|
Г. Гантт – один из ближайших сподвижников ТейлораФ. Тейлор не был одинок в своей новаторской деятельности. Среди них в первую очередь следует выделить Генри Лоуренса Гантта62 (1861—1919), наиболее близкого ученика Тейлора, американского инженера, занимавшегося разработками в области методики премиальной оплаты, составившего карты-схемы для производственного планирования (получившие, кстати, его имя — так называемые гантт-схемы), а также внесшего вклад в разработку теории лидерства. В отличие от Тэйлора Гантт указывал на социальную ответственность бизнеса и менеджмента, имеющих широкие обязательства перед обществом. Этим объясняется его глубокий интерес к русской ре- волюции 1917 г., ее социальной и экономической философии. Известна система оплаты по Ган- тту, предусматривающая премии за высокую производительность, идеи распределения дохода 61 Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий исторический очерк. - М.Наука, 1973. с.54-55 62 Генри Лоуренс Гантт родился в преуспевающей мэрилэндской семье в 1961 году во время Американской Граждан- ской Войны. Его родители, Вирджил и Мэри Гантт симпатизировали Конфедерации. Отец Гантта успешно управлял своей плантацией, но после того, как президент Линкольн издал Декларацию о Независимости в сентябре 1962, его 69 рабов сбежали. В конце концов, дела Вирджила Гантта пришли в упадок, и его семья была вынуждена покинуть свою плантацию и переехать в Балтимор в поисках новой жизни. Из положения комфорта, безопасности и процветания Гантты были поставлены в положение чуть ли не бедности. Из-за своей глухоты Вирджил Гантт был не способен со- держать семью, и Мэри Гантт стала зарабатывать своей семье на жизнь до тех пор, пока их старшая дочь, Маргарет, не стала достаточно взрослой, чтобы помогать содержать семью, работая школьной учительницей. Мэри Гантт управ- ляла пансионом, сдавая меблированные комнаты со столом. Результатом таких драматических изменений в семье ста- ло то, что Генри Гантт ушёл из дома в возрасте 12 лет поступил в Школу МакДонагха, которая была учреждена неда- леко от Балтимора. Это была бесплатная фермерская школа для бедных мальчиков. Основным принципом функцио- нирования этой школы был принцип военной дисциплины. 48 равномерно и пропорционально факторам производства, изъятие сверхприбыли у монополий в пользу общества или благотворительности деловых компаний, что выдает влияние, которое ока- зала на Гантта квакерская традиция. Демократические взгляды на власть и мир труда стали при- чиной натянутых отношений между Ганттом и Тэйлором и его отчуждения от людей бизнеса. Дисциплина и тренировка для тяжёлой упорной работы, которую Гантт получил в этой школе, осталась с ним на всю жизнь. Гантт имел успех в школе МакДонагха и получил право учиться в университете Джона Хопкинса. Он продолжал жить в школе, а в университет ездил каж- дый день на пригородных послах. Закончив университет в 1880 г., он провёл 3 года в Школе Мак- Донагха, преподавая естественные науки и физику. Затем он возобновил свою учёбу, на этот раз в Технологическом Институте Стивенса. Гантт поступил туда в 1983 году, специализировался в физике и электричестве, и закончил со специальностью инженер-механик в 1884 году. Закончив Стивенс, Гантт вернулся в Балтимор и провёл 2 года в качестве чертёжника в фирме «Пул и Хант», занимавшейся чёрными металлами. Гантт, в отличие от Тейлора, интересовался уже не отдельными операциями и движения- ми, а производственными процессами в целом. Он объяснял низкую производительность тем фактом, что задачи и методы их решения формулируются на основе того, что сделано ранее, или чьего-нибудь мнения относительно того, как выполнять работу. Философию менеджмента Гантта можно охарактеризовать его собственными словами: «Основные различия между наилучшей се- годняшней и прежней системами состоят в способах планирования и распределения задач, а также способах распределения поощрений за их выполнение»63. Следуя этому принципу, Гантт поставил цель усовершенствовать механизмы функционирования предприятий путем обновления систем формулирования задач и распределения поощрений и премий. Его перу принадлежат книги «Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919). Работы Гантта характеризует сознание веду- щей роли человеческого фактора в промышленности и убеждение в том, что рабочему человеку должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существова- ния, но и состояние удовлетворенности. Он писал: «Все, что мы предпринимаем, должно нахо- диться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направ- лять их развитие»64. Гантт полагал, что этот идеал может быть достигнут путем постановки перед каждым рабочим конкретной производственной задачи с перспективой