Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Готическая архитектурная система, её технический и художественный смысл. Конструкция и декор готического собора.





В эпоху Высокого Средневековья города становятся центрами денежных и коммерческих операций. Мтериальное обогащение религиозно настроенного населения помогает направит средства на фозведение абсолютно новых памятников архитектуры. Дерево уже не годилось для сооружений - частые пожары. Художников и архитекторов поражала геометрия, что и явилось предпосылкой к созданию готических храмов.

Каркасная система.

Технический прорыв - новый способ распределения нагрузки: вес и давление могут концентрироваться в определенных точках, а другим элементам уже необязательно быть несущими. Свод перестл опираться на сплошные стены, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым, давление передалось нервюрами и арками на столбы, боковой распор воспринимался аркбутанами и контрфорсами. Уменьшилось количество затемняющих колонн. Радикально увеличилась высота зданий.

 

Романика Готика
       
Нагрузку передают стены по всей длине собора Нагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределенные по периметру здания  
Колонны не имеют особенного значения Колонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания  
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузку Тонкие стены, возведенные между колоннами, являются ненесущими перегородками  
Небольшие объемы здания Часто колоссальные размеры  
Потолки не очень высокие Своды очень высокие  
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать ее несущую способность Окна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки  
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннами Помещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн  

 

Распределение нагрузки:

 

 

 

 

Своды: 1)звездчатый, 2)веерный, 3)сетчатый, 4)крестовый

21. Готическая архитектура Франции: собор в Шартре, Нотр Дам в Париже, собор в Реймсе как наиболее целостное воплощение французской готики, собор в Амьене.

С 40х годов XII до начала XVI.

Соборы играли огромную роль в жизни граждан. Ни одно здание не могла прившыть собор.

Характерные черты:

- реберный свод

- стрельчатая арка

-нижний ярус - из 3х порталов

- верхний ярус - две башни

- средний ярус - со световым проемом

- богатый декор

- отсутствие капителей у колонн внутри

сокращение доминимума трифориев

 

Основные соборы:

 

1) Аббатство Сен-Дени -первая постройка в готическом стиле, находится а севере от Парижа. Служило усыпальницей королей, и в ней лежали Святого Дионисия, первого епископа Парижа.

 

2) Нотр Дам в Париже - строился с 1163 по 1345 годы Жан де Шелем и Пьером де Монтрёем. Христианский. Главный фасад имеет 3 двери. Над стрельчатыми порталами - панно с евангелиевскими эпизодами. Над центральным входом - Страшный суд. По 7 статуй поддерживают арки входа. На нижней перемычке изображены мертвецы, вставшие из могил. Их разбудили два ангела с трубами. Среди мертвецов — один король, один папа, воины и женщины (символизирует присутствие на Страшном суде всего человечества). На верхнем тимпане — Христос и два ангела с двух сторон.

Наверху собора - гаргулии и химеры (поставил их там Виолеле-ле-Дюк, рестаратор, позднее). Шпиль - 4 статуи знаков апостолов (лев-Марк,орел-Иоанн,бык-Лука,ангел-Матфей). Значительная часть витражей выполнена в середине XIX века. Главный витраж — роза над входом в собор. В центре её Богоматерь, вокруг — сезонные сельские работы, знаки зодиака, достоинства и грехи. Между порталами и ярусами - цари из ВЗ. Раньше там были статуи королей(были скинуты во время Революции). В соборе хранится терновый венец Иисуса Христа.

3) Собор в Шартре - строился с 1194 по 1220. Католический. Трёхнефное здание. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория (полукруглое пространство вокруг алтарной части храма), четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. Появились опирающиеся на контрфорсы аркбутаны, что позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа.

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни - в виде романской пирамиды. Северная башня - в стиле пламенеющей готики. Собор имеет девять порталов. Северный портал содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, - изображение Христа во Славе. На южной стороне собора расположены астрономические часы. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

4) Собор в Амьене - 1220-1269. Кафедральный собор католической епископии. По своему объёму (200 000 м³) он превосходит все готические соборы Франции. Увеличены контрфорсы в первом ярусе, а промежутки между ними превращены в капеллы. Чередование светлых и темных элементов. Своды — крестовые, стрельчатые, за исключением средокрестия, где применена простейшая форма звездчатого свода. Травея — четырехраспалубковая. Аркбутаны более короткие, простой карних, отсюда - ощущение компактности. Центральная часть - Страшный суд, на западе - фигура Марии в группе "Благовещения", своей величавой простотой, правильными пропорциями выделяется фигура Христа в центре среднего портала, получившая в народе название «прекрасного бога Амьена», в портале южного крыла трансепта - статуя Марии («Золоченая Дева») и расположенные над ней фигуры апостолов. Широко были применен окна с витражами.

