Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕРМИН И ПОНЯТИЕ «ФИЛОСОФИЯ»





А.А. ИСАЕВ

ФИЛОСОФИЯ НЕ ДЛЯ ФИЛОСОФОВ

Учебно-методическое пособие

для студентов факультета управления

Издательство НГГУ

УДК

ББК

И 851

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Сургутского государственного университета

 

Отв. редактор

зав. кафедрой философии СурГУ,

д-р филос. наук, профессор В.В. Мархинин

 

Рецензенты:

 

д-р филос. наук, профессор Е.Н. Яркова

 

кафедра философии Тюменского

государственного нефтегазового университета

 

И 851 Исаев А.А.

Философия не для философов: Учебно-методическое пособие для студентов факультета управления. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. гуманит. ун-та, 2010. – 58 с.

 

ISBN

Необходимость фундирования гуманитарной составляющей университетского образования сохраняет свою актуальность. Но какими бы ни были приоритеты образовательной политики, университетский человек не может не быть личностью. Традиционной же формой, способной ее культивировать, по-прежнему остается Humanitaria.

«Философия не для философов» – пропедевтический курс. Здесь ставится, прежде всего, методическая задача: структурировать преподавание философии как межфакультетской дисциплины, предложив средство навигации, позволяющее ориентироваться в содержании учебных изданий, наиболее востребованных в рамках вузовской подготовки последних лет. При этом стремление «адаптировать» курс для нужд нефилософов не ведет, в угоду адресату, к девальвации жизненной значимости «реальной философии», которая есть метафизика по преимуществу.

Предназначено для студентов факультета управления СурГУ.

ISBN

 

© А.А. Исаев, 2010

© Издательство НГГУ, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. Термин и понятие «философия» ………….  
  МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ….  
  Содержание курса …………………………  
  Литература …………………………………  
  Организация и структура семинара ………  
  План семинарских занятий ………………..  
  Организация и структура лекций …………  
  План лекционных занятий ………………...  
  Рекомендации по оформлению конспектов  
  Основные требования и условия сдачи экзамена.………………...  
  Вопросы к экзамену ……………………….  
  Теоретический минимум содержания профессиональной образовательной Программы по философии для специальностей экономики и управления (Госстандарт ВПО, 2000 г.)    
Заключение. Философия: университет как форма жизни  

 

Философия – слишком ответственное дело,

чтобы доверять ее философам.

К.А. Свасьян

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Философия не для философов» и способы обращения с нею: в предисловии к 16-му итальянскому изданию 3-х томного курса[13] «Западная философия от истоков до наших дней», его авторы – Дж. Реале и Д. Антисери сформулировали несколько дидактических основоположений. В деле преподавания и изучения межфакультетского курса философии данные принципы можно считать концептуальными:

во-первых, краткость в экспозиции философских проблем не упрощает, а усложняет суть дела, превращая данные издания не только в малопонятные, но, порой, и бессмысленные. Подобная «пропедевтика» ведет к ноционизму (перечню точек зрения, имеющему инструктивный, но малоинформативный характер);

во-вторых, настоящий учебник по философии предполагает наличие четырех уровней изложения: а) доксография (описание мнений философов прошлого); б) объяснение; в) понимание; г) уровень указателей эффектов, провоцируемых философскими и научными теориями. При этом, как считают авторы, не нужно забывать – «философы интересны не только тем, что они говорят, но и тем, о чем молчат <…> одни из них благоприятствуют рождению определенных идей, другие, напротив, делают это невозможным»[14];

в-третьих, в преподавании философии исходный пункт – философские проблемы, поэтому предпочтения (в сравнении с диахроническим) заслуживает синхронический метод изложения);

в-четвертых, цель изложения, структурированного указанными уровнями, состоит в содействии самоконституированию научающегося ума, чья открытость заключена в способности к самозащите перед лицом опасных искушений нашего века, таких как «бегство в иррациональное, капитуляция перед прагматизмом и убогим сциентизмом»[15].

По сути дела, речь здесь идет об уме, содержащем в самом себе корректирующее устройство, иными словами, способность к рефлексии, представляющей имманентное начало того отношения к миру, которое мы называем «философским».

