Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Динамика семейной расстановки





Почему действует семейная расстановка, никто точно не знает. На этот счет существуют некоторые гипотезы и прежде всего опыт. На этой базе я и хотела бы построить свое объяснение.

Посредством расстановки возникает своего рода энергетическое поле*, которое, с одной стороны, создают члены группы, а с другой — расставленные заместители. Каждая группа состоит из 20-30 участников, сидящих, как правило, по кругу и таким образом ограничивающих пространство. В этом пространстве клиент расставляет заместителей, каждому из которых отводится определенная роль, то есть кто-то замещает отца, кто-то мать и т. д. Через те позиции, на которые поставил их клиент, а также через направление взглядов они находятся в невербальной коммуникации друг с другом. Выражением этой коммуникации являются физические ощущения, которые заместители воспринимают и высказывают. Если, например, кто-то из заместителей покинет помещение и закроет за собой дверь, коммуникация прервется. Существует предположение, что расставленные лица находятся в «энергетической коммуникации» друг с другом. Эта коммуникация возникает всегда, вне зависимости от того, располагают участники расстановки какими-либо конкретными фактами или нет.

Доказательством того, что, находясь в определенных позициях, люди вступают в невербальный контакт, является упражнение, которое я часто провожу со своими клиентами.

Я прошу членов группы разделиться на пары и молча встать друг за другом. Затем я прошу их описать свои ощущения. Что ощущает стоящий спереди? Стоящий сзади? Кем

* Это поле Руперт Шелдрейк называет «морфическим». Подробнее см. Г. Вебер, «Практика семейной расстановки», с. 71, изд-во ИКСР, 2004 г. - Прим. науч. ред.

они себя чувствуют? Молодыми или старыми? Большими или маленькими? Детьми или родителями? Партнерами или друзьями? Когда по окончании упражнения я расспрашиваю участников, оказывается, что, несмотря на то, что не было произнесено ни слова, благодаря одному только пространственному позиционированию у всех возникали чувства и ассоциации, которые «погружали» их в контакт с партнером по упражнению.

И еще одно упражнение. Я снова прошу членов группы разделиться на пары и встать друг напротив друга, тоже молча, но на этот раз с закрытыми глазами. Даже с закрытыми глазами партнеры по упражнению устанавливают между собой отношения, у них возникают корреспондирующие друг с другом ассоциации. Так, например, кто-то чувствует себя матерью, а кто-то сыном или один мужем, а другая женой. Это упражнение позволяет снова и снова наблюдать, что у одних и тех же лиц благодаря изменению позиции (напротив, рядом или друг за другом) меняются чувства и модель отношений.

Клиент расставляет внутренний образ, отражающий его отношения с другими членами семьи. Заместители чувствуют и действуют в соответствии с этим внутренним образом. Когда образ меняется, например, путем перестановки заместителей, меняются и чувства заместителей. Однако в реальной жизни заместителей не переставишь. Правда, речь и не идет о том, чтобы клиент вмешивался в систему, меняется только его внутренний образ и, соответственно, внутренняя позиция. Как следствие, меняется его поведение, а в конечном итоге по отношению к нему меняется и система.

Это комплексный процесс, который заключается в том, что образ, существующий у одного члена системы, определяет его внутреннюю позицию и вместе с тем его поведение, которое, в свою очередь, влияет на остальных членов системы. Говоря об образах, я пытаюсь изобразить этот процесс. Речь идет не только об индивидууме, но и о его отношениях и взаимодействиях, существующих внутри системы. Эти образы — феномены, которые невозможно «сделать», их мож-

но только «обнаружить». Благодаря «обнаруженным внутренним образам» меняется внутренняя позиция. Важным признаком «обнаруженных образов» является то разрешающее воздействие, которое они оказывают на заместителей и клиента. Работая с «обнаруженными образами», терапевт очень быстро распознает, насколько они аутентичны. Они были значимы в какой-то момент личной истории клиента, следовательно, эти внутренние образы не статичны, со временем они меняются.

