Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Романский скульптурный портал (типология, сюжеты и принципы их расположения).





В эпоху романики возродилась скульптура — вид искусства, крайне скудно представленный в предшествующие периоды. Для каролингского и оттоновского искусства характерна лишь пластика малых форм. Большие скульптурные порталы, богато украшенные резные капители — это явления новые. Конечно, не абсолютно новые — в этом явственно читается обращение к античному наследию, — но романская пластика имеет совершенно другие формы и другое содержание.

Скульптурой украшались соборы. Основное ее средоточие — это, конечно, порталы. Скульптура порталов несла в себе очень важную функцию, являясь своеобразной “Библией бедных”. Не стоит забывать о том, что подавляющее большинство населения средневековой Европы было неграмотным. И даже грамотные люди далеко не всегда могли себе позволить покупку дорогостоящих книг. Религия же играла ведущую роль в жизни человека эпохи Средних веков.

Идея спасения души являлась краеугольным камнем христианского мировоззрения. Но человек по природе своей слаб, и для того чтобы он стремился к спасению собственной души, ему надо постоянно напоминать о том, какая награда его ждет, если он будет вести праведный образ жизни, и как страшно он будет наказан, если станет грешить. Причем второй аргумент представлялся средневековым мастерам наиболее действенным, поэтому самые яркие образы возникают именно в изображении ада.

Несомненно, самое удачное место для расположения подобной “наглядной агитации” — это вход в собор. Человек должен вступать в храм божий уже с соответствующим настроем.

Устройство романского портала обычно таково: центральная композиция располагается в тимпане (полукруглом пространстве, образующемся непосредственно над входом в собор за счет арки). Над тимпаном – архивольты (сокращающиеся дуги). Под тимпаном – линтел (горизонтальная перекладина). Ее поддерживает трюмо (центральный столб, где также располагается скульптура). Также были ямбы (боковые откосы внутри самого прохода) и собственно откосы (они выступают вперед). На откосах слева от Христа изображались муки Ада, справа – Рай и всевозможные добродетели.

Пропорции фигур деформированы (связь с миниатюрой): чрезмерно увеличиваются части тела, выражающие жест или духовность персонажа — руки и глаза. Так же главные фигуры — самые большие, второстепенные — меньше, третьестепенные — крошечные. Так же угловаты движения и драпировки. Архитектура подчиняла скульптуру: в тимпанах полукруг верхнего контура заставляет фигуры корчиться, на дверных же косяках фигуры они вытягиваются.  

Центральный образ романской скульптуры в тимпанах — Христос (он расположен выше всех – затем ангелы – затем апостолы). Часто изображается Страшный Суд. На откосах – святые, сцены из Евангелия.

 

Основным материалом скульптуры был камень, в Центральной Европе — преимущественно местный песчаник, в Италии и некоторых других южных областях — мрамор. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Скульптуры обычно раскрашивались.

15. Романская скульптура Франции. Сен Мадлен в Везле и клюнийская школа, Сен-Лазар в Отене, Портал Сен-Пьер в Муассаке, Сен Фуа в Конке. Южная Франция и антикизирующий стиль: Сен Жиль дю Гар, Сен Трофим в Арле; Западная Франция (Пуату – своеобразие расположения скульптуры на фасаде): Ангулемский собор.

Романская скульптура (X-XII вв.). Скульптура вновь появляется во Франции сначала на юге, где сохранились античные памятники (Сен-Сернен в Тулузе). Пластический декор сосредоточен на фасадах (портал над входом, где главенствует тимпан со "Страшным судом" или "Христом во славе"). Главные памятники эпохи — порталы в Сен Пьер в Муассаке, Сен Лазар в Отене, Сент Мадлен в Вез-ле. позже — провансальские порталы Сен Трофим в Арле и Сен Жиль дю Гар.

Наибольше значения имели три школы: бургундская, лангедокская и провансальская.