получения премии за ее своевременное и точное исполнение. Уже в 1901 г. Гантт разработал первую премиальную сис- тему оплаты досрочного и качественного выполнения производственных заданий. С ее внедре- нием на ряде предприятий производительность труда на них возросла более чем вдвое. В статье «Обучение рабочих навыкам промышленного труда и сотрудничества» (1908) Гантт отмечал, что с формированием навыков индустриального труда задача приобретения зна- ний и квалификации существенно упрощается. Если рабочих систематически обучать навыкам промышленного труда, то становится возможным не только совершенствовать их производитель- ные способности, но и развивать эффективную систему кооперации между рабочими и приказчи- ками. В книге «Организация труда» Гантт развивал мысли и относительно социальной ответст- венности бизнеса. Ход его рассуждений вкратце таков: общество нуждается в услугах и товарах вне зависимости от того, кому достанется прибыль от их продажи, поскольку от товарной массы зависит само его существование; бизнесмены утверждают, что для них более важна прибыль, а не отдача обществу; однако в глазах общества, помимо тех услуг и товаров, которые они ему предоставляют, предприниматели не имеют никакого иного основания для существования. По- этому «система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя преж- де всего служению обществу, в противном случае общество в конечном счете предпримет попыт- ку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими собственными интереса- ми»65. Гантт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятий; он разработал целую систему плановых графиков – гантт-карты, позволивших благодаря их высокой информативности осуществлять контроль за за- 63 История менеджмента: Учебное пособие/Под ред. Д.В.Валового. - М.:ИНФРА, 1997,с. 174 64 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., Изд-во МГУ, 1991., с.53-54. 65 Там же с. 54 49 планированным и составлять календарные планы на будущее. Эти графики представляют собой краткий перечень запланированных на определенные отрезки времени работ. Графики базируют- ся на затрачиваемом времени в большей степени, чем на выпускаемом объеме 66. На многих предприятиях и в настоящее время применяют диаграммы Гантта в качестве важного инструмен- та формулирования и постановки задач. Гантт подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности и высказывал убеждение, что рабочему должна быть предоставлена возможность обрести в своем труде не только источник существования, но и источник удовлетворенности. Но Гантт известен не только своей диаграммой, а также первым кто говорил о социальной ответственности бизнеса 67. В 1886 году Гантт, перед тем, как присоединиться к Мидвейл Стил в 1887 году, ещё раз вернулся в Школу МакДонагха, на этот раз в качестве инструктора трудового обучения. В то вре- мя, когда Гантт прибыл в Мидвейл Стил в качестве помощника в отделении инженерии, Ф. Тейлор был уже главным инженером завода. В 1888 году Гантт был избран членом Американского Обще- ства Инженеров-механиков, а также он стал ассистентом Тейлора. По словам Урвика и Бреха, Гантт «был больше вовлечён в работу по выявлению более экономичных методов работы ма- шинного оборудования, чем в техническую работу» 68. Очень разные Гантт и Тейлор нашли друг друга, что выразилось в рабочих отношениях, которые длились несколько лет и включали в себя работу над экспериментами в металлургии, а так же разработку принципов научного менеджмен- та. Как пишет Уорен, это было так: «На идеи Гантта большое влияние оказал Тейлор, подобные Тейлору элементы были в ранних работах Гантта. Выделение важности между трудом и управле- нием, научный отбор работников, побудительная система, призванная улучшить производитель- ность, детализированные инструкции по выполняемой работе и другие концепции были отражены в работах Гантта». 69. Однако Гантт добавил в работы Тейлора больше внимания к человеческой психологии и занимался больше методом, чем противоположным методу делу - измерением. Подобно Тейлору, Гантт был практическим изобретателем, и за время с 1901 по 1904 годы они вдвоем воплотили в жизнь шесть совместных изобретений, которые касались установки контрольных температур при закаливании металлических изделий труда. Гантт также сотрудничал с Тейлором и Карпом Бар- том при разработке логарифмической линейки, которая была запатентована в 1904 году. Самым значительным его изобретением было изобретение, касающееся разработки лекала стальных слитков, которое уменьшили их ломкость, что снижало затраты. Асфорд прокомментировал это так: к 1934 году примерно 25%, и вероятно, почти 50% всех стальных слитков в США отливалось по лекалу, разработанному Ганттом. Оба, Тейлор и Гантт, были