|
Короев Ю.И. Черчение для строителей. – М.; Высш. шк., 1982Стр 1 из 6Следующая ⇒ ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для учащихся-заочников учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования по специальности 2-70 02 01 «Промышленное и гражданское строительство»
Минск 2009 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В подготовке специалистов со средним специальным техническим образованием большую роль играет дисциплина «Инженерная графика». В процессе ее изучения учащиеся должны выработать навыки чертежной работы, овладеть техникой черчения, развить пространственное мышление. Учащиеся должны уметь свободно читать и выполнять чертежи согласно стандартам. Цель данной методической разработки - помочь учащемуся-заочнику изучить дисциплину «Инженерная графика». Она содержит общие методические рекомендации по изучению дисциплины, список рекомендуемой литературы, программу, рекомендации по выполнению чертежей, задания контрольных работ и методические указания по их выполнению. Программа дисциплины предусматривает изучение основ геометрического черчения, начертательной геометрии, строительного и машиностроительного черчения, а также приобретение практических навыков выполнения чертежей в соответствии с Государственными стандартами. Цель изучения дисциплины «Инженерная графика»- формирование знаний и навыков выполнения и чтения чертежей с использованием технических и нормативных справочно-правовых актов Задача дисциплины – формирование навыков работы с чертёжными инструментами, изучение приёмов геометрических построений, основных положений начертательной геометрии, правила и условности в чертежах, установленные Государственными стандартами (ГОСТ)- Единой системой конструкторской документации (ЕСКД) и Системой проектной документации для строительства (СПДС). Весь учебный материал программы разделен на три задания. После изучения каждого из них выполняется контрольная работа. Контрольная работа №1 и контрольная работа №2 выполняются в сроки, установленные учебным планом.. Вариант определяется двумя последними цифрами шифра учащегося, согласно табл. 1. Например: для учащегося, имеющего шифр 8543 номер варианта 43. Задания, которые он должен выполнять находим в табл. 1 в клетке на пересечении строки 4 со столбцом 3, т.е. вариант графических работ будет 1. Таблица 1. Варианты заданий
Программный материал нужно изучать в следующей последовательности: 1. Ознакомиться с общими методическими рекомендациями и содержанием ра 2. Изучить материал по темам задания, пользуясь учебником. Изучить 3. Приступить к выполнению контрольной работы. Для этого ознакомиться с 4.. Если при изучении материала возникают затруднения, следует обратиться за консультацией в учреждение образования Чертежи контрольных работ нужно сброшюровать в альбом формата А3 (297 х 420) с обложкой в виде листа чертежной бумаги того же формата. На обложке учащийся указывает фамилию, имя и отчество (полностью), отделение (или специальность), курс и номер учебной группы, шифр, номер варианта, дату выполнения работы и свой почтовый адрес (Приложение5). Альбом высылается в учреждение образования на рецензирование. Упаковка «трубкой» не допускается. Работа высылается в полном комплекте. Присланные на рецензирование отдельные листы не засчитываются. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается. В правом нижнем углу на каждом чертеже выполняется вплотную к линии рамки основная надпись.
Рис 1.1
Выполнив контрольную работу, учащийся сдаёт её на рецензию. Получив положительную рецензию, учащийся допускается к защите работы. Незачтённая графическая работа выполняется вновь или исправляется и высылается на повторную рецензию в полном объёме. Указания рецензента, сделанные на чертеже, стирать не разрешается. К защите работы допускаются учащиеся, выполнившие все графические работы и упражнения в рабочей тетради. При защите контрольной работы преподаватель опрашивает учащегося по всем выполненным работам, а затем предлагает выполнить контрольное задание, которое включает элементы всех выполненных заданий. При защите контрольной работы обращается внимание на качество графического оформления чертежей, правильное их понимание (чтение), развитие пространственного представления, знание соответствующих стандартов. В период лабораторно-экзаменационных сессий в ходе практических занятий по дисциплине «Инженерная графика» учащиеся должны выполнить определённый объём графических работ в присутствии преподавателя. При отсутствии домашних контрольных работ к выполнению итоговой контрольной работы учащийся не допускается. В случае утери работа выполняется повторно. Для работы над чертежами нужно иметь: чертежную доску с рейсшиной или чертежным прибором (размер доски 1000 х 650), угольники, готовальню, набор лекал, чертежные карандаши разной твердости (2Т, Т. ТМ, М) для построения и обводки чертежей, кнопки, резинки, чертежную бумагу формата 297 х 420 (10-12 листов), писчую бумагу в клетку для эскизов (размер 297 х 420).
