Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Периодизация искусства западноевропейского средневековья.





Раннехристианская базилика.

Основной тип раннехристианского храма - базилика. Ее прототип - постройки античного Рима для судебных заседаний и встреч (греч. «basileus» - царь, судья). Христианская базилика: прямоугольное строение, ориент. с запада на восток, в восточной стороне алтарь. (В алтаре часто антимѝнс – мощи мучеников).

Со стороны алтаря базилика завершается полукруглой пристройкой, апсидой, вход с западной стороны. Большие по размеру базилики делятся рядами колонн на несколько продольных частей или нефов (вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов), центральный – самый большой. Во времена Константина чаще всего встречались пятинефные базилики. Кроме продольных нефов, встречались поперечные нефы, образующие трансепт (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах, пересекающий основной (продольный) неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют апсиды, выступающие за пределы основной части здания). Деамбулаторий, крытый проход вокруг пресвитерия (пространство между нефом и алтарём), который служил продолжением нефа и позволял верующим продвигаться вокруг алтаря, не нарушая ход богослужения (получил распространение в романских и готических церквях, начиная с 11-13 века).

Другие части базилики:

• пресвитерий – для проведения служб, только священники, здесь же алтарь.

• средняя часть храма - молятся крещеные христиане

• притвор (нартекс) – находятся люди, которые еще не приняли крещение, но собираются это сделать (оглашенные)

Баптистерий - особый храм, отведенный для проведения крещений. Может быть пристроен к церкви, может быть отдельным зданием. В центре большая купель. Начали распространяться в 4 в. Сначала были довольно большими, т. к. служили как для крещения язычников, так и для проведения собраний христианских общин. С начала 11 века стали строить реже, так как основная масса населения принимала крещение в младенчестве.

Мавзолей -монументальное погребальное сооружение, включавшее камеру,где помещались останки

умершего, и иногда поминальный зал. Получили распространение в Древнем Риме и в средние века на Востоке.

Все эти сооружения украшались фресками и мозаиками. Для создания мозаики - стекло, лазуриты (или др. естественные камни). Смальта (пластинки или кубики из непрозрачного стекла). Известна «золотая смальта» - между стеклами клали листочек золота. Свет, попадающий на смальту, мерцал, и мозаика сияла. В мавзолее св. Констанция своды украшены мозаикой, можно увидеть героев римской античности, портрет Констанция (его оплетает виноградная лоза), животных, путти (путто – образ мальчика с крыльями). В мавзолее Галлы Плакидии (Равенна - Италия) – мелкая мозаика, золото и синева. Апостолы Петр и Павел в виде тогатусов (в Древнем Риме человек, одетый в тогу). Купол: в середине крест, много звезд, в углах символы евангелистов. Добрый Пастырь. Св. Лаврентий, огонь, раскаленная решетка и шкаф с евангелиями.

Санта Мариа Маджоре

Одна из знаменитейших церквей Рима. В середине V в. была полностью перестроена. Кампанила - в итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма. - XIV в. Трехнефная базилика, в интерьере большой балдахин (покоится на 4-х порфирных колоннах в глубине храма, под Триумфальной аркой). Сохранились мозаики в верхней части центрального нефа: 36 сценок из Ветхого Завета. В Триумфальной арке есть мозаики на сюжеты Нового Завета.

Сан Витале в Равенне

Храм состоит из как бы вставленных друг в друга восьмигранников — внешнего двухъярусного и внутреннего трехъярусного, образованного восемью столбами и барабаном купола. Мозаики: юный безбородый Христос, восседающий в пурпурной тоге на голубой сфере в окружении двух архангелов в белых одеждах, святого Виталия и епископа Экклезия, держащего в руках модель церкви. Льющийся в окна свет создает впечатление нематериальности фигур.
Своды храма украшает растительный орнамент: то зеленый на золотом фоне, то золотой на зеленом. В узор вплетаются фигуры четырех ангелов, поддерживающих синий круг с золотыми звездами и изображением белоснежного агнца. На боковых стенах апсиды: Левая мозаика - императора Юстиниан в окружении придворных, епископа Равенны Максимиана и клириков, а правая — императрицу Феодору со свитой.  

Сант-Аполлинаре-Нуова

Трехнефная церковь, отсутствует трансепт. Базилика разделена двумя рядами коринфских колонн из греческого с импостами. Алтарные колонны выполнены из порфира.