1. Собор Сен Мадлен в Везле и клюнийская школа (Бургундия – родина клюнийского ордена)

Аббатство Сен-Мадлен в Везеле (Vezelay) - Бургундия, Франция - было основано в 858 г. и, как и Клюни, подчинялось непосредственно Риму. 31 марта 1146 г. в аббатстве принес обет Людовик VII, отправляясь в Святую землю, а святой Бернар произнес проповедь, вызвавшую такой бурный отклик у присутствующих, что заготовленных заранее матерчатых крестов не хватило, и Бернар разрывал свою рясу на кресты.

Тимпан наружного портала в Везеле интересен удлиненностью фигур персонажей, но как таковой он уступает аналогичному тимпану в Отене (Autun) (я рассказывал о них в здешнем цикле "Страшный суд").

Более знаменит внутренний портал с плохо сохранившимся тимпаном,
содержащим изображение различных народов, в частности людей с огромными
ушами (паноции У.Эко в «Баудолино»).

В интерьере выделяются капители полуколонн, вот некоторые из них:

В церкви Сент-Мадлен в Везеле (1125—1130) грандиозная фигура Христа, наставляющего апостолов, занимает центральную часть тимпана и отделена от апостолов сиянием в виде овала, исходящим от божества. Христос исполнен пафоса. Смятение, охватившее апостолов, выражено неистовыми движениями. Мистические порывы, преклонение перед всесильным божеством — основное содержание религиозных композиций романского собора.

Их образы, однако, косвенно отражали мятущийся, беспокойный дух эпохи с ее чувством непрочности существующего, с бунтарскими еретическими настроениями, устремленностью к духовному совершенствованию и наивной верой в чудо.

Капитель из церкви Клюни (1109—1113, Франция, Клюни, музей) решена в виде группы Адама и Евы. Фигуры с большими головами архаичны, приземисты, неуклюжи, но крепкая моделировка объемов, безыскусственность жестов и мимики сообщают им своеобразную выразительность.

Сен Лазар в Отене

В тимпане собора Сен-Лазар в Отене (1130—1140) в сцене «Страшного суда» рядом с грозным и величественным образом Христа изображен почти гротескно-комедийный эпизод взвешивания добрых и злых дел умерших, сопровождающийся плутовством дьявола и ангела, причем дьявол дан одновременно страшным, безобразным и смешным. В бургундской школе появляются и более человечные, поэтично-прекрасные образы. К ним относится рельеф с изображением скользящей среди колышащихся трав и обремененных плодами деревьев Евы (собор в Отене), целомудренной, не ведающей зла, наивно срывающей плод запретного древа познания. Ее лицо обаятельно, ее тело исполнено пластической гибкости, движения плавны и текучи.

Собор Сен-Лазар (1120–1132) в Отене (Autun), Бургундия, был перестроен в готическом стиле, но сохранил свой знаменитый тимпан и капители, автором которых признан мастер Жильбер. На тимпан помещен Страшный суд с ангелом и демоном, взвешивающими души. Среди капителей колонн портала наиболее хорошо сохранились ближайшие к дверям – смешной Валаам на ослице в одеянии пилигрима и сердитый молодец с колотушкой, пытающийся оглушить фантастического полузверя-полуптицу.

2. Портал Сен-Пьер в Муассаке (ленгедокская школа)

К типическим чертам лангедокской школы начиная с 20-30-х гг. 12в. Относится повышенная эмоциональность и драматичность образов при полной их условности. Фигуры резко удлинены; драпировки часто производят впечатление чешуи или представляют собой складки, образованные на гладкой поверхности двойными или тройными бороздами. Наиболее полно особенности уже вполне сложившейся лангедокской школы проявились в порталах церкви Сен Пьер в Муассаке и церкви в Суйяке.

Важный шаг на пути объединения скульптуры и архитектуры в единое целое был сделан мастерами южного портала церкви Сен-Пьер в Муассаке. Здесь столкнулись и начали взаимодействовать два магистральных принципа средневекового искусства: восходящий к античности изобразительный, пластический, и варварский, фольклорный — плоскостной и орнаментальный. Изображенная над входом апокалиптическая сцена как бы рождается на глазах у зрителя из беспокойного хаоса форм и линий. Взгляд лишь постепенно охватывает сфокусированную полукруглым обрамлением центральную группу — огромного неподвижного Христа в окружении апокалиптических символов и серафимов. Двадцать четыре старца, располагающиеся в три яруса подле Христа, вскинув головы, взирают на второе пришествие. Их жесты и позы выражают различную степень экстатического потрясения. Старцы и Христос в Муассаке не действуют, но пребывают. Рельеф предстает как огромное окаменевшее видение, в котором остановилось время.

