Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







WORK EXPERIENCE OF NARCOLOGICAL REHABILITATIVE CENTER IN TOMSK





Prohor A.N., Krasnyatova J.A., Chernyavskaya E.V.,

Tomsk District Addictological Dispensary

 

Summary: Our medical investigation has described dynamic supervision of drug users under rehabilitation in Tomsk District Addictological Dispensary. In the given therapy, the traditional treatment methods, psychotherapy approaches and mental practices have been used. This allows us to decrease the duration of clinical picture of withdrawal.

Key words: drug users, rehabilitation, mental practices

 

Интенсивный рост заболеваемости молодежи наркоманией в последние годы, трудности социально-бытовой и профессиональной реабилитации этой категории больных выдвигают задачу поиска новых путей выхода из катастрофы, как одну из актуальнейших медико-социальных проблем (Иванец Н.И. с соавт., 1997, 2002; Короленко Ц.П.,2001; Семке В.Я., 1999, 2002; Чуркин А.А., Творогова Н.А., 1999; Валентик Ю.В., 2002; Кошкина Е.А., 2004; Бохан Н.А., 2004; Powell J., 1993). Социальная и личностная дезадаптация в обществе выражена не только у самого контингента больных, но и членов их семей, прежде всего родителей — проявление созависимости (Сирота Н.А 2003).

С появлением наркотиков, по данным РСФСР, за последние 3 года погибло 60% молодых людей в возрасте от 20 до 29 лет, из них уровень самоубийств среди подростков в 4 раза превышает критический. Это обусловлено тем, что многие начинают употреблять табак, алкоголь и наркотики с детства. Слабое здоровье населения усугубляется токсичной и некачественной алкогольной продукцией с одной стороны, сочетанное употребление их с медицинскими средствами с другой стороны (Мандель А.И., 1999).

Наркологические клиники и диспансеры оказывают непосредственную медицинскую помощь больным, как правило, с хроническими и тяжелыми формами заболевания. Осложнения сопутствующих хронических заболеваний (гепатиты, заболевания почек и т.д.), зачастую являются причиной коротких ремиссий (Молькина Л.Г., 2002). Столь позднее обращение объясняется тем, что употребляющий алкоголь или наркотики человек ходил на работу, числился в школе или училище и подпитывал иллюзию своего социального благополучия обещаниями бросить пить и употреблять наркотики, а родственники ему охотно верили и стеснялись афишировать свои «семейные» проблемы, опасаясь огласки.

Очевидным становится тот факт, что нынешнее молодое поколение переживает кризисную социально-психологическую ситуацию (Прядухин Ю.В., 2001). Разрушены прежние стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно, часто под влиянием негативных фильмов, литературы, телевизионных программ. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный жизненный стиль.

Отсутствие навыков культурного досуга, возможность проводить его без праздничного стола постепенно ушло из жизни. Любой семейный праздник и выходные сопровождаются принятием спиртных напитков. И эта национальная традиция неуклонно ведет к снижению количества населения в области и увеличению нервно-психических заболеваний, а также бытового травматизма (Короленко Ц.П. с соавт., 2001).

Из средств массовой информации уже многие знают о том, что проблема зависимости не проходит сама по себе, что человек не в состоянии с ней справиться без квалифицированной помощи. Профессиональное сообщество рассматривает зависимость от наркотиков и других ПАВ как био - психо - социальное заболевание, которое поражает тело, ум и душу. Биологическую предрасположенность больной получает в наследство от родителей алкоголиков, впитывая атмосферу, стиль и образ жизни семьи (Прядухин Ю.И., 2001).

Процесс вовлечения в употребление алкоголя и наркотиков детей в возрасте до 14 лет проходит для родителей незаметно, так как дети тщательно скрывают употребление. По мере нарастания у несовершеннолетних психических и соматических изменений и вовлечение их в криминальные действия у родителей формируется новый тип отношений, проявляющийся в самозащитных реакциях протеста, осуждения, отторжения, санкциях (применение наказания) или недооценкой серьезности проблемы. В этих случаях происходит перенос вины на самого ребенка. За редким исключением, в начальный период употребления ПАВ пациентом, семьи обращаются за помощью к специалистам, однако, как правило, осознание болезни и необходимость принять психологическую помощь, чтобы помочь пациенту, находящемуся на пути выздоровления, появляется у родителей и родственников слишком поздно, когда болезнь формирует необратимые изменения.

Опыт работы в течение 5 лет в отделении реабилитации наркозависимых выявил ряд проблем, касающихся родителей и родственников пациентов, находящихся на этапе выздоровления. В течение этого периода в реабилитацию поступило 512 человек. На лечении в реабилитационном отделении находятся пациенты, злоупотребляющие наркотиками и алкоголем, имеющие продолжительность наркотизации от 3 до 13 лет, получающие фармакологическое симптоматическое лечение. В программе находятся как мужчины, так и женщины, часто имеющие сопутствующие заболевания (расстройство личности, неврологические расстройства, соматические заболевания: гепатиты, нефриты и др.). Длительность нахождения индивидуальная, в среднем 6-8 месяцев.

