Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представители зрелой схоластики, основатель томизма.





Схола́стика (греч. σχολή — «свободное время, досуг, школа» греч. σχολαστικός — «учёный», scholia — «школа») — систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. В этом двойном богословско-философском предании высшее место, конечно, принадлежало церковному учению. Немалым уважением пользовалось, однако, и философское предание: от новых, только приступавших к научному просвещению народов естественно было ожидать, что они с детским доверием и почтением примут полученную ими в наследство от древности науку. Являлась задача согласовать оба предания и объединить в нечто целое. При выполнении этой задачи исходили из того принципа, что разум и откровение происходят от одного источника света — от Бога, и что поэтому между теологией и истинной философией противоречия не может быть, а в согласии их учений — доказательство истинности обеих.

В период расцвета схоластических систем философия и теология действительно переходили одна в другую. Однако различие их природы должно было всё-таки проявить себя — и к концу средних веков богословие и философия уже резко обособляются друг от друга.

Средняя схоластика - зрелая схоластика (XIII век) характеризуется окончательным отделением науки и философии (особенно натурфилософии) от теологии, а также внедрением в западное философское мышление учения Аристотеля. Аристотель до этого был известен главным образом как автор логических трактатов. Теперь же переводится и его «Метафизика», и этические работы, и работы по физике, так что Аристотель становится знакомым уже в полном объеме, его знают даже больше, чем в арабском мире, т.к. там появляется и «Политика», которая не была известна арабам. Формируется философия больших орденов, особенно

1) францисканского (католический нищенствующий монашеский орден, основан святым Франциском Ассизским близ Сполето в 1208 году с целью проповеди в народе апостольской бедности, аскетизма, любви к ближнему) и

2) доминиканского (католический монашеский орден, основанный испанским монахом святым Домиником - Девиз ордена — «Восхвалять, благословлять, проповедовать»), а также системы Альберта Великого, Фомы Аквинского, Дунса Скота. Затем последовал спор между сторонниками Августина, Аристотеля и Аверроэса, спор между томистами и скотистами.

Томи́зм (или Фоми́зм от лат. ThomasФома) — «ведущее направление в католической мысли»[1], основанное на учении Фомы Аквинского (XIII век).

Томизм выступает теистической версией аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии» (пять доказательств бытия Бога ).

Акт и потенция[править | править вики-текст]

Первой и основной категорией томизма выступает обеспечивающей и объясняющей силы всех других вещей, понятие Бога как первой реальности, полной реализации бытия.

Форма и материя[править | править вики-текст]

Томизм стоит на точке зрения гиломорфизма (любой объект состоит из двух основных начал, потенциального (первичной материи) и актуального (субстанциальной формы)), утверждающего, что всякое материальное бытие состоит из материи и формы, детерминирующей эту материю. Но материя и форма порознь не существуют.

Двумя главными функциями человеческой души является познание и воля. Среди интеллектуальных добродетелей в томизме выделено четыре:

  • умное восприятие (intellectus),
  • знание или наука (scientia),
  • мудрость (sapientia)
  • благоразумие (prudentia).

Скотизм - направление в средневековой схоластике, восходящее к учению Дунса Скотта и альтернативное томизму. Скотизм развивался в рамках францисканского ордена. Одним из основных в нём был вопрос об индивидуации. Если томизм связывал принцип индивидуации с материей, то скотизм усматривал её в особенностях формы. В противовес томистской чтойности (лат. quidditas), скотизм развивает принцип этовости (лат. haecceitas), т.е. самотождественности предмета, что предполагало наличие сущностной уникальности в каждом предмете, которая предполагает интуицию. Природа Бога по мысли скотистов не могла быть подвергнута рационализации. Философски скотизм тесно переплетается с номинализмом, хотя и не сводим к нему. Это было время великих философско-теологических энциклопедий..