Портал в Муассаке поражает взволнованной динамикой орнаментально трактованного целого. Тимпан над входом представляет мистическую сцену из Апокалипсиса: старцы поклоняются Христу во славе. Поле тимпана, за исключением центра, заполнено тесно расположенными в несколько ярусов фигурами старцев. Однако глубокий рельеф используется не для раскрытия характеров героев, а для создания напряженной и резкой игры цвета и тени, созвучной напряженному ритму беспокойно изогнутых фигурок.

Они образуют как бы зыбкий узорный фон, на котором выступает центральная группа: Христос во славе, окруженный ангелами и традиционными символами четырех евангелистов. Сделав эту группу неизмеримо крупнее, чем старцев, мастер этим архаическим приемом грубо, но убедительно выделил центральную часть композиции.

3. Южная Франция и антикизирующий стиль.

Отличительной особенностью трехнефных церквей Прованса (Сен Трофим в Арле), церковь в монастырском городе Сен Жиль) является главный портал, представляющий собой однопролетную или трехпролетную арку, богато украшенную скульптурой. Такое решение, возможно, было вызвано обращением к традиции римских триумфальных арок, которые сохранялись на территории южной Франции. В Бургундии и на севере строились преимущественно базиликальные церкви с высоким средним нефом.

Скульптура Прованса во многих отношениях близка по духу к романской скульптуре северо-итальянских городских коммун. Своего наивысшего развития она достигла в последней трети 12в.в фасадных композициях церкви Сен-Жиль и церкви Сен Трофим в Арле.

Фасад Сен Жиль дю Гар слагается из трех широких полукруглых арок-порталов, прорезающих плоскость стены. Они связаны общим карнизом, который поддерживают колонны. Между центральной и боковыми арками находится широкий фриз со сценами из Страстей Христовых. Среди колонн с коринфскими капителями в прямоугольных нишах, обрамленных каннелироваными пилястрами, помещены статуи апостолов. Две из них имеют подпись мастера. Композиция замечательна соразмерностью своих членений и общей уравновешенностью. Она свободна от духа мрачного экстаза и беспокойной динамики, который мы наблюдаем в порталах в Везеле, Отена и Муассака.

Статуи апостолов при некоторой угловатости их сдержанных движений и жесткости, в моделировке объемов отличаются естественностью пропорций. В отличие от статой Лангедока фигуры не висят на плоскости стены, а упираются ногами в землю – провансальские святые крепко стоят на земле.

Чужд мастерам прованса и дух смутной взволнованности, символичности, присущий образам Лангедока. Формы, сохраняя свою обобщенную простоту и условную декоративность, приобретают человеческую содержательность и своеобразную одухотворенную музыкальность.

Сен-Жиль-дю-Гар:

ПРОТОРЕНЕССА́НС (от греч. protos — "первый"; франц. Renaissance — "возрождение") — исторический период в развитии средневекового искусства Италии XIii—XIV вв., предшествующий эпохе Итальянского Возрождения второй половины XV — начала XVI в. Этот период характеризуется антикизирующими тенденциями, т. е. стремлением художников использовать традиции античного искусства. Этап "предвозрождения" наблюдался в искусстве разных стран (см. Каролингское Возрождение; Македонское Возрождение; оттоновское возрождение; "русский ренессанс"; штауфеновский ренессанс), однако только в итальянском искусстве он имел далеко идущие последствия.

Скульптура в нише за колоннами портика. Сен Жиль дю Гар.

