Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Судебные системы отдельных штатов США





Судебная система в США

В Соединенных Штатах Америки параллельно работают единая федеральная система судов и имеющие самостоятельность суды каждого из пятидесяти штатов страны, четырех федеральных территорий и округа Колумбия.

Федеральная судебная система США состоит из Верховного суда, апелляционных и окружных судов, а также в нее входят специальные суды. Во главе всей системы федеральных судов стоит Верховный суд США, занимающий одновременно исключительно важное положение в целом в структуре высших органов государственной власти наряду с президентом и Конгрессом США. Верховный суд Соединенных Штатов Америки является единственным судебным органом, упоминаемым в конституции страны. Он состоит из девяти судей, один из которых по воле президента США занимает председательское кресло. Каждый из членов Верховного суда также назначается президентом и проходит утверждение на пост в Сенате. Принятие решений в высшем судебном органе страны происходит путем кворума, составляющего шесть голосов. В юрисдикции Верховного суда США в качестве первой инстанции находятся дела, касающиеся споров между двумя и более штатами, затрагивающие послов иностранных государств и другие. Дел, предназначенных для рассмотрения исключительно в Верховном суде США на практике совсем немного. Основная функция Верховного суда заключается в рассмотрении жалоб, которые подаются на решения нижестоящих судебных органов федерального уровня и судов штатов при условии затрагивания в делах вопросов федеральной важности. Кроме того, Верховный суд рассматривает просьбы об отмене постановлений судов любых инстанций, если они были основаны на законах, противоречащих конституции США.

Апелляционные суды, являющиеся одной из главных частей, на которые делится судебная система в США, созданы в 1891 годы. Они представляют собой суды промежуточной юрисдикции между окружными судами и Верховным судом США. На сегодня в стране работает 13 апелляционных судов, каждый из которых охватывает территорию от трех до десяти штатов и имеет свой официальный номер. В составе каждого апелляционного суда находится от четырех до двадцати трех судей. Председателем является тот судья, который дольше всех находится в составе данного суда, но при этом не переступил порог 70-летия. При рассмотрении дел в каждом апелляционном суде участвует закрепленный за ним член Верховного суда США. В апелляционных судах рассматриваются жалобы на решения и приговоры, вынесенные окружными судами, а также на постановления различных административных органов. Чаще всего дела рассматриваются коллегией из трех судей, однако если речь идет не об апелляции, то рассмотрением могут заниматься один или двое судей.

Окружные суды являются основным звеном в большом властном механизме под названием судебная система США. Вся территория Соединенных Штатов Америки поделена на отдельные округа с учетом пограничных линий каждого штата. Такое деление подразумевает наличие в одном штате от одного до четырех округов. Кроме того, окружные суды США работают в четырех заграничных территориях, находящихся под контролем этой страны. Всего на сегодня судебная система в СШАнасчитывает 94 окружных (называемых также районными) судов. В каждом из них работает от двух до двадцати семи судей, а председатель выбирается по тем же правилам, что и в случае с апелляционным судом. Рассматриваются окружными судами в первой инстанции дела уголовного и гражданского характера, которые входят в компетенцию федеральных органов юстиции. Также в окружных судах рассматриваются жалобы граждан и организаций на действия различных административных ведомств. При окружных судах создаются федеральные магистраты, выполняющие вспомогательные функции или самостоятельно ведущие дела по незначительным преступлениям, наказание по которым не может превышать года лишения свободы или 1000 долларов штрафа. Кроме того, с 1978 года при каждом окружном суде создаются дополнительные органы, занимающиеся рассмотрением дел о банкротствах. Данная категория дел является достаточно многочисленной. Жалобы на решения этого подразделения приносятся обычно в тот же окружной суд, при котором оно работает.

Судебная система Германии.