При работе с членами семьи мы столкнулись с тем, что почти 80 % считали, что проблема заключается в том, что их дети и родственники употребляют те или иные психотропные вещества, не понимая, что употребление является средством для изменения реальности при деструктивном изменении личности.

Ритуалы, традиции, семейные обычаи часто влияют на положение ребенка, употребляющего психоактивные вещества, в семье, отдаляя его от близких, так как вместо искреннего выражения чувств проявляется осуждение, критика, наказание (полярность эмоций), отсутствие уважения к ребенку.

Опыт работы реабилитационных центров показал, что реабилитанты, возвращаясь, попадают в семейную среду, предрасполагающую к развитию заболевания, что в дальнейшем приводит к срыву. Вследствие чего возникла необходимость психотерапевтической работы с родственниками для восстановления нормативных отношений в семье.

С целью профилактики срывов в реабилитационном центре проводится плановое семейное консультирование, а также психотерапевтическая работа с членами семьи, т.к. при её отсутствии члены семьи оставляют за собой право сочетать в себе три роли: деморализованных и подавленных жертв, преследователей, контролирующих пациентов, и попустителей, пособников, помогающих употреблению. Психотерапевтическая работа направлена не на личности членов семьи, а на коррекцию поведения по отношению к пациентам, которая включает в себя принятие болезни ребенка, не внесение “мира” в семью, а осознание своих проблем, поиск компенсаторных возможностей, урегулирование отношений родителей и ребенка.

Проводится обучение родителей взаимодействию, помощи и поддержке пациентов, осознание своих привычек и стереотипов, работа с чувствами, принятие ответственности перед ребенком, а не за него, уважать права другого быть самим собой. Это первый шаг к диагностике семейного заболевания - семья перестает бороться и сопротивляться, и готова принять помощь, которая сыграет положительную роль в лечении зависимого.

Параллельно проводится психотерапевтическая работа с пациентом в группе и индивидуально, с целью раскрытия и усиления собственных ресурсных состояний реабилитанта, актуализация нормативных частей, обучение коммуникативным навыкам и стратегиям поведения в социуме, исключающего потребление ПАВ. Для этого используются следующие терапевтические методики: гештальт- терапия, экзистенциальная терапия, поведенческая, рациональная, адаптированная программа 12 шагов. На всем протяжении программы ведется мотивационная терапия. Методы поведенческой ПТ, направленные на обучение социальным навыкам, структурированию времени, самостоятельной постановке социально приемлемых целей с выработкой ответственности за свои действия и умением заботиться о себе. Так же мы используем медитацию (объединение внутреннего и внешнего) и йогу, преимущественно гимнастический аспект и дыхательные практики на протяжении пяти лет.

Йога-терапия, как системная часть реабилитационной программы, является проверенной на практике нескольких тысячелетий системой терапии, основанным на методах осознанного пробуждения сил самого организма, восстанавливающей естественное состояние внутреннего равновесия и здоровья, независящее от внешних обстоятельств.

Асаны (положение тела в пространстве) обладают системным воздействием на физическое, ментальное и духовное здоровье человека, обеспечивает перераспределение крови в организме, улучшая функционирование всех органов, воздействуют на гормональные и вегетативные центры, биологически активные точки тела. Уникальный эффект асан связан с тем, что они выполняются в медитативном состоянии сосредоточения с контролем над дыханием и определенной фиксации внимания. Остаточные явления абстинентного синдрома при регулярных занятиях проходят в течение недели.

Особенности человеческого развития заключаются в том, что он не может позволить себе прекратить работу над собой ни на физическом, ни на духовном уровне. Как только человек останавливается в своем развитии, возобновляется риск рецидивов, либо психосоматических заболеваний. Занятия йогой и медитацией приводят к поразительным эффектам.

Накопленный опыт позволил нам отойти от традиционного взгляда на терапию занятостью внутри отделения, давая возможность научится распоряжаться своим временем, то есть планировать свой досуг самим, чтобы привить чувство самостоятельности.

Развитие творческого потенциала происходит через искусство. Использование в терапии глины, живописи, росписи по дереву помогает не только избавиться от тревоги, приобретая состояние спокойствия, давая почувствовать атмосферу доверия, но и возможность побыть с собой наедине, развить синхронность между желанием и возможностью материализовать желаемое. Дисциплина помогает сосредоточитья, дарит ощущение гармонии и равновесия, вдохновляет, стимулирует креативность и дает выход эстетическому чувству.