Мозаичное убранство делится на 3 части. На фризе - 26 сцен эпизодов из жизни и страстей Иисуса Христа. Ниже, между оконными проемами - торжественные фигуры святых. Под окнами изображены святые мученики и мученицы. Слева и справа от алтаря соответственно Иисус с ангелами и Богоматерь с ангелами, а справа и слева от входа - дворец Теодориха и порт в Классе

Мавзолей Галлы Плацидии в Равенне:

Крестообразный храм. Похоронена Галла (дочь римского императора Феодосия Великого) и ее сестра. Во время Второй Мировой войны попала бомба, перестроен. Внешний вид контрастирует с интерьером. Мозаический ансамбль стилистически выделяется среди др. памятников Равенны. Мозаики основных частей цикла выполнены мастером, принадлежавшим классической римско-эллинистической традиции.

Ясность композиционного замысла, изысканность колорита, незастывшие позы персонажей с классически правильными чертами лиц, живописная трактовка воздушной среды, внимание к эффектам освещения. Более схематична манера др. мастера, создавшего декор боковых частей интерьера и орнаменты.

Гелазианский сакраментарий

Один из первых сакраментариев был составлен в 492 г. папой Гелазием. Примечательны две страницы, открывающие вторую книгу. Первая – крест под аркой. На перекладине креста подвешены буквы "альфа" и "омега". Это аллюзия на Откровение Иоанна Богослова: "Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель". Следующая страница, начинающаяся со слов "Incipit liber secundus", в новом регистре обыгрывает тот же мотив – крест с подвешенными к нему буквами – и также может быть названа "листом Альфа – Омега".

 

На этот раз геометрия креста изменена, пространство вокруг него заполнено птицами, а в центральный медальон вставлено стилизованное изображение агнца с крестом – символ Иисуса Христа.

Геллонский сакраментарий

Создан в монастыре Геллон в конце VIII в., хронологически временя правления Карла Великого, по стилю иллюминации рукопись прекаролингская. Традиции лаонских кодексов-предшественников. Не только инициал, но и многие буквы декорированы: полукруглый элемент "D" в виде рыбки, буквы обведены сериями цветных точек.

Техника восходит к ранним англо-ирландским представлениям о том, что все буквы текста священны и содержат сверхъестественную силу, вследствие чего их надлежит снабжать охранительными "покровами". Нижняя часть инициала украшена подражанием кельтской "плетенке"; птицы, а также фигуры русалки и Девы Марии (священника?) выполнены в манере, типичной для островного искусства.

К искусству лангобардов можно отнести кодекс Эгино.

Памятник англо-ирландского искусства - Евангелие из Дарроу.

Бесконечное многообразие геометрических форм, особенно выделяется плетение. Матфей – удлиненное тело покрыто шахматным узором. Похожий стиль - Евангелие из Личфилда – соединение кельтских орнаментов и христианской символики, обилие ковровых листов, иллюстрации, рассчитанные на многоуровневость восприятия, некоторые элементы изображения бросаются в глаза, а некоторые открываются только при тщательном рассмотрении.  

 

6. Каролингское возрождение: общая характеристика и архитектура Каролингского возрождения: Аахенская капелла (интерьер), ворота аббатства в Лорше (экстерьер), ораторий Сент Жерменьи-де-Пре.

Термин «каролингское возрождение» относится к периоду конца 8- середины 9 н. э. и связан с личностью короля Карла Великого. Он создал империю, включавшую в себя будущую Францию, Италию и Германию. Каролингское Возрождение характеризуется расцветом живописи, литературы, архитектуры и наук, что является во многом результатом умелой политики Карла Великого. Он открывал школы при церквях, скриптории. Приглашал итальянцев, чтобы они научили франков петь. Центром Каролингского возрождения был кружок при дворе Карла Великого, «Дворцовая Академия» (Академия КВ), которой руководил Алкуин. (+архитектор Эйнхард, поэт Ангильберт и др.)

Основной концепт КВ - синтез античного и христианского сознания: идеал государственного устройства - Рим, важнейшая роль - религия.

Карл распространял «Бенедиктинский устав», главный принцип – «молись и работай».

Архитектура базиликальная, (влияние античности), нет сводов, только деревянные перекрытия. В восточной части две башни, трансепт переносится в середину. Базилика получает форму равноконечного креста. Появляются первые светские здания.