Конституция ФРГ различает пять основных видов судов (общие, трудовые, социальные, финансовые и административные), каждый из которых возглавляется собственным вы­сшим судебным органом. При этом общим судам подсудны все гражданские и уголовные дела, которые не отнесены к компетенции органов административ­ной юстиции и иных специализированных судов. Деятельность общих судов регламентируется Законом о судоустройстве, соответствующими законами и положениями о них.

Верховный федеральный суд возглавляет систему общих судов. В состав Верховного федерального суда входят два сената по гражданским делам, пять сенатов по уголовным делам и семь сенатов для рассмотрения специальных вопросов (по делам картелей, по делам адвокатов, нотариусов и др.). С 1969 г. в компетенцию Верховного федерального суда не входит разбиратель­ство уголовных дел по первой инстанции.

Из всех общих судов только Верховный федеральный суд является общефедеральным учреждением, а все нижестоящие по отношению к нему суды яв­ляются судами соответствующей земли. В структуре и компетенции общих су­дов отдельных земель имеются известные различия, но не очень существен­ные.

Высшие суды земли выступают в качестве апелляционных и кассационных инстанций и как суды первой инстанции. Они образованы во всех землях, вхо­дящих в ФРГ, в количестве от одного до четырех. Всего в ФРГ насчитывалось 18 высших судов земли и один такой суд в Берлине, где он именуется каммергерихтом (судебной палатой).

Суды земли выступают как су­ды первой инстанции и как суды второй инстанции, рассматривающие жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов. Суд присяжных в ФРГ состоит из трех профессио­нальных судей и двух шеффенов (присяжные в ФРГ). Он созывается при необходимости расс­мотрения уголовного дела по обвинению в умышленном убийстве или других преступлениях, связанных с созданием опасности для жизни людей (поджоги, взрывы, попытки захватов самолетов, ограбление и вымогательство при отяг­чающих обстоятельствах и др.).

Участковые суды представляют собой низовое звено системы общих судов. Они могут состоять из одного или нескольких участковых судей

В систему общих судов в качестве самостоятельных подразделений включены суды по делам несовершеннолетних.

Среди специализированных судов, функционирующих в ФРГ наряду с общими судами, важное место занимают суды по трудовым делам. Они призваны рассматривать споры между наймодателями и индивидуальными работниками по вопросам оплаты труда, предоставления отпусков, увольнения, а также кон­фликты между профсоюзами и объединениями предпринимателей, в том числе о правомерности забастовки или закрытия предприятия, и другие вопросы. Возглавляет эту систему Федеральный суд по трудовым делам.

Система судов по социальным вопросам создана для рассмотрения конф­ликтов, связанных с социальным страхованием, выплатой пособий безработ­ным и «вернувшимся на родину», оказанием бесплатной или льготной меди­цинской помощи и т.п. Система этих судов возглавляется Федеральным су­дом.

Система финансовых судов создана, главным образом, для рассмотрения споров, связанных с уплатой налогов и таможенных сборов. Она включает в себя Федеральный финансовый суд и 15 финансовых судов по одному два в каждой земле.

Система административной юстиции в ФРГ создана для рассмотрения жа­лоб физических и юридических лиц на действия и акты органов государствен­ного управления, а также споров между органами местного самоуправления, если эти жалобы и споры не относятся к компетенции иных судов. Обращение с жалобой в органы административной юстиции, как правило, может последо­вать лишь после того, как был заявлен протест в орган управления или долж­ностному лицу, на действия которых приносится жалоба, и затем подана, но осталась неудовлетворенной жалоба в вышестоящий для них орган управле­ния.

Возглавляет эту систему Федеральный административный суд, находящийся в Берлине.

Названные пять высших судебных органов, возглавляющих отдельные сис­темы судов (общую, по трудовым делам и др.), являются самостоятельными и независимыми по отношению друг к другу. В случае противоречий между их позициями по каким-либо существенным правовым вопросам созывается, согласно основному закону (ст.95), Общий сенат высших федеральных судов, который и выносит решение, обязательное для судов всех систем и тем самым обеспечивающее единство судебной практики.