Если клиентка всю жизнь живет с таким представлением, что по отношению к ней мать всегда была несправедлива, что она всегда предпочитала ее брата, это порождает чувство неудовлетворенности и претензию, которую никто и ничто не может удовлетворить. Если же клиентка скажет: «Моя мать дала мне все, что могла, и я с этим согласна», то отношение матери к ней, разумеется, тоже изменится. Претензия, а следовательно, и укоризненная позиция по отношению к матери исчезает.

«Счастье — это быть довольным тем, что имеешь». Эта цитата из Хеллингера звучит банально, но по-настоящему достичь этого состояния очень трудно. Секрет заключается в установке: «Я имею достаточно, я с благодарностью принимаю то, что получил». Если же человек лелеет установку: «Я получил слишком мало, не вовремя и не в тех условиях», то у него остается ощущение, что он получил недостаточно, чтобы быть по-настоящему счастливым. Мой опыт свидетельствует о том, что основой для такой удовлетворенности часто становится принятое решение. Помочь прийти к решению о том, что «того, что я получил, достаточно», может семейная расстановка.

Роль заместителей

Хочу сказать еще несколько слов о роли и переживаниях заместителей. Важно разделять роль и собственную жизнь. Выступая в качестве заместителя, я убеждаюсь в том, что

мне не чуждо ни одно человеческое чувство, в роли я могу чувствовать все что угодно. Тем не менее важно, чтобы параллельно с ролью заместители осознавали собственную идентичность. В то же время, благодаря приобретенному в роли опыту, заместители могут активизировать собственные процессы познания и развития. Эти три феномена протекают параллельно: роль, собственная идентичность и процесс личного развития. Поэтому, возможно, имеет смысл давать подействовать на себя пережитому в роли опыту, то есть оставаться в ней еще на какое-то время. С другой стороны, заместителям следует быстро выходить из тяжелых ролей. Помочь в этом могут некоторые символические действия. Например, можно выйти из помещения, отряхнуться или вымыть руки. Уметь распознавать эти феномены и правильно с ними обходиться является задачей терапевта.

Поиск решения

Найти решение помогают описанные Хеллингером феномены связи, порядка и баланса. Если терапевт работает с этими базовыми правилами человеческих отношений и при этом остается открытым для других постоянно проявляющихся феноменов, то могут быть найдены удовлетворительные решения. Здесь я хотела бы указать на то, что решения, найденные благодаря семейной расстановке, часто противоречат тому, как клиенты сами на сознательном уровне воспринимают и описывают свои переживания.

Молодая пара с трехлетним ребенком. В отношениях с мужем жена чувствует себя непонятой. Она влюбляется в другого мужчину и, разумеется, полагает, что должна взять ребенка с собой, поскольку он очень к ней привязан и явно показывает, как сильно ее любит. Супруги принимают участие в расстановке, и оба видят, что непонятой в их отношениях является не жена, что это как раз она не понимала своего мужа. Она никогда не ценила мужа как супруга и использовала его как источник де-

нег, защитника и замену матери. Для женщины мир переворачивается с ног на голову: если раньше она чувствовала себя жертвой, то теперь ей приходится признать, что из-за переплетения в своей родительской системе она не могла принять мужа как мужа. Это становится для нее очень неприятным, почти шокирующим открытием. Впоследствии ей удается «развязать» свое переплетение. Благодаря чему становится возможной реализация ее первоначального желания, а именно сохранение отношений с мужем.

Здесь я хотела бы подчеркнуть, что ни мораль, ни социальные условности при поиске решения никакой роли не играют. Обратимся еще раз к примеру молодой пары. Если решение приведет к тому, что их отношения станут глубже, что в них будет больше любви и близости, то рассуждения на тему морали не имеют здесь никакого значения.