Ахенская капелла (790 г.)

Дворцовая капелла Карла Великого (сам дворец исчез почти полностью). Форма восьмигранника. Строгая. В западной части - лоджия, обращенная во двор. Из нее император, сидя на троне, мог общаться с народом. Напоминает Сан-Витале в Равенне, но Сан-Витале - гораздо более легкий, ажурный. В Ахенской капелле трон Карла, много мозаик (золотые цветы на синем фоне)

Ворота в Лорше (Герм)

Въездные ворота, похожие на римскую триумфальную арку. Включает в себя храм, апсиду, небольшой купол-звонницу. В нижнем ярусе – приставные колонны, пилястры (плоские, декоративные). Декоративная кладка: чередуются белые и красные камни.

Термины

Нартекс – продолговатый зал при входе в храм

Неф - вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

Трансепт - поперечный неф (корабль), пересекающий основной неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют рукава, выступающие за пределы основной части здания.

Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест; часто увенчано башней

Апсида/абсида —полукруглый, гранёный или прямоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом; алтарная часть.

Венок капелл - несколько капелл, выделенных апсидами и расположенных полукругом в восточной части храма.

Капелла - церковный придел, предназначенный для хранения реликвий.

Деамбулаторий - обходная галерея за главной апсидой.

Трифорий - галерея второго яруса главного нефа.

Архивольт — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

Капитель – венчающая часть колонны.

Шпайерский собор (Германия)

Собор задумывался как крупнейший для того времени храм Европы. Строился с 1030 по 1061.

Большая трехнефная базилика с западным притвором (пристройка перед входом) и четырьмя башнями. Пышная орнаментальная резьба, обрамляющая окна трансепта.

Был закончен и освящен во имя Девы Марии в 1061 году, но затем перестраивался по инициативе Генриха IV: увеличили высоту центр.нефа, деревянные перекрытия => каменные крестовые своды, опоры сводов усилили дополнительными колоннами.

 

 

11. Романская архитектура Франции (общая характеристика и особенности, влияние Церкви, монастырское строительство и паломнические дороги, особенности локальных школ). Церковь Сен Филибер в Турню; Бургундия: церковь Клюни III, церковь Сен Лазар в Отене; Южная и юго-западная Франция: Сен Фрон в Перигё, Собор в Ангулеме, Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, Сен Сернен в Тулузе; Нормандия: руины монастырской церкви Нотр Дам в Жюмьеже.

Общая хар-ка

Клюнийская реформа (от аббатства в Клюни, к.10-11 вв.): более аскетич.жизнь монахов, разделение муж.и жен.монастырей, отдаление от светской власти. В результате — разветвлённая сеть монастырей, подчинённых Клюнийскому аббату => папа контролирует все тер-рии, на кот-х находились монастыри.

Распространено паломничество – взаимодействие культур, идея перехода от земного у небесному. 3 осн.пункта: Рим, Сантьяго де Компостела, Иерусалим. Развитые дорожные сис-мы. В этих паломничествах важен был переход от земного к небесному. В основе базиликального храма - идея пути (намёк на крестный путь страданий и искупления, выражение осн.идеи католичества).

Папа Урбан III начал Крестовые походы (обещал отпущение грехов за участие). Идея - освобождение Иерусалима, но большинство шло обогащаться.

Архитектура

Романский стиль развился во Франции в X-XII вв. на основе каролингского искусства+черты римской архитектуры (апсиды, растительные орнаменты). Рациональная простота конструкции, внешний вид соответствует внутреннему делению. Стремление к вертикализму => мощные стены и колонны (+функция обороны). Появление эмпоров (трифория) – галереи над колоннадой. Двухъярусными делали даже боковые нефы. Характерны крестовые (4 опоры) и полуциркульные (2 опоры) своды. Двубашенный западный фасад (основной), восьмигранная башня над средокрестием (самая высокая). Капители, порталы, фасады церквей заполнялись скульптурой и рельефами, вырезанными из камня. Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматическая экспрессивность образов были свойственны миниатюрной и монументальной живописи.

Сен Филибер в Турню (990-1005г)

Башня над средокрестием (самая высокая), фасад – 1,5 башня, без скульптуры; план ещё не бенедиктинский, но есть венок капелл; полуцилиндрические и крестовые своды, высокие и мощные колонны; 3-нефная.