В качестве самостоятельных судебных учреждений функционируют также некоторые специализированные суды, в том числе общефедерального уровня. Это, в частности, Федеральный дисциплинарный суд и дисциплинарные суды земель, в которых разбираются жалобы гражданских служащих на действия властей, а также Федеральный патентный суд, заседающий в Мюнхене.

Особое место среди высших государственных и судебных учреждений ФРГ занимает учрежденный в 1951 г. Федеральный конституционный суд.

В соответствии с Конституцией США исполнительную власть в федерации осуществляет Президент. Назначаемые им министры помимо управления своей отраслью выполняют роль советников Президента, составляя его кабинет с правом совещательного органа, но не являются самостоятельным правительством. Министры здесь лишены своего председателя (премьер-министра) – в этой роли выступает сам Президент. По обсуждаемым вопросам в кабинете Президента не требуется голосования – решения принимает сам Президент.

Среди руководимых Президентом ведомств встречаются и такие, которые имеют более важный статус, чем министерство, например, Совет национальной безопасности, ныне руководимый Вицепрезидентом. Кандидатура Вице-президента предлагается кандидатом в Президенты и выбирается одновременно с кандидатурой Президента от соответствующей партии. Вновь избранный Вице-президент замещает в случае болезни Президента, выполняет его отдельные поручения и постоянно председательствует в Сенате.

Президент и Вице-президент США до сих пор избираются в соответствии с Конституцией США косвенным путем – выборщиками сроком на четыре года. Одно и то же лицо не может быть избрано Президентом более двух раз подряд. Это правило распространяется и на Вице-президента.

На новых выборах Президента и Вице-президента США избиратели голосуют не за кандидата, а за выборщиков Президента. В соответствии с законодательством США кандидат в Президенты должен быть не моложе 35 лет, иметь гражданство США по рождению и проживать постоянно в США не менее 14 лет. Кандидат в Президенты сначала выдвигается на первичных партийных выборах в первичных организациях, здесь же он избирается кандидатом от той или иной партии на национальный съезд партии. Итак, в каждом штате должно быть избрано такое количество выборщиков, которое соответствует числу конгрессменов и сенаторов, избранных от данного штата. От округа Колумбия избираются также три выборщика (он расположен в границах г. Вашингтона). Всего же выборщиков должно быть 538 человек. Каждый штат составляет один избирательный округ. Обычно избирателям предлагается два списка выборщиков от двух партий (Республиканской и Демократической). В этом случае избиратели голосуют в целом за тот или иной список выборщиков. При подсчете голосов используется мажоритарная система относительного большинства.

Выборщики, после того как их выборы состоялись, голосуют за кандидатуру Президента. Выборщик формально может голосовать за любую кандидатуру, но фактически его голосование определяется партийной принадлежностью. Вот почему, когда становится известно количество выборщиков от определенной партии, фактически считается, что выборы Президента уже состоялись, и проигравший кандидат поздравляет своего соперника. Однако юридически выборщики еще должны проголосовать, и они делают это в столицах своих штатов. После этого документы пересылаются в Вашингтон, председателю Сената. По окончании подсчета результаты суммируются и оглашаются в присутствии членов Конгресса. Естественно, избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов выборщиков, – 270.

В практике выборов Президента США дважды складывалась такая ситуация (в 1820 и 1824 гг.), когда ни один из кандидатов не набрал абсолютного большинства. В этом случае в соответствии с конституционным правом Палата представителей избирает Президента, а Сенат – Вице-президента из числа кандидатов, получивших большинство голосов выборщиков.

В общем виде Конституция устанавливает полномочия Президента, который обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Такая формулировка позволила расширить полномочия исполнительной власти путем применения конструкции подразумеваемых в Конституции полномочий. Одновременно Конгресс может делегировать Президенту чрезвычайные полномочия.