В преподавании философии не для философов, не испытывающей избыточных надежд, актуальны два принципа. В «языке песочницы» их можно обозначить следующим образом: «понемногу обо всем» и «многое о немногом». В условиях практически тотальной экономии времени, отводимого на изучение гуманитарных предметов, в том числе и в университетах, перед преподавателем межфакультетских гуманитарных курсов встает дилемма – или усвоить амплуа, которое в украинском языке называется «выкладач»; или, учитывая закон локализации мысли, попробовать, сказав о немногом, выразить представление о традиции как едином феномене, о специфике реальной философии, которая, безусловно, имплицирована, как отмечал М.К. Мамардашвили, в актах любой профессиональной деятельности. Методических «приемов» здесь множество: 1) имманентная эстетика хорошо сделанной вещи – четко структурированный курс, информативный, не слишком сложный, т. е. доступный для восприятия нефилософами; 2) апелляция к корпоративному единству, т. е. самому праву давности изучения философии в рамках университетской традиции, т. е. к своеобразной привычности философии для университета; 3) принцип «обязаны учить», поскольку есть учебные планы и программы, и, прежде всего, ГОС ВПО, в соответствии с которым планируется учебная нагрузка по той или иной специальности, в том или ином вузе; 4) апелляция к экзистенциальному характеру философской мысли – то, что касается каждого, пусть и не в молодом возрасте: когда-то все мы будем умирать, пусть и каждый в свое время, и, если смерть это – человеческий акт, а не животный или биологический, то, хотя бы в этот момент, нужно понимать, что происходит или в лучшем случае – что происходило и имело место в твоем опыте под именем «жизнь», которая, как известно, у каждого – лишь своя собственная; 5) «философские состояния», имплицированные в профессиональной деятельности будущих экономистов или управленцев. «Ойкос» («дом») – та же «экономика» как имя целого, а ведь именно философия (в отличие от науки) занимается целым как таковым, имя которого, конечно, не «экономика», но «Бытие»; однако, и в философии имеет значение понятие «ойкос» («дом»): «Язык – дом бытия» (М. Хайдеггер); 6) Понятия – как мера определенности вещей и нашей ситуации и, в силу этой определенности, по сути обязывающие нас даже психологически. В целом, в спектре способов обращения с философией как межфакультетской дисциплиной, иначе, с «философией не для философов», возможны самые различные подходы, включая вариации указанных позиций и их возможный синтез в опыте того или иного «выкладача».

Однако нужно понимать такие бытовые и, вместе с тем, такие неотвратимые вещи, как «провинция»; «мотивация» (она не менее капризна, чем, например, ценообразование); нежелание думать об экономике или необходимости управлять ею (экономика, являясь интерсубъективной реальностью, не обладает ни определенностью отдельной вещи, безусловно наделенной существованием в опыте наших чувств, ни определенностью понятия, способного схватывать и держать суть вещей как причину их бытия).

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Слушателям факультета управления предлагается курс, состоящий из двух «частей»:

1) Семинары: «История философии от древности до Нового и новейшего времени (VI в. до н. э. – 1-я пол. XIX в.)»;

2) Лекции: «Современная европейская (западная) философия (2-я пол. XX – сер. XIX вв.)».

 

ЛИТЕРАТУРА

В современной вузовской философии не существует некоего единого и обязательного учебника – слушатели вправе выбрать любой учебник или учебное пособие, помня, однако, о том, что философии, предполагающей умение мыслить, равно как и иностранному языку, вряд ли можно «научиться» по учебникам. Для подготовки к тому или иному виду учебной работы по философии, включая экзамен, необходимо комбинировать несколько источников, не ограничиваясь одной лишь учебной литературой.

В то же время, учебная и справочная литература, рекомендованная преподавателем, предпочтительна: так, лекционный материал, задания к семинарам и вопросы к экзамену будут ориентированы в основном на издания, приводимые в данных методических указаниях. В этом смысле, оправданно назвать данный список «Основная учебная литература»[16].

Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что научная терминология конституировалась, отнюдь, не в «языке Достоевского», а по преимуществу – в греческом и латыни, а также в современных европейских языках. Для нас же категориально-понятийный аппарат науки есть продукт «иностранного языка», что предполагает знание хотя бы первичных значений тех слов и понятий, которыми оперирует наука и современная общественная и корпоративная практика. Поэтому минимальным требованием овладения общенаучным языком является постоянное обращение к академическим изданиям словарей иностранных слов.

 

Основная учебная литература

[1] Философия: Учебник. – 2-е (3-е) изд. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: ТОН – Остожье, 2001. – 704 с. (данный учебник является, по-видимому, одним из лучших среди однотомных учебников по философии для вузов. Последовательное самостоятельное штудирование данного учебника, составленного по принципу «всё – в одном», безусловно, служит серьезным подспорьем не просто в целях получения тех или иных представлений о философии, но в, некотором роде, – и в деле формирования целостного понимания предмета);

[2] Путь в философию. Антология. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001. – 445 с. (сер. Humanitas) (на данный момент – это наиболее содержательная «хрестоматия», организующим принципом которой служит ответ на один-единственный вопрос: «Что это такое – философия?». Для нас – это, прежде всего, материал для «работы с текстом» на семинарах);

[3] История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 1. Философия древности и средневековья. – М., 1996; Кн. 2. Философия XV–XIX вв. – 2-е изд. – М., 1998; Кн. 3. Философия XIX–XX вв. – М., 1998; Кн. 4. Философия XX в. – М., 1999 (это наиболее объемное, сложное и, по-видимому, «авторитетное» учебное издание по истории философии, подготовленное современными отечественными исследователями. Для нас – это материал лекций и источник для подготовки отдельных семинарских вопросов);

[4] Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 1. Античность. СПб., 1994; Т. 2. Средневековье. – СПб., 1994; Т. 3. Новое время. – СПб., 1996; Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997 (на сегодняшний день, это, безусловно, лучшее переводное многотомное учебное пособие по истории философии из существующих на отечественном рынке учебной философской литературы. Для нас – это основной источник для подготовки «вопросов для самостоятельного изучения» на семинарах);

[5] Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. – Мн.: Высшая школа, 2000. – 493 с. (в нашем случае, это – основной источник для компиляции материалов к лекциям: преподаватель в лекциях использует, по преимуществу, данное издание и 2-е изд. словаря «Современная западная философия»[17]).

Справочная литература

Философский энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 815 с.

Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. – Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. – 896 с.

История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002. – 1376 с.

Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. – 2-е изд. – М.: ТОН – Остожье, 1998. – 544 с.

Дополнительная литература [18]

Ахутин А.В. Тяжба о бытии. – М., 1996.

Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. – В 2 т. – Т. 1. От Возрождения до Просвещения; Т. 2. От Канта до Ницше. – М., 2000.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. – В 3 кн. – Кн. 1. – СПб., 1993; Кн. 2. – СПб., 1994; Кн. 3. – СПб., 1994.

Декарт Р. Сочинения. – В 2 т. – Т. 1. – М., 1989; Т. 2. – М., 1994.

Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? – СПб., 1998.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – 2-е изд. – М., 1986.

Кант И. Критика чистого разума // Его же. Соч. – В 8 т. – Т. 3. – М., 1994.

Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте: Психологическая топология пути. – М., 1995.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя: Лекции. Статьи. Философские заметки. – М., 1996.

Ницше Ф. Сочинения. – В 2 т. – М., 1990.

Платон. Собр. соч. – В 4 т. – М., 1990–1994.

Рассел Б. История западной философии. – В 2т. – М., 1993.

Фрагменты ранних греческих философов. – Ч. 1. – От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. – М., 1989.

Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сб. / Под ред. А.Л. Доброхотова. – М., 1991.

Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Сост. А.В. Михайлова. – М., 1993.

