Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Реформа муз. воспитания в современной школе.





Реформа муз. воспитания в современной школе.

Реформе подвергаются все формы и стороны муз образования. Цели уточняются в связи с профилем образования:

- общеэстетическое обучение;

- проф-направленное обучение одаренных детей; - обучение на основе муз-коррекционной, музыкально-терапевтической педагогики, направленное на разработку компенсирующих и терапевтических программ для детей с нарушениями психоэмоциональной сферы, вызванными неблагоприятными внутренними или внешними условиями развития.

Реформируются принципы муз образования, задачи муз образования, реформируются оценки. Реформируются внеклассные формы работы. Особенно широко начинают внедряться театральные технологии, театральные студии становятся культурным центром школы. Реформируются методы обучения в направлении внедрения технологий обучения. Реформа проходит опираясь на теоретический и практический опыт в сфере пед-ки. Существуют концептуальные идеи, тенденции в развитии образования. Соблюдается принцип динамического консерватизма. Создаются новые, благоприятные условия для развития, сохраняя накопленный опыт. На основе концептуальных идей появляются новые концепции, программы. В Бел – концепция авторского коллектива под рук Гришанович, Рос – Школяр, Крицкая, Абдулина, Алиев, концепция Медушевского. Идеи:

- Всепроницающее начало соц педагогики в жизнь общества. Соц-воспитательный эффект, пед-ое измерение всякой деятельности (политической, культурной и др.)

- Изменение структуры образования. С информационной она становится культурологической, смысловой. Возрастает роль предметов худ-го цикла. Понимание важности воспитания средствами худ-го искусства (красота спасет мир)

- Выдвижение иск-ва, худ. культуры в центр всей образовательной системы, как возможность преодолеть духовный кризис.

- Обращение чел-ка к худ. культуре, иск-ву с основной целью – формирование ценностного сознания, преображения личности.

- Выдвижение худ-го образа в смысловой центр занятий иск-вом (при анализе, восприятии шедевра осваивается вся необходимая предметная сфера на уроке: вопросы истории, теории иск-ва, стили, жанры, формы, ср-ва выразит-ти, способы исполнения и др.)

-Выявление худ-ой специфики преподавания иск-ва. Построение урока муз на основе закономерности муз и муз ис-ва.

- Преподавание ис-ва в формах личной творческой деят-ти детей. Возрастание художественно-практического компонента муз. образования: играть, петь и т.д. Диалогизация образовательного процесса.

- Построение процесса муз. образования как системы последовательного и комплексного развития муз. способностей детей, интегрирующим качеством которых является муз мышление.

- Глобализация образования.

Цель и задачи муз. воспитания на современном этапе.

Существуют 2 сферы музыкального образования в Беларуси – Профессиональное (курируется министерством культуры);Общее образования).

Цель муз. образования – развитие музыкальной культуры как части духовной культуры. В основе современного муз. образования лежит концепция Кабалевского. Б.В.Асафьев – автор интонационной теории.

Согласно концепции В.В.Медушевского (концепция духовно-нравственного воспитания средствами ис-ва), основной целью является преображение личности уч-ся через обогащение ее художественными открытиями высокого уровня. Духовная культура определяется (Медушевский, Целковников) как особая активность человека, побуждающая его бескорыстному служению высоким идеалам: чистоте, красоте, добру. Цель муз. образования – пробуждение духовно-нравственной активности.

Само образование в школе должно иметь единство рационально-логической, эмоционально-образной и аксиологической (оценка) сторон.

Задачи муз. воспитания:

- открытие и присвоение эстетических ценностей, накопление опыта нравственно-эстетических отношение (развить интерес к занятиям музыкой)

- накопление опыта творческой деятельности, овладение способами выразительного интонирования в муз. деят-ти.

- развитие творческих способностей, развитие муз. слуха и системное развитие муз. мышления.

- овладение системой ключевых ориентировочных и частных муз. знаний.

- приобретение ведущих и частных муз. умений.

- ознакомление с национальной и мировой культурой в их взаимосвязи.

Новая концепция (современная). Задачи:

1. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству.

2. Развитие способности глубокого проникновения в нравственно-эстетическую сущность музыки.

