Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







И детская система зеркального отражения





Как уже доказано наукой, ребенок не может развиваться полноценно и стабиль­но без полноценных и стабильных отношений. Если ребенок живет в среде, где ему приходится часто настраиваться на постоянно меняющиеся раздражите­ли, то ему будет трудно концентрироваться на одной вещи или на одном чело­веке. Избыток раздражителей и высокая частота раздражений могут быть след­ствием постоянно меняющихся партнеров, а в еще большей степени результатом

См. также: Мартин Альтмайер


отсутствия каких-либо партнеров в течение длительных промежутков време­ни, которых заменяет сидение перед экраном телевизора. Каким образом теле­передачи для малышей способствуют их развитию, остается секретом произво­дителей, которые выступают с подобными утверждениями. Новейшие исследования доказывают, что «потребление» телепередач в младшем детском возрасте статистически однозначно связано с риском возникновения в буду­щем нарушений внимания и гиперактивностью.

Невозможно переоценить тот факт, что для нашей страны прошли времена массового восхищения войной, что способы решения проблем путем ведения войн вызывают скепсис и неприятие. Значит, акты насилия на войне плохи, а в детской комнате — хороши? Удивительно то равнодушие, с которым мы до­пускаем то, что демонстрируемые в фильмах погони, пытки и убийства людей являются для многих наших детей щекочущим нервы развлечением. Еще более яркий пример являют компьютерные игры, так называемые «ego-shooter-games» («стрелялки». — Прим. пер.), которые позволяют ребенку в абсолютно реально оформленном виртуальном мире самому преследовать, мучить и убивать других людей. Причина безразличия взрослых заключается в том, что они сами не зна­комы с видеофильмами и компьютерными играми, о которых здесь идет речь.

Между тем у многих детей в их комнатах стоят собственные телевизоры с видеомагнитофонами, у многих есть даже персональные компьютеры. Эти молодые люди сами, естественно, не видят причин говорить о сценах насилия, которые они потребляют, тем более что многие из потребляемых ими продук­тов они вообще не имеют права смотреть в силу запрета «детям до шестнадца­ти», но это правило никто не соблюдает. В этой сфере получил развитие ориен­тированный на молодежные массы рынок, получающий огромные прибыли. Прекрасно для производителей. Но вот только возникает вопрос: какое значе­ние имеет это для детей и подростков с нейробиологической точки зрения? Результаты новейших исследований, опубликованные в лучших журналах мира, ясно показывают, что масштабы ежедневного потребления экранной продук­ции и проявление актов насилия со стороны подростков и молодежи находятся в прямо пропорциональной зависимости.3

С нейробиологической позиции взаимосвязь совершенно очевидна: мозг представляет собой перманентно обучающуюся систему. Этот процесс обуче­ния не прерывается и тогда, когда идет захватывающий детальный показ наси­лия. То, что мы видим — и это есть центральный момент изучения зеркальных нейронов, — записывается в сетях нервных клеток, которые кодируют програм­мы возможностей собственного поведения. Конечно, увидеть что-то — еще не означает самому совершить нечто, подобное увиденному. Для этого необходи­мы еще и другие факторы. Но то, что мы видим, закладывается в память в виде модели, а эта модель создает готовность к действию, появляясь в виде действия в привлекательном, забавном или полезном контексте.

3 См.: Джеффри Джонсон и др. (Jeffrey Johnson et al.).

 

Нейробиологические знания для школы

Какие выводы для школы можно сделать из изучения зеркальных нейронов? Зеркальные нервные клетки имеют первостепенное значение для всех процес­сов обучения. Они являются главным связующим звеном между наблюдением за процессом, с одной стороны, и его самостоятельным выполнением, с другой стороны. Зеркальные нейроны образуют главную нейрональную базу давно известного и досконально изученного «модельного обучения». Эксперименты показывают, что наблюдение за действием улучшает способность — принципи­ально повышает готовность — самостоятельного выполнения этого действия. Эта функция переноса, выполняемая зеркальными нейронами, не ограничива­ется одним лишь аспектом действия, но включает и другие компоненты, игра­ющие определенную роль в приобретении различных знаний и умений, преж­де всего речь идет о сенсорном или эмоциональном восприятии. («Как это ощущается человеком?») Наблюдение за тем, как другой человек решает про­блему, обслуживает аппаратуру или эмоционально справляется со сложной задачей, может внести решающий вклад в развитие моей собственной компе­тентности, когда я сталкиваюсь с такой же или сходной задачей.