Берт Хеллингер считает даже, что в браке нельзя рассказывать или «каяться» в отношениях на стороне. В большинстве случаев подобная честность негативно сказывается на браке. Говорить об этом нужно лишь в том случае, если связь стала настолько прочной, что муж или жена собирается уйти из семьи. Приключение партнера не касается. Своим «покаянием» человек перекладывает ответственность за измену на супруга.

В семейной расстановке базовые феномены связи, порядка и баланса являются лишь направляющими линиями. Терапевт не может знать заранее, как будет выглядеть решение. Он тоже должен довериться феноменам, которые переживают заместители, и с живым вниманием следовать за динамикой расстановки. Ему следует принимать во внимание все чувства, которые выражают заместители, чтобы в конце достичь цели расстановки, а именно чтобы каждый представленный член семьи чувствовал к себе уважение и признание в своей позиции, поскольку лишь тогда ему действительно может быть хорошо. Должно получить признание и уважение то, что один сделал для другого. Начиная с матери, которая родила ребенка, отца, который своим трудом обеспечивает семью, вплоть до любви прежнего партнера.

Я часто сталкиваюсь с тем, что в случае разрыва инициатор очерняет брошенного партнера, чтобы избежать чувства вины. Но то, что он плохо отзывается о бывшем партнере, лишь порождает новое чувство вины. В семейной расстановке можно сказать своему бывшему партнеру: «Спасибо тебе за любовь, спасибо за все, что ты мне дал. Мне жаль, я не мог дать тебе больше, я желаю тебе счастья...» Тогда эти отношения, возможно, давно уже оставшиеся в прошлом, получат позитивное завершение. И оба партнера окажутся свободны для новых отношений и нового счастья.

Такая благодарность за прошедшие отношения очень важна. Человек не вправе требовать, чтобы другой любил его всю жизнь. Прекрасно, если это случается, но так бывает не всегда. Часто партнеры предъявляют друг другу совершенно нереальные требования. Если такие упреки, как «ты никогда меня не понимал, ты меня только использовал...» сохраняются дольше, чем сами отношения, то эта модель продолжает действовать и связь с бывшим партнером тоже сохраняется. Признание любви, даже если она прошла, и благодарность позволяют расторгнуть эту связь. Благодарность подразумевает здесь внутреннюю позицию и в смысле восстановления баланса означает: «Я принял, я снова свободен».

Фразы, отражающие переплетение, и фразы, из него высвобождающие

В ходе расстановки произносятся определенные фразы, играющие важную роль в поиске решения. Эти фразы всегда очень просты и обращены непосредственно к душе. Они меняются в зависимости от ситуации. Их невозможно использовать «по рецепту», они точно соответствуют каждой конкретной ситуации.

Фраза, отражающая переплетение, делает явной динамику, существующую между членами системы. Так, если дочь берет на себя страдание матери, эту динамику можно выра-

зить при помощи следующей фразы: «Я несу твою боль за тебя». Одного только произнесения этой фразы может оказаться достаточно, чтобы привести в действие процесс исцеления.

В этом случае фраза, высвобождающая из переплетения, могла бы звучать так: «Я благодарю тебя за подаренную мне жизнь, твои страдания я оставляю тебе» (ее опять же произносит дочь, обращаясь к заместительнице матери). Однако в большинстве случаев произнесение фразы, отражающей переплетение, т. е. осознание того, что из любви к матери или партнеру я взял на себя что-то за нее или за него, уже является путем к решению. Фразы-переплетения показывают динамику в системе, разрешающие фразы эту динамику упраздняют. Иногда я прерываю расстановку после произнесения фразы, отражающей переплетение. Так я поступаю в тех случаях, когда благодаря этой фразе оживают не осознававшиеся ранее чувства или когда увиденное в расстановке оказывается слишком большим потрясением.

