Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прислушивайтесь к пожеланиям детей





Иногда весьма полезно поговорить по самым общим вопросам, выясняя, что хотели бы обсудить сами дети.

Результаты бывают ошеломляющими и порой совершенно неожиданными. Чтобы завести детей, подбросьте им такие вопросы:

«Часто ли, по-вашему, взрослые слышат детей? Серьезно ли относятся к их словам?» Высказавшись по этому поводу, дети нередко переключаются на проблемы, которые их более всего волнуют в данный момент.

«Доводилось ли вам слышать выступления детей по радио и телевидению? А вы сами хотели бы выступить? О чем бы вы стали говорить?».

«Случалось ли, что вы были сильно взволнованы, но никто не желал вас выслушать? Не хотите ли рассказать об этом мне?»

Различив в начале интервью намеки на нечто важное в выступлении ребенка, вернитесь впоследствии к нему и попросите говорившего сообщить подробности.

 

 

Вопросы

Вопросы задавайте как можно более ясные и недвусмысленные. Предоставьте детям полную свободу отвечать на них так, как им действительно хочется; иначе вы впоследствии обнаружите, что интервью выявило не их суждения, а ваши.

При работе в группе, обсуждающей какую-то тему, у детей порой возникает желание самим задавать вопросы. Поощряйте это стремление, даже время от времени напоминайте им о подобной возможности. Вопросы их часто бывают острыми, откровенными, не всякий взрослый решится выступить с такими. Для вас это еще один шанс взглянуть на мир глазами детей.

Имея дело с застенчивыми детьми, для начала задайте им вопрос «закрытый» (предполагающий ответ «да» или «нет»), а уж непосредственно за ним – «открытый» (ответ развернутый). Например: «Как вы считаете, непослушных детей можно бить?» «Нет?». «Почему?» Не исключено, что в ответ на первую попытку вы получите застенчивое «не знаю». Не «добивайте» ребенка одним и тем же вопросом, лучше поверните его по-другому: «А вы знаете кого-нибудь, кого родители шлепают?»

Не перебивайте детей. Поняв, что он «ляпнул» не то, ребенок может замолчать. Дождитесь, пока он сделает паузу, и лишь тогда задайте вопрос или попросите разъяснений.

 

Поощрение - важный стимул

Хвалите детей, начавших отвечать на ваши вопросы, дайте им понять, что вам интересно, что они говорят, если требуется - помогите им, сделайте все, чтобы они чувствовали себя непринужденно.

Иногда в процессе интервью дети отвлекаются от его темы и с жаром принимаются обсуждать другую. Не пытайтесь направить их «на путь истинный», лучше прислушайтесь к их словам: а вдруг они столь необычным способом поднимут какой-нибудь наболевший вопрос. В результате вы можете не получить материала, заказанного редакцией, но зато приобретете нечто более ценное: новый взгляд на вещи, идею будущего проекта, представление о том, что думают дети.

Предположим, интервью идет вяло, дети отвечают неохотно, то ли не понимая, чего от них хотят, то ли не желая участвовать в этом мероприятии. В таком случае вы мягко спрашиваете, чем можете им помочь. Если они уклоняются от ответа - помните, это их право. Тут уж ничего не поделаешь.

 

Особенно интимные темы

Проявляйте предельную чуткость при обсуждении с детьми таких сугубо личных вопросов, как насилие над ними, сексуальная эксплуатация, обман, притеснения на национальной почве, семейные условия, необходимость жить на улице. Ведь если беседу не вести на самом поверхностном уровне, она неизбежно требует от детей откровений. Казалось бы, детям ни к чему выворачивать душу наизнанку перед незнакомым человеком, да и перед знакомым тоже, но иногда у них такое желание возникает, чтобы помочь другим людям понять их или помочь другим детям, попавшим в аналогичные ситуации. Бывает даже, что с незнакомым человеком им проще быть откровенными - если, разумеется, он сумел расположить их к себе.

В идеальных случаях дети сами поднимают подобные темы. Не торопите их, не пытайтесь их успокоить, покажите, что вы внимательно слушаете, подбадривайте их, подчеркивайте главное в их рассказе. Чтобы подтолкнуть детей к откровенности, наведите их на запретную тему, но не просьбой в лоб - «Расскажи, как над тобой издевались», - а замечанием вроде этого: «У меня сложилось впечатление, что вы бывали в переделках, но сумели из них выпутаться. Не хотите ли рассказать поподробнее, как все было?»