Примерный тематический план
ЛИТЕРАТУРА
Основная
Издат, 1983 Стандарты ГОСТ 2.001-93. ЕСКД: Общие положения ГОСТ 2.301-68. ЕСКД: Форматы ГОСТ 2.303-68. ЕСКД: Линии ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬ НОЙ РАБОТЫ № 1 Контрольная работа № 1 с остоит из титульного листа (Приложение 5.1) и заданий (Приложение5.2- Приложение 5.6), выполняемых на пяти листах формата А3 (297х420), а также рабочей тетради (Приложении 6) Форма и размеры основной надписи для оформления чертежей контрольной работы № 1 приведены на рисунке 1.1 стр. 4
Лист 1.2. Аксонометрия
Цель: Научиться строить аксонометрическую проекцию группы геометрических тел и точки на их поверхности. Содержание задания: Вычертить аксонометрию группы геометрических тел, выполненных на листе 1.1. Показать точки на их поверхности. Методические указания: Лист 1.2 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Рекомендуется изображать в прямоугольной изометрии. Аксонометрическую проекцию группы геометрических тел выполняют на основании листа 1.1. Образец оформления показан в приложении 5.3. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Аксонометрические проекции», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6.10).
Лист 1.3. Виды
Цель: Научиться выполнять и оформлять изображения основных видов на технических чертежах. Содержание задания: Вычертить три вида модели по заданной аксонометрии (деталь вычерчена в прямоугольной изометрии), нанести размеры. Вычертить наглядное изображение модели в косоугольной диметрии. Методические указания: Лист 1.3 следует оформить на формате А3 в масштабе 2:1. Условие принять из приложения 2. Образец оформления показан в приложении 5.4. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6). Рекомендуется вначале выбрать главный вид, т.е. изображение, которое должно давать наиболее полное представление о формах и размерах предмета. Другие виды определяют в зависимости от основного. Определив габаритные размеры, наметьте места для каждого вида с тем, чтобы они равномерно заняли всё поле чертежа. Вычертив проекции, нанесите на них выносные и размерные линии согласно ГОСТ 2-308-68 и проставьте размеры. Вычертите аксонометрию модели в косоугольной диметрии.
Лист 1.4. Простые разрезы
Цель: Научиться строить и оформлять изображения простых разрезов на технических чертежах. Научиться строить аксонометрическую проекцию детали с вырезом четверти. Содержание задания: По двум видам детали построить третий. Выполнить разрезы. Проставить размеры. Изобразить деталь в изометрии с вырезом четверти. Методические указания: Лист 1.4 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 3. Образец оформления показан в приложении 5.5. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6). Рекомендуется изучить данные две проекции (прочитать чертёж), при этом определить какие геометрические тела участвуют в образовании детали и какими поверхностями она ограничена. Согласно габаритным размерам определите место для каждой проекции. Вычерчивать надо сразу все проекции, пользуясь заданными размерами и соблюдая проекционную связь. Определив, какие необходимы разрезы, построить их на всех проекциях, после чего нанести все выносные и размерные линии и нанести размеры. Затем построить аксонометрическое изображение в прямоугольной изометрии с вырезом одной четверти. Плоскости сечений заштрихуйте по направлению диагоналей квадратов, построенных в плоскости сечений.
Лист 1.5. Сложные разрезы
Целевое назначение: Научиться строить и оформлять изображения сложных разрезов на технических чертежах. Содержание задания: По двум видам детали построить третий. Выполнить разрезы. Проставить размеры. Методические указания: Лист 1.5 следует оформить на формате А3 в масштабе 1:1. Условие принять из приложения 4. Образец оформления показан в приложении 5.6. Для выполнения данного чертежа необходимо изучить тему «Виды, разрезы, сечения», выполнить упражнения в рабочей тетради (приложение 6).
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2
В контрольной работе № 2 требуется выполнить следующие листы: 1) Лист 2.1. Условные графические обозначения стройматериалов (формат А3). 2) Лист 2.2. План, разрез, фасад здания. Узел А (формат А1).