3. Раскрытие закономерностей музыкального искусства на основе его интонационной природы, связей с жизнью, разнообразия содержания, форм и жанров, связей музыки с др. видами искусства.

4. Освоение муз. ис-ва через овладение интонационной муз. речью, умениями, слушательской, исполнительской и творческой деятельностью.

5. Воспитание гражданской культуры уч-ся на основе ознакомления с национальной и мировой муз. культурой, выявление их взаимосвязи.

6. Воспитание эстетических чувств, музыкально-художественного вкуса, иммунитета против бездумного увлечения музыкальной модой.

7. Развитие муз. восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, интонационной культуры, творческих способностей уч-ся.

8. Формирование аналитических, художественно-комуникативных, художественно-оценочных умений уч-ся, способности выявлять и аргументитованно отстаивать собственную активную позицию (духовную, гражданскую, художественную) в жизни, искусстве, культуре.Научить исполнять музыку (петь и играть);Научить слушать музыку. Воспитательные задачи:Формирование в ходе работы системы отношений ко всему, что есть в мире идеям, искусству, добру и злу, любви, природе, человеку, семье, традициям, самому себеВ итоге – формирование нравственного стержня личности, моральных свойств и качеств. Развивающие задачиВ ходе работы развивать все способности у ребенка: психические процессы - восприятие, внимание, память, мышление, фантазию, воображение, в том числе специфические музыкальные способности, соответствующие основным средствам музыкальной выразительности

 

Методика разучивания песни.

При разучивании песни путь может быть различным, но есть основные шаги, из которых в любом порядке, и в той мере, которая детям необходима в зависимости от возраста и психических причин, задач обучения, выстраивается определенная последовательность. При этом каждый шаг имеет свои варианты приемов работы для свободного выбора.

Информация: сведения о песне, история создания песни, показ песни (исполнение или в записи),сведения о композиторе, сведения о поэте, информация об сполнителях, результаты анализа музыки, связь с темой урока.

работа с фрагментом: медленно, по секвенциям, по нотам, с показом высоты рукой или графически, распеваясь с разными штрихами, слогами текст: анализ смысла, выделение главных слов песни, декламация, декламация в ритме, чтение с выражением.

мелодия: ритмическое эхо, мелодическое эхо, пение по фразам, в медленном темпе,

на слоги, со словами, с разными штрихами, с закрытым ртом, по нотам, сольфеджируя, подпевание – сразу вместе, караоке.

ролевое исполнение: инсценировка, по ролям, по партам, по рядам, по эстафете, солист и группа, мальчики и девочки, артистическая имитация звучащей песни, игры на инструменте.

в ансамбле: по партиям, строй, ансамбль, каноном, с подголоском, двух-Трехголосно, выстраивая вертикаль.

художественная выразительность, образ: сравнения, метафоры, эпитеты, представьте себе, как будто – поиск образных представлений, поиск нужных интонаций, поиск выразительных средств (тембр, ладотональность, ритм, гармония, цезуры и др.),работа над красотой и выразительностью звучания, над фразировкой, агогическими Отклонениями (ускорения, замедления и т. д.),исполнительским планом.

с другими видами музицирования с движениями,с пластическим Интонированием, с игрой на детских инструментах, с реквизитом по смыслу песни, с игрой в группе, оркестре.

артистизм: мимика, настроение, экспрессия, выражение глаз, обыгрывание.

исполнение в концерте: репетиция, концерт, обсуждение итогов, новые перспективы.

 

Проблемные методы в МВ.

В отличие то традиционных методов обучения, направленных на передачу учителем готовых сведений о музыке и запоминании их уч-ся, проблемное обучение основывается на самостоятельности муз. мышления уч-ся. Создание проблемной ситуации на уроке предполагает такое задание, при котором знание подлежащее усвоению занимает место неизвестного. Данное неизвестное находится путем последовательных обобщений. Вопрос этого метода «Почему?». Проблемные ситуации на уроке музыки могут решаться следующим образом:

- учитель сообщает проблему и сам ее решает;

- учитель сообщает уч-ся проблему и помогает ее решить;

- уч-ся сами решают проблему, а учитель лишь оценивает правильность реш

Виды: 1. проблемно-фрагментарный – занимает один этап урока и решение отдельных проблем, 2. проблемно-урочный – занимает целый урок. Проблема – тема урока; 3. проблемно-тематический – охватывает целую тему четверти, сочетание с другими не проблемными методами.