Для Франции характерны многочисленные местные школы.

Бургундия

Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью объемов, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно небольшие по размерам, своды невысокие. При сходной планировке оформление фасадов было разным. В Бургундии господствовал орден бенедиктинцев. Старейший и главный их монастырь находился в Клюни.

Клюнийский монастырь

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен в 927 году. В конце X века церковь была полностью перестроена (Клюни II). Гигантская базилика, известная как Клюни III, была сооружена в 1088—1220 годах и была самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра. 5-нефная базилика, украшена 5 башнями — одной на средокрестье, двумя симметрично расположенными на главном фасаде, а также двумя над большим трансептом; новаторский приём - своду придана стрельчатая форма. 3-х-ярусные стены: колонны, трифорий (галерея второго яруса), клеристорий (ряд окон над трифорием). Из жёлтого камня.

Сен-Лазар в Отене

Главный неф перекрыт полуциркульным сводом на подпружных арках, четкое деление на ярусы. Трифорий без окон, клеристорий простой; столбы профилированные, каннелированные пилястры (вертикальный выступ стены, имитирующий колонну) до самого свода, стрельчатое очертание свода (предвосхищение готики).

Собор в Ангулеме

Средокрестие перекрыто куполом. Венок капелл на востоке. Фасад скрывает купола, у него 2 башни, и этот элемент во Франции сохранится. Восточная экседра. Слепые аркады на восток.

 

 

Сен Сернен в Тулузе

Храм центральный, расположен на тулузской дороге в Саньтяго де Компостела. Бенедиктинский план. 5 нефов. Эмпоры (трифории) для многочисленных монахов. Коричневый камень, огромная колокольня, огромное окно. Это уже предисловие к готике.

Нормандия

В Нормандии и Шампани храмы обычно широкие и светлые, лаконичные и скупые по внешнему облику и декору. Нормандские церкви в 11 в. строились также по типу базилики, причем средний неф имел плоское деревянное перекрытие, а боковые нефы — крестовые своды; в 12 в. деревянные перекрытия главных нефов были заменены массивными крестовыми сводами. Швы между распалубками сводов подчеркнуты выступающей наружу кладкой (влияние на выработку готического нервюрного свода). Нормандия стала центром готики — там зарождается базилика с двубашенным фасадом.

Руины монастырской церкви Нотр Дам в Жюмьеже

3-нефная базилика. Высокий и широкий центральный неф (первоначально перекрытый плоским потолком), нижний этаж боковых нефов перекрыт крестовым сводом. С запада внутрь храма ведут сравнительно невысокие врата, как бы зажатые между двумя могучими башнями. Фасад собора производит впечатление почти крепостной суровости. Интерьер отличался торжественностью.

 

12. Романская архитектура Италии (общая характеристика, особенности, светский компонент в искусстве Италии, особенности локальных школ). Ломбардия: Сант Амброджо в Милане, Пармский соборный комплек с; Венеция: Сан Марко и влияние Византии; Тоскана: Пизанский соборный комплекс, Сан Микеле в Лукке, Сан Миньято аль Монте; своеобразие искусства Флоренции: Баптистерий во Флоренции; Рим («инкрустационный стиль »): двор Сан Паоло Фуори ле Мура; Сицилия (влияние мусульманского искусства): Сан Джованни дельи Эремити в Палермо; Южная Италия (влияние искусства лангобардов): Собор Св.Николая в Бари.

Отсутствие идейно-стилевого единства (феодальная раздробленность, нет художественного центра) => яркие местные особенности, локальные школы. Стилевые традиции восходят к искусству Византии и Арабского Востока, западноевропейских стран.

Светскость культуры и искусства (осн.роль в жизни не у монастыря, а у гор.коммуны) => сравнительно большая свобода итальянских мастеров от догматики, нормативности.

Cвязь с античной традицией => равновесие тектонического построения, чувство меры.

Главным строительным материалом был камень и кирпич, а основным материалом в облицовке зданий являлся мрамор. Собор чаще всего разрастался в ансамбль, состоящий из колокольни, баптистерия и самого собора. Башни не играют в массиве здания никакой роли. Часто встречающиеся колокольни (кампаниллы) расположены, как правило, несколько отступя от церкви. Распространённость баптистериев. Планы церквей сохраняют близость к планам ранних базилик. Церкви не имеют обходов вокруг хора, равно как и апсидиол. Традиционность сказывается и в применение плоских перекрытий на стропилах. Наружное убранство зданий составляют “ломбардские аркатурные пояски” – ряды маленьких полуциркульных арок, применяемых для членение этажей, а также аркады из небольших, опирающихся на тонкие колонки арочек.