Скульптурная школа Прованса позже других выступила на историческую арену и создала свои главные произведения последней трети XII века. Античные памятники в долине Роны воспитали глаз провансальских мастеров, а карьеры Прованса снабдили их хорошим мрамором. Порталы, похожие на римские триумфальные арки, меандр, листья аканта, розетты, коринфские капители и каннелированые колонны составили арсенал скульптурной и архитектурной декорации порталов церквей в Сен-Жиль-дю-Гар и Сен Трофим в Арле. Знание древнего искусства позволило скульпторам создать полные достоинства фигуры святых. Рельеф провансальской скульптуры высок, пропорции близки реальным, под тяжелыми складками одежд проступает тело. Античные мотивы подвергнуты романской стилизации, ощутима тяжелая масса камня. В церкви аббатства Сен-Жиль-дю-Гар впервые в монументальном искусстве Европы появляется подробное изображение страстей Христовых.

Церковь Сент-Трофим в Арле:

Скульптура портала церкви Сен Трофим в Арле отличается еще большей композиционной уравновешенностью, чем скульптура в Сен Жиль, но и большей жесткостью и холодностью в обработке. Обоим порталам свойственно четкое членение на основные части. Фигуры апостолов, украшающие портал церкви Сен Трофим, поставлены в прямоугольные ниши, разделенные колоннами. Группа Христа во славе, окруженного символами евангелистов, занимает весь тимпан, сосредотачивая на себе внимание зрителя. Для старцев выделена специальная зона в виде фриза, пересекающего весь портал.

 

4. Западная Франция (Пуату – своеобразное расположение скульптуры на фасаде): Ангулемский собор

Скульптурный декор на фасадах церквей Пуату строился на сочетании относительно крупных по размеру объемных статуй святых и сочной декоративной резьбы, заполняющей плоскость фасада и служащей как бы фоном для, статуй

Нотр-Дам-ля-Гранд Школа Пуату – скульптура Нотр Дам ля Гранд в Пуатие. Иной принцип размещения - сплошное покрытие фасада пластическими фризами. Особенности иконографии и стилистики в связи с этим. Над входной дверью можно видеть групповой горельеф с изображениями Адама, Евы и Навуходоносора II — здесь иллюстрированы эпизоды из Библии. Избранные сцены, взятые из Ветхого и Нового Заветов, рассказывают о Благовещении и Воплощении Господа на земле в лице Иисуса для спасения человечества.

Слева направо можно видеть сцену первородного греха, вавилонского короля Навуходоносора, пророков Даниила, Моисея, Исайю и Иеремию. Выше, над аркадами установлены статуи двенадцати апостолов и двух епископов. В соответствии с местной традицией епископами считаются Святой Иларий из Пуатье и Святой Мартен из Тура. Искусствоведы не находят в этих фигурах портретного сходства и считают епископов преемниками апостолов; поэтому их и установили на одном уровне. И наконец, ещё выше находится представление Второго Пришествия Христа (или Судный день) — Иисус показан вертикально стоящим в мандорле в окружении Херувимов, Солнца и Луны.

В 1562 году при разграблении Пуатье гугеноты разбили головы у фигур, поскольку считали их еретиками. В XVII веке в результате деятельности торговцев солью, чьи цеха располагались напротив фасада, произошло повреждение известкового камня статуй.

Однако суровость архитектуры смягчается в церквях Пуату обилием декора. О характере его дает яркое представление западный фасад церкви Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. Нижний ярус этого фасада расчленен тремя арками. Их косые срезы, уходящие в толщу стены, украшены рядами колонок, поддерживающие постепенно сужающиеся архивольты. Наиболее глубоко это «перспективное» обрамление средней арки, в которой располагается главный вход в церковь. Боковые арки не имеют проемов, это лишь ниши, расчлененные еще более мелкими арочками. Над порталом на центральной оси фасада находится большое окно. Почти вся поверхность стены покрыта скульптурой. Она украшает капители и архивольты, тянется узким фризом над арками нижнего яруса, располагается по сторонам окна, наконец, выходит даже на венчающий фасад ступенчатый фронтон, где помещен медальон с фигурой Христа в окружении символов евангелистов. Такое обилие скульпуры на фасаде встречается лишь в некоторых храмах западной Франции. В церквах других областей скульптурный декор обычно локализуется в определенных местах, чаще всего, обрамляя порталы.