Условия успешного применения проблемных методов:

- проблема возникает тогда, когда появляется несоответствие между тем что требует учитель, и тем что знают и умеют ученики.

- меры несоответствия должны находиться в зоне ближайшего муз. развития

- проблемные задачи должны соответствовать специфике муз. искусства.

- проблемные задачи надо использовать во всех видах деятельности на уроке: слушание, анализ, исполнение.

- проблемные задания должны усложняться.

Общая задача при проблемном обучении может быть расчленена на ряд частных задач-вопросов, которые строятся так, чтобы уч-ся анализировали наблюдаемые муз. явления. В этом случае под руководством учителя они сами добывают новые знания, а не получают их готовыми. Таким образом, создание проблемно-поисковых ситуаций относится к методам стимулирования музыкальной деятельности.

Игры с правилами.

- муз эхо, ритмическое эхо, мелодическое эхо и т. д.

- музыкальная викторина, угадай мелодию, 2 рояля.

- музыкальные ребусы, кроссворды, лото и пр.

Можно любую знакомую игру трансформировать в музыкальную («Я знаю 5 названий… - жанров, композиторов, исполнителей, произведений…»).

Общепринято, что чем младше дети, тем большее место в их жизни занимает игра. Однако, игра просто необходима в любом возрасте. В практике встречается огромный ряд различных игр: спортивные, математические, музыкальные, познавательные, настольные игры, народные игры, ребусы, кроссворды, телевизионные игры, подвижные игры, развивающие игры и многие другие. Существуют различные классификации игр, например, классификация, где все игры разделяются на сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. Чтобы овладеть игровыми методами, нужно научиться их использовать в практике работы по музыкальному воспитанию в двух направлениях. Первое - это игровой характер занятия в целом, игровые ситуации, введение в урок некоторых игровых приемов. Второе - введение конкретных игр с зафиксированными названиями, определенными правилами и традициями проведения. в программах по музыке и методических разработках очень часто предлагаются различного рода путешествия - в страну, музыка которой изучается, в музыкальный жанр, в концертный зал, в сказку, на природу (в лес, на полянку с цветами, в горы, на море и т.д.). Некоторые темы школьной программы уже предполагают игровое решение.. Также в игровой форме можно организовать любой тренинг: различать регистры - игра, определять высотность звука - игра, запоминать и анализировать мелодии - тоже игра.

Музыкальное мышление.

Мышление – процесс отражения действительности в сознании человека. Любая мыслительная деятельность связана со знанием о предмете. Вне знаний никаких мыслительных действий быть не может.

Музыкальное мышление – это оперирование музыкальными образами, средствами худ выразительности, это знание в действии. В муз искусстве все средства муз. выразительности интонационны. Эмоциональная реакция человека на интонацию является исходным пунктом процесса муз. мышл-я.

Особая ступень развития м.м. – мышление творческое. Оно характеризуется постепенным переходом от действий репродуктивных к продуктивным. Творческое мышление проявляется в различных видах и формах – сочинение муз., интерпретация муз., собственная трактовка муз. пр-я. М.М всегда наполнено определенным эмоциональным содержанием. При организации мыслительной деятельности детей необходимо обустроить сферу чувств-я ученика. Мышление опирается на знание, однако усвоение знаний происходит не теоретическим путем, а на основе накопленного соответствующего слухового опыта. Знания не самоцель, а средство развития муз. мышления.

Этапы развития М.М.

1. интонационно-речевой. Чел. чувства и речь – прототипы музыки. От жизни идем к музыке. Ребенок приобретает первые представления о муз. речи, которую можно научиться понимать и без слов. На этом этапе дети учатся осмысленно оперировать элементами муз. речи, осваивать их на понятийном уровне.

2. наглядно-действенный. Ребенок умеет осмысленно пользоваться элементами муз. речи в различных видах муз. деят-ти (аналитической, исполнит., сочинение). Ребенок способен проследить за музыкальным развитием, понять строение муз. произведения.