Если дочь делит с матерью ее печаль, это трагично. Это не приносит пользы ни матери, ни дочери. Поговорка «разделенное горе — полгоря» здесь не работает. Когда ребенок перенимает материнскую боль, страдание удваивается, поскольку теперь страдают обе. Берта Хеллингера часто спрашивают, почему вообще возникают такие «перенятая». Единственное объяснение этому следующее: «В жертву связи в семейной системе приносится все, эту связь можно также назвать любовью».

Разрешающие ритуалы

Эти ритуалы поддерживают происходящий в душе процесс высвобождения, давая ему физическое воплощение.

1. Поклон является самым наглядным и действенным знаком уважения и в то же время высвобождения. Чем труд-

нее дается клиенту согласие или признание, тем ниже и дольше должен быть его поклон в расстановке перед соответствующей фигурой. В зависимости от тяжести переплетения я различаю четыре ступени этой позы смирения. Первая (самая легкая) форма — это наклон головы. Вторая — это собственно поклон, т. е. человек стоя склоняет верхнюю часть тела. Третья форма — коленопреклонение, когда человек одновременно склоняет верхнюю часть тела, вытянув руки раскрытыми ладонями вверх, как бы говоря «Я больше не держу, я отпускаю». Последняя ступень и самое сильное выражение смирения — это когда человек «бросается» на пол*. Все ритуалы совершаются молча. Как правило, они оказывают очень сильное воздействие и часто до глубины души трогают участников расстановки. Все ощущают целительную силу этого «отпускающего согласия». В расстановке такое «исполнение», как называет совершение ритуала Берт Хеллингер, часто ощущается как скачок энергии.

2. В случае перенятой вины или перенятого чувства в качестве символа перенятого в расстановке иногда бывает полезно использовать тяжелый камень. Я прошу клиента: «Вложи в этот камень все, что ты нес. Когда будешь готов, внимательно на него посмотри и верни его». Вместе с произнесением разрешающей фразы, например, «Твое страдание я оставляю тебе и с благодарностью принимаю свою жизнь», клиент отдает этот камень (как выражение перенятого) соответствующему заместителю.

* В этом случае человек полностью вытягивается на полу лицом вниз и его руки раскрыты ладонями вверх - Прим. науч. ред.

РОЛЬ ТЕРАПЕВТА

Полная включенность

И абсолютная отстраненность

Первоочередными задачами терапевта являются создание атмосферы сосредоточенности и выяснение запроса. Терапевт вместе с клиентом решает, кто будет расставлен. Чтобы клиент мог серьезно и сосредоточенно расставить заместителей, я даю ему специальные указания. Для меня очень важна серьезность при расстановке. На отсутствие должной серьезности указывают такие незначительные вопросы, как: «Мне поставить мать так, как я вижу ее сейчас или как я воспринимал ее в детстве?» Если создается впечатление, что клиент не собран, если он неоднократно переставляет заместителей с места на место, значит, подлинная концентрация у него отсутствует.

После того, как все заместители расставлены по своим местам, я сознательно вхожу в расстановку (или энергетическое поле расстановки) и сознательно снова из него выхожу. Пребывание в поле помогает мне почувствовать следующий и/или разрешающий шаг. Выходя из поля, я даю возможность подействовать на себя целому. Во время расстановки я очень внимательно слежу за вербальной и невербальной реакцией заместителей в их ролях: «Мне хорошо», «Я чувствую себя лишним» и т. д. В зависимости от их высказываний осуществляются перестановки. Берт Хеллин-гер описывает состояние терапевта во время расстановки как «полную включенность и абсолютную отстраненность одновременно». Терапевт должен очень хорошо знать самого себя, чтобы не привносить в расстановку собственных проекций, переносов и представлений о ценностях. Общественные условности не играют в семейной расстановке никакой роли,

значение имеет только то, что «укрепляет и поддерживает любовь».