Процесс этот не терпит спешки - она способна лишь отпугнуть ребенка, да и вам навредить. Ведь ребенку важно не просто изложить ход событий, а поделиться своей болью. Предоставляя ему эту возможность, выслушивая его, мы выказываем уважение к его рассказу и к его переживаниям.

Во что бы то ни стало объясните, что вы собираетесь делать с полученным материалом. Если надо, обсудите, какие пагубные последствия он может за собой повлечь - обидчики ребенка, например, могут опознать свою жертву. Узнайте, желают ли дети, чтобы их слова были преданы гласности. Как говорилось выше, последнее может оказаться делом нелегким, если ваш респондент – будучи, например, жителем лагеря для беженцев, - имеет самое туманное представление о средствах массовой информации.

Иногда приходится пожертвовать какой-нибудь интересной информацией из-за того, что ребенок возражает против ее опубликования. Дети, равно как и взрослые, имеют право говорить «не для печати (эфира)». Уважайте их желания. Заметив во время интервью, что ребенок слишком волнуется или расстраивается, поступите по велению своей совести - перемените тему или, не ожидая просьбы ребенка, прекратите интервью. Но действуйте так, чтобы не обидеть и не огорчить ребенка (см. «Завершение интервью»).

Ребенок обладает способностью расстраиваться порой из-за вещей, которые вам представляются совершенно безобидными. Будьте к этому готовы и проявляйте чуткость.

Изложенные выше этические соображения в первую очередь касаются особенно интимных тем, в частности сообщений о насилии (см. «Конфиденциальность и анонимность»).

 

Не мешайте детям менять свои высказывания

Большинство детей не привыкли к тому, что взрослые их слушают и воспринимают всерьез. Высказываясь, они иногда описывают происходившее с ними то так, то эдак. И даже противоречат самим себе. А то и лгут или выдумывают небылицы. Этим недостатком грешат и взрослые. Разница в том, что у детей есть веские причины вести себя подобным образом, хотя вам они не всегда известны. Не убеждайте детей говорить «правду», не пытайтесь уличить их во лжи. И не позволяйте делать это присутствующим на интервью взрослым. Важны не точные факты сами по себе, не хронология событий (вы всегда сумеете восстановить их позднее), а то, как они отложились в сознании ребенка. Пусть дети говорят о своих переживаниях, подчас являющихся для вас полной неожиданностью.

Бывало ли с вами, что вам не хотелось в разговоре открыть всю правду о каком-то событии вашей жизни?

«Плели ли вы небылицы», чтобы поведать свои личные переживания?

Вспомните, как это было, и постарайтесь понять, что скрывается за «небылицами».

Трудности?

Уважайте детей, относитесь к ним серьезно, - и вряд ли они станут «плохо себя вести». И наоборот - уличные дети, ведущие себя грубо и агрессивно по отношению к проходящим туристам, изменятся в мгновение ока, едва вы проявите к ним участие и заговорите вежливо.

Бывает, однако, что проведению интервью мешают другие особенности их жизни, лишающие их спокойствия и не позволяющие сосредоточиться на происходящем. Но каковы бы ни были причины непредсказуемого поведения этих детей, не позволяйте себе раздражаться - это все равно не поможет, - и не считайте своим долгом призывать их к порядку.

Убедившись, что дети неуправляемы, как можно скорее закончите интервью, не давая, однако, им понять, что они в чем-то виноваты. Или предложите им другое занятие - детям младшего возраста что-нибудь нарисовать или прочитать вслух написанный ими рассказ. Это лучше, чем ничего, затраченное время не пропадает даром.

Допустим, вы в недоумении, не можете найти объяснения тому, что произошло. Поставьте себя на место детей, быть может, все станет ясно.

А не ваша ли то была вина? Не были ли вы утомлены, перегружены, не думали ли о другом без должного интереса к происходящему?

Ситуация вышла из-под контроля? Как можно использовать полученный опыт в будущем?

Как поведете себя в подобной ситуации в будущем?

