Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Состояние и особенности инвестиционной деятельности в современном сельском хозяйстве России.





В ходе реформирования АПК. России и сокращения бюджетных ассигнований, выделяемых для сельского хозяйства, все большую значимость приобретает использо­вание рыночных механизмов фи­нансирования отрасли. В агропро­мышленном комплексе уровень ста­рения основных производственных фондов достиг критических разме­ров, что стало причиной снижения производства сельхозпродукции, роста импорта продовольствия. После августовского кризиса 1998 г., повлекшего за собой удорожа­ние ввозимой продукции, зарубеж­ные производители стали терять стратегически важный для себя рос­сийский рынок сбыта. Альтернати­вой потери рынка для зарубежных компаний явилось их участие в раз­витии российского производства с помощью собственных инвестиций.

Однако в современных экономи­ческих условиях отдельному пред­приятию, производящему сельхоз­продукцию, привлечь инвестици­онные ресурсы для реализации рентабельного проекта практически невозможно. Это связано преж­де всего с тем, что отечественные и зарубежные инвесторы не име­ют достаточных гарантий по воз­врату вкладываемых средств. Лик­видность предлагаемого залога имеет крайне низкий уровень. От­сутствие эффективного и совре­менного финансового менеджмен­та создает проблему для естествен­ного мониторинга за ходом реали­зации проекта, что увеличивает риски кредиторов.

Как отмечает академик Рос-сельхозакадемии В. Н. Хлыстун, для решения этих проблем уже разра­ботаны методики и организацион­но-экономические модели, спо­собствующие активизации инвес­тиционных процессов в аграрном секторе. Часть из них внедряется при реализации пилотных инвес­тиционных проектов и программ.

Перечисленные факторы явля­ются причиной того, что в отече­ственном сельскохозяйственном производстве основным источни­ком финансирования остаются соб­ственные средства предприятий. В целом по отрасли «Сельское хозяй­ство». на долю собственных средств приходится около 75% инвестиций в основной капитал [I]. Нынешнее экономическое положение абсо­лютного большинства предприятий таково, что они ограничены в ис­пользовании собственных средств на развитие и реинвестирование.

К одной из основных причин, ^препятствующих активизации инве­стиций в АПК, относится противо­речивость существующей норматив­но-правовой базы. Необходим меха­низм, гарантирующий толкование законов в соответствии с приори­тетами инвестиционной деятельно­сти, экономическими задачами и целями, которые ставит перед со­бой страна или отдельный регион. Противоречивость федерального и регионального законодательства от­нюдь не способствует инвестицион­ной активности. Камнем преткнове­ния является не только Федераль­ный закон «Об иностранных инвес­тициях в Российской Федерации» (№ 160-ФЗ от 9 июля 1999 года), но и налоговое, таможенное, банков­ское законодательство.

Тем не менее есть и положи­тельные примеры. Так, в Орловс­кой области благодаря областно­му закону «Об инвестиционной деятельности в Орловской облас­ти» [2] удалось с 1997 г. привнести дополнительно 300 млн руб. в об­ластной бюджет. В 1998 г. был дос­тигнут 7%-ный прирост инвести­ций в основной капитал по срав­нению с 1997 г. Позитивным из­менениям способствовала реализа­ция ряда экономических и органи­зационных мер: бездефицитность бюджета, стабилизация сельского хозяйства и рост промышленного производства. Отмечается положи­тельная динамика в поступлении налогов в областной и местные бюджеты.

Очень важно, что в структуре инвестиций по источникам финан­сирования уменьшилась доля бюд­жетных вложений и увеличился объем собственных средств пред­приятий и привлеченных источни­ков. Это свидетельствует об улучше­нии финансового состояния пред­приятий. Налоговое стимулирова­ние деятельности инвесторов,обес­печение гарантий от инвестицион­ных рисков способствовали ежегод­ному росту объемов инвестиций s основной капитал, направляемых на развитие сельского хозяйства и экономики области в целом. По оценкам рейтцнговых агентств, Орловская область занимает 12 ме­сто среди 89 регионов России по инвестиционному риску, перемес­тившись с 1997 г. на 22 пункта.