В соответствии с записанными в Конституции полномочиями Президента, он представляет государство внутри страны и в международных отношениях, вправе заключать международные договоры с последующей их ратификацией Сенатом; он является главнокомандующим вооруженными силами и национальной гвардией. В соответствии с законом, который требует согласия Конгресса на использование американских вооруженных сил за рубежом, Президент принимает решения о ведении военных действий за пределами США. Так, американские войска по приказу Президента и с согласия Конгресса вели войну во Вьетнаме, Ливане, в 1999 г. в составе сил НАТО в социалистической Югославии, а в 2005 г. в Ираке.

Не имея права досрочного роспуска Конгресса, Президент имеет по отношению к нему весьма существенные полномочия. Президент обращается к нему с ежегодными посланиями – «Послания о состоянии Союза». Они содержат изложение политических целей главы исполнительной власти; Послания рассматриваются как программа законодательной деятельности Конгресса. Из других полномочий Президента в отношении Конгресса можно выделить право главы государства созывать Конгресс на специальные сессии.

Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой из палат. В президентском арсенале есть также и «карманное вето» – разновидность обычного. Свое неодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а оставляя неподписанным законопроект до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Одновременно Президент не обязан излагать мотивы применения «карманного вето». В то же время некоторые Президенты очень часто прибегали к своему праву. Например, получивший прозвище «президент-вето» С. Г. Кливленд за два срока пребывания у власти (1885–1889 и 1893–1897 гг.) наложил вето 684 раза. Вето распространяется на весь законопроект, даже если глава государства не согласен лишь с его отдельными положениями. Иными словами, если Президент не хочет промульгировать какую-либо часть законопроекта, он должен отвергнуть весь акт. Вето может быть применено к любому законопроекту, кроме вносящего изменения в Конституцию. В то же время для принятия Конгрессом поправок к Конституции требуется две трети голосов в обеих палатах; именно столько необходимо голосов и для преодоления вето Президента.

С согласия Сената Президент США назначает высших должностных лиц, министров, послов, судей Верховного Суда. Обычно простым большинством голосов Сенат утверждает назначения Президента. Вместе с тем бывают и случаи отказа в утверждении – главным образом, по моральным соображениям. Президент руководит огромным государственным аппаратом. Одновременно он несет ответственность за подготовку и исполнение государственного бюджета, по требованию (запросу) Конгресса представляет ему соответствующие документы. Он имеет право помилования, отсрочки приговоров, награждения медалями и другими знаками отличия (кроме орденов, так как их в США нет).

Весь сложный процесс деятельности главы государства во многом опирается на его правотворческую деятельность, которая проявляется в издании им указов, директив и исполнительных приказов, как правило, носящих нормативный характер.

Политической ответственности перед Конгрессом Президент не несет, но он может быть отстранен им от должности в порядке импичмента, в том случае если будет признан виновным во взяточничестве, измене и других тяжких преступлениях. Палата представителей Конгресса возбуждает эту процедуру, она же формирует обвинение, принимаемое большинством голосов списочного состава палаты. Затем документ, содержащий обвинение, передается в Сенат, который рассматривает дело по существу под председательством не Вице-президента, а председателя Верховного Суда США по правилам уголовного процесса с вызовом свидетелей, экспертов, представлением сторонами документов и т. д. и принимает решение. Это не простое решение Сената принимается тайным голосованием не менее 2/3 голосов от списочного числа сенаторов. В решении Сената говорится только об отстранении президента от должности или об отказе в этом. В случае отстранения Президента, он может быть затем привлечен к ответственности за уголовное преступление как обычное лицо. В истории США ни один Президент в порядке импичмента не был уволен, хотя этот вопрос Сенатом рассматривался дважды – в 1868 г. (против Эндрю Джонсона) и в 1999 г. Против Президента может быть обращен и гражданский иск Верховным Судом США. Так, в 1999 г. импичмент по отношению к Президенту Б. Клинтону не состоялся из-за нехватки голосов в Сенате, и, тем не менее, суд оштрафовал его на 90 тыс. долл. за ложь под присягой.