Ангулемский собор

-всё разделено на ячейки
-2 центральных стены: Христос во славе и вознесение Христа с двумя коленопреклонёнными ангелами
-4 боковых тимпана соприсутствуют (?) вознесению Христа
-слева/справа - изображение добродетели/пороков
-Георгий-победоносец на коне
Промежуточное состояние между бургундской плоскостностью и античной объёмностью в Провансе

16. Романская скульптура Италии (античное и романское, появление авторской скульптуры). Проповедническая кафедра Сант Амброджо в Милане, Собор в Модене (западный фасад), рельефы фасада Сан-Дзено Маджоре в Вероне (мастер Никколо и ветхозаветные сюжеты, мастер Гуильельмо и новозаветные сюжеты), творчество Бенедетто Антелами: рельефы баптистерия в Парме.

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументаль­ные рельефы храмов в Милане, Ве­роне, Павии.

В 10 – первой половине 11 века господствовали орнаментальные формы, около 1040 года наступило оживление изобразительной традиции. На юге, в Апулии, в это время возник ряд украшенных сюжетными рельефами тронов и проповедческих кафедр. Но подлинный расцвет итальянской средневековой скульптуры наступил на севере. Выработанная здесь система оформления церковного фасада, сочетавшая скульптурные фризы с архитектоническим декором, повлияла на соседние страны – Австрию и Германию, Англию, Польшу, Венгрию.

Особенность итальянской скульптуры: раннее появление авторских работ.

Главный памятник Эмилии – рельефы собора в Модене – был создан в самом начале 12 века мастером Вильгельмо. Учеником Вилиджельмо был мастер Никколо. Его имя сохранилось в надписи на соборе в Ферраре, где он работал в 1135 году над украшением портала. В полной мере искусство автора раскрылось в оформлении церкви Сан Дзено в Вероне (после 1138). Романский стиль в скульптуре Италии завершился в творчестве Бенедетто Антелами (около 1150 — около 1230). Бенедетто Антелами был автором первой в Италии от­дельно стоящей скульптуры — изо­бражения библейских пророков Давида и Иезекииля, — находящей­ся в соборе города Фиденца. В Ита­лии это первый пример подобной скульптуры.

Бурный всплеск развития скульптуры – область Тоскана и Ломбардия. Появляется мощный импульс к большей монументализации форм.

Особенности итальянской скульптуры:

- не украшаются порталы

- основной декор – на кафедрах, на кивориях и других пространствах внутри храма

- важное пространство – небольшие люнеты (арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью), бронзовые двери

Ранний пример итальянской скульптуры: Проповедническая кафедра Сант Амброджо в Милане

Консоль («подпорка») кафедры:

- внизу – древнеримский саркофаг 3 века, сверху – скульптурный декор

- использование атропоморфных образов (колонны как работа человеческого тела), для того чтобы изобразить опору, тяжесть несущих и несомых частей.

Собор в Мадене Был создан в нач.12 века мастером Вильгельмо. Вместо баз колонн – львы (античность). Скульптура не самостоятельна, только декор. Рельефы: Гений тушит факел, рай, создание Адама и Евы. Портал на сев.стороне – аркада с выходом наружу. Украшение кафедры – Христос в мандорле славы, символы евангелистов (орёл, телец…), с другой стороны – ангел. Вставки менандра – антикизирующие мотивы. На балконах – Тайная вечеря, анатомические подробности рельефа.

  Сан-Дзено Маджоре в Вероне. 1120-1138гг, зап.фасад Этот собор оформляли 2 мастера: Николо – ветхозаветные сюжеты, Гульельмо – новозаветные сюжеты. Переход новозаветных сюжетов: Мария и Елизавета, Рождество, Благовещенье, поцелуй Иуды. Ветхозаветные: рождение Евы из ребра Адама, бегство в Египет. Колонны подпирают львы. Увеличение фактурности.