Семейная расстановка всегда базируется на правилах связи, порядка и баланса. Поэтому основным вопросом для меня является следующий: «Где был прерван естественный поток любви?» Я использую эти правила как фон, как схему, от которой я в любой момент могу отойти, чтобы последовать за новыми индивидуальными феноменами. Открытость по отношению к неожиданным вариантам развития имеет для меня то же значение, что и правила связи, порядка и баланса. В процессе расстановки важно показать весь трагизм переплетения и дать ему достаточно места. После того, как переплетение стало очевидным, можно начать двигаться в сторону решения. Демонстрация всего процесса в целом вызывает у клиента настолько глубокий отклик, что он оказывается способен принять и претворить это решение в жизнь.

Пятнадцать лет назад, начиная работать методом семейной расстановки, Берт Хеллингер расставлял только решения, не демонстрируя приведшего к ним процесса. Во многих случаях такие расстановки не имели никакого эффекта. Тогда он понял, что необходимо представлять весь процесс переплетения и высвобождения, чтобы душа клиента могла идти вместе с ним.

Во время семейной расстановки я постоянно задаю себе вопрос: «Каким могло бы быть решение?» Это не означает, что я привязываюсь к какому-то одному решению. Напротив, в ходе расстановки проявляются разные варианты решения, которые я проверяю с помощью заместителей. Если клиент предполагает, что у его матери до отца был другой партнер, то в систему матери ставится его заместитель. По реакции участников расстановки можно определить, насколько это предположение соответствует действительности. Открытость по отношению ко всем происходящим в расстановке процессам является важной предпосылкой успешной работы, в то же время именно она делает ее столь трудной.

Если клиенты активно вытесняют чувства, я часто эмоционально включаюсь в происходящее. Иногда я даже начи-

наю плакать, когда на самом деле эти чувства должны были бы испытывать клиенты. Мои слезы — не следствие сопереживания, а выражение перенятого чувства, которое не может или не хочет испытьшать клиент. Подобная эмоциональная реакция стала для меня своего рода показателем вытесненных чувств.

Меня часто спрашивают, как я нахожу фразы, отражающие переплетения, и фразы, из них высвобождающие. Возможно, это интуиция. Мне кажется, они приходят из большого опыта, накопленного мною в течение психотерапевтической деятельности и жизни. Однако и у меня бывают в расстановках ситуации, когда я не могу продвинуться дальше. Тогда доминирует чувство: «Я не знаю, что делать дальше, решения нет». В такой ситуации у меня есть два варианта. Я могу поддаться этому чувству и сказать: «Думаю, решения тут нет». Часто в тот момент, когда я соглашаюсь со своей «неспособностью» найти решение, оно обнаруживается. Откуда оно приходит, я не знаю. Второй вариант — это ждать. Я жду и сознательно вхожу в поле между основными заместителями. В поле я чувствую динамику и вместе с тем возможное решение.

Переносы при поиске решений

Впервые феномен переноса был описан Зигмундом Фрейдом. Перенос означает, что мы переносим свои чувства и поведение по отношению к отцу или матери на других мужчин или женщин. Этот феномен наблюдается в основном (но не только) по отношению к начальникам и авторитетным для нас лицам, таким как учителя, врачи и терапевты. Разумеется, я сталкиваюсь с этим феноменом и в семейных расстановках. Злость, которая возникает у клиента по отношению к терапевту, зачастую берет начало в отношениях клиента с матерью или отцом. Как правило, ожидания, направленные на мать (то есть притязание на любовь, внимание и защиту), больше, чем ожидания, направленные на отца. Эти

притязания редко бывают удовлетворены, поэтому в том, что касается переноса, с терапевтом, олицетворяющим мать, клиенты ведут себя иначе, чем с терапевтом, олицетворяющим отца. Отцы скорее признаются как авторитеты, поэтому клиенты с большей легкостью принимают их предложения, указания и рекомендации по поведению.