Таков на сегодняшний день конституционный статус Президента США, который является главой государства и одновременно возглавляет исполнительную власть в федерации.

32. Орг-ция и порядок проведения выборов в з. с. Выборы в зарубежных странах проводятся в установленныезаконом сроки. В странах, которые не знают института парламентскойответственности (президентские республики), глава государства обычно неимеет права роспуска парламента. Поэтомупарламентские выборы в них проводятся встрого установленные сроки через определенные промежутки времени. В парламентарных республиках и парламентарных монархиях парламентские выборы в обычных условиях проводятся по истечении срокаполномочий общенационального представитель ного органа. Такие выборыназываются очередными. В случае же досрочного роспуска парламента главойгосударства проводятся внеочередные выборы.Президенты республик и другие выборные должностные лица избираются также вустановленные сроки, и внеочередные выборыэтих должностных лиц проводятся в случае отстранения от должности, отставкиили смерти.Обычно выборы объявляются указом главы государства и с предусмотренного вэтом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается кмоменту окон-чания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указеглавы государства).Выборы проводятся по избирательным округам, которые наосновании закона учреждаются центральным правительством либоорганами власти субъектов федерации.Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки,представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом дляголосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрацияизбирателей. Для осуществления всех действий, связанных с избирательнойкампанией, в зарубежных странах учреждаются органы попроведению выборов, на которые возлагается обязанность проведения регистрацииизбирателей и составления избирательныхсписков, регистрация кандидатов на выборные должности,проведение голосования,подсчет голосов и определение результатов голосования. В каждой странесуществует своя система организации таких органов. Одним из важнейших этаповвыборов в зарубежных странахявляется регистрация избирателей и составление избирательных списков.Практика зарубежных стран знает две системы регистрации избирателей. Припостоянной системе регистрацииизбиратель, раз зарегистрировавшись, более не обязан являться длярегистрации. Исправления в избирательные списки вносятся лишь в случаесмерти, а также изменения места жительства илифамилии избирателя. При периодической системе регистрации в установленныезаконом сроки старые избирательные списки аннулируются, избирателирегистрируются вновь и тем самым составляются новые избирательные списки. Этасистема применяется в Великобритании, Канаде, Франции и других странах.Важным этапом избирательной кампании является выдвижение кандидатов вдепутаты. Существует множество способов и методов выдвижения кандидатов вдепутаты, которые,тем не менее, можно свести к следующим. 1. Для регистрации в качестве кандидата необходима подача внадлежащий орган заявления, подписанного самим кандидатом; иногда требуется,чтобы такое заявление было скреплено под-писями установленного числа избирателей. Например, в Англии для выдвижениякандидата формально достаточно подачи заявления, подписанного несколькимиизбирателями, 2. Выдвижение кандидата осуществляется посредствомофициального представления от имени партии или путем подачи петиции,подписанной определенным числом избирателей. В Швейцарии предложение овыдвижении кандидатов должно быть подписано 15 избирателями. Система петицийприменяется в ряде штатов США на выборах в органы власти штатов и органыместного управления. 3. Выдвижение кандидатов осуществляется в том жепорядке,что и избрание депутатов, поэтому сама процедура выдвижения кандидатовназывается первичными выборами - праймериз. (США)В США два основных вида праймериз.