Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Отечественная педагогическая наука после второй мировой войны.





Идеологизация и политизация педагогической науки, начавшиеся в первые годы советской власти в России продолжали развиваться и в послевоенные годы.

Большое внимание в послевоенный период уделялось со­зданию обобщающих педагогических трудов. К ним можно отнести работы Николая Кирилловича Гончарова (1896—1955) «Основы педагогики» и «Вопросы педагогики», работы Ива­на Андреевича Каирова (1893—1978) «Современные пробле­мы педагогической науки и роль научных исследований», его учебник «Педагогика», первое издание которого вышло еще в предвоенные годы, книга Ф.Ф. Королева и В.Е. Гмурмана «Общие основы педагогики», «Школоведение» под редак­цией А.Н. Волковского, учебники по педагогике И.Т. Огородникова, Т.А. Ильиной и многие другие труды, пополнив­шие фонд педагогической литературы. Значение этих работзаключалось в том, что в них сис­тематизировалось все то, что было накоплено советской педагогичес­кой наукой в предыдущий период. В области дидактики широкую из­вестность получили работы, система­тизировавшие педагогические пред­ставления о содержании и процессе обучения и образования. Вышли в свет такие капитальные труды, как «Ди­дактика» Михаила Александровича Да­нилова (1899—1973) и Бориса Петро­вича Есипова (1894—1967), «Дидакти­ка» под редакцией Б.П. Есипова и его книга «Самостоятельная работа уча­щихся на уроках»; такие работы Ми­хаила Николаевича Скаткина (1900— 1991), как «Совершенствование про­цесса обучения», «Дидактика средней школы» и «Проблемы современной дидактики». Эти и многие другие работы оказали существенное влияние на развитие педа­гогики в нашей стране. На их основе создавалась учебная литература, намечались программы дальнейших научных исследова­ний, получили теоретический фундамент разработки в области частных методик преподавания различных предметов.

Нельзя не обратить внимания на возросший в послевоен­ные годы интерес к истории педагогики и школы. Особое зна­чение в это время имело создание серии книг по истории пе­дагогики, охвативших временной период от древнейших вре­мен до середины 80-х гг. XX в. Стремление составить наиболее пол­ное представление о процессе раз­вития школы и педагогики отвечало общей тенденции развития россий­ской педагогической науки в после­военный период. В отличие от анало­гичных работ предвоенного периода нельзя не отметить фундаментально­сти и тщательности в решении на­учных задач.

Не менее значимым событием был выход в свет серии «Антологий педа­гогической мысли народов СССР» (1985— 1990) с древнейших времен до начала XX в., включивших в себя наиболее важные произведения отечественных педагогов, мыслителей и уникальные документы.

В послевоенный период российс­кими педагогами была проведена ко­лоссальная работа по сохранению пе­дагогического наследия прошлого. Впервые вышли в свет собрания со­чинений К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, С.Т. Шацкого, А.С. Макарен­ко и др.

В серии «Педагогическая библио­тека» были изданы избранные тру­ды Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева, В.И. Водовозова, П. П. Блонского и многих других за­рубежных и отечественных педагогов.

В послевоенный период российскими педагогами был прове­ден ряд серьезных исследований в области истории школы и педагогики. На их основе в 50—70-е гг. были опубликованы такие книги, как «Очерки по истории средней школы» Николая Алек­сандровича Константинова (1894—1958), «Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX века» Шолома Израилевича Ганелин (1894—1974), «Основы и система дидакти­ки К.Д. Ушинского» Василия Яковлевича Струминского (1880— 1967), «Очерки по истории начального образования в России» НА. Константинова и В.Я. Струминского и др.

После второй мировой войны в России внимание ученых привлек проблемный подход к историко-педагогическим исследованиям. Про­блемный подход в отличие от био­графического, сводившегося чаще всего к пересказу педагогических взглядов отдельных педагогов, мыс­лителей, а то и просто обществен­ных деятелей и частных лиц, потре­бовал от исследователей целостного анализа научных проблем. Результа­ты такого исследования имеют не­сравнимо более высокую научную значимость. Можно назвать такие ра­боты, как «Теория и практика тру­довой школы в Германии» А.И. Пискунова, «Трудовое обучение в Анг­лии» К.И. Салимовой, «Школа и пе­дагогика США до Второй мировой войны» Л.Н. Гончарова, «Теория образования в России начала XX века» С.Ф. Егорова и большое количество диссертационных исследований проблемного характера.

В российской педагогике второй половины XX в. разрабатывались и новые для данного периода пробле­мы. Так, широкое распространение приобрели исследования в области развивающего и воспитывающего обучения. Идея совершенствования обучения как средства воспитания и развития ребенка давно вошла в число наиболее распространенных в педагогике, но в нашей стране она приобрела новое звучание применительно к дидактике начальной школы. Такие работы, как «Наглядность и активизация учащихся в обучении» Леонида Владимировича Занкова (1901—1977), «Психология обучения младшего школь­ника» Данила Борисовича Эльконина (1904—1984), «Проблемы развивающего обучения» Василия Васильевича Давыдова (1930— 1999), продолжают оставаться актуальными и пользуются по­пулярностью как у исследователей, так и у педагогов-практи­ков. В них были раскрыты психолого-педагогические законо­мерности влияния процесса обучения на развитие и воспитание личности, предложены и обоснованы подходы к отбору содер­жания и организации полноценного обучения младших школьников.

В педагогике послевоенного пе­риода имели место исследования в области проблемного и программи­рованного обучения. В 60—70-х гг. пользовались популярностью такие работы, как «Проблемное обуче­ние» И.Я. Лернера, «Проблемное обучение. Основные вопросы тео­рии» М.И. Махмугова, «Теоретичес­кие проблемы программированно­го обучения» Н.Ф. Талызиной и др. Следует заметить, что при ис­пользовании педагогической литера­туры советского периода, включая Д.Б. Эльконин его послевоенный этап, необходимо еще раз напомнить о ее крайней политизированности и идеологизированности, что находило отражение, как в отборе фактического материа­ла, так и в его интерпретациях. Мно­гие оценочные суждения, трактов­ки причинно-следственных связей явлений, определения, термины и т.д. могут быть сильно искажены и не соответствовать более поздним представлениям.

На рубеже веков сложно не толь­ко оценить, но и просто перечис­лить течения, наметившиеся в оте­чественной педагогике в последнем десятилетии XX в. Проблема заключается в том, что эти на­правления развития педагогики только начали формировать­ся, и говорить об их особенностях пока рано. Но процесс этот продолжается с нарастающей силой. Логика развития педаго­гической науки в России в XXI в., скорее всего, будет совпа­дать с той, которая займет превалирующее положение в мире. Общие устремления к миру, гуманности и открытости, несомненно, повлияют на цели воспитания, его теорию и практику. Педагогика накопила немалый научный потенциал, ко­торый необходимо использовать как в дальнейших исследо­ваниях, так и в практике обучения и воспитания. Образова­ние как важное направление социальной деятельности чело­века, воспитание и обучение как профессиональная деятельность специалистов требуют развития научных основ.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.