Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика конспектирования учебного материала





Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Конспекты можно условно подразделить па четыре типа: плановые, текстуальные, свободные и тематические.

Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана литературного источника. Каждому вопросу плана в такой записи соответствует определенная часть конспекта. Если какой-то пункт плана не требует дополнений и разъяснений, его не следует сопровождать текстом. Это одна из особенностей короткого плана-конспекта, помогающего лучше усвоить материал уже в процессе его изучения.

Составление такого конспекта приучает последовательно и четко излагать свои мысли, работать над источником, обобщая его содержание в формулировках плана. Краткий, простой, ясный по своей форме план-конспект — незаменимое подспорье при необходимости быстро подготовить доклад, выступление па семинаре, конференции.

Когда конспект создается на основе плана, то надо иметь в виду, что характерную для плана определенную схематичность, неполноту предстоит исправить в новой записи. Именно это — одна из основных задач написания такого конспекта. Здесь есть возможность внести в запись недоступные для плана подробности, обстоятельно раскрыть его пункты.

Самый простой плановый конспект составляется в виде ответов на пункты плана, сформулированные в вопросительной форме. В процессе подготовки, а иногда и при последующей переделке плановый конспект может отразить логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений.

Текстуальный конспект составляется в основном из цитат. Они связываются друг с другом логическими переходами. Конспект может быть снабжен планом и включать отдельные тезисы в изложении составителя или автора.

Текстуальный конспект — хороший источник дословных высказываний автора. Он помогает выявить спорные моменты. Особенно целесообразно использовать этот вид конспектирования при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов.

Существенный недостаток текстуального конспекта заключается в том, что он мало активизирует внимание и память. Это особенно проявляется в случаях, когда конспект составлен без глубокой проработки материала, без его усвоения. Отсюда — необходимость постоянной работы над этими видами записи.

Текстуальный конспект при последующей его разработке или даже в процессе составления может превратиться в свободный конспект — сочетание цитат, тезисов, собственных суждений составителя. Такой конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения. Для этого необходимо глубокое осмысление материала, большой и активный запас слов. Само составление такого конспекта успешно развивает эти качества. Свободный конспект, по всей видимости, наиболее полноценный, но он довольно трудоемок, требует определенного опыта и эрудиции.

Тематический конспект дает в большей или меньшей мере ответ на поставленный вопрос-тему. Специфика этого типа конспекта заключается в том, что, разрабатывая определенную тему по ряду источников, он не отображает всего содержания используемых произведений.

Составление тематического конспекта помогает всесторонне осмыслить тему, проанализировать различные точки зрения на один и тот же вопрос, мобилизовать свой интеллектуальный “багаж”.

Разновидностью тематического конспекта является обзорный тематический конспект. Это тематический обзор на определенную тему с использованием нескольких источников.

К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект. Как видно из названия, основное, чему подчинена запись в данном случае, это хронологическая последовательность событий на фоне отражения самих событий. В отличие от обзорного конспекта на ту же тему хронологический конспект более краткий и конкретный.

Разумеется, чтобы в полной мере освоить работу над конспектами, необходимо достаточно хорошо овладеть другими формами записи (план, тезисы, цитаты и др.). Хотя здесь следует обратить внимание на то, что все это имеет сугубо индивидуальные особенности. Порой, студенты уже на первом курсе неплохо составляют конспекты, успешно выступают на научных конференциях. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

 

2.3. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа студентов является важнейшим видом освоения ими содержания дисциплины, подготовки к практическим занятиям, семинарам и к экзамену.

При подготовке к семинару, прежде всего, необходимо внимательно изучить вопросы, предлагаемые для обсуждения на семинаре, на что уходит не более трех-пяти минут времени. Затем следует просмотреть свой конспект лекций, на что потребуется 15-20 минут времени. Таким образом, за первые 20-25 минут работы только на основе записей, сделанных на лекции, можно получить представление о содержании каждого вопроса семинарского занятия. Однако даже хорошо записанный конспект лекций требует доработки, а для этого необходимо обратиться к учебнику и другой рекомендованной литературе.