 

5) Собор в Реймсе - с 1211. Трехнефная часть, трехнефный трансепт, 5 капелл. По структуре сходен с Шартрским и Амьенским. Фигуры Марии и Елизаветы в сцене «посещения» главного портала, голова Марии в сцене «представления» там же, голова короля Людовика Святого в нише контрфорса северного трансепта, фигуры Авраама и Мелхиседека в нишах внутренней стороны западной стены и др.

 

Амьенский, Шартрский и Реймсский соборы считаются эталонами чистейшей готики. Архитектура собора включает в себя также следующие элементы готического стиля: высокая или зрелая готика (особенно апсид) и пламенеющая готика (особенно большая роза, северная башня, амвон и кресла со спинкой).

22. Готическая архитектура Германии (особенности немецкой школы): Кёльнский собор, церковь Св. Елизаветы в Марбурге, Церковь Марии в Любеке и «кирпичная готика».

Начало готики в Германии восходит к XIII веку,

Чисто германские особенности:

- система зальных церквей (вытянутй храм с нефами равной высоты, а также однонефный храм без трансепта)

- фахверковая система конструкций (каркас из горизонт. и вертик. раскосов из деревянного бруса, а промежутки заполняются камнем, кирпичом и т.д.

- новое решение в возведении башен-колоколен

- кирпичная готика

- появление крестового свода

-увеличение оконных проемов

 

3 периода:

-ранняя (13 век)

-высокая, или зрелая (14-нач.15 века)

-поздняя (15-16)

Церковь Елизаветы в Марбкрге - 1235-1283. Относится к типу зальных построек: трехнефный зал, три апсиды (выступ здания полукруглый или прямоугольный, перекрытый полукуполом - конхой), короткий хор без обхода, два крыла трансепта и хор образуют отдельный комплекс. Крестовые своды, трехчетвертные колонны, массивные башни. Стрельчатое окно вместо готической розы. Вертикальное членение фасада.

Кельнский собор - огромная пятинефная базилика. К готике относятся лишь хор, нижние части трансепта и нефов и южной части фасада. Длина - 144 метра, ширина - 83 метра, высота - до 60 метров, а башни - до 157 метров. Множество часовен и капелл, звездчатые своды, колонны, высотой 44 метра. Куча аркбутанов, пиляст галерей, фиалов, сквознх решеток. Портал украшен декоративной резьбой, стрельчатые арки. две крутые винтовые лестницы - в 509 ступенек. Колокол "Петер" - самый большо дейстыующий колокол в мире. За ним - "Претиоза". Однако, это еще и место захоронения памятников, скульптур, картин: средневековые фрески, главный алтарь, 14 скульптур (Христос, Дева Мария и 12 апостолов), ряды скамей в хоре. Строительство шло с 13 по 19 века.

Церковь Марии в Любеке - большая трехнефная базилика. Была начата в стиле романского храма. Построена целиком из кирпича. Хор завершается тремя капеллами, средняя выступает сильнее остальных, травеи обхода хора и его капеллы перекрыты общим сводом. Двухъярусное членение интерьера, трифории отсутствуют. Опоры среднего нефа - квадратные. Из-за кирпича (невозвможность украшения) здание могло бы казаться слишком простым и суровым, но появились кирпичные карнизы, пояса и орнаментальные выкладки, создающие декоративый эффект.

 

23. Готическая архитектура Англии (своеобразие английской школы: планировка соборного комплекса: клуатр, собор, зал капитула; нервюрный декор и «перпендикулярная готика»). Собор в Линкольне, Собор в Уэлсе, Собор в Солсбери, Собор в Винчестере, Кентерберийский собор, часовня Королевского колледжа в Кембридже.

Англичане сильно враждовали с Францией, поэтому, хоть и были первыми, кто перенимал фр. школу,все же старались сохранить свои англо-нормандские методы.