Ломбардия

Многие из ломбардских церквей были с самого начала задуманы и достроены как сооружения городские. Ломбардцы первые в Западной Европе использовали кирпич в качестве материала для культовых зданий, впервые применили членение фасада лопатками (лизена - вертикальный плоский выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры), перекрытие крестовыми сводами главного нефа, чередование опор. Помимо сводчатых здесь продолжали пользоваться плоскими деревянными перекрытиями. Ломбардские церкви имеют отдельно поставленные кампанилы (звонницы). В планировке, как правило, сохраняется базиликальный принцип: корпус храма, имеющий 3 нефа, лишен развитого трансепта и заканчивается тремя апсидами.

Венеция

Влияние византийского искусства: купольные своды и арки различных форм, обилие украшений, объёмных элементов. Церкви строились по плану с четырьмя углами или с восьмью. Часто использовалась добавочная капитель, которую украшали рельефами. Стены внутри и снаружи были отделаны богатым мозаичным декором. Торжественность и праздничность сооружений.

Сан-Марко

Он строился главным образом в 1063 — 1085 гг., но достраивался вплоть до 17 столетия. Над первоначальными плоскими куполами выросли более высокие купола, появились орнаментальные полосы с изображением знаков зодиака и фронтоны, чередующиеся с сквозными готическими башенками со статуями. В 13 в., после ограбления Константинополя крестоносцами, фасад собора был украшен доставленными с Востока подлинными византийскими колоннами, а на крыше притвора появились бронзовые античные кони, украшавшие триумфальную арку Нерона в Риме. Имеет в плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. Богатая отделка разноцветными сортами мрамора и драгоценные мозаики на золотом фоне.

Тоскана

Худ. традиция Севера, а не Востока. Романская архитектура Тосканы отчетливо делится на две школы - пизанско-луккскую и флорентийскую. Обе связаны с активным использованием ордерных элементов, но в первом случае ордер используется как набор отдельных элементов внутри средневековой системы пропорций, во втором - т.н. инкрустационном стиле - употребление ордера связано с попыткой возрождения классической пропорциональной системы.

Пизанский соборный комплекс

Включает собор, кампаниллу (так называемая «падающая башня») и баптистерий. Строительство собора было начато в 1063 г. Аркада определяет организацию фасада, структурно-декоративное назначение. 4 яруса аркад на зап.фасаде собора, 6 ярусов аркад на кампанилле => романская массивность исчезает. 5 нефов, пересечены 3-нефным трансептом. Над пересечением возвышается купол. Вместо массивных опор - изящные колонны с антикизированными базами и капителями. На стенах – кладка в виде горизонтальных полос из мрамора. Малаазийский элемент - остроконечный купол. Баптистерий – резные, ажурные аркады. Бело-серая мраморная отделка (Ломбардская)

Сан Микеле в Лукке

Нет трифория (только нижняя аркада и клересторий). Луккские фасады с аркадами носят еще более декоративный характер, резной и инкрустированный декор распространяется на всю плоскость фасада, занимая даже поверхность стволов колонн, часто имеющих причудливые, витые, сдвоенные или завязанные узлом формы. Облицовка разноцветным мрамором.

Сан Миньято аль Монте (к.11—нач.13 в.)

3-нефная плоско перекрытая базилика с открытыми стропилами на подпружных арках, без трансепта. Ее зап.фасад в нижнем ярусе разделен 5-ю полукруглыми арками. Средняя и две крайние имеют дверные проемы, а две промежуточные украшены панелями, составленными из разноцветного мрамора и повторяющими мотив двустворчатой двери. Скаты боковых нефов покрыты косой штриховкой, а выступающий вверх торец центрального нефа декорирован прямоугольниками и кругами. Мотив арок снова повторяется во фронтоне, на этот раз лишь в виде инкрустированного орнамента. Хотя фасад Сан Миньято точно соответствует внутренней структуре сооружения, он все же воспринимается в значительной мере как декоративная плоскость.

