Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НИЧЕГО НЕВЕРОЯТНОГО И БЕССМЫСЛЕННОГО





 

Есть вещи, которые очень трудно объяснить молодым людям. Трудно не только оттого, что они, например, не читали сценариев А. Ржешевского (это было бы еще полбеды, сегодня их мало кто читает). Но многие даже из студентов-гуманитариев (если не большинство!) не читали и других прозаиков, поэтов, драматургов, современников раннего Ржешевского, которые и определяли «атмосферу» тогдашней литературной (нет, вернее— культурной!) жизни, и чьих имен нет ни в школьной, ни в вузовской программах. И когда наши преподаватели-энтузиасты начинают все-таки погружать студентов в омуты творчества Тынянова или Бабеля, Асеева или Заболоцкого, Пильняка или Федина и др. (ярких имен в русской литературе того времени много, все не перечислить), я невольно опасаюсь, как бы эти омуты в сознании студентов не превратились в тусклые болотца, не связанные между собой ни протоками, ни дорогами, ни тропинками...

Мне говорят, дескать, студенты мало читают, потому что им не хватает времени на чтение. Потому что им не достает силы воли, не могут заставить себя заниматься в свободное время. Или: виновата школа — не приучила к самостоятельной работе над книгой... Все верно. Но как же быть? Желательно ведь, чтобы наш студент-гуманитарий стал образованным, эрудированным человеком. Иначе та фантасмагорическая неграмотность и недобросовестность, которая опрокидывается на нас каждодневно с газетных страниц и телеэкранов, завтра может стократно увеличиться!..

Может быть, кому-то из моих коллег это соображение покажется слишком уж очевидным и потому несущественным, — мол, нужно ли ломиться в открытую дверь? На мой взгляд — нужно. Просто насущно необходимо!..

Известно, что одним из профессиональных достоинств сценариста кино и телевидения является точность описаний, будь то сиюминутный комментарий, очерк на злобу дня или историческое повествование. Я уже цитировал Д.С. Лихачева, как-то написавшего по поводу эпизода в одном фильме о событиях XIV в., в котором крестьяне пекли картошку, что это «невероятно и бессмысленно».

Д. С. Лихачев был вовсе не одинок, требуя точности и правдивости в изображении того или иного времени. Еще А.С. Пушкин придавал огромное значение знанию деталей и особенностей эпохи, страны, народного быта. Читая байроновского «Дон Жуана», он отмечал:

«...в "Дон Жуане" описывает он Россию, зато приметны некоторые погрешности противу местности. Например, он говорит о грязи на улицах Измаила; Дон Жуан отправляется в Петербург в кибитке — беспокойной повозке без рессор, по дурной каменистой дороге. Измаил был взят зимою, в жестокий мороз. На улицах неприятельские трупы прикрыты снегом, и победитель ехал по ним, удивляясь опрятности города: «Помилуй бог, как чисто!» Зимняя кибитка не беспокойна, а зимняя дорога не камениста. Есть и другие ошибки, более важные».

Казалось бы, гений мог бы «простить» ошибки другому гению, «не заметить» их. Но ведь заметил — и неспроста.

Сценарист не может, не должен писать ничего «невероятного и бессмысленного»! Но как этого добиться, как обучить этому? Будущим сценаристам нужны знания и — главное — умение приобретать знания в случае необходимости.

...Позволю себе «под занавес» повторить утверждение столь же верное, сколь и банальное: кино, телевидение — искусства «синтетические», родившиеся в точке пересечения всех других видов искусства.

Понятно, что, если бы не было кинематографа, не было бы и современного кино- и телевизионного сценария... Но потребность в нем, в сценарии, возникает не раньше, чем воображение сценариста или режиссера пересечется с подробным знанием человека и времени, в котором живет этот человек, герой будущего произведения...

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. PR-технологии XX века: материалы научно-практической конференции. — Н.Новгород, 2002.

2. Аллахвердова, О. Конфликтология / О. Аллахвердова, Е.Н. Иванова, А.В. Липницкий. — СПб.: Лань, 1999.

3. Бабах, М.М. Документ—сценарий —фильм / М.М. Ба-бак. — М.: ВГИК, 1989.

4. Белова, Л. Сквозь время: очерки истории советской кинодраматургии / Л. Белова. — М.: Искусство, 1978.

.5. Топоров, В.Н. Миф, ритуал, символ, образ / В.Н. Топоров. — М.: Прогресс, 1995.

6. Вопросы киноискусства. — Вып. 10. — М.: Наука, 1967.

7. Габрилович, Е.И. Вопросы кинодраматургии / Е.И. Габрилович. — М.: ВГИК, 1984.

8. Гермогенова, Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации / Л.Ю. Гермогенова. — М., 1994.

9. Гольман, И.А. Практика рекламы / И.А. Гольман, Н.С. Добробабенко. — Новосибирск, 1991.

10. Голядкин, НА. Творческая телереклама / Н.А. Голядкин. — М.: Институт истории и социальных проблем телевидения, 1998.

11. Горчева, А.Ю. Политический менеджмент постсоветской России / А.Ю. Горчева. — М.: Изд-во МГУ, 2003.

12. Грановский, Л.Г. Творческая реклама. Эффективные принципы бизнеса /Л.Г. Грановский, В.Л. Полукаров. — М., 2003.

13. Деловой этикет. — М.: ACT; АСТРЕЛЬ, 2004.

14. Избирательные технологии и избирательное искусство. — М.: РОССПЭН, 1995.

15. Котлер, Ф. Маркетинг. Менеджмент/Ф. Котлер. — СПб.: Питер, 1999.

16. Кромптон, А. Мастерская рекламного текста: пер. с англ. / А. Кромптон. — М.: Издательский дом «Довгань», 1998.