Античные элементы в орнаменте. Фон из античных кессонов (углубления квадратной формы на внутренних поверхностях арок и сводов). Архитектурный ритм включался в сюжет. Антропоморфные изображения на выносном портике. В тимпане – моменты жития святого Зенона, покровителя Вероны. Плоскостность рельефов и росписей (как в манускриптах).

Баптистерий в Парме

Относится к нач.13 века. Скульптор – Бенедетто Антелами. Возрождает античное искусство монументальной скульптуры в Италии: антикизированный орнаментальный мотив, венкообразные медальоны, стремление передать тяжесть тела – эффект телесности.

В тимпанах изображение Христа и ангелов, Страшный суд менее драматичен. Сюжеты с Мадонной, сцены из НЗ. Внутри собора: объёмные раскрашенные скульптуры (бегство в Египет, Давид и прислуживающие музыканты), сценки с сельхозработами (молотьба, репка).

 

 

17. Романская монументальная живопись. Франция: фрески Сен-Сернен сюр Гартамп. Италия (влияние Античности): Сант Анджело ин Формис, фрески нижней церкви Сан Клименте в Риме, мозаики верхней церкви Сан Клименте в Риме. Германия: декор свода храма Сан Мигеле в Хидельсхайме и витражный стиль.

Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Важным было внутреннее содержание, а не анатомическая верность.

Фигуры типично романской композиции находятся в пространстве, лишенном глубины; нет ощущения расстояния между ними. Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов; те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных. Кроме того, трактовка фигур находится в прямой зависимости от членений и форм самой архитектуры: фигуры, помещенные в середине тимпана, крупнее находящихся по углам; статуи на фризах обычно приземисты, а у статуй, расположенных на столбах и колоннах, наоборот, удлиненные пропорции.

Что касается характера самого изображения людей и событий, то, если в дороманском искусстве подобные изображения подчинялись особенностям художественного языка орнамента, то в романский период жесты и движения наделены эмоциональной выразительностью.

Схематическое обозначение отдельных эпизодов, их сближение и сопоставление носит символический характер, поэтому часто можно встретить в одном композиционно объединённом сегменте разновременные эпизоды, помещённые бок о бок.

Франция

В основном фресками украшаются конхи, т.е. алтарная часть, и свод, стены реже. В монументальной живописи Франции прослеживаются различные влияния, особенно очевидны влияния византийского искусства и искусства миниатюры.

Влияние английского искусства проявилось в белофонных фресках церкви Сен-Сернен сюр Гартамп (конец XI – начало XII вв.). Область Пуату. Сохранился декор свода центрального нефа. Цикл фресок от сотворения мира до Моисея. Характерное для искусства Византии использование широких, выразительных жестов, но при этом драпировки не системны, в них нет органики: «Жертвоприношение Каина и Авеля», «От деление света от тьмы».

 

Италия

Итальянская монументальная живопись конца XI в., с одной стороны, связана с сознательным воспроизведением ранних фресковых циклов, а с другой, обращена к античному наследию. Обращение к раннехристианским памятникам было связано с тем, что в конце XI в. аббат южноитальянского монастыря Монтекассино Дезидерий в ходе реконструкции своей базилики «по римскому образцу» с участием греческих и других восточных мастеров заказывает фресковый цикл, воспроизводящий римские фрески V в. (прежде всего, не сохранившиеся до наших дней фрески церквей св. Петра и Павла). К сожалению, в 1943 г. базилика в Монтекассино была разрушена до основания прямым попаданием снаряда. Однако о характере его внутреннего убранства мы можем судить по дочерней церкви монтекассинского аббатства Сант Анджело ин Формис близ Капуи (последняя четверть XI в.). По всей видимости, фрески выполнены несколькими местными

мастерами под сильным влиянием византийских художников. В центральном нефе представлены сцены из Нового завета, Ветхого – в боковых, Страшный Суд на западной стене и Христос во славе в апсиде, рядом с которым изображен сам Дезидерий, подносящий Ему в дар базилику. В живописи лиц видны следы различных стилей византийской живописи, однако одновременно с этим в них присутствуют типично западная жесткость и «орнаментальность» фактуры. Боковые нефы: «Изгнание из рая и жертвоприношение Каина и Авеля». Западная стена: «Страшный суд». Центральный неф: «Кто без греха, тот первый бросит в неё камень»; между арками – фигуры пророков.  