К открытым праймериз относятся те, дляучастия в которых либо вообще не требуется установления партийнойпринадлежности Для участия в закрытых праймериз избиратель обязандоказатьсвою партийную принадлежность. Во всяком случае вопрос о выдвижениикандидатов решается руководством партий. Помимо партии,гражданин вправе принять участие в избирательной борьбе, выступив в качестве«независимого кандидата» Выдвижение кандидатов обставляется, как правило,рядом дополнительных требований. Так, в ряде стран регистрация кандидатаосуществляется только в том случае, если он внесет определенную сумму денег -избирательный залог. Голосование, т. е. подача голосов за выдвинутых кандидатов,обычноосуществляется лично. В некоторых с лучаях законодательство отдельных страндопускает голосование по почте, подоверенности (для отсутствующих избирателей), а также голосование представителейза неграмотных и больных.Сам акт голосования законодательствомбольшинства зарубежных стран рассматривается лишь как субъективное правоизбирателя, которьм он волен распорядиться по своему усмотрению. Наряду сэтим во многих странах введено обязательное голосование.Обязательное голосование позволяет искусственно поднять активностьизбирателей. Важнейшей гарантией свободного волеизъявления является тайноеголосование, предусматривающее порядок подачи голосов, при котором избирательзаполняет бюллетень в изолированном помещении и лично опускает его в урну. Внастоящее время после длительной борьбы тайное голосование введено во всехзару-бежных демократических странах. Исход выборов в значительной степени зависитот того, какими денежными средствами располагают партии и кандидаты. Вомногих странах были приняты законы, ограничивающие избирательные расходы.Деньги оказывают значительное, хотя и не решающее влияние на исход выборов.Голосование является завершающим этапом избирательной кампании, после чегоприступают к подсчету голосов и определению результатов выборов. 33. Основные избирательные цензы. В современных зарубежных странах всеобщее избирательное право ограничиваетсяцелым рядом цензов (требований к потен циальному избирателю). общиетребования - регламентируют активное избирательное право - право голосовать,и дополнительные требования - предъявляются к кандидатам на выборныедолжности. Возрастной ценз — это установленное законом требование,согласнокоторому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достиженииопределенного возраста. Ценз оседлости представляет собой устанавливаемое государствомтребование, согласно которому избирательное право предоставляется только темгражданам, которые проживают в тойили иной местности в течение определенного времени. Для получения активногоизбирательного права на парламентских выборах требуется постоянное проживаниев соответствующем избирательном округе (США - 1 мес., ФРГ - 3мес., во Франции - 6 мес., в Канаде - 12 мес.). В ряде стран ценз оседлостине детализируется и сводится к общему требованию иметь постоянное жительство.В некоторых странах ценз оседлости выражен в косвенной форме.Первоначально избирательное право зарубежных стран было чисто «мужским» исовершенно не распространялось на женщин. Ценз пола долгие годы был одним из наиболее прочных и стойкихограничений избирательного права. В 1893 году этот ценз был отменен в НовойЗеландии, затем в течение последующихдесятилетий, а особенно после второй мировой войны, он пал в большинствестран. США предоставили избирательные права женщине в 1920 году, Англия – в1928, Франция - в 1944, Италия - в 1945, Греция - в 1956,Швейцария-в 1971году. Имущественный ценз в неприкрытой, откровенной форме встречаетсясейчас редко, однако отсутствие прямых имущественных ограничений«компенсируется» другими цензами, которыефактически играют ту же роль. Существует целый ряд другихспособов и методовлишения избирательных прав. В некоторых странах лишаются избирательных праввоеннослужащие. Кое-где применяются различного рода «моральные цензы». В рядестран фактически и юридически лишились избирательных прав «цветные» инекоторые другие национальные мень-шинства.Предоставление пассивного избирательного права сопряжено с целымрядом более жестких ограничений. Гражданин, зарегистрированный в качествеизбирателя, для получения пассивногоизбирательного права должен удовлетворять ряду других требований. Преждевсего для кандидатов на выборные должности повсеместно устанавливается болеевысокий возрастной ценз При предоставлении пассивного избирательного правазначительно чаще применяется ценз оседлости иносит он обычно более жесткийхарактер. К кандидатам предъявляется ряд дополнительных требований:запрещается занимать определенные должности, кандидаты должны исповедоватьопределенную религию и т. д. Большинство кандидатов — это обычнопрофессиональные политики, бизнесмены, адвокаты и т. д., пользующиесяподдержкой политических партий. виды права вето Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главугосударства как непременного участника законодательного процесса. Юридическимвыражением этой концепции является то, что законопроект получает силу толькотогда, когда он санкционируется главой государства.