Учебные и методические издания преподавателя [19]

Философия: Учеб. пособие для студентов заочного отделения экономического факультета. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 1999;

Онтология мысли: Введение в философию М.К. Мамардашвили: М-лы для курса по выбору: Учеб. пособие. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 1999;

Философия. Культурология. Политология: М-лы для установочной сессии студентов заочного отделения: Учеб.-метод. пособие. – Сургут: Сургутский гос. ун-т, 2002;

Апория преемственности: История философии. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005;

Робинзонада versus Диалог. Онтология и теория культуры. Учеб. книга по культурологии: Учеб. пособие. – Нижневартовск: Нижневарт. гос. гуманит. ун-т, 2006.

 

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАР 1

Тема:

Философия Просвещения

 

1) Уточнение постановки задачи на семинар № 12.

2) Доклад: «Блез Паскаль: ничтожество и величие человека».

3) Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. «Просветительский разум» против метафизических систем [1. С. 167–170; 4. Т. 3. С. 455–460].

2. Дискуссии о специфике философского мышления [3. Т. 2. С. 229–232, 261–269].

3. Представления просветителей о человеке и обществе: теория разумного эгоизма и концепция общественного договора [3. Т. 2. С. 244–255; 4. Т. 3. С. 462–469].

4) Работа с текстом: Хайдеггер М. Что это такое – философия? [2. С. 145–158].

5) Работа со словарем.

 

СЕМИНАР 12

Тема:

Контрольная итоговая работа

Цель: подведение итогов за семестр, проверка знаний и обобщение пройденного материала лекций и семинаров.

Задание для контрольной будет дано на семинаре; при выполнении работы можно пользоваться конспектами; пользоваться же ксероксами, книгами и т. п. материалами – не разрешается.

ПЛАН ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

 

ЛЕКЦИЯ 1

Тема:

Философская герменевтика

 

Вопросы:

1. Герменевтика как наука и герменевтика как философия.

2. Концепции Ф. Шлейермахера и В. Дильтея как основание («романтический этап») становления философской герменевтики.

3. Герменевтическая концепция Э. Бетти.

4. К проблеме различения «романтической» и «современной» герменевтики.

5. Феноменология как возможность превращения герменевтики в философию. «Герменевтика фактичности» М. Хайдеггера.

6. Проект «философской герменевтики» Х.-Г. Гадамера.

7. П. Рикёр: проект герменевтической философии.

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики / Пер. с нем. под ред. Б.Н. Бессонова. – М.: Прогресс, 1988.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – М.: Высш. шк., 2001.

Исаев А.А. Апория преемственности: История философии. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 4. Философия XX в. – М., 1999.

Канке В.А. Герменевтика // Основные философские направления и концепции науки: Итоги XX столетия. – М.: Логос, 2000. С. 54–73.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Рикёр П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / Пер. И. Вдовиной. – М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2002.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИИ 7–8

Тема:

Аналитическая программа в философии:

Аналитическая философия. Философия языка.

Лингвистическая философия

 

Вопросы:

1. «Аналитическая философия», «философия языка», «лингвистическая философия»: к вопросу о демаркации понятий и предметных областей в исследованиях языка.

2. Концепция «логического атомизма» Б. Рассела.

3. «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна: этика как основная идея.

4. «Венский кружок»: принципы программы и программа принципов.

5. «Лингвистический поворот»: предпосылки и последствия.

Литература:

Вини Пух и философия обыденного языка: А.А. Милн. Winnie Пух. Дом в Медвежьем углу / Пер. Т.А. Михайлова и В.П. Руднев; ст. и коммент. В.П. Руднев. – М.: Гнозис, 1994.

Витгенштейн Л. Logisch-philosophische Abhandlung – Tractatus logico-philosophicus (Логико-философский трактат) // Философские работы. – Часть I / Пер. М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. – М.: Гнозис, 1994. С. 1–73.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 3. Философия XIX–XX в. – М., 1998.

Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма / Пер. с англ. А. Никифорова. – М.: Идея-Пресс, 2003.

Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка / Пер. А.Л. Никифорова. – М.: Дом интеллектуальной книги, 1999.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Руднев В.П. Божественный Людвиг. Витгенштейн: Формы жизни. – М.: Прагматика культуры, 2002.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 9

Тема:

Неомарксизм (Постмарксизм)

Вопросы:

1. «Неомарксизм» как понятие и течение современной мысли.