 

На примере декора одного римского памятника – церкви Сан Клементе можно увидеть своеобразие внедрения античных образов в христианское художественное пространство и во фресковой, и в мозаичной технике

Фрески нижней церкви Сан Клементе в Риме (последняя четверть XI в.). Парадность древнеримской живописи отразилась здесь, прежде всего, в колорите и утончённости архитектурных построений фона. В целом упрощённое, но при этом достаточно косноязычное и сумбурное представление житийных сюжетов. Античная образность наиболее наглядно воплотилась в сцене Спасения младенца из вод: чудо на гробе Св. Клемента, в которой непосредственное изображение морских вод стилистически восходят к древнеримским произведениям (помпейская мозаика с изображением водных обитателей).

       
   
 
 

 

 


 

Мозаики верхней церкви Сан Клементе в Риме (ок. 1128 г.). Здесь обращение к античным изображениям нагляднее. На фоне завитков аканфа, традиционного древнеримского элемента для заполнения художественного пространства, помещено Распятия с предстоящими Иоанном и Марией. 12 голубок на кресте означают 12 апостолов.

У подножия Креста находится холм, из которого истекают четыре райских реки, откуда пьют собравшиеся вокруг животные. В завитках аканфа расположены путти(итал. putti — "детишки, малыши", изображение маленьких обнаженных мальчиков, восходящее к античным эротам или купидонам) на дельфинах, вазы с фруктами и т.п. римские декоративные мотивы.

 
 

       
 
   
 

 


Германия Декор свода храма Сан Мигеле в Хидельсхайме. Декор плоского перекрытия центрального нефа храма оттоновской эпохи. Явное предвозвестие готики, выраженное в витражном понимании композиции («Адам и Ева»).

 

Уже в период романики в искусстве Германии возникает, оформляется и начинает занимать определённое место в храмовой декорации витражная техника живописи. Сохранившиеся памятники: Витражи Аугсбургского собора(ок. 1130)  

 

18. Искусство миниатюры романского периода (по типам рукописей). Свитки Экзультет (принцип расположения изображений, назначение таких рукописей): Экзультет Барберини из Монтекассино, Экзультет из музея в Бари. Листы перед Псалтирью: Сент-Олбанская Псалтирь, Винчестерская Псалтирь. Гигантские Библии: Библия из Пантеона, Библия из Тоди, Библия Бюри.

№18

Искусство миниатюры романского периода(по типам рукописей). Свитки Экзультет(принцип расположения изображений, назначение таких рукописей): Экзультет Барберини из Монтекассино, Экзультет из музея в Бари. Листы перед Псалтирью: Сент-Олбанская Псалтирь, Винчестерская Псалтирь. Гигантские Библии: Библия из Пантеона, Библия из Тоди, Библия Бюри.

Развитие миниатюры было теснейшим образом связано с распространением книги (содержащей, как правило, священное писание) в виде пергаментного кодекса. Однако западноевропейское средневековье знало экзотическую группу артефактов, которые содержат превосходные образцы миниатюр на пергаменте и в то же время – не являются кодексами. Речь идет о так называемых "экзультетах", также иногда именуемых в отечественной литературе "свитками ликования".

С четвертого века в Западной церкви распространилась практика произносить речитативы-славословия во время благословения Пасхальной Свечи. Первоначально слова этого гимна варьировались от региона к региону, однако стандартизация литургии, предпринятая Карлом Великим, привела к тому, что именно тот текст, которому отдал предпочтение Алкуин (а влияние этого интеллектуала при дворе императора франков переоценить невозможно), завоевал на Западе наибольшую популярность. Каролингский пасхальный гимн начинается призывом "Exultet iam angelica turba caelorum" ("Возрадуйтесь же, хоры ангелов небесных!") и оттого обычно именуется "экзультетом" – по своему первому слову. "Экзультетами" также стали называться иллюстрированные свитки, содержащие текст гимна.