С целью развития навыков устного выступления студентам нередко предлагается выступить на семинаре с докладом или научным сообщением.

Доклад представляет собой устное изложение учебного материала по конкретному вопросу, имеющему концептуальное и методологическое значение для рассматриваемой темы. Такое выступление рассчитано на 15 – 20 минут. В ходе подготовки к докладу целесообразно написать его полный текст, выделив при этом наиболее интересные и важные в методологическом плане места. Доклад может содержать выдержки из первоисточников, периодической, справочной и другой литературы при этом имея четкие ссылки на источники.

Студентам следует обратить внимание на выработку у себя культуры устного выступления. Доклад не следует превращать в публичную читку заранее подготовленного текста. Выступление должно носить проблемный характер и обращено не к преподавателю, а к аудитории, вызывать интерес у студентов, желание обсудить на семинаре поставленные в докладе проблемы. Для этого при подготовке к докладу необходимо проработать ряд книг, статей по теме доклада, сопоставить материал различной учебной литературы по данной теме, выделить существующие точки зрения (концепции). Изложение доклада должно быть четким, аргументированным, максимально лаконичным. Наиболее выигрышной формой доклада является свободное изложение материала, без привязки к тексту. Зачитывать рекомендуется только цитаты или фактический материал: цифровые и иные данные. Сопоставление различных подходов к решению проблем, поставленных темой доклада, стремление аргументировать свою точку зрения, постановка дополнительных вопросов и т.д. способны сделать выступление живым и интересным, вызвать познавательный интерес у аудитории. По завершении доклада необходимо быть в готовности ответить на возникшие у слушателей вопросы.

Научное сообщение отличается от доклада и количественными и качественными параметрами. Тема сообщения, в отличие от темы доклада, не носит концептуального характера, а посвящена, как правило, частным вопросам обсуждаемой проблемы. Она может раскрывать наиболее важную часть какого-либо вопроса семинара или носить прикладной характер, связывая обсуждаемую на семинаре методологическую проблему с будущей управленческими решениями. Для его подготовки, наряду с изучением источников, необходимо проработать соответствующую литературу научного характера. Научное сообщение готовится в письменном виде (объемом до 10 страниц машинописного текста) и докладывается на семинаре в течение 12-15 минут, после чего сдается преподавателю на рецензию. Требования к его подготовке и изложению те же, что и к докладу.


3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

Цель практических занятий – закрепление полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного обучения (на основе используемой самостоятельно изученной научной литературы).

Выполнение на практических занятиях под руководством преподавателя и самостоятельно предложенного комплекса заданий позволит студенту овладеть навыками предварительной и заключительной оценки результатов работы предприятия; анализа причин- факторов возникновения отклонений от плана по основным технико-экономическим показателям; выявления резервов повышения эффективности деятельности предприятий всех форм собственности.

Посещение практических занятий должно обеспечить прочное овладение студентом навыками аналитической работы: полным и многоцелевым использованием имеющейся информации, разработкой макетов и грамотным оформлением аналитических таблиц, применением традиционных приемов и экономико-математических методов анализа сообразно конкретной хозяйственной ситуации и с учетом достоверности данных, методикой аналитических вычислений.

Особое внимание на занятиях уделяется изучению творческих вопросов анализа: обоснованности произведенной оценки результатов деятельности организации; достоверности выявления и группировки факторов на зависящие и не зависящие от предприятия; подготовке и обсуждению выводов и содержащихся в них рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Задачи, предлагаемые для освоения курса, разработаны на основе сквозного примера, сопровождаются макетом аналитических таблиц, которые дают представление о составе подлежащих рассмотрению показателей, порядке и последовательности расчетов, форме представления результатов анализа. Решение задач позволит студентам уяснить насколько хорошо они разобрались в важнейших вопросах курса.

Важнейшей задачей является усвоение студентами вопросов аналитического обобщения, которое включает выводы, сводку резервов и рекомендации по их использованию. В определенной мере этому способствует наличие сквозного примера, обусловленность хода решения многих задач предшествующими расчетами.

 








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.