Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 24 Меры административного пресечения, понятие, сущность и виды. Особенности и порядок применения мер административного пресечения при осуществлении ГПН.





Основу принудительной деятельности ряда органов публичной администрации составляют меры пресечения. Возможность их применения является одной из особенностей деятельности этих органов, для чего используется их кадровый, материальный, информационный потенциал. Итак, ор­ганам милиции использование средств пресечения позволяет не только предупредить, но и предотвратить нарушения пра­вопорядка, а в необходимых случаях и привлечь виновного к ответственности.

Как разновидность административно-правового принуж­дения меры административного пресечения, применяемые компетентными органами публичной администрации и их должностными лицами, обладают всеми его признаками, но ям свойственны и свои специфические признаки. Особен­ность их проявляется в целевом назначении и в самой сущ­ности мер.

Основной целью пресечения является прекращение про­тивоправных деяний и недопущение новых. Оно должно быть оперативным, а поэтому часто осуществляется в усло­виях дефицита информации об обстановке, характере проти­воправного деяния.

Основанием пресечения является правонарушение, винов­ное противоправное действие. Меры пресечения могут исполь­зоваться и в связи с преступлениями, это касается, например, применения органами милиции огнестрельного оружия, спе­циальных средств, наручников. Масштаб оснований для при­менения мер пресечения более широк, чем у административ­ной ответственности. Использование мер административного пресечения вызывается ситуацией, в которой противоправное поведение наличествует и проявляет себя открыто. В отличие от административно-предупредительных мер, которые направ­лены на предупреждение правонарушения, например надзора за отдельными категориями ранее судимых лиц, меры административного пресечения прекращают конкретно наступившие действия как явления материального мира.

Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Властное прекращение антиобщественного поведения позволяет предотвратить действия, события, которые иначе усугубили бы ответственность виновного[5].

Меры административного пресечения отмечаются опера­тивным характером, т. е. мгновенной реакцией соответству­ющего органа, его служащего на противоправные действия.

Перечень мер пресечения весьма разнообразен: от требо­вания прекратить противоправное поведение до применения оружия. Это могут быть меры психического (угроза приме­нить средства принуждения), материального или физическо­го воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные дей­ствия, связанные с личным, организационным или имуще­ственным ограничением. Применение их лишает правонару­шителя возможности продолжить правонарушение, побуж­дает его к исполнению правовых обязанностей. Иначе гово­ря, меры административного пресечения посягают на непри­косновенность граждан, совершающих антиобщественные противоправные деяния. На этой основе их можно отличать от карательных санкций, перечень которых четко установ­лен законом. Использование же мер административного пре­сечения часто связано с ситуацией необходимой обороны или крайней необходимости, в которой оказались представители

Значение мер административного пресечения в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения - административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения.[6] К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.

Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники.

По сути, аналогичные меры административного пресече­ния используются и компетентными органами публичной администрации Республики Беларусь. Так, согласно статье 20 Закона Республики Беларусь «О милиции», ее сотрудники имеют право применять и использовать: наручники, резино­вые палки, средства связывания, специальные технические вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздей­ствия, устройства для вскрытия помещений и принудитель­ной остановки транспорта, водометы, бронемашины и др., а также служебных животных.

Процессуальные меры. Особая цель их применения – обеспечить нормальный ход производства по делам об административных правонарушениях: не позволить виновному уклониться от ответственности, собрать необходимые доказательства, обеспечить исполнение постановления. К процессуальным мерам относятся: доставление, задержание, привод, личный досмотр вещей, изъятие вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, его задержание, замена исправительных работ арестом.

Перечень процессуальных мер пресечения содержится сегодня в КоАП 1984 г., а также в статьях проекта ПИКоАП Республики Беларусь. Цель их применения — обеспечить нормальный ход производства по делам об административ­ных правонарушениях, для чего требуется не позволить ви­новному уклониться от ответственности; собрать необходи­мые доказательства; обеспечить исполнение постановления.

К процессуальным мерам относятся: доставление, при­вод, задержание правонарушителя, личный досмотр, до­смотр его вещей и документов, отстранение от управления транспортными средствами, задержание, арест имущества.

Применяя меры пресечения, субъекты власти должны строго соблюдать принципы законности и целесообразности: избирать такие средства, которые действительно необходи­мы для предотвращения вредных последствий.

Недостаток данной классификации заключается в том, что Д.Н. Бахрах при делении на виды административно-правового принуждения отрицает такие его виды, как меры предупреждения (административно-предупредительные меры), а также меры административно-процессуального обеспечения. В силу этого данные меры автоматически вливаются в меры административного пресечения, хотя многие авторы считают, что данные виды административно-правового принуждения должны обособляться в самостоятельные группы.

Многообразные меры административного пресечения в своей интерпретации сгруппировали в несколько видов Ю.М. Козлов и Л.Л. Попов[7]. В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить противоправное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего ружья, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий в виду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление или аннулирование лицензии и др.);

7) меры специального и исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Данная внутривидовая классификация четко распределяет в зависимости от целей, характера и объекта воздействия предметную принадлежность каждой меры административного пресечения. Но в силу своей громоздкости она не позволяет в объеме данной дипломной работы взять ее за основу и рассмотреть каждый из видов мер административного пресечения в отдельности.

А.П. Коренев, исходя из целей, характера и объекта воздействия[8], подразделяет меры пресечения на меры:

· применяемые к нарушителю;

· имущественного характера;

· технического характера;

· санитарно-эпидемиологического характера;

· финансово-кредитного характера.

Исходя из способов и средств меры пресечения[9] Крамник А.Н. разделяет на три вида:

1. меры, выражающиеся в принудительных действиях

2. меры, применяемые с использованием средств

3. вынесение специальных правовых актов (предписаний)

В данной работе будем придерживаться именно этой классификации.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.