращению страданий, освобожде нию и счастью всех существ:

Локах самаста сукхино бхаванту

2. Стоя или сидя, уделите некоторое время сосредоточению сознания на дыхании.

Уравняйте продолжительность и глубину вдоха и выдоха.

3. Выполняйте сурья-намаскар в течение по крайней мере 5 минут, а потом

перейдите к следующим упражнениям:

Треугольник воина стр. 108-109 1 -2

Нисхождение кундалини стр. 116-117 1-2

Стол сапожника стр. 130-131 1-3

Скрутка хиппи стр. 134-135 2-3

Цветущий лотос стр. 136-137 2-3

"Черепаха" сидя стр. 142-143 1-3

"Ворона", бакасана (5 дыханий) 2

Пробуждение змеи стр. 152-153 1 -2

Лягушка-путешественница стр. 156-157 1 -3

* Уттанасана (не менее 15 дыханий) 2

Играющая рыба стр. 158-159 2

4. * Лягте в шавасану ("позу трупа")

и оставайтесь в ней по крайней мере 10 минут. 1

· Сядьте и помедитируйте в тишине по крайней мере 5-10 минут.

· Соедините ладони в молитве, склонив голову к сердцу, и пропойте Ом.

Простой комплекс 3

 

Хотя концепция индивидуальной конституции существует уже много веков, для людей Запада она является новой. Для нас это новый способ понять свои отношения с Природой. Аюрведа предназначена прежде всего людям, которые, гармонизируя себя, стремятся стать гармонизирующей силой Вселенной.

- Роберт Е. Свобода. "Пракрити: ваша аюрведическая конституция"

Очистительные техники йоги:

(Внимание! Прежде чем применять любую из этих шести очистительных техник, пожалуйста, проконсультируйтесь с учителем.)

1.Дхаути: очищение водой и трением. Эта процедура включает в себя чистку зубов, очистку языка, прочистку горла, мытье ушей, продувание и промывание носа, очищение желудка, кишечника, внутренних органов и заднего прохода.

2. Басти: очищение с промыванием толстой кишки. Вы можете легко научиться делать себе клизмы, если это необходимо. Клизмы требуются (ежедневно или время от времени) в период голодания.

3. Нети: очищение носа. Оно включает в себя чистку носовых полостей

катетером (специальным зондом) или соленой водой, которую вливают в одну ноздрю, а она вытекает из другой. Иногда через нос и рот продевают резиновый катетер или шнур. Перемещение катетера вперед-назад

стимулирует заднюю часть носовой полости.

4. Тратака: очищение глаз. Нужно смотреть, не моргая, пока слезы не промоют

глаза. Используйте свечку или яптру - геометрический символ для призывания божеств или полезных качеств.

5. Наули: усиление пищеварения и очищение кишечника. Это динамический

массаж тонкого и толстого кишечника, а также внутренних органов, который выполняется с помощью брюшных мышц и диафрагмы. Во время задержки дыхания на выдохе живот подтягивается и выделяется его центральная часть, которая перемещается из стороны в сторону, вращается или движется волнообразно вверх и вниз.

6. Капалабхати: "сияющий череп". Эта практика очищает черепную полость,

поднимая энергию вверх. При этом также очищаются носовые проходы. Сначала сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов; затем вдохните на удобную глубину и сделайте серию из 25 - 50 резких, сильных выдохов, заставляя диафрагму с каждым выдохом двигаться внутрь и вверх (как будто вы хотите высморкаться). Подчеркивайте только выдох, пусть неглубокий вдох происходит после каждого выдоха сам собой.

Эта крийя, сознательно перемещая с каждым выдохом энергию вверх, удаляет из легких затхлый воздух и чужеродные частицы. Продувка позволяет выстроить электроны вдоль дыхательных путей, поляризуя электрические заряды слизистой оболочки. Это создает восходящий поток электрической энергии - электрический заряд трахеи. Поскольку даже на физиологическом уровне вы акцентировали восходящее дыхание, то вы начинаете чувствовать эмоциональный, психологический и даже духовный подъем.

На первый взгляд может показаться, что шат-карма-крийи действуют только на физическое тело. Но на самом деле они очищают все наше существо: физическое, витальное, эмоциональное, интеллектуальное тела и тело блаженства. Это методы изучения своего "Я" путем устранения помех: когда помехи удалены, остается истинное "Я".

Мы начинаем понимать, что, становясь все чище и прозрачнее, можем освободиться от авидьи. Невежество является тем главным загрязнением, которое удаляется выполнением шат-карма-крий.

Мы не то, что мы едим[33]. Мы - то, что осталось в нас, а не вышло наружу.

- ХьюРомни

Другой интересный результат практики шат-карма-крий: познавая тайну строения и функций своих внутренних органов и систем, мы избавляемся от привязанности к ним. Когда мы постигаем истинную природу физического тела и понимаем, что его невозможно навсегда сохранить молодым и чистым, наша привязанность к нему слабеет.

Мы делаем все возможное, чтобы оно было здоровым (потому что это наш инструмент), но прекращаем попытки навеки сохранить тело неизменным.

С помощью крий мы развиваем вивеку -способность отличать вечное от преходящего и вайрагью - беспристрастность и отстраненность. В случае нашего гуру Свами Нирмалананды, его практика шат-карма-крийи усилила в нем способность видеть тело как преходящее явление и знать свою душу как нечто постоянное. Поэтому 10 января 1997 года он принял прайопавешу - сознательную и преднамеренную смерть. Ему было 73 года, он постиг высшее "Я" и был вполне здоров.

Говорят, что человек умирает так же, как и жил. Свами Нирмалананда жил просветленной жизнью и умер в состоянии просветления -свободно и счастливо.

Из своего ашрама в Индии Свами послал нам и многим другим ученикам письма, с







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.