Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Почему считается, что рынок монополистической конкуренции – сочетание конкуренции и монополии? Перечислите неценовые формы конкуренции на данном рынке





 

Модель рынка монополистической конкуренции является одной из самых устойчивых и интенсивно развивающихся моделей. Это во многом связано с характерными чертами данного рынка:

1) на рынке действует достаточно большое число относительно небольших фирм;

2) производимая продукция является похожей, но не идентичной;

3) вход в данную модель рынка осуществляется достаточно легко, так как не создаются барьеры для конкурентов;

4) участники данного рынка могут оказать очень незначительное воздействие на уровень рыночной цены и на поведение конкурентов;

5) большое значение имеет неценовая конкуренция (реклама торгового знака, торговой марки, продукции фирмы).

Данную модель рынка называют часто «рынок дифференциации продукта». Действительно, только в этой модели можно встретить такое разнообразие продукции. Дифференциация продукта может осуществляться по таким факторам, как качество продукта, уровень сервисного и послепродажного обслуживания, уровень и количество рекламы продукта, упаковка продукции, расположение сбытовой сети, и др.

Анализируя рынок монополистической конкуренции, часто говорят о ее низкой эффективности и указывают две основные причины этого:

1) в отличие цен на чисто конкурентном рынке равновесная цена на рынке монополистической конкуренции превышает предельные издержки. Это означает, что цена, которую платят потребители за каждую дополнительную единицу продукции, превышает издержки на ее производство;

2) в условиях монополистической конкуренции фирмы имеют резервные производственные мощности. Фактический объем производства фирмы меньше, чем тот, который минимизирует средние издержки.

Такая неэффективность уменьшает благосостояние потребителей продукции отрасли. Однако монополистическая конкуренция необходима для общества в целом. В защиту данного рынка приводят два обоснования:

1) в данной модели рынка монопольная власть ограничена, и часто очень невелика. Следует помнить, что на данной рынке представлены производители взаимозаменяемой продукции, имеющие очень малый сегмент рынка;

2) рынок монополистической конкуренции дает очень широкий ассортимент товаров. Многие потребители готовы заплатить больше именно за разнообразие продукции.

 

35 *** Как происходит процесс максимизации прибыли, минимизации убытков и закрытие предприятия в условиях монополистической конкуренции?

 

Рассматривая краткосрочный период на рынке монополистической конкуренции,следует помнить, что монопольно конкурентная фирма не учитывает реакции соперников, когда устанавливает цены и объемы выпуска продукции, что продукция этих соперников представляет собой близкие, но несовершенные заменители. Кривая спроса на рынке монополистической конкуренции наклонена вниз. Продавец, стремящийся максимизировать прибыль, может поднять цену без существенного уменьшения объема продаж, т.к. найдется определенное число покупателей, согласных заплатить более высокую цену.

Уменьшение объема продаж во многом будет зависеть от ценовой эластичности спроса на данный товар. Спрос и предельный доход зависят также от цен, установленных конкурентами. Так, повышение цен конкурентами позволит фирме продать больше продукции при более низких ценах. В краткосрочном периоде монопольно конкурентная фирма будет максимизировать прибыль при таком объеме продукции, который определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода. Это видно из рисунка.

Чтобы продать это количество товара, фирма устанавливает цену на уровне Рм. При этой цене количество товара, на которое есть спрос, определяемый точкой на кривой спроса Д, соответствующей объему продаж Qм. При цене Pм фирма получает с единицы продукции прибыль, соответствующую отрезку АСмРм. Общая прибыль за краткосрочный период представлена заштрихованной площадью. Это означает, что фирмы отрасли могут получать прибыль большую, чем нормальная по данной отрасли. Однако, экономические прибыли привлекут новые фирмы в отрасль. Значительное увеличение объема производства снизит цену, повысит средние издержки. Фирмы начнут нести убытки. Это будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет массовый отток фирм из отрасли, пока не будут восстановлены нормальные прибыли.