Многоугольные здания, низкие постройки, толстые стены, длинные растянутые здания, прямоугольные хоры 2х типов: солсберийский -низкий деамбулаторий и сильно выступающий ретрохор, другой - сплошная стена, а высота центрального нефа не изменяется. Декор: светлй известняк контрастирует с пилястрами в стиле en-delit (свободное чередование горизонтальнх и вертикальнх камней), обилие розеток и лиственного орнамента.ю ступенчатые арки, объединенне в группы по три, опорные столюы как отдельные особые скульптуры.

3 периода:

- ранняя (1170-1240)

- "украшенная" (1240-1330)

- "перпендикулярная" готика (1330-1530) - стиль, основанный на прямоугольнх пересечениях горизонтальных и вертикальных линий. Стены делятся на единообразные пролеты. Окна становятся настолько большими, что весь интереьер заливается светом.

Из Франции пришли: стрельчатая арка, изящные пилястры, нервюрные своды, цистерианцская архитектура (католические монахи).

Украшенная готика

Собор в Солсбери - 1220-1266 годы (также, как и в Амьене). От Амьенского сильно отличается: расположен не в центре города, а на окраине, колокольня в стиле итальянской кампанилы, клуатр (галерея вдоль стены, часто с колоннами, обрамляющая внуренний сад), окруженный залом капитула (многоугольное, центрическое здание, где проводились собрания монахов и священников). План собора состоит практически из одних многоугольников - характерность английской школе. 2 трансепта: посередине и поменьше в восточной части. Высота частей здания последовательно уменьшалась: высокий хор, низкий, деамбулаторий, капелла. Алтарная преграда отделяла от нефа область хора, куда могли входить только духовне лица. Между двумя трансептами были сидения для каноников, рядом - санктуарий (святилище) с главным алтарем. Своды - четырехлопастные нервюрные, оконные секла в технике гризайль, капелла Святой Троицы. Простота и сдержанность.

Собор в Кентербери - помимо характернх англ. стилю вещей появилась пристройка к хору, капелла святой Троицы, венец (почти круглая капелла), двойне колонны их разноцветного мрамора и витражи с изображением сказочнх чудес. Галерея превратилась во франц. трифорий, а вдоль стен расположились высокие тонкие опоры, создающие "каркасный" эффект.

 

Собор в Линкольне - план, как в Кетербери, но совершеннее: пилястры с капителями, украшенные краббами, синкопированная двухслойная глухая аркада и "безумные своды", кол-во лопастей увеличилось с 6 до 8, нессемитричное разделение, "жесткий" растительный орнамент, звездчатые нервюрные своды. Особая пристройка - "Ангельский хор" (так как там много скульптур поющих-музицирующих ангелов). Максимальная украшенность (в противоположность Солсберийскому собору).

 

Собор в Уэлсе - нач. в 1180. Сильно растянутый западный фасад, обильный скульптурный декор, Четкие контуры арок выделяются на фоне гладких стен, верхние окна сильно высоко и немного смещены по горизонтали., узкие арки, "жесткий" лиственный орнамент - несколько стиелей создавало новую архитектуру.

В соборе: богато украшенные своды, восбмиугольный зал капитула, шестиугольный деамбулаторий, новые своды и капелла Богоматери.

Вестминистерское аббатство - самая близкая к французскому стилю постройка. Необычно для Англии высокий хор - 32 метра, тонкие стены, ажурный декор в форме треугольников со скругленными углами.

Собор в Винчестере - "перпендикулярный" стиль. Фасад -плоский. Стена покрыта панелями. Портал - тюдоровская арка (стрельчатая арка, очерченная дугами из четырех центров). Опорные столбы и аркадные арки достигают гигантских размеров, объемные ступенчатые профили.

 

Часовня Королевского колледжа в Кэмбридже - 1441-1515. Идеальное воплощение "перпендикулярного" стиля. Использован веерный свод. Усилилось впечатление невесомости перекрытия, ажурный орнамент вырезан прямо на каменных панелях.

 

24. Готическая скульптура Франции (особенности и принципы расположения скульптурного декора). Собор в Реймсе, собор в Амьене, скульптура трансептных порталов Нотр Дам.

Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание тематически объединить все три портала, наметился переход от скульптурного рельефа к свободно расположенным в пространстве пластическим элементам декора в виде так называемой статуи-колонны. Но скульптура Сен-Дени до нас не дошла.