Баптистерий во Флоренции (12 — нач.13 в.)

Своеобразный разрыв между характером облицовки фасада и реальной структурой сооружения можно наблюдать на примере флорентийского баптистерия Сан Джованни. Восьмиугольное здание центрического типа перекрыто восьмилотковым сводом наподобие купола; однако снаружи этот свод заслонен скатами кровли. Снаружи видны три этажа, тогда как внутри их только два; внешний первый этаж значительно ниже, чем внутренний. Оболочка здания - как бы самостоятельный архитектурный образ. Проторенессанс. С 3х сторон небольшие выступы. Рустовка (рельефная кладка камнями с грубо оттёсанной или выпуклой лицевой поверхностью) усиливает угловые части.  

 

Сицилия (южная Италия)

В южной Италии вскоре после крушения Римской империи воцарились остготы, затем византийцы и лангобарды. На южную Италию оказали влияние мусульмане. В 9 в. в Сицилию вторглись арабы, основав здесь свой эмират. В 11 в. в южную Италию проникли норманны, постепенно завоевав ее к концу столетия и учредив королевство Сицилии и Неаполя. Византийцы превратили греческие и римские храмы в христианские церкви, арабы сделали из них мечети, а выбившие из Сицилии арабов норманны вновь переделали мечети в христианские церкви => влияние всех стилей.

Саксонская

Постройки этой школы обнаруживают связь с каролингскими традициями. Здесь господствует тип плоско перекрытой базилики. Непосредственным прообразом для некоторых церквей послужила вторая монастырская церковь в Клюни (981 г.).

В саксонских церквах связь с раннехристианскими (или позднеантичными) сооружениями выражается в сохранении длинного и широкого продольного корпуса с тремя нефами, причем средний, как и полагается в базилике, поднят над боковыми и имеет ряд окон. Традиционными являются также частый ряд устоев-колонн, сохраняющих античные пропорции. Но вместе с тем саксонская архитектура вводит ряд характерных для нее новшеств, придающих церквам этой школы необычный для прежних базилик вид. В саксонских церквах было два хора, два трансепта и, следовательно, два средокрестия. Вход сбоку.

 

Отличие от романских церквей во Франции: отсутствует обход в хоре.

Вестфальская

В Вестфалии строились церкви зального типа, то есть с тремя нефами равной высоты, перекрытые каменными сводами. Одна из самых ранних церквей такого типа — капелла св. Варфоломея в Надерборне — была построена в начале 11 в., по свидетельству современного источника, «греческими мастерами»; вероятно, это были мастера, приглашенные из южной Италии. О внешнем облике вестфальских церквей может дать представление сохранившийся западный фасад собора в Миндене (11 в.). В нем характерно полное отсутствие не только скульптурных украшений, но даже ясно выраженных архитектурных членений. В отличие от большинства романских церквей других школ здесь отсутствует четкое сопоставление объемов здания, которое обычно с полной ясностью отражается и в архитектурной композиции фасадов. Вместо этого плоскость фасада делится на несколько меньших плоскостей безотносительно к общей конструкции храма.

Рейнская

В немецких областях, прилегающих к Рейну, рано развилась городская жизнь. Некоторые наиболее богатые города были независимы от местных крупных феодалов и непосредственно подчинялись императорской власти. В могущественных и богатых имперских городах Вормсе, Шпейере и Майнце были созданы замечательные памятники романской архитектуры. Все они начаты в 11 в. и только в 12 или даже в 13 в. перекрыты сводами.

План собора в Вормсе:

Здесб зародилась «связанная система». Она заключается в том, что боковой распор сводов среднего нефа принимают на себя своды боковых нефов, причем на каждый квадрат главного нефа приходится по два квадрата боковых нефов. Получается чередование опор: более массивные столбы поддерживают пяты сводов главного нефа, а на промежуточные опоры, более легкие, опираются пяты сводов боковых нефов. Крестовые своды: вершина каждой из четырех распалубок, образующих свод, довольно сильно приподнята, т. о. образуется небольшой куполок. Боковые нефы не имели Эмпор. В построении плана рейнских церквей бросается в глаза слабое выделение трансепта: в Шпейерском и Вормсском соборах трансепт помещен перед самой восточной абсидой и лишь незначительно выступает за контуры продольного помещения, а в Майнцском соборе трансепт помещен даже не у восточной, а у западной стороны церкви. Вормсский и Майнцский соборы имеют ясно выраженные западные абсиды и, наоборот, весьма мало подчеркнутые абсиды с восточной стороны. Внешний облик рейнских соборов определяется ясно выраженными снаружи членениями внутреннего пространства,большой протяженностью (особенно в Шнейере) и парными башнями, подчеркивающими восточную и западную части здания. В соборах рейнской школы допускался только скупой архитектурный декор. Характерно применение декоративных аркад снаружи, особенно последовательно выдержанное в Шпейерском соборе: галлереи арок тянутся под карнизами восточной абсиды, под окнами продольного корабля и трансепта, даже под двухскатным фронтоном торцовых сторон продольного помещения.