2. Основные интенции неомарксизма как методологического движения.

3. Неомарксизм: мутации философской идеологии марксизма:

3.1. А. Грамши: марксизм как «философия практики»;

3.2. Д. Лукач: концепция «овеществления» человека;

3.3. Э. Блох: «философия надежды»;

3.4. «Негативная диалектика» Т. Адорно;

3.5. М. Хоркхаймер: критика тоталитаризма и фашизма;

3.6. Г. Маркузе: отказ от экономизма К. Маркса;

3.7. Ю. Хабермас: оптимизация структур социального бытия.

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.

Западная философия XIX в.: Учеб. / В.В. Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др.; Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. – М.: Высшая шк., 2001.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 4. Философия XX в. – М., 1999.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Пассмор Дж. Современные философы / Пер. Л.Б. Макеевой. – М.: Идея-Пресс, 2002.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 10

Тема:

Экзистенциализм

Конспект данной лекции необходимо самостоятельно сделать по монографии: Исаев А.А. Апория преемственности: История философии. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2005. С. 142–163.

Также данный материал можно найти в работе: Исаев А.А. Экзистенциализм // Культурология: Энциклопедия. – В 2 тт. – Т. 2 / Под ред. С.Я. Левит. – М.: РОССПЭН, 2007. С. 1027–1030.

 

ЛЕКЦИИ 12–13

Тема:

Прагматизм

Вопросы:

1. Прагматизм: мысль – средство достижения успеха:

1.1. Ч.С. Пирс: идея как образ чувственных последствий;

1.2. У. Джеймс: прагматизм как метод. Полезность и оправдание истины.

2. Дж. Дьюи. Инструментализм – версия прагматизма.

3. П.У. Бриджмен. Операционализм: социальность как носитель рациональности.

4. Р. Рорти. Неопрагматизм: солидарность – то, что создается воображением.

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. – М.: Высш. шк., 2001.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 4. Философия XX в. – М., 1999.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Пассмор Дж. Современные философы / Пер. Л.Б. Макеевой. – М.: Идея-Пресс, 2002.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 14

Тема:

Интенционализм Ф. Брентано

Вопросы:

1. Ф. Брентано: перипетии философской биографии.

2. Понятие «интенциональность».

3. «Теория четырех фаз развития философии».

4. Природа психических феноменов.

5. Интерпретация «бессознательного» и внутреннее сознание.

6. Интенционализм как методологический принцип.

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.

Западная философия XIX в.: Учеб. / В.В. Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др.; Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. – М.: Высш. шк., 2001.

История философии: Запад - Россия - Восток. – В 4 кн. – Кн. 3. Философия XIX–XX в. – М., 1998.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 15

Тема:

Феноменология Э. Гуссерля

Вопросы:

1. Определение феноменологии.

2. Преодоление психологизма и эмпиризма.Становление феноменологической парадигмы.

3. Разработка процедуры «феноменологической редукции».

4. Проблема «интенциональности».

5. Идея «интерсубъективности».

6. Выработка концепции «жизненного мира».

7. Философия Э. Гуссерля и техники мышления XX в.

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. – М.: Высш. шк., 2001.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 3. Философия XIX–XX в. – М., 1998.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 16

Тема:

Неогегельянство

Вопросы:

1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы.

2. Основные представители неогегельянства (Р. Кронер, Дж. Джентиле, Б. Кроче, Р. Дж. Коллингвуд, А. Кожев).

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000. – 256 с.

Западная философия XIX в.: Учеб. / В.В. Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др.; Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. – М.: Высшая школа, 2001. – 784 с.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 2. Философия XV–XIX в. – М., 1998.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 17

Тема:

Неокантианство

Вопросы:

1. Неокантианство: истоки, сущность и главные принципы.

2. Марбургская школа (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер).

3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000. – 256 с.

Западная философия XIX в.: Учеб. / В.В. Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др.; Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. – М.: Высш. шк., 2001. – 784 с.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 2. Философия XV–XIX в. – М., 1998.

Коплстон Ф. История философии. XX век / Пер. П.А. Сафронова. – М.: Центрполиграф, 2002.