Работа с переводчиком

К сожалению, выступления детей иногда приходится пропускать сквозь фильтр перевода – например, если речь идет о детях – беженцах, детях – жертвах войны. При выборе и использовании переводчика руководствуйтесь некоторыми непреложными правилами. Избегайте привлекать к сотрудничеству важных персон, они способны внушать детям страх. В крайнем случае (если, например, переводчиком может выступить только один из местных учителей) выберите человека спокойного, без властных замашек, чтобы не смущать детей.

Подумайте, кто - мужчина или женщина - лучше подходит к этой роли в данной ситуации, к теме интервью, к участвующим в нем детям или отдельному ребенку.

Иногда лучше попытаться объясниться на доступном вам обоим языке, пусть перемежая упрощенный русский с языком жестов. Вы всегда можете попросить кого-нибудь помочь вам передать значение того или иного понятия, но тогда этот перевод уже становится вашим с ребенком совместным «проектом».

Если все же необходимы услуги переводчика, объясните ему свои требования перед началом работы. Подчеркните, что вам необходим дословный перевод, а не вольное переложение того, что говорят дети. То есть в их переведенных ответах должны звучать местоимения «я» и «мы», а не выражения «он сказал, что…», или, того хуже, «он думает, что…» Обратите внимание на то, что интервью не терпит спешки, подгонять детей нельзя, обязательно надо дать договорить прежде, чем начать перевод – нельзя просить ребенка делать паузы для перевода между предложениями.

И с самого начала предупредите - вам необходимо услышать все, что выходит из уст детей. Даже непристойности. Бывает, что переводчик, руководствуясь желанием довести до сведения интервьюера только «хорошую» часть ответов (особенно если он имеет личное касательство к обсуждаемой теме - школе, проекте помощи и т.д.), искажает слова ребенка или вовсе их опускает. Заметив это, спокойно, но твердо заявите, что хотите знать все, что сказал ребенок, и в случае необходимости повторите свой вопрос.

Многие из содержащихся в нашем справочнике рекомендаций относятся к переводчикам в той же мере, что и к вам. Убедитесь в том, что переводчик проявляет к детям необходимую чуткость. Ознакомьте его до начала совместной работы с некоторыми разделами этой брошюры (Особенно советуем «Представьтесь друг другу», «Объясните, что такое интервью», «Не мешайте детям менять свои высказывания»).

 

Работа с фотографом

Журналисты часто проводят интервью с помощью фотографа, а следовательно, он также должен быть осведомлен о том, что к детям требуется особенно чуткий подход. При выборе подходящей кандидатуры, руководствуйтесь следующими советами.

Отдайте предпочтение тому из фотографов, кто любит детей и умеет с ними обходиться.

Перед началом совместной работы проинструктируйте его, изложив содержание соответствующих разделов данной брошюры.

Предупредите, что работа с детьми потребует времени больше обычного, так как детям надо дать возможность освоиться с его присутствием.

Объясните, как важно относиться к детям с уважением.

Попросите не делать снимков, на которых дети выглядят слабыми и жалкими (если только этого не требует настоятельно содержание интервью).

Попросите не заставлять детей специально позировать перед камерой.

Условьтесь, что он печатает лишние экземпляры снимков, которые впоследствии будут посланы детям.

Рассылка наборов фотографий может влететь в копеечку и оказаться вам не по карману, особенно если вы работаете по поручению благотворительного фонда. Есть выход - попросите фотографа отщелкать по ходу дела пленку на «мыльнице», а затем проявите ее в уличных пунктах, которые берут за услуги хоть и дорого, но все же гораздо меньше чем крупные лаборатории.

Как следует вести себя фотографу, чтобы дети чувствовали себя непринужденно и его работа с ними дала хорошие результаты? Вот что пишет по этому поводу независимый фотограф Дарио Митидьери, много работавший с детьми, в частности с уличными детьми в Индии: «Самое главное - проявить к ним уважение. Обратите на них внимание, расспросите, чем они занимаются, - и они поймут, что они и их жизнь вам не безразличны.

Немаловажное значение имеет также умение играть с детьми. Я в таких случаях и сам становлюсь ребенком. Дети это замечают, а потому так быстро перестают стесняться меня. По-моему, лучше всего общаться с детьми, находясь с ними на одном уровне, встав, например, на колени, так чтобы мы смотрели друг другу прямо в глаза».