Сравнительно хорошо сохранилось скульптурное убранство «Королевского портала» в Шартре (1145—50). Связи шартрского портала с Сен-Дени не оставляют сомнений, но работавшие в Шартре мастера пролагали новые пути более стихийно. В их произведении на первый план выступили общечеловеческие идеи — картина мироздания в целом, сущность божественного космоса и место в нем человека.

Амьенский собор

В Амьене работы были начаты вскоре после 1220 г. Программа западного фасада собора была продумана с большой тщательностью.

• На порталах - три основные темы французского скульптурного декора:

1) тема Страшного суда,

2) цикл, посвященный Марии,

3) цикл, связанный с патроном храма или наиболее почитаемым местным святым (в Амьене им был св. Фирмен).

• В расположении сюжетов мастера учитывали движение зрителя от входных ступеней до нефа.

• Единство трех порталов подчеркнуто фризом больших фигур, непрерывной лентой протянувшихся вдоль всех входов.

• Расположение композиций в квадрифолиях -> решена проблема оформления цокольной зоны.

Скульптурная группа «Благовещение» на южном крыле

Наибольший интерес среди статуй западного фасада представляют произведения, созданные между 1224 и 1230 гг. (скульптурная группа «Благовещение» на южном крыле).

• Стиль их проще, лаконичнее, демократичней.

• Лица персонажей более жизненны, им присуща внутренняя сила, что наглядно раскрывается в образе Христа на центральных вратах.

Благой амьенский Бог, центральные врата западного фасада

• Главная черта «благого амьенского бога», как прозвали статую еще в средние века, — убежденность проповедника, утверждающего незыблемость своего учения и призывающего свою паству достойно пройти жизненный путь. убежденность проявляется в плотно сжатых губах, в решительности, с какой Христос попирает символы греха и смерти — льва и химеру, в наставительном и благословляющем жесте правой руки.

Реймский собор

Вершиной французской готической пластики стал собор в Реймсе. Связь ранних скульптур с Шартром здесь несомненна. Но Шампань и сам Реймс обладали собственной художественной традицией, в которой заметно влияние античности (Апостол Петр с портала северного трансепта). Об этом, в частности, свидетельствует использование буравчика для обработки статуи.

Скульптура св. Петра с т.н. портала «Страшного суда» на северном трансепте –

яркий пример античного влияния в пластике Реймса

Мария и Елизавета, фрагмент скульптурной группы

«Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала

• Автор ближе всего подошёл к античным образцам;

• Взаимоотношения между персонажами обрели большую сложность;

• Образы резче противопоставлены друг другу: Мария юна и женственна, Елизавета - стара и мудра;

• При этом - духовное и пластическое единство между статуями: фигуры слегка повернуты друг к другу, правая рука Марии, поднятая к груди, и левая рука Елизаветы, поддерживающая одежды, замыкают пространство около группы;

• Ритм мелких складок подчёркивает единство эмоциональной атмосферы;

• Елизавета – значительность старости, завершение жизненного пути; Мария – обращённость в будущее;

• Волнообразный ритм откинутых с чистого лба волос контрастирует со спокойным и уверенным ритмом складок покрывала.

Скульптурная группа «Благовещение», западный портал

Мария:

• Угловатый облик;

• Традиция демократической струи в пластике Амьенского храма;

• Узкоплечая, с острым лицом, в простом одеянии – кажется жительницей сельской округи.

Улыбающийся ангел, с любезностью пажа возвещающий волю своего господина его избраннице, — произведение середины XIII в.: он перешел на портал из другой группы, после того как первоначальная статуя ангела была утрачена. Улыбающийся ангел из «Благовещения» достаточно четко обозначил стиль второй половины столетия. Его автором считают мастера, создавшего скульптуру Иосифа в композиции «Введение во храм» на северном крыле центральных врат западного фасада в Реймсе (1240-е гг.).

Иосиф. Фрагмент скульптурной группы «Введение во храм»

на северном крыле центральных врат западного фасада

Иосиф - порывистый и стремительный, учтиво галантный, больше похож на придворного рыцаря, обученного всем правилам светского обхождения, нежели на плотника, каким рисует его евангельская легенда.

.Этот подвижный и галантный стиль захватил во второй половине XIII в. все виды искусства и из Реймса распространился на другие районы Франции.