Итогом нашей работы является сохранение индивидуальности, умение контролировать эмоции, развитие коммуникативных навыков, умение ассертивно решать проблемы, не страшиться одиночества, чувствовать уют с самим собой, так происходит процесс взросления.

 

Список литературы.

1. Бохан Н.А. Клиническая гетерогенность аддиктивных состояний: междисциплинарная ответственность за решение проблемы (региональный, патогенетический, профилактический аспекты) / Н.А.Бохан, А.И.Мандель, Т.П Ветлугина, А.И. Жанков /Сибирский вестник психиатрии и наркологии.-1999.- №4.- С. 12 - 16.

2. Бохан Н.А. Проблема реабилитации в контексте клинико-патогенетической гетерогенности аддиктивных расстройств./ Н.А. Бохан, А.И. Мандель, Т.П. Ветлугина/ Сибирский вестник психиатрии и наркологии.- 2002.- №1.- С. 15 - 22.

3. Валентик Ю.В., Сирота Н.А. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ. - Москва, 2002. - 256 с.

4. Валентик Ю.В. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющими психоактивными веществами /Ю.В.Валентик, Б.А.Вострокнутов, А.А.Гериш, Т.И.Дудко, Г.Н.Тростанецкая /Наркология. - 2002. - №1. - С.43 - 48.

5. Горски Т.Т. Руководство по предотвращению срыва «Остаться трезвым», М. Миллер, С.-Пб., 2003. – 234 с.

6. Добсон Д. Прятаться или искать. - С-Пб, 2001. - 263 с.

7. Иванец Н.Н. Лечение алкоголизма, наркомании, токсикоманий (Для практических врачей психиатров-наркологов)./ Н.Н.Иванец, Н.В.Стрелец, ИД. Даренский, С.И.Уткин / - М.: "Анахарсис", 2002. - 60с.

8. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. - Новосибирск, 2001. - 251 с.

9. Клауд Г., Таунсенд Д. Барьеры. - С.-Пб., 2001. - 383 с.

10. Кошкина Е.А. Наркологическая ситуация в Российской Федерации в 1999 - 2002 гг./ Е.А. Кошкина / Наркология. № 1. - 2004. - 20с.

11. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Тростанецкая Г.Н. Медицинские и психологические проблемы школьников - подростков: разговор учителя с врачом. - Москва, 2002 с. – 239 с.

12. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / под науч. ред. заслуж. деят. науки РФ, д.б.н., проф. Л.М. Шипициной и д.м.н., проф Л.С. Шпилени/, Москва, 2003. - 464 с.

13. Прядухин Ю.И. Мы можем это сделать. - Северск, 2001. - 140 с.

14. Семке В.Я. Превентивная психиатрия./ В.Я. Семке/ - Томск: Изд-во ТГУ, 1999. – 403 с.

15. Семке В.Я. Личность и аддиктивное поведение./ В.Я. Семке/ Сибирский вестник психиатрии и наркологии.- 2002.-№1.-С. 7-14.

16. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма./Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский/-М.: Академия, 2003. - 176 с.

17. Сирота Н.А. Профилактика рецидивов./ Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский/ Наркология.- 2003. - №2. - С.43 - 47.

18. Powell J. Can opiate addicts tell us about their relapse risk? Subjective predictors of clinical prognosis/ J.Powell, S. Dawe, D.Richards, M.Gossop, I. Marks, J. Strang, J.Gray / Addict Behav. — 1993. — Vol. 18, № 4. — P. 473-490.

19. Schuckit M.A. Substance use disorders./ M.A. Schuckit / San Diego British Medical J.- 1997.- vol. 314.- P. 1605- 1608.

20. Belcher Y.M., Shinitzky H.E. Substance abuse in children: prediction, protection, and prevention // Arch. Pediatr. Adolesc. Med. – 1998. – Vol. 152. - № 10. – P. 952 - 960.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДО И ПОСЛЕ ПРОХОЖДЕНИЯ БАЗОВОГО КУРСА «ИСКУССТВО ЖИЗНИ»

 

С.В.Черных

Ангарск, Россия

 

Аннотация: По результатам многолетних наблюдений за 873 участниками 72 базовых курсов «Искусство жизни», за время обучения делают осознанный выбор здорового образа жизни 85% респондентов. Согласно результатам тестирования по Спилбергу, программа позволяет снизить на 27% уровень реактивной тревожности, и на 22% - личностной, активизировать социальную ориентированность личности у 95% обследованных, развить терпимость и дружелюбие к окружающим.

Полученные результаты позволяют широко рекомендовать программу «Искусство жизни» как антистрессовую реабилитационную программу.

Ключевые слова: стресс, уровень тревожности, йога, дыхательные техники, антистрессовый эффект, программа «Искусство жизни».







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.