Крафт В. Венский кружок. Возникновение неопозитивизма / Пер. с англ. А. Никифорова. – М.: Идея-Пресс, 2003.

Никифоров А.Л. Философия науки: История и теория: Учеб. пособие. – М.: Идея-Пресс, 2006.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

ЛЕКЦИЯ 18

Тема:

Классическая и современная западная философия:

Два типа философствования

 

Вопросы:

1. Становление и парадигмальные рамки современной западной философии.

2. Базовые ориентации классической западной философии.

3. Базовые ориентации современной западной философии:

3.1. Отрицание метафизики;

3.2. Отказ от априоризма и трансцендентализма. Иррационализм;

3.3. Переосмысление классических онтологий и субъект-объектной схемы.

4. Плюрализм современной западной философии.

Литература:

Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. – М.: Научный мир, 2000. – 256 с.

Западная философия XIX в.: Учеб. / В.В. Васильев, Е.А. Войниканис, А.Ф. Грязнов и др.; Под ред. А.Ф. Зотова. – М.: Высш. шк., 2005.

Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учеб. – М.: Высш. шк., 2001.

История философии: Запад – Россия – Восток. – В 4 кн. – Кн. 2. Философия XV–XIX в. – М., 1998.

Мамардашвили М.К. Современная европейская философия (XX век) // Логос, 1991, № 2. С. 109–130.

Рассел Б. История западной философии. – В 2 т. – Т. 2. – М.: МИФ, 1993. С. 234–350.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – В 4 т. – Т. 4. От романтизма до наших дней. – СПб., 1997.

Философия в XX веке: В 2 ч.: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН / Сост. Панченко А.И. – М., 2001–2003.

Философы XX века. – В 2 кн. – М.: Искусство XXI век, 2004.

 

 

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

И УСЛОВИЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНА

1) По результатам работы в течение семестра (семинары и лекции) выставляется итоговая оценка. Данная оценка учитывает результаты аттестации в середине семестра и является определяющей как при получении возможного «автомата», так и при определении оценки за ответ на экзамене.

Студенты, получившие по результатам текущей работы в семестре «автомат», освобождаются от подготовки к экзамену.

Однако, независимо от этого, все студенты, претендующие на получение экзаменационной оценки «4» и «5», в том числе и имеющие право на автомат, должны иметь полный конспект лекций, семинаров и тетрадь-справочник (соответственно, тетради №1, 2, 3). Таким образом, полный конспект рассматривается как условие получения оценки «4» и «5».

2) Экзамен проходит в соответствии с расписанием. Начало экзамена в 9.00, окончание экзамена – не позднее 14.00. Во время экзамена, в аудитории находятся 6 студентов; каждый – за своим рабочим столом.

3) Во время экзамена, на рабочем столе студента разрешается иметь: экзаменационный билет, ручку и стандартный лист формата А 4, который подписывается преподавателем и выдается вместе с экзаменационным билетом. На лицевой стороне данного листа необходимо разместить выписки по вопросам экзамена, которыми можно пользоваться во время ответа.

Попытки использовать «шпаргалки», конспекты и т. п. при подготовке ответа и при ответе на вопросы расцениваются как неудовлетворительный ответ, т. е. ответ с оценкой «2»;

4) Абсолютно необходимым условием ответа на положительную оценку на экзамене по философии служит умение студента локализовать, обобщить и сформулировать содержание ответа, используя принятую в философии терминологию. Отвечающий должен избегать попыток пересказывать содержание ответа «своими словами» или только зачитывать выписки, сделанные во время подготовки к ответу. Зачитывать можно лишь отдельные, наиболее трудные и важные моменты, цитаты и т. п. Тотальное зачитывание ответа рассматривается, как неспособность формулировать ответы на основные вопросы билета и дополнительные вопросы преподавателя, и оценивается не более чем на «3» балла даже в случае содержательно точного ответа.

Абсолютно необходимым условием ответа на положительную оценку за экзамене является способность свободно оперировать содержанием вопроса. Данное содержание должно соответствовать реалиям историко-философской традиции и должно быть признано профессиональным сообществом философов в качестве легитимного. Иными словами, запрещено подменять содержания традиции плодами собственного воображения.