Золотая Богоматерь. Скульптура портала южного трансепта собора в Амьене

В Амьене на портале южного крыла трансепта фигура Марии с младенцем («Золотая Богоматерь» середины XIII в.) выдержана в том же ключе. Для облика амьенской Богоматери характерно сочетание кокетливой грации и ликующей горделивости.

Важным нововведением реймской пластики, имевшим европейский резонанс, была растительная капитель. На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью.

Собор Парижской Богоматери /1163 г. – сер. XIV в./

Фасады собора богато украшены скульптурой, особенно пышно оформлены порталы.

 

Левый портал посвящен Деве Марии. Его украшает удивительная по выразительности и силе исполнения скульптура «Слава Пресвятой Девы». Это один из лучших образцов ранней французской готики.

Тимпан делится на 3 части:

Наверху – коронование Марии;

Изображение погребения;

Внизу – изображение пророков.

На разделяющем пилястре – Богоматерь с младенцем.

На откосах – фигуры святых и ангелов.

- В отличие от романики – выносная скульптура с базой;

- Скульптура начинает «выходить» из стены;

- Тело не наполнено анатомическими особенностями – уникальное сочетание: создание образа без человеческого подобия;

- S-образные изгибы; фигура достаточно статична.

 

 

Правый портал посвящен святой Анне, построен в 1160-1170 гг. На нем рельефные изображения XII-XIII веков (сцены из жития святой).

- Фигуры неподвижны, негибки и жестки;

- Пропорции коротки,

- Складки одежд переданы графически,

- Рельеф плоскостен и низок.

Средний портал производит более суровое впечатление.

В центре – 3х-ярусная композиция «Страшный суд», над которой возвышается фигура грозного Судьи мира — скульптура Христа, окруженного апостолами, по шесть с каждой стороны.

На тимпане - Дева Мария в окружении ангелов, епископ Морис де Сюлли и король Людовик VII.

Скульптуры всех трех порталов являются одними из лучших произведений Средневековья. Они объединены общим замыслом: изобразить всю религиозную историю христианства от грехопадения до Страшного суда.

25. Готическая скульптура Германии (особенности и принципы расположения скульптурного декора, внутрихрамовая скульптура). Собор в Бамберге (всадник, сцена Благовещания), Наумбургский собор (скульптурное оформление леттера и «хор донаторов»). Позднеготическая скульптура XV века: Ханс Мульчер (Мадонна с Младенцем, Троица), Фейт Штос (алтарь костёла Девы Марии в Кракове; скульптурная группа «Товий и Ангел»).

Монументальная готическая скульптура в Германии пережила расцвет во второй трети XIII в. Своеобразие ее образного строя было обусловлено не только традициями немецкой пластики, но и ситуацией в политической и духовной жизни страны, где в этот период затухала рыцарская культура, а имперские идеи были поставлены под сомнение. В стране, лишенной единства, общенациональные интересы были преданы забвению. Не общее, а индивидуальное привлекало немецких скульпторов.

Программы немецких скульптурных циклов менее обширны, нежели во Франции. Они назидательны, теснее связаны с политическими проблемами времени. В образном строе немецкой скульптуры на первый план выступили черты экспрессии и характерности.

Собор в Бамберге /ок. 1237 г./

Мастера Бамберга дали интерпретацию французских образцов.

«Младшая» скульптурная школа, прошедшая выучку во Франции, начала работать в соборе Санкт-Петер-унд-Георг также около 1230 г.

Мастера завершили скульптурную декорацию «Княжеского портала», поместив в тимпане композицию «Страшный суд», создали скульптуру «Адамовых врат», а внутри храма исполнили изображения «Всадника», Марии и Елизаветы.

Княжеский портал собора в Бамберге

Княжеский портал. Аллегория церкви Княжеский портал. Аллегория

синагоги поверженной

В Бамберге сочетание готических статуй с романским зданием оказалось менее органичным, статуи приобрели самостоятельное значение. Достаточно сильной у бамбергских мастеров оказалась тяга к жанровости и характерности. Но у каждого из трех скульпторов она получила различный оттенок.

Автор «Страшного суда» — рассказчик, который заостряет образы до гротеска.

Левый откос: Генрих, Кунигунда, св. Стефан

Портал Адама

 
 

Скульптор «Адамовых врат» более сдержан, его влекут к себе значительные образы. Программа портала была связана с политическими и моральными проблемами эпохи. Появление изображений Генриха II и его жены Кунигунды в соседстве с апостолом Петром, Адамом и Евой не только прославляло основателей храма, но косвенно намекало на имперскую политику короля и роль епископа. Создатель «Адамовых врат» был крупной творческой личностью.