С точки зрения нейробиологии при «модельном обучении» первостепенное значение имеют межличностные отношения обучающего и учащегося. Как сви­детельствуют эксперименты, зеркальные клетки наблюдателя отказываются функционировать, если наблюдаемое действие выполняется не живым инди­видуумом, а инструментом, аппаратом или роботом (см. главу 2). Из этого мож­но сделать вывод, что личные наставления, а также демонстрация и показ обу­чающим лицом являются главными составляющими обучения и усвоения учебного материала. Поскольку учителя не могут играть роль только посред­ников в передаче учебного материала, а всегда выступают как личности, то по­нятно, что эффективное обучение в школе возможно только при условии со­здания позитивных отношений между учителями и учениками.

Не отсутствие образовательных стандартов является главной бедой школ, как нас поучают эксперты по образованию после окончания исследований PISA, как будто до сих пор учителя не знали, что они, собственно говоря, должны преподавать. Сегодня главная проблема заключается скорее в том, что учите­лям — по самым разным причинам — очень трудно создать со своими ученика­ми рабочие отношения, в рамках которых можно учить и учиться.

Демонстрация, показ того, как надо делать, и «модельное обучение» состав­ляют лишь первый шаг процесса передачи знаний. Головной мозг рассматрива­ет мир в ракурсе возможных стратегий действия. Поэтому учебные цели в школе Не Должны ограничиваться только тем, чтобы учащиеся могли накапливать и Воспроизводить абстрактное знание в вербально упакованном виде. Истинное и прочное знание, а также мотивация возникают только в результате апроба­ции изученного через действие или ощущение. Знание, усваиваемое вне связи с убедительными возможностями действия, то есть применения, не имеет шансов на выживание в нейрональных сетях, в которых главное — не что иное, как представления о действиях и соответствующих им ощущениях. Нейробио-логические системы, которыми мы пользуемся при усвоении вербально пере­даваемого знания, функционируют не как скоросшиватели или энциклопеди­ческие словари. Головной мозг запоминает знание оптимально, когда оно подается в сочетании с практическими, приближенными к жизни действиями. Математические формулы, информация о месторождениях полезных ископае­мых или словарный запас иностранного языка могут при восприятии голов­ным мозгом оказаться очень привлекательными, но только в том случае, если он сможет связать их с миром своего опыта.

Новые педагогические подходы, в частности «обучение, ориентированное на действия», заслуживают с точки зрения нейробиологии полной поддержки и поощрения. Обе фазы обучения целесообразны в нейробиологическом аспекте: во-первых, личное введение в предмет изучения и объяснение учителем с прак­тическими выводами, и, во-вторых, возможность самостоятельного воспроиз­ведения объясненного материала в контексте применения, ориентированного на мир жизненного опыта учащегося. И наоборот, с точки зрения нейробиоло­гии совершенно бессмысленна стратегия, в рамках которой учащиеся должны самостоятельно изучать по учебникам новый теоретический материал. При та­ком подходе отсутствует как «модельное обучение», так и руководство по са­мостоятельному применению знаний. Используя методы ориентированного на действия обучения с учетом жизненной практики, школа становится на вер­ный путь не только с точки зрения современной нейробиологии, но и с точки зрения отцов педагогики Коменского (Comenius) («...чтобы всё лучше запоми­налось, следует привлекать всевозможные органы чувств») и Песталоцци (Pestalozzi) («Учиться головой, сердцем и рукой»). Но следует сделать одну ого­ворку: если мы не уменьшим количество учеников в классе, то этот подход бу­дет очень трудно реализовать.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.