Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дж. Ст. Мілль (1806-1873) - систематизатор та класифікатор вчення класичної школи. Подальше осмислення економічних категорій та шляхів реформування суспільства.





Один из завершителей классической политэкономии. Главный труд в 5 книгах “Основы полит. экономии и некоторые аспекты их приложения к соц. философии” издан в 1848 г. Практическая деятельность Милля была связана с Ост-Индской компанией, в кот. он занимал высокий пост, также был членом парламента, последние годы провел во Франции.

Теоретические проблемы. 1) Теория производительного труда (2-я и 3-я главы книги). Солидарен с А. Смитом. Милль утверждает, что только производительный труд (его результаты осязаемы) создает “материальные блага”. Но Милль также предлагает признать производительным труд по охране собственности и приобретению квалификации, позволяющий наращивать накопление. По Миллю, доходы от производительного труда имеют производительное потребление, если это потребление “поддерживает и увеличивает произв. силы общ-ва”.. 2) Милль, как и Рикардо и Мальтус, характеризует з/п как плату за труд. Полагая, что она зависит от спроса и предложения на раб. силу, он повторил их вывод о неизбежном минимальном размере оплаты труда рабочих, что стало основой его доктрины “рабочего фонда”. Эта доктрина гласит, что профсоюзы не могут предотвратить формирование з/п на уровне прожиточного минимума. Однако позже Милль отказался от этой позиции, признав, что профсоюзы влияют на действия по ограничению з/п, кот. совершает конкуренция на рынке труда. При прочих равных условиях, по Миллю, з/п более низкая, если труд менее привлекателен. 5) В главных выводах по поводу распределения з/п, ренты и прибыли Милль примкнул к “лагерю” мальтузианцев. Из 10-й главы книги 1 видно, что он полностью согласен с теорией народонаселения Мальтуса. 6) Теория стоимости рассмотрена в книге 3 “Основ”. Рассмотрел понятия “меновая ст-ть”, “потребительная ст-ть”. Стоимость (ценность) не может возрасти сразу по всем товарам, т.к. представляет собой понятие относительное. Милль повторяет тезис Рикардо о создании ст-ти трудом, требующимся для произ-ва товарных благ, заявив при этом, что именно кол-во труда “имеет первостепенное значение” в случае изменения стоимости. 7) Теория денег (книга 3). Милль –приверженец количественной теории денег (уменьшение или увеличение кол-ва денег влияет на изменение относительных цен товаров). Милль считал, что деньги –лишь хитроумное средство, служащее для экономии времени и труда, механизм, чье независимое влияние становится видным только, когда он выходит из строя.

Первые трактовки социализма среди крупных представителей классич. полит. экономии принадлежат Миллю.. Вывод Милля: решение практических проблем требует “распространения соц. мировоззрения”, но общим принципом должно быть laissez fair.

Милль высказывался за участие гос-ва в соц.-эконом. развитии общ-ва и проведение соответствующих реформ. Вопросы гос. вмешательства. Несмотря на признание важности принципа laissez fair, Милль понимает, что существуют сферы “бессилия рынка”, где рыночный механизм не приемлем. И чтобы без уничтожения “системы част. собственности” обеспечить ее улучшение, предоставить каждому члену общ-ва права участвовать в приносимых ею выгодах (никто не беден и не стремится стать богаче), Милль обращается к возможностям гос-ва в части создания инфраструктуры, развития науки, упразднения законов, запрещающих деятельность профсоюзов и т.д.

 

Зародження системи національної політичної економії в Німеччині (Ф. Ліст.).Етапи розвитку та основні положення історичної школи.

Историческая школа — это немецкое явление, отразившее спе­цифику социально-экономического развития страны.

В Германии возникла историческая школа, которая в своем развитии прошла два этапа. Поэтому разли­чают «старую» (40-60-е годы XIX в.) и «новую» (7():е годы XIX в. -- 20-е годы XX в.) исторические школы.

"Старая" историческая школа. Основателями ее были Вильгельм Георг Фридрих Рошер (1817—1894), Бруно Гильдебранд (1812 - 1878), Карл Книс (1821-1898).

Отличия

• Формировалась в условиях экономической и политической раздробленности Германии, слабого развития национальной индустрии, отсутствия единственного внутреннего рынка и тому подобное.

• Отрицала общие законы экономического развития та необходимость теоретического анализа.

• Подменяла экономическую теорию историей национального хозяйства, предоставляла приоритет эмпирическому методу исследований и факто сбору.

В начале 70-х годов проявилась «новая», или «молодая», исто­рическая школа, лидером которой стал профессор Галльского, Страсбургского и Берлинского университетов Густав Шмеллер (1838—1917). Широкую известность приобрели также работы Луйо Брентано (1844 -"193 О, Карла Бюхера (1847-1930). Адольфа Вагнера (1835-1917), Альберта Эбврхарда Шеффле (1831 - 1903).

Отличия

• Формировалась в условиях экономического и политического объединения Германии, усиления движения рабочего и заострения социальных проблем.

• Признавала существование объективных экономических законов, однако отрицала их открытие путем логических обоснований.

• Полемизировала с неоклассиками (австрийской школой), марксизмом; пропагандировала идеи классового мира и социального партнерства.

• Распалась на два течения (консервативную и буржуазно либеральную)

В отличие от старой, молодая историческая школа не отрицала наличие общих экономических законов, но утверждала, что эти за­коны должны быть открыты на основе сбора эмпирического матери­ала, наблюдений, индукции.

Молодая историческая школа поставила перед собой задачу создания «реалистической» экономической теории, объясняющей с по­мощью исторического метода организацию экономической жизни каждой нации.

На рубеже XIX--XX вв. историческая школа обратилась к изуче­нию противоречий рыночной экономики, привлекла внимание экономической науки к вопросу о необходимости корректировки рыночного механизма посредством государственного вмешательства.

Общее

• Исторический метод исследования.

•Негативное отношение к доктринальным положениям классической политической экономии.

•Невосприятие утопического социализма, марксизма.

•Защита принципов рыночного ведения хозяйства и эволюционной формы развития общества.

•Признание первенства национальных интересов, исследования национального хозяйства с учетом его исторического развития.

• Обоснование приоритетной роли государства в достижении общенациональной цели и социального согласия

Теоретико-методологічним подпочвой формирования немецкой исторической школы стало учение выдающегося мыслителя, политика и государственного деятеля, активного поборника национального единства Германии Фридриха Листа (1789— 1846).

Исходной в теоретическом построении мыслителя была идея превращения Германии на индустриально развитое государство, способное к внешнеэкономической экспансии. "Национальная система политической экономии" была посвящена обоснованию неотложной потребности в защите "чрезвычайных интересов" Германии и других континентальных государств с целью преодоления "островного господства Англии". Следовательно, по мнению многих исследователей, в противовес классике Ф. Лист разработал не просто "национальную", а "геополитическую экономию", призванную способствовать решению общих для континентальных стран проблем.

Труд немецкого исследователя состоит из 4 книг:

Книга 1. "История" посвящена исследованию экономической истории разных стран с учетом проблем реализации национальных интересов.

Книга 2. "Теория" содержит изложение основных идей теоретической системы Ф. Листа ("национальной системы политической экономии").

Книга 3. "Системы" посвящена истории экономической мысли и

практическому анализу идей классической школы.

Книга 4. "Политика" содержит изложение истории торговой политики европейских государств и рекомендации относительно экономической политики, которую должна, по мнению автора, проводить Германия.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.