Изображение обнаженных Адама и Евы явилось смелым новаторством в средневековой скульптуре.

Третий скульптор, работавший в Бамберге, создал статуи Марии и Елизаветы и большую фигуру «Всадника». Задуманные для сложного теологического цикла статуи оказались впоследствии разрозненными и современное положение получили в XVII в. Их автор хорошо знал скульптуру Реймса. Но в немецкой работе по-иному расставлены акценты.

В группе «Встречи Марии и Елизаветы» на первый план выдвинулся образ Елизаветы. Ее аскетическое лицо пронизано внутренней энергией, сумрачным пафосом пророчества. Не случайно впоследствии статую называли «сивиллой».

«Всадник» — наиболее загадочная фигура среди бамбергских статуй. До сих пор не умолкли споры о том, кого она изображает. Всадник был символом власти. Корона на голове статуи позволяет видеть в скульптуре воплощение царского достоинства. Но по своему образному смыслу бамбергский «Всадник» глубже и шире, чем изображение волхва или императора. Он ближе героям рыцарской литературы. Испытующий взгляд, устремленный вдаль, роднит бамбергскую статую с правдоискателями рыцарских романов, влекомых стремлением к идеальному преобразованию как человеческой личности, так и всего общества в целом.

Наумбургский собор

Наумбургский собор. Леттнер.

Ансамбль западного хора собора в Наумбурге возник в конце 1240-х — начале 1250-х гг. Единство замысла и исполнения позволяет говорить о влиянии на весь ход строительства выдающейся творческой личности, объединившей в себе талант архитектора и скульптора. Как и большинство его современников, наумбургский мастер прошел обучение во Франции. Мастер работал не один — обнаружено несколько почерков в пределах единой образной системы.

Тайная вечеря Иуда целует Христа Сцена омовения

 

 

Цикл статуй в Наумбурге, несмотря на все возможные прототипы и аналогии, в целом предстает уникальным явлением. Хор занимают двенадцать фигур донаторов (светских лиц, основателей храма). Алтарную преграду — леттнер — украшают рельефы с изображением страстей Христовых и — при входе в хор — монументальное распятие с Марией и Иоанном по сторонам.

Распятие. Скульптура ограды западного хора собора в Наумбурге

       
   
 

В скульптурном убранстве западного хора можно говорить о соединении двух теологических программ. Одна — повествование о крестном пути Христа — была тесно связана с литургией и проповедью и потому была обращена к прихожанам, в сторону нефа (леттнер служил своеобразной трибуной для духовенства). Вторая — фигуры донаторов — восходила к немецкой традиции трактовки западного хора как княжеской половины и диктовалась политическими потребностями момента. Западный хор раскрывается перед зрителем как сумма отдельных компартиментов. Леттнер возникает как фасад небольшой церкви с фронтоном, рельефным фризом, скульптурным порталом. Донаторы в хоре пребывают наедине со своей судьбой — даже объединенные в группы, они являют резкую противоположность друг другу. Сопоставление приобрело в Наумбурге характер смыслового и образного контраста. В евангельских сценах непременно присутствуют антиподы: всеведущей отрешенности Христа противостоит буря человеческих страстей; алчность Иуды противопоставлена мучительным сомнениям первосвященника; в «Суде Пилата» скульптор сумел передать сложную гамму противоречивых душевных движений. Обличье персонажей близко современникам автора. У Христа и апостолов простонародные лица, в «Тайной вечере» собравшиеся за столом с жадностью едят и пьют, круглый хлеб нарезан большими ломтями, в чашках — простая еда.

 