Ответ на вопрос экзаменационного билета считается законченным, если сделаны грамотные, самостоятельные выводы, содержание которых соответствует реалиям традиции и учебным текстам.

В период текущей семестровой работы и при ответе во время экзамена ссылка на содержание оригинального философского или авторитетного учебного текста расценивается как аргумент, но при одном непременном условии: отвечающий должен указать автора, точное название работы или сочинения и при необходимости дать общую характеристику сочинения в целом;

5) В экзаменационном билете – три вопроса. Общее время подготовки – 40 минут. Как правило, вопрос № 1 – по материалам семинарских занятий; вопрос № 2 – по материалам лекций; вопрос № 3 посвящен месту философии в рамках университетской традиции и в жизни современного общества или проблемам философии экономики (в списке вопросов к экзамену это, соответственно, предпоследний и последний вопросы);

6) Преподавателю, который вел курс в течение семестра, экзамен может быть сдан не более двух раз; после чего студент, не сдавший экзамен в первый и во второй раз на положительную оценку («3» балла и более), направляется для сдачи экзамена на предметную комиссию. В состав комиссии входят: зав. кафедрой философии; преподаватель, читавший данный курс в течение семестра; представитель факультета.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Первые и вторые вопросы билетов:

1. Определить: а) предмет (содержательно-смысловое единство), объект и метод философии и науки; б) предметное и методологическое сходство / различие философии и науки, т. е. их общие и специфические черты. Сформулировать критерии истинности философского и научного познания.

2. Дать определение философии как феномену культуры и дисциплине. Определить место философии в системе социально-гуманитарного знания. Определить содержание и объем понятия «философия». Объяснить феномен плюрализма в его понимании.

3. Охарактеризовать основные этапы истории философии (античная философия; средневековая философия; философия Нового времени; современная философия), учитывая предметную и методологическую специфику каждого этапа как элемента единой схемы мирового историко-философского процесса.

4. Охарактеризовать философию как феномен греко-европейской культуры. Сформулировать понятие, цель и фундаментальный методологический принцип античной философии. Проанализировать проблему источников античной философии.

5. Охарактеризовать раннюю античную философию (натуралисты-досократики). Проанализировать генезис проблемы начала всех вещей (проблемы физиса или arche) и специфику ее «решений» у Гераклита, Пифагора и Демокрита.

6. Сформулировать специфику понятия «апейрон», предложенного Анаксимандром, в контексте основных решений проблемы arche. Определить историко-философское и научное значение понятия «апейрон» как философского открытия.

7. Охарактеризовать историко-философское значение идей Парменида в свете исторического призвания философии как «онтологии по преимуществу» (определение М. Хайдеггера).

8. Дать философскую и культурологическую характеристику движению софистов. Проанализировать феномен переориентации предмета философского поиска (космос – душа как сущность человека), имевший место в рамках классического периода античной философии. Охарактеризовать майевтический метод, определить его цель и основные структурные элементы.

9. Охарактеризовать философско-культурное значение Платона и античной Академии. Проанализировать: а) содержательные принципы платоновской метафизики; б) проблему философского метода и критериев знания (в частности, «миф о пещере» и его значение для античного понимания природы знания).

10. Охарактеризовать: а) философское / культурное значение Аристотеля и перипатетиков для последующей истории мысли; б) основные содержательные принципы метафизической доктрины Аристотеля (в частности, учение о чувственной и сверхчувственной субстанции); в) предметно-методологические основания критики Аристотелем метафизических представлений Платона.

11. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения киников (персоналии, основные идеи и этические принципы).

12. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения эпикурейцев (персоналии, идеи и этические принципы).

13. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения скептиков (персоналии, идеи и этические принципы).

14. Дать характеристику философских школ поздней античности. Проанализировать философскую и культурную роль движения стоиков (персоналии, основные идеи и этические принципы).

15. Охарактеризовать генезис и структуру философской системы Плотина. Проанализиро







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.