Отказ дать санкцию - ветовлечет за собой ряд серьезных правовых последствий. три вида вето. 1.Абсолютное, или резолютивное вето состоит в том, что отказглавыгосударства утвердить принятый парламентом законопроект является окончательными безусловным и преодолеть его нельзя.Абсолютное вето - институт чистофеодальный, так как это право главы государства фактически сводит на нет всеполномочия парламента.Юридически оно существует,фактически же оно пребывает всостоянии длительного летаргического сна. 2.Относительное, или отлагательное вето представляет собой такой запрет,налагаемый главой государства на законопроект,который либо может быть преодоленпарламентом, либо носитвременный характер. Принятый парламентом законопроект направляется дляподписи главе государства, который в установленный срок (иногда этот срок неопределен) может либоподписать его, санкционировать, либо отказать в санкции, т.е.наложить вето.Сам акт наложения вето состоит в том, что глава государства составляетпослание, в котором излагаются еговозражения против законопроекта. Опротестованный законопроект вместе спосланием направляется главой государства парламенту, который может поступитьдвояко:а) принять возражения главы государства, внести соответствующие изменения взаконопроект и вновь отправить его для получения санкции (капитуляция);б) отклонить возражения главы государства, для чего необходимо повторноеодобрение законопроекта квалифицированным большинством голосов. Отлагательноевето в руках президента президентской рес публики является мощным действенныморудием, с помощью которого глава исполнительной власти активно вмешивается взаконодательный процесс. Реальная сила вето в США настолько велика, чтопрезидентимеет возможность эффективно влиять на законодательный процесс посредствомодной лишь угрозы его применения. Глава государства в парламентарнойреспублике также наделенправом вето, но это немощное полномочие, бессильное орудие,применяемое крайнередко, да и то лишь по указанию правительства. 3.Выборочное вето. Обычно глава государства может одобрить илиопротестовать весь законопроект целиком, а не отдельные статьи его. Это создаетмассу неудобств, так как порою президенту или монарху приходится либо одобрятьзаконопроект с неугодными ему статьями, либо опротестовывать в целом приемлемыйзаконопроект из-за неугодных ему статей. Короче говоря, вето - оружие негибкое,так сказать, стратегическое. Этим иногда пользуются парламенты, включая вкрайне необходимые правительству законопроекты статьи, которые, будь онисформулированы в виде отдельного билля, были бы заведомо отвергнутыпрезидентом.Выборочное вето - явление довольно редкое. ВСША, например, этим правом пользуются лишь губернаторы некоторых штатов.Президент лишен такой возможности. 31. понятие и виды референдума. Референдум представляет собой институт непосредственной (прямой) демократии,процедура которого по ряду параметров весьма близка к процедуре выборов. И ввыборах, и в референдуме участвуют избиратели: весь избирательный корпус,если проводятся выборы общенациональные или общенациональный референдум,часть избирательного корпуса, если проводятся выборы федеральные (в субъектахфедерации) или федеральный референдум, или местные (муниципальные), еслиизбираются органы местного управления или проводится местный референдум.Основное отличие процедуры выборов от процедуры референдума состоит в объектеволеизъявления избирателей. При выборах таким объектом является кандидат вдепутаты или на какую-либо другую должность вне представительного учреждения(президент,вице-президент, губернатор штата, мэр и т.д.). При референдуме объектомволеизъявления является не человек (кандидат), а определенный вопрос, покоторому проводится референдум, -закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, какаялибо проблема,касающаяся международного статуса соответствующей страны, внутриполитическаяпроблема. Результаты выборов могут определяться как по мажоритарным, так и попропорциональным системам, а результаты референдума могут быть определенытолько на основе принципов мажоритаризма.