3. абстрактно-логический этап. Ученик способен художественно грамотно ориентироваться в разных явлениях муз. культуры, осознать особенности стиля композитора. Развитие мышления происходит во всех видах музыкальной учебной деятельности.

Эти этапы могут называться: - интуитивно-речевой (донотный 0-3 кл.),- музыкально-речевой (нотный),- композиционный (знакомство с муз. формой),- концептуальный (представление о муз в целом)

Существуют 2 типа муз мышления: - научное (понятийное); - художественное (образное – сочетание чувства и мысли, высшая форма – образ) Уровни мышления: высокий, средний, низкий (ограниченность, поверхностность, заторможенность)

Функции мышления: 1. способность человека чувственно воспринимать выразительный смысл муз.интонации.2. осмысление логики организации музыки (т.е. умение находить в худ материале сходное и различное).3. синтезирующая, т.е. соединение рационального и эмоционального мышления.

Условия формирования мышления:

- жизненный опыт,- развитие всех компонентов муз. Слуха,- количество и качество муз. Репертуара,- опора на общие дидактические принципы,- использование разнообразных методов и приемов (проблемные, игровые),- опора худ. мышления на научное (понятийное)

Методы формирования мышления:

1. развиваем все компоненты муз. слуха, учимся воспринимать дифференцировано

2. проблемные методы, различные виды анализа, метод обобщения, наблюдения. Опора на научные понятия.

3. в процессе слушания музыки формируются такие формы мышления, как умозаключение, суждение и т.д. Большое значение имеет количество и качество репертуара.

4. импровизация, сочинение, игра на ДМИ, музыкально-ритмические движения.

Реформа муз. воспитания в современной школе.

Реформе подвергаются все формы и стороны муз образования. Цели уточняются в связи с профилем образования:

- общеэстетическое обучение;

- проф-направленное обучение одаренных детей; - обучение на основе муз-коррекционной, музыкально-терапевтической педагогики, направленное на разработку компенсирующих и терапевтических программ для детей с нарушениями психоэмоциональной сферы, вызванными неблагоприятными внутренними или внешними условиями развития.

Реформируются принципы муз образования, задачи муз образования, реформируются оценки. Реформируются внеклассные формы работы. Особенно широко начинают внедряться театральные технологии, театральные студии становятся культурным центром школы. Реформируются методы обучения в направлении внедрения технологий обучения. Реформа проходит опираясь на теоретический и практический опыт в сфере пед-ки. Существуют концептуальные идеи, тенденции в развитии образования. Соблюдается принцип динамического консерватизма. Создаются новые, благоприятные условия для развития, сохраняя накопленный опыт. На основе концептуальных идей появляются новые концепции, программы. В Бел – концепция авторского коллектива под рук Гришанович, Рос – Школяр, Крицкая, Абдулина, Алиев, концепция Медушевского. Идеи:

- Всепроницающее начало соц педагогики в жизнь общества. Соц-воспитательный эффект, пед-ое измерение всякой деятельности (политической, культурной и др.)

- Изменение структуры образования. С информационной она становится культурологической, смысловой. Возрастает роль предметов худ-го цикла. Понимание важности воспитания средствами худ-го искусства (красота спасет мир)

- Выдвижение иск-ва, худ. культуры в центр всей образовательной системы, как возможность преодолеть духовный кризис.

- Обращение чел-ка к худ. культуре, иск-ву с основной целью – формирование ценностного сознания, преображения личности.

- Выдвижение худ-го образа в смысловой центр занятий иск-вом (при анализе, восприятии шедевра осваивается вся необходимая предметная сфера на уроке: вопросы истории, теории иск-ва, стили, жанры, формы, ср-ва выразит-ти, способы исполнения и др.)

-Выявление худ-ой специфики преподавания иск-ва. Построение урока муз на основе закономерности муз и муз ис-ва.

- Преподавание ис-ва в формах личной творческой деят-ти детей. Возрастание художественно-практического компонента муз. образования: играть, петь и т.д. Диалогизация образовательного процесса.

- Построение процесса муз. образования как системы последовательного и комплексного развития муз. способностей детей, интегрирующим качеством которых является муз мышление.

- Глобализация образования.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.