Крайне важно переоснастить сельское хозяйство на основе вне­дрения новейших технологий. Это должно стать приоритетной зада­чей государства. Учитывая, что в сельском хозяйстве на единицу вновь создаваемой стоимости тре­буются значительно большие зат­раты по сравнению с промышлен­ностью, государственная поддер­жка АПК становится абсолютно необходимой.

Рассчитывать в своей деятель­ности только на внешних инвес­торов нельзя, инвестировать про­изводство должны и сами сельхоз­производители. Для этого необхо­димо повысить роль собственных источников сельскохозяйственных организаций — прибыли и амор­тизационных отчислений — в восстановлении основных средств и их наращивании. Это возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктури­зации долгов.

Внутренними инвесторами в аг­рарное производство могут быть прежде всего фннансово благопо­лучные сельскохозяйственные пред­приятия. Повысить инвестиционную активность способны крупные жи­вотноводческие комплексы и пти­цефабрики, перерабатывающие предприятия, торговые организации. Инвестировать сельскохозяйствен­ное производство могут и постав­щики ресурсов (топлива, удобре­ний, техники) для АПК. Способ­ствовать вложению капитала в сель­ское хозяйство должны областные, районные администрации.

Одним из важнейших путей привлечения инвестиций следует считать создание интеграционных структур, в том числе аграрных финасово-промышленных групп [4]. • Например, в той же Орловской области созданы такие структуры, как ОАО «Орловская нива», ОАО «Орловский агрокомбинат», «Пше­ница 2002, Орел», ЗАО «Регио­нальная продовольственная компа­ния». На базе ОАО «Орелагропром-снаб» реализуется крупнейший ин­вестиционный пилотный проект «Пшеница-2000, Орел». Средства,* выделенные немецкой стороной, использовались главным образом для приобретения сельхозтехники и перерабатывающего оборудования. Учитывая финансовое состояние проекта, сложившееся после авгу­ста 1998 г., а также в целях повы­шения окупаемости кредитных ре­сурсов в области было принято ре­шение направить одну треть средств в перерабатывающую отрасль.

Чтобы активизировать развитие и создание крупных перерабатыва­ющих предприятий-холдингов, сле­дует уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы, которые пред­приятия расходуют на расширение и технологическую модернизацию своих сырьевых зон. Эти средства, размеры которых следует законода­тельно определить, должны исполь­зоваться строго на покупку акций (паев) сельскохозяйственных орга­низаций, аренду земли и техноло­гическую модернизацию сельскохо­зяйственных предприятий зоны.

Требуется разрешить свободное ценообразование на сельскохозяй­ственную продукцию. Только тогда появится объективная оценка эф­фективных сфер приложения капи­тала, начнется более активное его привлечение в аграрную отрасль. В выигрыше будут не только товаро­производители, но и государство.

Многие проблемы с привлече­нием инвестиционных средств в аграрный сектор экономики, в том числе в сельское хозяйство, были бы сняты, если бы государству уда­лось задействовать валютные на­копления населения. Для этого нуж­но установить ставки по долгосроч­ным вкладам, превышающие уро­вень инфляции, предоставить га­рантии возврата вложенных средств. При этом важно сохранить тайну вкладов, отказаться от деклариро­вания доходов, предоставить гаран­тии государства по своевременно­му возврату вложенных средств, легализовать доходы населения и тем самым восстановить его дове­рие к финансовым структурам и государству в целом.

Необходимо в большей степе­ни привлекать средства собствен­ных сельхозпроизводителей, созда­вая для них благоприятную инвес­тиционную обстановку не только на уровне региона, но и в госу­дарственных масштабах. Это, прав­да, возможно только при согласо­вании федерального и региональ­ного законодательства.







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.