Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Влияют ли зеркальные нейроны на наше поведение?





Управляющие действиями нервные клетки нашей премоторной области коры головного мозга реагируют развитием резонанса, когда мы наблюдаем за дей­ствиями другого человека. Отсюда напрашивается вопрос: влияют ли зеркаль­ные нейроны на наше поведение? Как уже упоминалось, эксперименты свиде­тельствуют о том, что любое сознательное действие начинается с активизации нейронов, в программе которых имеется план или концепция выполнения дейст­вия, которое мы намерены совершить. И только вскоре после этого, примерно через одну-две десятые доли секунды, происходит активизация двигательных нейронов, контролирующих соответствующие мышцы.15 Но не всякая акти­визация командных нейронов ведет к реализации действия. Командный ней­рон может «выстрелить» без выполнения действия, то есть остановиться толь­ко на мысли о действии, на представлении о действии. Это — тот минимум, который всегда вызывается наблюдением или сопереживанием действиям дру­гих лиц. Но есть еще кое-что: в случае наблюдения за каким-то действием или событием, с которым наблюдателю до сих пор никогда не приходилось стал­киваться, например с никогда прежде не испытанной жестокостью, это действие включается в фонд нервных клеток, управляющих действиями, в качестве еще одной — потенциальной — программы действий.16 Более того, совершенно непри­вычные, новые в жизни человека, до сих пор не известные последовательности

110 связи между зеркальными нейронами и учебой см. главу 8.

'■' Мы назвали управляющие действиями нервные клетки премоторной области коры голов­ного мозга командными нейронами но типу Астерикса (Астерикс намечает цели действий и раз­рабатывает планы). Нейроны моторного кортекса, непосредственно управляющие отдельными мышцами, мы назвали двигательными нейронами по типу Обеликса (Обеликс действует).

'" При этом не играет роли, «только» ли наблюдал человек за этими действиями или испытал их на себе. В обоих случаях это действие войдет в фонд программ действий премоторной области головного мозга.


2. Открытие в нейробиологии: Какую работу совершают зеркальные нейроны?

действий «записываются в память» даже особенно интенсивно. Действие, ко­торое мы воспринимаем или переживаем впервые, будь то что-то приятное или ужасное, оставляет в нас особенно интенсивные представления о нем.

То, что попало в репертуар наших потенциальных программ действий, имеет­ся в нашем распоряжении, но не должно обязательно реализовываться. В отли­чие от маленьких детей, зеркальные системы которых имеют сильную тенден­цию к мгновенному спонтанному воспроизведению действий, у взрослых людей активны сдерживающие (тормозящие) нейробиологические системы, созрева­ние которых начинается примерно на третьем году жизни и заканчивается, как правило, после достижения половой зрелости.17 Чтобы снять торможение и дей­ствительно вызвать действие, сначала должны включиться другие факторы, от­носящиеся к сфере мотивации. Тот факт, что определенная последовательность действий вообще попала в личную программу человека, представляет собой, од­нако, принципиальный риск, потому что с этого момента такое действие стано­вится для человека принципиально возможным. Если, например, человек стал свидетелем жестокого, до сих пор строго запретного для него действия, то возни­кает потенциальный риск совершения подобного действия, в первую очередь для лиц, социальные условия жизни или работы которых могут вызвать искушение однажды самому прибегнуть к такому экстремальному репертуару действий.18

Интересно, что катастрофы, вызванные не людьми, а техническими процес­сами или природными явлениями, по всей видимости, не включаются в програм­мы нейронов, управляющих действиями. Эксперименты, проведенные как с обе­зьянами, так и с людьми, показывают, что зеркальные нейроны премоторной области коры головного мозга срабатывают только тогда, когда происходит на­блюдение за биологическим субъектом, то есть живым действующим лицом (в отдельных случаях «биологический субъект» может относиться к другому, близкому виду). Ни клещи, ни виртуальная рука не способны возбудить своими действиями зеркальные системы наблюдателя. Просмотр детьми и подростками телевизионных репортажей о техногенных или природных катастрофах не вы­зывает последствий, которые становятся моделеобразующими для их поведения. Но удалось доказать, что действия живых лиц, демонстрируемые в кино и на телевидении, напротив, могут воздействовать на системы зеркальных нейронов и привести их в резонанс. Резонанс создается и видеофильмами, и компьютер­ными играми, виртуальные миры которых сегодня практически уже невозмож­но отличить от реальности.

Хотя зеркальные нейроны, возбужденные наблюдением за каким-либо дей­ствием, не обязательно вызывают это действие, тем не менее, остается вопрос,

17 Эти сдерживающие системы находятся в передней части фронтальной области мозга.
В главе 3 рассматривается ситуация с маленькими детьми, а в главе 11 обсуждается вопрос сво­
боды воли взрослых людей.

18 Это касается, например, подростков в определенном социальном окружении, а также неко­
торых сфер профессиональной деятельности, в которых работники, например военные, поли­
цейские, охранники в тюрьмах, а также врачи, медперсонал в больницах и домах престарелых,
педагоги и т. д., имеют дело с беззащитными людьми.


2. Открытие в нейробиологии: Какую работу совершают зеркальные нейроны?

повышает ли наблюдение действия, в частности частое наблюдение, вероят­ность того, что наблюдающий сам совершит это действие. Результаты научных исследований говорят о том, что это возможно. Так, результаты эксперимен­тов, проведенных с помощью различных методов, показывают, что нейробио-логический порог реализации действия понижается, когда испытуемые наблю­дают действие, которое они должны одновременно выполнить рукой сами.19 Еще одно замечание в этом направлении: исследования доказывают, что зер­кальные нейроны играют решающую роль при моделировании людьми дей­ствий, то есть когда испытуемые должны синхронно производить действия, которые демонстрирует им другое лицо. Такие моделирующие действия сопро­вождаются сильной активизацией сетей премоторных зеркальных нейронов. И наоборот, оказалось, что при кратковременном отключении этих нейрональ-ных сетей20 человек уже не в состоянии имитировать демонстрируемые ему рукой действия, хотя двигательная способность руки в этой ситуации сохраня­ется в полном объеме.

Таким образом, из имеющихся результатов научных исследований можно сделать вывод, что наблюдение за действиями других людей не только возбуж­дает в наблюдающем внутреннюю программу реакции или моделирования, но этот резонанс зеркальных нейронов одновременно создает в наблюдающем го­товность к действиям.

Этот вывод имеет огромное значение, особенно для вопросов, касающихся формирования детей и подростков (см. главы 3 и 8). С одной стороны, развитие схем действий путем наблюдений и моделирования играет важнейшую позитив­ную роль для развития ребенка. С другой стороны, нельзя исключать, что край­не проблематичная информация, зачастую грубая и даже жестокая, которую нам навязывают средства массовой информации, не приведет к заимствованию де­монстрируемых способов поведения в поведенческий репертуар детей.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.