Вершина наумбургской пластики — фигуры донаторов. Они стали в средневековье первой портретной галереей, которая не имела в XIII в. аналогов ни во Франции, ни в самой Германии. Правда, вряд ли здесь можно говорить о портретности в подлинном смысле этого слова, ибо основатели храма умерли более чем за полтораста лет до того, как появились их изображения. Но художнику и его мастерской удалось создать яркий и впечатляющий ряд человеческих типов, передать разнообразие темпераментов и душевных состояний. Тема, намеченная в одном образе, варьируется и приобретает иную окраску в другом. Историзм был чужд сознанию XIII в. Донаторов давно прошедших времен скульпторы мыслили как своих современников, одевая их в одежды своей эпохи и создавая человеческие характеры такими, какими их трактовало высокое средневековье. Страдание и испуг написаны на лице графа Дитмара, который тщетно пытается защитить себя и обнажить меч. Неистовость определяет образ ревностного правдолюбца Зиццо; меланхоличен мечтательный граф Вильгельм. Надутое лицо недалекого Тимо фон Кинстрица выдает темперамент сангвиника. Женственна благочестивая Гербург, погружена в молитву и раздумье стареющая Гепа и т.п. Узловые точки ансамбля хора — парные группы на переходе от апсиды к хору. Справа от входа представлены мейсенский граф Эккерхард и его жена Ута, слева — брат Эккерхарда Герман и его супруга Риглинда. Здесь вновь контрастно сопоставлены характеры и темпераменты. Безвольному Герману противостоят мужественный и хладнокровный Эккерхард и лукавая, жизнерадостная Риглинда; противоположностью к ней и одновременно к Эккерхарду предстает Ута, глубоко чувствующая и трепетная и вместе с тем величественная и гордая. Группа Эккерхарда и Уты — несомненно, работа главного мастера, в ней с наибольшей полнотой отразились идеал и реальность эпохи, а образ Уты — одно из самых глубоких и многогранных его творений.

ПОЗДНЯЯ ГОТИКА

Мульчер Г. Мадонна с младенцем, Мульчер Г. Святая Троица,

1440, Ландсберг, Германия 1430, собор в Ульме, Германия

 

Мульчер Ганс (ок. 1400, Рейхенхофен, Вюртемберг — 1467, Ульм) - немецкий скульптор и живописец. Представитель искусства, переходного от готики к Возрождению. В молодости, в годы странствий, познакомился с искусством Нидерландов и Бургундии. С 1427 работал в Ульме в качестве свободного художника, состоящего на службе городского магистрата. В начале своей творческой деятельности занимался скульптурой, впоследствии обращался и к живописи. Создавал монументальные алтари со скульптурной центральной частью и живописными боковыми створками.

Самая ранняя работа Мульчера — украшение статуями парадных окон ульмской ратуши (ок. 1427—1430, ныне — Ульм, Музей). Ансамбль состоял из пяти фигур — императора Карла Великого в центре, королей Венгрии и Чехии по бокам (несколько меньше натуральной величины) и более низких статуй оруженосцев по краям. Главенствовала в композиции статуя императора, она отличалась спокойствием позы и цельностью фигуры, облаченной в длинную мантию, спадающую почти параллельными неглубокими складками.

В ранний период своего творчества Мульчер исполнил модель надгробия герцога Людвига Баварского (1435, Мюнхен, Гос. баварские художественные собрания). Иконография этого надгробия необычна. В отличие от других работ подобного рода здесь нет воспроизведения фигуры покойного. На плите представлено рельефное изображение коленопреклоненного воина, обращающегося с молитвой к Св. Троице. Тонкая пластическая проработка рельефа свидетельствует о высоком техническом мастерстве скульптора.

Дальнейшее творчество Мульчера связано с созданием скульптурно-живописных алтарей, исполнявшихся обычно для приходских церквей небольших городков. В центральной — скульптурной части мастер использует уже не камень, а дерево, из которого вырезает фигуры тех святых, кому посвящен алтарь. Известны два алтарных произведения, созданием которых руководил Мульчер. Это — Ландсбергский алтарь (ранее ошибочно называвшийся Алтарь из Вурцаха, 1437, Ландсберг, приходская церковь) и Алтарь из Штерцинга (1456—1459, ныне — Випитено, Южный Тироль). Оба алтаря посвящены Деве Марии. В первом случае статуя исполнена величия и царственного достоинства, поза спокойна, одеяние ниспадает крупными складками. Фигура Девы Марии из Штерцинга более изящна и стройна, ее лицо тоньше и идеальнее, в нем ощущается духовный аристократизм. В обоих случаях художник прибегал к раскрашиванию статуй, но если раскраска ранней фигуры достаточно сдержанна, то в поздней она более интенсивна.

В Ландсбергском алтаре Мульчер расписывает четыре наружные створки, посвященные Деве Марии, и четыре внутренние, на которых изображены Страсти Христа (Берлин, Гос. музеи). Интерес к пластике человеческой фигуры, ее материальной телесности и объемности характерен и для живописи худож







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.