Собор в Вормсе: Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе более других сохранил свой древний облик. Построенный из темно-серого песчаника, похожий на крепость, он господствует над городом и окружающей его равниной. Его могучие башни покрыты каменными шатрами и оттого производят еще более грозное впечатление. Собор построен на старом фундаменте 11 в. Прекрасный памятник зрелого романского стиля.

Восточный хор менее развит, чем западный. Восточная абсида завершена не полукругом, а прямой стеной, более поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы. Рукава трансептов перекрываются крестовыми сводами и почти не выступают за пределы храма. Компактность. 4 башни.

В каменных украшениях, разбросанных по подоконникам и галереям обоих хоров, сохраняется все богатство древней народной фантазии с ее химерами, кобольдами, хищными животными. Но эти фантастические образы не связаны с телом здания, они просто располагаются на нем как самостоятельные каменные существа, занятые своей собственной жизнью: символический лев пожирает человека, а рядом медведица старается удержать детеныша, падающего с подоконника.

Собор Св. Мартина и Св. Стефана в Майнце:

Майнцский собор — собор епископа в германском городе Майнце, один из т. н. «императорских соборов» (нем. Kaiserdom). С архитектурной точки зрения, в сегодняшней форме это — трёхнефная базилика с колоннами, в романском стиле с элементами готики и барокко.

История собора в Майнце (н.стр.975/76) представляет собой список пожаров и восстановлений. Разновременность постройки восточного хора, нефа и западного хора сказалась в отсутствии единства, отличающего собор от Шпайера. Наиболее сложной является западная часть собора с трёхчастной апсидой, фланкированной двумя массивными башнями. Центральный неф был перекрыт нервюрными сводами, боковые – крестовыми.

 

Планы: Шпейер, Вормс, Майнц

Санта-Мария Лаах:

Санта-Мария Лаах

 

Церковь была заложена в 1093 году и закончена к 1156 году. Трёхнефная базилика с планом в форме латинского креста имела с одной стороны второй, западный, трансепт со своим хором и апсидой, а с другой – атрий, выделяющий одностороннюю ориентацию. Здание изначально предполагалось по примеру собора в Шпайере перекрыть крестовыми сводами, но в отличии от Шпайера здесь не была применена «связанная система» и каждой ячейке центрального свода соответствовала одна травея бокового. Над средокрестием возвышается октогон на тромпах. Над западным трансептом высится напоминающий вестверк прямоугольный в плане массив.

Сен Лазар в Отене

В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания. Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.

Собор Сен-Лазар (1120–1132) в Отене (Autun), Бургундия, был перестроен в готическом стиле, но сохранил свой знаменитый тимпан и капители, автором которых признан мастер Жильбер. На тимпан помещен Страшный суд с ангелом и демоном, взвешивающими души. Среди капителей колонн портала наиболее хорошо сохранились ближайшие к дверям – смешной Валаам на ослице в одеянии пилигрима и сердитый молодец с колотушкой, пытающийся оглушить фантастического полузверя-полуптицу.

2. Портал Сен-Пьер в Муассаке (ленгедокская школа)

К типическим чертам лангедокской школы начиная с 20-30-х гг. 12в. Относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами. Наиболее полно особенности уже вполне сложившейся лангедокской школы проявились в порталах церкви Сен Пьер в Муассаке и церкви в Суйяке.

Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами южного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке. Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных принципа средневекового искусства: восходящий к античности изобразительный, пластический, и варварский, фольклорный — плоскостной и орнаментальный. Изображенная над входом апокалиптическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного хаоса форм и линий. Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением цен







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.