А вот чего не следует делать, пишет Дарио, так это пытаться завоевать расположение детей с помощью денег и подарков. Хотя, когда у фотографа времени в обрез, так заманчиво дать взятку! Но при правильном подходе, можно и без нее поладить даже с отпетыми уличными сорванцами. И Дарио для примера рассказывает об опыте своего общения с нищими детьми в Индии. «Как только твоя машина тормозит перед светофором, к ней кидаются дети и начинают попрошайничать. Ты опускаешь окно, улыбаешься, заводишь разговор, и, хотя денег не даешь, они проникаются к тебе симпатией. И узнают тебя, когда ты снова проезжаешь мимо, будь то через три часа или на следующий день. После этого я уже мог позволить себе выйти из машины и поговорить с ними».

Если ребенок не желал фотографироваться, Дарио не настаивал. «Но в девяти случаях из десяти, такой «отказник» спустя несколько часов или назавтра охотно разрешал себя снимать». Чтобы завоевать симпатию детей, требуется время. Убедившись, что вам можно доверять, а участвовать в интервью - занятно, дети обычно перестают его избегать.

Установить, однако, твердые непреложные правила, следуя которым можно получить от детей разрешение фотографировать их, очень трудно. Ибо временем для сближения с выбранной натурой, будь то дети или взрослые, фотограф чаще всего не располагает. Если ему не посчастливилось провести с ними несколько дней, он нажимает на кнопку фотоаппарата на ходу, ловя подходящий момент. Остановиться и спросить разрешения на фотографирование при таких условиях невозможно. «У тебя нет времени на знакомство с людьми, стоит тебе остановиться и завести разговор, как эффект внезапности перестает действовать и фотографируемые лишаются естественности. А ты - удачной фотографии.»

«Все зависит от твоих отношений с детьми, - продолжает Дарио. - В Индии мне никакого разрешения не требовалось, так как я изо дня в день работал с одними и теми же детьми. Если появлялся новичок и спрашивал, чем я занимаюсь, остальные дети давали объяснения вместо меня».

Бывали, однако, и неудачи. «Сколько раз мне приходилось уходить не солоно хлебавши. Иногда лидер детской компании поворачивался ко мне спиной, и все остальные следовали его примеру. В таких случаях я и не думал фотографировать. Но какое-то время все равно проводил с этими ребятами. Шутил и смеялся вместе с ними, чтобы они лучше меня узнали. Только потом уходил, но через день-другой, или на следующей неделе возвращался».

Но своем опыте Дарио убедился, что трудности обычно возникают не из-за детей, а из-за вмешательства взрослых. «Они убеждены, что вмешиваться не только их право, но и обязанность. И тогда все пропало».
Завершение работы

 

«Если тебе есть, что сказать, тогда, по-моему, тебе стоит участвовать в интервью».

«Иногда дети, не называя себя по имени, рассказывают массу интересного, касающегося в основном их лично. Только они не хотят, чтобы стало известно, кто они такие».

Не обрывайте интервью внезапно. Подумайте, на чем лучше остановиться. Предупредите детей, что работа близка к завершению, – пусть они соберутся с мыслями и скажут свое заключительное слово. Ведите себя так, чтобы после вашего ухода дети не испытали разочарования или огорчения.

Под конец интервью уместно спросить, не желают ли теперь дети задать вопросы вам. Это меняет вас местами, они выступают в роли интервьюера, а вы – простого участника интервью.

Не забывайте спросить, нет ли в рассказанном ребенком на интервью сведений, против опубликования которых в вашем материале он бы стал теперь возражать. Дело в том, что под конец интервью на детей часто находит прозрение – они вдруг понимают, что, увлекшись своим рассказом о жизни в доме или в школе, сообщили факты, обижающие или компрометирующие близких им людей. Пусть это будет захватывающая душещипательная история – подвести ребенка вы не в праве. Для начала обсудите с ним, нельзя ли ее скорректировать – дать участвующим в ней лицам вместо подлинных имен вымышленные, изменить отдельные реалии (делаете это не вы, а сам ребенок). Но если ваш собеседник продолжает настаивать на замалчивании его рассказа, беспрекословно откажитесь от использования нежелательного для него материала.