Византийское влияние в Южной Италии было особенно сильным и, вероятно, именно поэтому литургические практики там сильно отличались от североевропейских. В частности, литургический пергаментный свиток даже в десятом веке оставался по-прежнему в ходу и в каком-то смысле даже конкурировал с кодексом. По мере того как диакон пропевал славословие на латыни, он разматывал свиток, который спускался с амвона прямо к пастве. Иллюстрации свитка, таким образом, становились видны всем желающим. Благодаря этому прихожане, как правило разбиравшие латынь на уровне "В конце письма поставить Vale!", получали возможность понять если не дословное содержание гимна, то по крайней мере приблизиться к его образному ряду. Именно для удобства паствы иллюстрации располагались вверх ногами по отношению к тексту.

Логичным образом тематика иллюстраций довольно строго отвечала словам гимна.

Барберинский Экзультет (Ватиканская Апостолическая библиотека), от которого до нас дошли пять достаточно репрезентативных фрагментов, был создан в Монтекассино около 1087 г. Текст его был начертан беневентанским шрифтом и сопровождался нотной записью (между прочим, одной из первых в средневековье). В конце XIII в. свиток, сильно поврежденный водой, подвергся реставрации, которую произвели монахи того же аббатства. Нужно сказать, к процессу реставрации они подошли весьма творчески, если не сказать вольно: именно в то время в тексте были сделаны многочисленные вставки готическим шрифтом, а иллюстрации получили пояснительные комментарии на итальянском. Как и во всех свитках подобного рода, иллюстрации в Барберинском Экзультете расположены вверх ногами по отношению к строкам текста. Диакон возвещал:

 

Возрадуйся, Матерь-Церковь! Возликуй во славе!

Воскресший Спаситель воссиял над тобой!

Паства же видела на иллюстрации фигуру женщины, персонифицирующую Mater Ecclesia (Матерь Церковь), разводящую руки в торжественном жесте, означающем одновременно и объединение, и примирение. По правую руку от матроны художник расположил клириков, двое из которых держат в руках кодексы, по левую же – мирян. Над обеими группами, а также над головой Матери-Церкви сделаны пояснительные надписи.

Помимо изображения поющих ангелов (что отвечало строкам "Возрадуйтесь, силы небесные! Воспойте, хоры ангельские!"), Земли и Христа, иконография Барберинского Экзультета включает в себя такие сюжеты как "Исход из Египта", "Пересечение Красного моря", "Огненный Столп", "Распятие Христа", "Сошествие Христа во ад" (спасение праведников, живших до Первого Пришествия – см. след. картинку), "Воскресение Христа", "Житие Адама и Евы", "Восхваление Пчел", "Богоматерь с младенцем" и другие. Значительная часть этих иллюстраций, к сожалению, не уцелела.
На иконографию сравнительно свежего для своего времени сюжета "Сошествие во ад" оказали влияние испанские апокалипсисы. Особый интерес представляет ранее не встречавшийся сюжет "Восхваление пчел". Его не следует понимать как восхваление практических аспектов пчеловодства или пчел как таковых. Мы имеем дело со специфически христианской аллегорией. Согласно христианской традиции, именно пчелам присущи премноготерпие, трудолюбие и целомудрие. И не даром за "Восхвалением пчел" в гимне заходит речь о главном христианском эталоне целомудрия и моральной чистоты, которая напрямую связывалась со способностью к любви божественной – о рождении Богоматерью Христа.  

 

Экзультет из Бари – знаменитый иллюстрированный литургический свиток XI в., длиной 5 м, шириной 40 см. В настоящее время хранится в музее при церкви Святого Николая (Basilica di San Nicola) итальянского города Бари (Bari). Иллюстрация с аллегорическим изображением Земли соответствует строкам:   Возрадуйся, Земля! В сиянии и блеске лучезарном короля! Христово торжество! Наполнись славой! И тьма навек исчезнет над тобой!

Прокрутить вверх





Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.