Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







III. Методические рекомендации по проведению семинарских занятий





Семинар— один из наиболее сложных и в то же время плодо-творных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы — семинар — один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной проблемы или отрасли научного знания. Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки.

При условии соблюдения требований методики их проведения семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям коллег и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, приучают студентов свободно оперировать терминологией, понятиями и категориями; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на лекциях; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Как и в учебном процессе в целом, основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.

Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержанием, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами изучаемой дисциплины еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности. Сказанное не исключает возможности других форм контроля, например, индивидуальных собеседований.

Выделяют три типа семинаров, принятых в университетах: 1) семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса, 2) семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы, 3) спецсеминар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.

При разработке методики семинарских занятии важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.

Как правило, семинару предшествует лекция по той же теме. Можно предложить и иную последовательность: изучение темы начинать с 15—20-минутной лекции, раскрывающей проблематику темы и методику работы над ней; затем, после самостоятельной работы студентов, проводить семинар; завершать работу над темой лекцией, в которой бы освещались вопросы, слабо усвоенные студентами, и новые проблемы науки.

Для эффективности семинара большое значение имеет еще одна сторона ее взаимосвязи с лекцией. Лектор дает план лекции, рекомендует литературу. Методически возможно подчеркнуть связь между лекцией и семинаром: назвать несколько вопросов, представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которые за недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых есть возможность подробно поговорить на предстоящем семинаре. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.

Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:

· от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;

· от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;

· от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

Избранная форма семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций.

 


Iv.Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента

 

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия – 18 часов, семинарские занятия – 18 часов, 2 контрольные формы (включая написание контрольных работ и тестирование), самостоятельная работа студентов 72 часа.

Вид работы Содержание (перечень вопросов) Трудоемкость самостоятел-ной работы (в часах) Рекомендации
Подготовка к лекции № 1 (Тема 1 «Зарождение и формирование управленческой мысли») Управление в Древних цивилизациях. Развитие управленческой мысли в эпоху феодализма. Формирование взглядов на управление в эпоху становления и развития индустриального общества.   Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., Академический Проект, 2000, с.9-76.
Подготовка к семинару № 1 (Тема 1) Обсудить периодизацию развития управленческой мысли. Рассмотреть особенности развития управления доцивилизационного периода. Проанализировать особенности управления в древних цивилизациях. Рассмотреть особенности управленческой мысли эпохи феодализма. Выявить основные особенности ранних учений менеджмента (Дж.Стюарта, А.Смита, Р.Оуэна и др.).   См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к лекции № 2 (тема 2 «Исследование проблем производственного менеджмента в трудах представителей школы научного управления») Формирование научного подхода в управлении производством. Возникновение и развитие школы научного управления.   Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., Академический Проект, 2000, с.77-148.
Подготовка к семинару № 2 (Тема 2) Проанализировать основные причины возникновения тейлоризма и его сущность. Выявить сущность «фордизма». Дать характеристику основным идеям Г.Л.Гантта. Дать характеристику основным идеям Ф. и Л. Гилбретов. Выявить сущность подхода к управлению. Г.Эмерсона. 5 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к лекции № 3 (Тема 3 «Исследование функций и принципов управления представителями административной школы управления») Формирование и развитие классической (или административной) школы в управлении   Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., Академический Проект, 2000, с.149-190.
Подготовка к семинару 3 (Тема 3) Обсудить социально-экономические основы формирования административной школы менеджмента. Проанализировать основные причины возникновения файолизма и его сущность. Комплексно оценить три идеальных вида власти М.Вебера. Проанализировать основные взгляды на управление М.Вебера. Дать сравнительный анализ взглядов Л.Урвика и Дж.Муни. 5 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к лекции № 4 (тема 4 «Проблемы мотивации персонала и лидерства в организации в рамках школ «человеческих отношений» и поведенческих наук»)     Формирование и развитие школы человеческих отношений и поведенческих наук. 5 Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., Академический Проект, 2000, с.244-316.
Подготовка к семинару 4 (Тема 4) Проанализировать основные причины возникновения школы «человеческих отношений». Раскрыть основную проблематику школы «человеческих отношений». Обсудить основную проблематику школы поведенческих наук. 5 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к лекциям 5 6, 7, 8 (тема 5 «Современные подходы и теории управления») Обсудить социально-экономические основы формирования современных подходов к управлению. 23 Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., Академический Проект, 2000, с. 299-328.  
Подготовка к семинару 5 (Тема 5) Обсудить социально-экономические основы формирования современных подходов к управлению. Проанализировать проблематику количественной школы управления. Проанализировать особенности процессного подхода к управлению 5 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к семинару 6 (Тема 5) Обсудить теорию общих систем Л. фон Берталанфи, работы А.А.Богданова. Рассмотреть основные положения кибернетики Н.Винера. Обсудить основы теории информации. Рассмотреть Взгляды Т.Питрса, Р.Уотермана, Р.Паскаля, Э.Атоса на управление. Модель «Маккинси 7 С. 5 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к семинару 7 (Тема 5) Рассмотреть взгляды на управление П.Ф.Друкера.   8 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к семинару 8 (Тема 5) Обсудить исследования условий применения различных типов организационных структур в различных условиях Рассмотреть методологии подбора способов управления персоналом для достижения целей организации с элементами ситуационного подхода 5 См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Подготовка к лекции 9 (тема 6 «Развитие теории и практики управления в России»)   Формирование современных подходов и теорий управления 4 Кравченко А.И. История менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М., Академический Проект, 2000, с. 191-243.
Подготовка к семинару 9 (Тема 6) Обсудить особенности управленческой мысли России 1920-30 гг. Рассмотреть развитие теоретических основ организации управления 1930-х – 1940-х гг. Проанализировать взгляды на управление в 50-х 60-х годах ХХ века. Обсудить особенности современного период развития управления в России.     См. описание семинара в Плане семинарских занятий
Итого по дисциплине   72  
         

 

 


Система текущего и итогового контроля знаний студентов

 

В ходе изучения дисциплины учебным планом предусмотрены следующие формы контроля знаний студентов: две контрольные формы (написание контрольной работы и анализ монографии) итоговая аттестация – экзамен

 

№ п/п Дисциплина Форма контроля Сроки отчетности Шкала оценок (баллы)
1. История Управленческой мысли Анализ монографии 6 неделя До 10
Результаты работы на семинарских занятиях в течение семестра В течении семестра До 45 баллов
Написание контрольной рабты   До 5
Итоговая письменная работа (тест) 17 неделя До 40
Студент аттестуется по дисциплине и получает положительную оценку в случае, если он набирает за семестр от 60 до 74 баллов, что соответствует итоговой оценке «удовлетворительно». Количество набранных баллов от 75 до 90 соответствует оценке – «хорошо», от 91 до 100 баллов – оценке «отлично».

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.