План этажа Последовательность выполнения плана этажа (приложение 9): 1. По заданным размерам провести тонкой штрихпунктирной линией координационные оси. Приложение 9.1 2. Вычертить наружные стены с учетом привязки. Приложение 9.2 Привязка - расстояние от оси до внутренней грани стены. Для кирпичных стен привязка равна 200 мм. Таким образом, внутренний контур наружной стены отстоит от оси на расстоянии 200 мм, а наружный контур наружной стены - на расстоянии 330 мм, т. к. толщина стены равна 530 мм). 3. Вычертить внутренние несущие стены и стены, имеющие каналы. Каналы имеются в стенах, примыкающим к санузлам, кухням и в стенах, примыкающих к печам. Геометрическая ось внутренних стен совпадает с геометрической осью. Приложение 9.2 4. Вычертить перегородки. Приложение 9.2 Толщина перегородок: - межкомнатные - 80 мм; - межквартирные - 200 мм; - перегородки санузлов и кухонь - 65 мм. 5. Наметить оконные и дверные проемы в стенах и перегородках. Размеры проемов берем из приложения 11. При вычерчивании дверей мы должны помнить, что наружные входные и тамбурные двери открываются наружу (рекомендуемые размеры проёма 2070х1310); двери входные в квартиру с лестничной клетки открывают внутрь (рекомендуемые размеры проемов 2070х910). Рекомендуемые размеры проёмов санузлов 2070х710, кухонь 2070х810. В наружных кирпичных стенах под оконные и дверные проемы выполняются четверти. 6. Составить ведомость проёмов дверей и окон (См. приложение 12) 7. Вычертить санитарно-техническое оборудование зданий (приложение14, приложение 9.3). 8. Обвести. Приложение 9.3 Контуры стен, расположенных в секущей плоскости, обводятся сплошной основной линией, толщиной S. Рекомендуется S=0,8-1,0 мм. Контуры, расположенных в секущей плоскости печей, перегородок обводят сплошной линией, толщиной S/2. Все остальные линии (контуры, расположенные за секущей плоскостью, оси, условные знаки санитарно-технического оборудования, размерные и выносные линии) обводят линиями, толщиной S/З, но не менее 0,3 мм. 8. Проставить размеры. Приложение 9.4. Приложение10 На планах зданий проводят внешние размерные линии (от одной до четырех) с расстоянием между ними 7min мм. Эти линии проводят обычно слева и снизу, вне контура плана. При этом первую размерную проводят на расстоянии не менее 10 min мм от контура плана, чтобы не затруднять его чтение. На первой размерной линии наносят размеры оконных и дверных проемов и простенков между ними; на второй - размеры между смежными осями и на третьей - размеры между крайними осями. Простенки, ближайшие к координационным осям, привязывают размерами от их граней до оси. Внутренние размеры помещений (комнат), толщины перегородок и внутренних стен проставить на внутренних размерных линиях. Внутреннюю размерную линию проводят на расстоянии не менее 8-10 мм от стены или перегородки. Площади отдельных помещений проставить в квадратных метрах с двумя десятичными знаками и чертой внизу. В учебных целях проставить только площади жилых помещений. Дверные проёмы маркируют и проставляют в кружках 5 мм. Разрез здания Для выявления внутреннего вида помещения и расположения архитектурных элементов составляют архитектурный или контурный разрез здания, на котором не показывают конструкции фундаментов, перекрытий, стропил и других элементов, но проставляют размеры и высотные отметки, необходимые для выполнения фасадов. Перед выполнением разреза необходимо внимательно изучить план, определить направление взгляда и положение секущей плоскости (секущая плоскость проходит по лестничной клетке, по ближайшему к наблюдателю маршу), установить положение координационных осей. При вычерчивании разреза все построения выполняют тонкими линиями. Последовательность выполнения разреза здания (Приложение 15): 1. Провести вертикальные координационные оси основных несущих конструкций стен и колонн (если они имеются). 2. Вычертить несущие стены, попадающие в секущую плоскость с учётом привязки. 3. Перпендикулярно координационным осям вычертить горизонтальные линии уровней: поверхности пола первого этажа (нулевая отметка), пола второго этажа, низ покрытия. 4. Вычертить конструкцию перекрытия и крыши. Приложение13 5. Выполнить расчёт лестницы. Приложение 16 6. Вычерчиваем лестницу на разрезе и на плане. Приложение 16.2 7. Уточнить разрез, вычерчивая оконные и дверные проёмы, перегородки, крыльцо, козырёк, вентшахты и другие элементы, расположенные в секущей плоскости и за секущей плоскостью. 8. Обвести разрез. 9. Провести выносные и размерные линии, кружки для маркировки координационных осей и знаки для простановки высотных отметок. Проставить размеры: · координационные оси здания и расстояние между ними и крайними осями · отметки уровня земли, чистого пола этажей и площадок, низа плит покрытия верхнего этажа многоэтажного здания · отметку низа опорной части заделываемых в стены элементов конструкций · отметку верха стен, карнизов, уступов стен · размеры и привязку (по высоте) проёмов в стенах и перегородках, изображаемых в сечении (для проёмов с четвертями размеры указываются по наименьшей величине проёма) · марки узлов. Указываем конструкцию крыши. Образец оформления разреза здания показан в приложении 15.
Фасад Последовательность вычерчивания фасада здания: 1. Используя горизонтальные размеры с плана и вертикальные размеры с разреза, вычертить фасад здания. 2. Обвести.
Видимые контуры на чертежах фасадов выполнить сплошной основной линией, а линию контура земли допускается проводить утолщенной линией, выходящей за пределы фасада. 3. Проставить размеры. · Крайние координационные оси (могут проставляться промежуточные оси в местах перепада высот здания, в местах перелома в плане здания, а также в местах прохождения деформационного шва). · Высотные отметки уровня земли, цоколя, низа и верха проемов, карниза и верха кровли. Образец оформ Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|