Представители: 1. Альбе́рт Вели́кий или Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт (лат. Albertus Magnus, около 1200, — 15 ноября 1280) — средневековый немецкийфилософ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви, наставник Фомы Аквинского:

- изложил и прокомментировал почти все работы Аристотеля,

- богатое наследие в таких областях знаний, как логика, ботаника, география, астрономия, минералогия, зоология, психология и френология, химия и алхимия (впервые выделил в чистом виде мышьяк).

- ввёл в европейскую науку знания, почерпнутые в сочинениях древнегреческих философов и арабских учёных. Он проводил и собственные исследования природных явлений (затмения, кометы, вулканы, горячие источники), а также флоры и фауны

2. Фома́ Акви́нский - основатель томизма,итальянский[1][2] философ и теолог, систематизатор ортодоксальной схоластики, учитель церкви. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.

3. Блаженный Иоа́нн Дунс Скот -шотландский теолог, философ, схоластик и францисканец.

С его точки зрения, всё действительное познаётся только эмпирически, через своё действие, выпытываемое познающим. Внешние вещи действуют на нас в чувственном восприятии, и наше познание со стороны реальности своего содержания зависит от предмета, а не субъекта; с другой стороны, оно не может всецело зависеть от предмета, ибо в таком случае простое восприятие предмета или его присутствие в нашем сознании составляло бы уже совершенное познание, тогда как мы видим, что совершенство познания достигается лишь усилиями ума, обращаемыми на предмет. Наш ум не носитель готовых идей или пассивная «чистая доска» — он есть потенция мыслимых форм (Species intelligibilis), посредством которых он и преобразовывает единичные данные чувственного восприятия в общие познания.

Другие главные представители схоластики:

4. в Германии — Витело (сочинение «Оптика», которое использовалось Леонардо да Винчи и Иоганном Кеплером). Экспериментальное искусство в области оптики достигает у Витело весьма высокого уровня. Занимаясь исследованиями радуги, он сконструировал лучшую для своего времени призму для изучения спектра. Витело рассматривает также эстетическое значение отдельных цветов и качеств наблюдаемого предмета. Весьма существенно у Витело указание на значение привычки в эстетическом восприятии, различия в нравах людей и в психологии народов.

Дитрих Фрейбергский, Ульрих Энгельберт;

5. во Франции — Винсент из Бове (универсальная энциклопедия гигантского объёма «Зерцало великое»). В первой части рассматривается широкий круг естественнонаучных дисциплин — астрономия, алхимия, биология и т. д; во второй речь идёт о богословских вопросах; в третьей рассматривается история человечества от сотворения мира до 1254 г.; в четвёртой — поднимаются вопросы нравственности и морали.

Энциклопедия была переведена на множество языков и пользовалась большим влиянием и авторитетом на протяжении нескольких столетий.

Иоанн Жандунский (труд «Agens sensus», он писал также о вакууме, разнообразии видов, душе, разуме, и на другие темы, имеющие отношение к Аристотелю)

6. в Англии — Роджер Бэкон (огромное количество трудов. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт — доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только материальных предметов. Активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна.

Роберт Гроссетест Августиновский платонизм сочетается у Роберта Гроссетеста с научными установками Аристотеля, а также с элементами греко-арабских естественных наук, в особенности оптики. В своих работах Гроссетест высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Отправляясь от неё, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность.

Александр Гэльсский;

7. в Италии — Эгидий Римский (Известен как церковный писатель, выступал за превосходство духовной власти над светской, Эгидий Римский активно защищал идеи Фомы, Аристотель для Эгидия Римского — главный авторитет).

8. в Испании — Раймунд Луллий Осознание необходимости нового, лучшего способа борьбы с неверными представилось ему во время его уединённых размышлений на Мирамаре в виде трёх конкретных мыслей, которые он приписал особому откровению свыше:

  • мысль об особом методе или искусстве, посредством которого можно с разумной необходимостью вывести из общих понятий всякие истины, и прежде всего — истины христианского вероучения;
  • мысль об основании миссионерских коллегий, где, кроме других предметов, изучались бы основательно восточные языки, особенно арабский;
  • мысль о преобразовании монашеско-рыцарских орденов в один великий миссионерский орден.






Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.