уволены из Бетлехем Стил в 1901 году. С этого времени Гантт, по словам его биографа, "начал настоящую работу своей жизни в качестве консультанта по со- временному промышленному менеджменту." В 1901 году Гантт прочитал свою работу в амери- канском обществе инженеров-механиков, а именно «Премиальная Система Оплаты Труда», кото- рая явилась основой для его книги «Труд, Зарплата и Доход», опубликованной в 1913 году. Затем он читает следующую свою работу в 1903 году, на этот раз связанную с карта-схемовым изобра- жением потока продукции, названную «Графический Ежедневный Баланс в Производстве», ко- торая позже была разработана в «Диаграмму Гантта». Помимо этого он предпринял несколько проектов в «Америкэн Локомотив Кампани», «Бриггон Миле», «Вильяме Бразерс», в компании Портлэнд и Тейбор Маньюфэкчеринг, устанавливая систему менеджмента Тейлора, как он при- нял ее в Мидвейл, Симондэ и Бетлехем, но с добавлением своих методов «задание – и - возна- граждение» и процедурой представления графического ежедневного баланса. В 1904 он стал первым «экспертом по эффективности», работающим на текстильной фабрике в то время, когда по рекомендации Тейлора он выполнял задание в «Сэйлс Бличериз», «Сэйлисвилл» и «Ро- уд Айлэнд»70. 66 http://westrek.hypermart.net/scientific/ scientific 04.htm 67 http://www.inst-mgt.org.uk/ 68John Sheldrake. Management Theory: from Teylorism to Japanization. – Boston, International Business Press, 1996, p.36 69 Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. – М., Изд-во МГУ, 1991., с.54. 70 Дункан У.Джек. Основополагающие идеи в менеджменте, с.27-38. 50 Гантт также реорганизовал завод («Сэйлс»), чтобы разбить «вдребезги» неформальный контроль, производимый начальниками цехов. Сопротивление изменениям, вводимых им, в конце концов привело к забастовке в одном из отделов, которая распространилась так, что привела к остановке всего завода. Гантт отреагировал на это путем внедрения новой рабочей силы, вклю- чая мастера, который был тренирован и применен на заводе для того, чтобы производство могло восстановиться. Это подтолкнуло его написать следующую работу «Тренировка Рабочей Силы в Промыш- ленности», которую он прочитал в американском обществе инженеров-механиков в декабре 1908 года. Позже Гантт отнесет свою рукопись Тейлору, чтобы тот выразил свое мнение о том, следует ли Гантту печатать эту работу. Несмотря на то, что мнение о работе у Тейлора сложилось нега- тивное, Гантт решил не обращать на это внимание и напечатать ее, что послужило причиной окончательного разрыва между ними. Позже Гантт изложил свои взгляды в работе «Современные методы тренировки и подготовки», которая была написана в 1915 году. Во время войны Гантт полностью разработал свою «Диаграмму Гантта». Его заданием ко- ординации работы различных заводов и отделов, вовлеченных в войну, помогло ему разработать бар-схему для тщательного планирования. Гантт использовал свои диаграммы (картосхемы) для того, чтобы графически отразить в большей степени время, чем объем производства, что давало возможность менеджеру отобразить прогресс в работе проекта и принять соответствующие меры в случае отставания от плана. Гантт говорил, что принципы, на которых базируются его методы использования диаграмм, легко понять. Первый принцип: Все действия могут быть измерены количеством времени, требуемым для их выполнения. Второй принцип: Место, представляющее время, затрачиваемое на одну операцию, на диаграмме можно выделить так, чтобы отразить также и количество действий, которые должны быть сделаны за этот промежуток времени. Если понять и запомнить два этих принципа, то вся система становится понятной - она предлагает универсальное средство изображения на диаграмме всех видов действий, общим из- мерителем которых является время. В 1916 году он сформировал организацию, названную «Новая Машина», членами которой стали инженеры и другие представители, неравнодушные к поиску причин ограниченной промыш- ленной демократии. Эта диаграмма не была никогда запатентована, и после смерти Гантта в 1919 году Уоллес Кларк - один из членов консалтинговой фирмы Гантта - развил идею Диаграммы Гантта, назвав ее в своей работе «Рабочий Инструмент Менеджмента», которая была опубликована в 1922 году. Эта книга сделала очень много для международного распространения и принятия практических аспектов работы Гантта. По словам Уорена, эта книга «была переведена на 8 языков, явившись основой для русского централизованного планирования (пятилетки), стала для всего мира графи- ческим средством планирования и контроля работы. Все последующие диаграммы и схемы кон- троля за производством брали за основу работу Гантта71. 71 Там же, с.40 51 Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|