Опыт научил меня тому, что феномен переноса можно с большой пользой применять в семейной расстановке. Это наглядно показывает история Гитти (см. с. 81). В этом случае лояльность к судьбе матери была настолько сильна, что для клиентки было невозможно почувствовать злость на мать. Однако в переносе матери на меня, терапевта, ей вполне удалось ощутить злость и благодаря этому несколько отделиться от матери. То есть я невольно оказалась заместительницей матери Гитти, став как терапевт-«мать» объектом для чувств клиентки, которые она перенесла с матери на меня. Так Гитти получила шанс на решение.

Перенос всегда происходит спонтанно. Мы можем обходиться с ним по-разному. Если во время семейной расстановки я замечаю, что клиент начинает переносить на меня свои чувства к матери, я предлагаю ему включить в расстановку мать. Такая стратегия позволяет мне прекратить перенос и направить чувства клиента «по адресу». Иногда это оказывается невозможно, например, потому, что клиент не желает отказываться от переноса и упрекает меня: «Все совсем не так. Тут речь не о моей матери, а о вас!» В подобных случаях мне приходится искать другой путь. В ситуации с Гитти я позволила ей выразить злость, прекрасно понимая, что речь идет о ее отношениях с матерью. Благодаря тому, что я серьезно отнеслась к этому чувству, Гитти впервые получила возможность его выразить. В конечном итоге результат, пусть даже основанный на переносе, оказался настолько позитивным, что я могу только советовать терапевтам с этим работать.

ОБРАЩЕНИЕ С СИМПТОМОМ

Болезнь и симптом

Поскольку моей основной задачей как врача, в том числе и в психотерапии, является работа с больными, у меня возник вопрос: «Как можно использовать метод семейной расстановки специально для лечения болезней и симптомов?» Оказалось, что «на роли» болезней и симптомов так же, как и на роли людей, можно выбирать заместителей и расставлять их. Роль симптома или болезни (например, рака) абстрактна, и, кроме собственных ощущений в роли, заместителю опереться не на что. Удивительно, но человек, замещающий симптом, испытывает ощущения и эмоции точно так же, как и в любой другой роли.

Симптом как выражение любви

Как уже говорилось в четвертой главе, в своей болезни или симптоме пациент может найти некий индивидуальный смысл. Позитивная интерпретация постоянных простуд могла бы звучать так: «Мне нужно уделять себе больше времени». Это позволяет разорвать порочный круг: «Нет времени, совсем не отдыхаю, все всегда только для других...» и т. д. Однако подобные позитивные интерпретации действуют не всегда, прежде всего они оказываются бессильны в случае более глубоких проблем. В семейной расстановке я рассматриваю болезнь и симптом как выражение любви, причем любви связующей. Эта форма любви всегда бессознательна, и именно поэтому ее можно осознать благодаря семейной расстановке.

В трансе на тему символа я провожу с клиентами одно простое упражнение. Я прошу их найти символ для своего

симптома. Если этот символ представляет собой нечто приятное, например цветочную поляну, то он не вызывает у клиента негативных эмоций. То есть он чувствует себя комфортно в своем переплетении, а соответственно, и со своим симптомом или болезнью. Для меня, как терапевта, это означает, что любовь к системе здесь сильнее желания выздороветь. Одно только внимание к символу позволяет мне избежать множества окольных путей в поиске решения. Если выбранный символ опасен и внушает страх (например, скелет), значит, клиент стремится найти решение. В этом случае важно, чтобы он допустил в себе любовь к этому «страшному», не зная даже, кого или что оно олицетворяет. Я прошу клиента внимательно посмотреть на символ и «дать ему то, что ему нужно». Как показывает практика, это всегда любовь и признание. Если пациенту удается дать в душе место этой любви и связанным с ней чувствам, это уже первый шаг к выздоровлению.

Признание того, что симптомы являются выражением любви, позволяет мне намного более конструктивно подойти к той или иной истории страданий. В результате любовь, в том числе и любовь терапевта, становится понимающей.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.