17. Кулешов, Л. В. Основы кинорежиссуры. Репринт/ Л.В. Кулешов. — М.: ВГИК, 1995.

18. Листов, B.C. История смотрит в объектив / B.C. Листов. — М.: Искусство, 1973.

19. Лосев, А.Ф. История античной эстетики / А.Ф.Лосев. — М.: Искусство, 1992.

20. Лотман, Ю. Диалог с экраном /Ю. Лотман, Ю. Цивьян. — Таллинн: Александра, 1994.

21. Максименко, О. Энциклопедия этикета/ О. Максименко. — М.: Астрель, 2000.

22. Митта, А. Кино между адом и раем /А. Митта. — М.: ЭКСМО-Пресс; Подкова, 2002.

23. Музыкант, В.Л. Реклама: курс лекций / В.Л. Музыкант. — М.: МНЭПУ, 1986.

24. Парандовский, Я. Алхимия слова / Я. Парандовский. — М.: Прогресс, 1972.

25. Паустовский, К.Г. Золотая роза: психология творчества /К.Г. Паустовский. — М.: Педагогика, 1991.

26. Погожева, А.П. Из книги в фильм / Л.П. Погожева. — М.: Искусство, 1961.

27. Ржешевский, А.Г. Жизнь. Кино / А.Г. Ржешевский. — М.: Искусство, 1982.

28. Саппак, B.C. Телевидение и мы / B.C. Саппак. — М.: Искусство, 1968.

29. Телевизионная журналистика: учебник. —М.: МГУ, 1994.

30. Толстой, Л.Н. Собр. соч.: в 20 т. / Л.Н. Толстой. — М.: Художественная литература, 1978.

31. Тынянов, Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. — М.: Наука, 1977.

32. Уолтер, Р. Кино и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес: реферат / Р. Уолтер. — М.: ИПК ТВ и радио, 1993.

33. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.

34. Фрейлих, СИ. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского /СИ. Фрейлих. — М.: Искусство, 1992.

35. Шкловский, В.Б. За сорок лет: статьи о кино / В.Б. Шкловский. — М.: Искусство, 1965.

36. Эйзенштейн, СМ. Избранные произведения: в 6 т. / СМ. Эйзенштейн. — М.: Искусство, 1964.

37. Юренев, Р.Н. Краткая история киноискусства / Р.Н. Юренев. — М.: Академия, 1997.

38. Юренев, Р.Н. Сергей Эйзенштейн. Замыслы. Фильмы. Метод / Р.Н. Юренев. — М.: Искусство, 1985.

39. Юткевич, С. Контрапункт режиссера/С. Юткевич.— М.: Искусство, 1960.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

От автора........................................................................... 6

ПРОФЕССИЯ - СЦЕНАРИСТ....................8

Когда сценарий написан........................................ 8

Сценарист приступает к работе........................... 10

А нужен ли сценарий?............................................ 16

СЦЕНАРИЙ - ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ............. 21

Как не надо писать сценарий............................... 21

Сценарий — литературное произведение.......... 24

Не делите неделимое.............................................. 28

О «СЦЕНАРИЯХ», НАПИСАННЫХ КЛАССИКАМИ........... 35

Страничка из собрания сочинений...................... 35

ДПМ, В КОТОРОМ ЖИВЕТ СЦЕНАРИСТ...................... 4В

Сюжет и фабула....................................................... 48

Неразрывные звенья цепи..................................... 52

«Кирпичики» для постройки................................ 53

«Лиха беда — начало»............................................. 57

Вечное движение.................................................... 58

О пространстве и времени..................................... 60

Событие и поступок................................................ 62

ГОВОРИТЬ НА ЯЗЫКЕ МВНТАЖА.............................. В7

Эпизоды простые и сложные................................ 67

Лицо Ивана Мозжухина......................................... 68

Для чего нужен монтаж.......................................... 69

Два сценария одного фильма................................ 76

СВИДЕТЕЛИ И УЧАСТНИКИ...................................... 7В

Конфликт — это столкновение............................. 78

Какие бывают конфликты..................................... 82

Искусство действия................................................. 84

Почти как в жизни................................................... 86

ГОЛОС НЕВИДИМОГО СОБЕСЕДНИКА........................ 88

Время молчать и время говорить........................ 88

Про что говорить не надо..................................... 92

Особый случай...................................................... 98

КАКОЙ У ВАС ПОЧЕРК?........................................ 102

Что такое стиль....................................................... 102

«Образ, вкус, манера...»........................................ 103

Видеть мир в образах........................................... 107

Целое составляется из деталей........................... 110

КНИГА - СЦЕНАРИЙ - ШИЛЬМ............................. 115

«А в книге — не так...».......................................... 115

Закрыв последнюю страницу............................. 118

Даль свободного романа....................................... 119

СЦЕНАРИСТ. РЕКЛАМА И ТВ................................. 128

Блеск и нищета рекламы..................................... 128

Объявление, плакат и сюжет............................... 139

Замысел созрел — что дальше?........................... 144

Сюжет. Фабула. Действие................................... 152

Опыт Льва Толстого............................................. 158

Столкновение, сшибка........................................ 164

Арсенал сочинителя.............................................. 171

Клип-аттракцион................................................... 173

Кто они, эти люди?................................................ 179

Слова, слова, слова................................................ 182

Герои рекламы — Петрушка, Иванушка-дурачок?... 187

Отрицание ради утверждения............................ 190

Особенности политической рекламы............... 191

Сценаристы — мифотворцы............................... 195

СЦЕНАРИИ... НЕ ДЛЯ ЭКРАНА................................ 18В

Сценарист и «деловое общение»........................ 198

Фильмы для «узкого круга»................................. 204







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.