Обычно подразделяют референдумы на общенациональные, проводимые впределах всей государственной территории, и местные, проводимые вотдельных субъектах федерации или административно-территориальных единицах.Общепринятым является деление референдумов на конституционные изаконодательные. Предметом конституционного референдума является либо проект новой конституции, либо конституционная реформа или поправкик конституции (Франция, Япония, Швейцария). Предметом законодательногореферендума может быть либо проект закона, либо уже вступивший в силу закон.В особую группу обычно выделяют консультационные референдумы, которыепроводятся с целью выяснения воли избирательного корпуса при решении важныхмеждународных вопросов (вступление в ООН Швейцарии, вступление в НАТО Испании,вступление в ЕЭС и дальнейшее пребывание в немВеликобритании).Референдумы подразделяют также на обязательные и факультативные. Кпервой группе относятся референдумы, необходимость проведения которыхпредусмотрена основным законом.В литературе выделяют и иные виды референдумов взависимости от времени их проведения, обязательной силы и иныхобстоятельств. 29. Характеристика, особенности и виды мажоритарной избирательной системы. Важное значение для функционирования политической системы в зарубежныхстранах имеют избирательные системы, отхарактера которых в значительной степени зависит состав центральных и местныхпредставительных учреждений, а такжеисход выборов должностных лиц - от президентов до муниципальных чиновников.Избирательная система представляет собой совокупность установленных закономправил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результатыголосования. Введение той либо иной избирательной системы всегда являетсярезультатом соотношения политических сил в обществе. Те избирательные системы,которые в основу определения результатов голосования кладут принципбольшинства, называются мажоритарными. Согласно правилам мажоритарнойизбирательной системы, избранным по избирательному округу считается тоткандидат или список кандидатов, который получил установленное большинствоголосов. Различают два основных вида мажоритарной системы: абсолютногобольшинства и относительного большинства. В соответствии с мажоритарнойсистемой абсолютного боль-шинства для избрания лица требуется абсолютное большинство поданных по округуголосов (50 % +1). Среди недостатков мажоритарной системы абсолютногобольшинства можно указать: 1) голоса, поданные за кандидатов, потерпевшихпоражение, пропадают; 2) она выгодна лишь крупным партиям; 3) онанерезультативна: в случае, если ни один кандидат не получит абсолютногобольшинства голосов или несколько кандидатов наберут их одинаковоеколичество, вопрос о получении мандата определенным депутатом не определен. Достоинство мажоритарной системы абсолютного большинства в том, что онапозволяет создать стабильное правительство. Недостаток: эта система не дает возможности установить соответствие междуподлинным удельным весом партий в политической жизни страны и их влиянием впарламенте. Одной из самых распространенных является мажоритарная система относительного большинства (США, Англия, Индия и т.д.). При этойразновидности мажоритарной системы избранным считается тот кандидат (или списоккандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников вотдельности, даже если он набрал меньше половины. Мажоритарная избирательнаясистема относительного большинства всегда результативна, так каккто-нибудь всегда набирает относительное большинство. Достоинство: впарламенте обычно бывает прочное большинство, что обеспечивает стабильностьправительства. Мажоритарная система относительного большинства получилараспространение потому, что она позволяет искусственно создавать стабильныеправительства и парламенты. Политическая жизнь зарубежных стран дает десяткипримеровнесоответствия между степенью массовости опоры политических партий и ихпредставительством в парламентах. На парламентских выборах 1983 года в Англииконсервативная партия, собрав 42,4 % голосов, получила 61 % мест в палатеобщин. Лейбористская партия соответственно 27,6% и 32 %, а Альянс ли





Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.