Рисунок 54.1 – Краткосрочное равновесие монополистической конкуренции

 

В долговременном периоде для фирм, действующих при монополистической конкуренции,существует тенденция к получению нормальной прибыли, к безубыточности. Еще при анализе краткосрочного периода мы выяснили, что приток новых фирм в отрасль сдвинул кривую спроса. Однако она становится более эластичной, т.к. каждая фирма обладает меньшей долей совокупного спроса и сталкивается со все возрастающим числом заменителей продуктов. Это приводит к исчезновению экономической прибыли.

Рисунок 54.2 – Долгосрочное равновесие монополистической конкуренции

 

Когда кривая спроса является касательной к кривой средних издержек при максимизирующем прибыль объеме производства, то фирма просто покрывает свои издержки, т.е. безубыточна. Объем производства Q является таким объемом, при котором фирма достигает состояния равновесия. Любой другой объем производства изменит средние издержки, и приведет фирму к убыткам.

Монополистическую конкуренцию часто обвиняют в «распылении» производства по мелким фирмам, которые запрашивают неэффективно высокие цены. Но, несмотря на высокие цены, каждый получает лишь минимальную прибыль, необходимую для бизнеса. Однако здесь игнорируется ценность разнообразия продуктов, присущего монополистической конкуренции. Уменьшение числа фирм, их укрупнение за счет разнообразия продуктов невыгодно потребителям. Они согласны платить за обилие разных товаров, за их оригинальность, и т.д.

 

36 ** Раскройте понятие «олигополия», ее признаки и типы. В чем суть ценовой конкуренции и как она ведет к максимизации прибыли?

 

Олигополия – это рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а условия вхождения фирм в отрасль преграждены высокими барьерами. Основными чертами олигополистического рынка являются: немногочисленность фирм (их число не превышает десяти), высокие барьеры для вхождения в отрасль, всеобщая взаимозависимость. Олигополии возникают в отраслях, производящих как стандартизированные (однородные – медь, алюминий, нефть), так и дифференцированные продукты (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).

В экономической литературе выделяют следующие модели олигополии:

- модели некооперированной и кооперированной олигополии;

- количественная и ценовая олигополия.

Некооперированная олигополия. Фирмы исследуются с позиций их взаимодействия на отраслевом рынке. Основная трудность у активной фирмы, обладающей рыночной властью, заключается в правильности предположения относительно действий конкурентов,т.е. их реакция на ее действие.

Кооперированная олигополия. Выделяют открытые и тайные соглашения (картель). Однако, не всегда фирмы могут прийти к соглашению, для этого должны быть особые причины возникновения картелей. Всегда существует проблема нарушения таких соглашений и фирмы, входящие в картель стремятся использовать все методы для предотвращения нарушения картельного соглашения. (Эвристическое ценообразование как инструмент координации).

Модель ценовой конкуренции означает возможность у фирм достаточной легкости манипулирования ценами, хотя существуют определенные ограничения: это уже заключенные договора на поставку продукции и покупку сырья и материалов, расходы на переиздание каталогов и прейскурантов и т. п. Модель ценовой конкуренции более реалистично представляет поведение олигополистов на рынке, чем модель количественной конкуренции.

Модель количественной олигополии. Варьирование объемами выпуска более сложное. чем манипулирования ценами. Для того чтобы варьировать объемы выпуска, могут понадобиться и дополнительные инвестиции в производственные мощности, и время.

В реальной действительности модели количественной и ценовой олигополии не противостоят, а скорее дополняют друг друга, образуя достаточно широкий инструментарий для анализа олигопольных рынков. Более того, если соперники выпускают не строго однородный (совершенно взаимозаменяемый), а хотя бы слабо дифференцированный продукт, поставщик которого может быть легко идентифицирован покупателем (по фирменному знаку, товарной марке), то небольшое снижение цены одним олигополистом, скорее всего, не приведет к массовому перетоку к нему покупателей, ранее потреблявших продукты соперников. Некоторые из них, безусловно, сохранят верность ставшему относительно более дорогим продукту другого олигополиста – привычной марке сигарет, кофе, чая и т. п.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.