Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ АМОРТИЗИРУЕМОГО ИМУЩЕСТВА





 

Учет начисленной линейным методом амортизации ведется по каждому объекту амортизируемого имущества (абз. 2 ст. 323 НК РФ). Амортизация, которая начисляется нелинейным методом, учитывается по каждой амортизационной группе (подгруппе) (ст. 259.2, абз. 2 ст. 323 НК РФ).

Помимо этого в отношении каждого объекта амортизируемого имущества вам необходимо вести аналитический учет, в котором должна содержаться информация (ст. 323 НК РФ):

- о первоначальной стоимости амортизируемого имущества;

- изменениях первоначальной стоимости таких основных средств при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации;

- принятых организацией сроках полезного использования амортизируемого имущества;

- сумме начисленной амортизации с даты начала ее начисления до конца месяца, в котором амортизируемое имущество реализовано (выбыло), - для объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом;

- сумме начисленной амортизации и суммарном балансе каждой амортизационной группы и подгруппы (при применении нелинейного метода начисления амортизации);

- остаточной стоимости (определенной на основании п. 1 ст. 257 НК РФ) объектов амортизируемого имущества, входящих в амортизационные группы (подгруппы), - при их выбытии;

- цене реализации амортизируемого имущества исходя из условий договора купли-продажи;

- дате приобретения и дате реализации (выбытия) имущества;

- дате передачи имущества в эксплуатацию, дате исключения из состава амортизируемого имущества по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 256 НК РФ, дате расконсервации имущества, дате окончания договора безвозмездного пользования, дате завершения работ по реконструкции, дате модернизации;

- понесенных расходах, связанных с реализацией (выбытием) амортизируемого имущества, а также расходах по хранению, обслуживанию и транспортировке реализованного (выбывшего) имущества.

 

ГЛАВА 12. РАСХОДЫ НА СОЗДАНИЕ РЕЗЕРВОВ

 

Налогоплательщику, применяющему метод начисления, Налоговый кодекс РФ разрешает создавать ряд резервов, отчисления в которые включаются в состав расходов.

Цель формирования таких резервов - постепенное и равномерное накопление средств на покрытие определенных видов затрат. Таким образом, при создании резерва организация в течение отчетных (налогового) периодов включает в расходы отчисления в соответствующий резерв. А при возникновении фактических затрат, в отношении которых был создан резерв, размер отчислений может корректироваться.

По правилам гл. 25 НК РФ организация, в частности, может формировать следующие виды резервов:

- по сомнительным долгам;

- на оплату отпусков;

- на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год;

- на ремонт основных средств;

- по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию.

Перечисленные резервы имеют много общего. Например, в отношении любого из них справедливы такие утверждения:

- создание резерва - это право, а не обязанность организации;

- если резерв сформирован, соответствующие затраты можно списывать только за счет этого резерва.

Решение о создании резерва нужно закрепить в учетной политике.

В то же время каждый резерв уникален тем, что формируется по особым, свойственным только ему правилам.

Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:

разд. 12.1. Резерв по сомнительным долгам >>>

разд. 12.2. Резерв на оплату отпусков >>>

разд. 12.3. Резерв на ремонт основных средств >>>

разд. 12.4. Резерв на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание >>>

разд. 12.5. Резерв предстоящих расходов на НИОКР >>>

 

РЕЗЕРВ ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ

 

Резерв по сомнительным долгам призван помочь тем организациям, которые стремятся обезопасить себя от партнеров, ненадежных в плане своевременности расчетов.

Имея такой резерв, вы сможете равномерно учитывать затраты, которые возникают в связи с необходимостью списания не погашенной вовремя дебиторской задолженности.

Отметим, что в 2011 г. формирование в бухгалтерском учете резерва по сомнительным долгам стало обязательным (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н).

Ранее организации могли создавать такой резерв в бухгалтерском учете по собственному усмотрению (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации). Поэтому до 2011 г. резерв для целей налога на прибыль можно было создавать независимо от его наличия в бухучете (Письма Минфина России от 16.05.2011 N 03-03-06/1/295, УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 20-12/031921). Это подтверждают и арбитражные суды (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2008 N А56-12719/2007).

 

Примечание

О практике арбитражных судов по данному вопросу также вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

Решение о создании резерва по сомнительным долгам рекомендуем вам закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

В то же время отметим, что в отношении такого вида резерва ст. 266 НК РФ не устанавливает требования отражать его создание в данном документе (в отличие от других видов резервов). Поэтому при соблюдении всех иных правил ст. 266 НК РФ суды признают правомерным создание и использование резерва и без указания на это в учетной политике (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 03.07.2008 N А56-12980/2007 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 12.11.2008 N 14387/08), ФАС Волго-Вятского округа от 19.03.2008 N А79-3573/2007).

 

Примечание

Подробнее о практике арбитражных судов по данному вопросу вы можете узнать в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

 

Однако, чтобы избежать споров с контролирующими органами, советуем все же предусмотреть возможность и порядок формирования резерва в учетной политике.

К примеру, вы вправе установить, что резерв по сомнительным долгам может быть создан, если неоплаченная дебиторская задолженность на конец отчетного (налогового) периода превысит определенную величину. В такой ситуации может быть принято решение о формировании резерва со следующего отчетного (налогового) периода.

Далее мы рассмотрим подробнее порядок создания и использования резерва по сомнительным долгам.

Быстро перейти к нужному разделу вы можете по следующим ссылкам:

разд. 12.1.1. Порядок создания резерва по сомнительным долгам. Расчет отчислений в резерв >>>

разд. 12.1.2. Списание расходов (безнадежных долгов) за счет резерва по сомнительным долгам >>>

разд. 12.1.3. Перенос остатка резерва по сомнительным долгам на следующие периоды. Корректировка резерва >>>

разд. 12.1.4. Учет расходов при недостатке резерва по сомнительным долгам >>>

 

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ РЕЗЕРВА

ПО СОМНИТЕЛЬНЫМ ДОЛГАМ.

РАСЧЕТ ОТЧИСЛЕНИЙ В РЕЗЕРВ

 

Если затраты на списание просроченных долгов вы решили накапливать путем формирования резерва по сомнительным долгам, то вам необходимо произвести следующие действия (п. 4 ст. 266 НК РФ).

1. На последнее число отчетного (налогового) периода провести инвентаризацию дебиторской задолженности.

Для оформления результатов такой инвентаризации вы можете использовать Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (унифицированную форму ИНВ-17, утвержденную Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88).

Из данной дебиторской задолженности необходимо выделить те долги, которые являются сомнительными согласно п. 1 ст. 266 НК РФ. Именно они будут участвовать в формировании резерва.

Сомнительным долгом признается любая задолженность, которая возникла в связи с реализацией товаров (выполнением работ, оказанием услуг), если она не погашена в сроки, установленные договором, не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

 

Примечание

Подробнее о том, какие долги относятся к сомнительным и в какой сумме они учитываются при создании резерва, вы можете узнать в разд. 12.1.1.1 "Какие долги считаются сомнительными" и разд. 12.1.1.2 "В каком размере задолженность признается сомнительным долгом. Включение НДС в размер сомнительного долга".

 

2. По каждому сомнительному долгу определить процент отчислений в резерв и рассчитать общую расчетную сумму отчислений (РСО) с учетом следующих требований.

 

Срок возникновения сомнительного долга Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга
Более 90 календарных дней  
От 45 до 90 календарных дней (включительно)  
Менее 45 календарных дней  

 

3. Определить предельную сумму отчислений в резерв (ПСО).

Для этого можно использовать формулу:

 

ПСО = В x 10%,

 

где В - сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученная по итогам отчетного (налогового) периода.

Отметим, что вы можете создать резерв и в меньшем размере, чем 10% выручки отчетного (налогового) периода. Этого Налоговый кодекс РФ не запрещает (см. Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 25.10.2004 N Ф08-5008/2004-1902А). Такое решение может быть целесообразно в ситуациях, когда отчисления в резерв по общему нормативу в 10% приведут к получению убытка или нулевого финансового результата (например, при высокой выручке, но небольшой прибыли). Свой норматив следует указать в учетной политике для целей налогообложения.

4. Сравнить расчетную сумму отчислений (РСО) и предельную сумму отчислений (ПСО), т.е. результаты действий (2) и (3).

Если по результатам сравнения окажется, что РСО > или = ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая ПСО.

Если же по результатам сравнения окажется, что РСО < ПСО, в резерв включается сумма отчислений, соответствующая РСО.

Определенная таким образом сумма отчислений (результат действия (4)) включается в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266, пп. 7 п. 1 ст. 265, пп. 2 п. 7 ст. 272 НК РФ).

При формировании резерва по сомнительным долгам важно помнить, что правила его создания в налоговом и бухгалтерском учете отличаются.

Так, п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, который регламентирует порядок создания резерва в бухучете, в отличие от ст. 266 НК РФ, не предусматривает ограничений ни по величине создаваемого резерва, ни по сроку возникновения сомнительного долга.

Поэтому если в вашей ситуации такие ограничения действуют (у вас есть долги со сроком возникновения менее 90 календарных дней и (или) расчетная величина отчислений в резерв превышает 10% суммы выручки от реализации), то в бухучете у вас будут возникать вычитаемые временные разницы, которые приводят к образованию отложенного налогового актива (п. п. 8, 11, 14 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н).

 

ПРИМЕР







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.