Обнаружив, что интервью открывает возможность излить слушателю самое потаенное, никому доселе не ведомое, дети порой выворачивают душу наизнанку. Подобный эмоциональный взрыв у многих детей вызывает чрезмерное волнение, они расстраиваются. Дайте детям высказаться, а затем - немного времени, чтобы они, расслабившись, успели взять себя в руки и успокоиться. По возможности проверьте, есть ли рядом взрослый, который знает, что они давали интервью, и после вашего ухода сможет прийти на помощь.

Если вы понимаете, что вам не совладать с эмоциями детей, или у вас просто нет для этого времени, не затрагивайте очень интимных или эмоциональных сюжетов. Задавайте только практические и фактические вопросы.

 

Что даст интервью детям?

Обдумайте заранее, получат ли дети что-нибудь от интервью – не в виде подарков, разумеется, а нечто более ценное. Хорошее интервью приносит удовлетворение и детям и журналисту.

Подумайте:

· создаст ли интервью у детей уверенность, что они могут иметь трибуну и свободно высказываться, или оно лишь предоставит вам материал, нужный твоему редактору или руководителю отдела исследований;

· понравится ли детям давать интервью;

· извлекут ли они из него уроки для себя;

· получат ли они от вас что-нибудь взамен (не мелкие подарки или призы, а удовлетворение, новый опыт, новые сведения, ваше сочувствие и интерес к их жизни).

Очень важно поделиться с детьми плодами интервью – послать им копии подсказанных ими статей, опубликованных в печати, пленки с записями радио- и телепередач, а если вы работали вместе с фотографом, то и отпечатки снимков. Дети любят демонстрировать подобные «вещественные доказательства» у себя дома и в школе. Но не давайте обещаний, которых не сумеете выполнить.

 

Оглядываясь назад

«Не отредактируй мы наше сообщение, оно получилось бы совсем иным, для печати непригодным».

«Журналисты вечно дурят нам головы – говорят одно, а делают совсем другое».

Чрезвычайно полезно выяснить у детей, что они думают об интервью и каким образом вы могли бы его улучшить им во благо. Их критические замечания, если таковые будут, примите как полезный совет на будущее, не пытайтесь оправдываться. Дети, как правило, народ очень честный, поэтому их оценка дорогого стоит.

 

Помните…

Вам следует:

слушать внимательно;

относиться к детям как к равным;

воспринимать их всерьез;

задавать откровенные вопросы;

узнать, разрешают ли они упоминать их подлинные фамилии;

предоставлять им достаточно времени;

объяснять, как вы намерены использовать полученную информацию.

 

Вам не следует:

говорить покровительственным тоном;

сидеть или стоять выше детей;

вкладывать в их уста свои слова;

разрешать это другим взрослым;

перебивать;

слишком много говорить о себе (когда вас не спрашивают);

продолжать интервью с ребенком, который пришел в волнение (остановитесь, сделайте паузу, спросите, готов ли он возобновить работу).


После интервью

Работа с детьми не заканчивается вместе с интервью. Очень важно проследить его последствия, ибо оно могло повлиять на детей больше, чем вы предполагали.

 

Информируйте детей по мере возможности о том, когда ваш материал будет опубликован в печати или передан в эфир. Не давайте нереальных обещаний. Если не знаете, что ждет впереди, так и скажите.

 

Готовя статью или программу, по мере возможности привлекайте к участию в работе детей, у которых вы брали интервью. Дайте им прочитать материал и попросите их сделать свои замечания – причем сделайте это тогда, когда остается время внести изменения.

Полнее используя помощь детей, пусть даже от случая к случаю, вы правильнее осветите их отношение к обсуждавшейся проблеме. Взявшись за перо, чтобы написать или отредактировать требуемый для СМИ материал, чрезвычайно легко поддаться искушению смотреть на все глазами взрослого человека. Иногда это вполне уместно, но если ваша задача представить точку зрения именно детей, то для пользы дела как можно чаще сверяйте свои выводы с детьми – тут вы меньше всего можете полагаться на собственные догадки.

 

Пересылка экземпляров

Детей волнует и радует, что они фигурируют в СМИ. Разошлите им экземпляры изданий с вашей статьей или кассеты с радио- или телесюжетом. Далеко не все дети имеют доступ к газетам, радио и телевидению.

Постарайтесь также послать несколько отпечатков фотографий (если фотосъемка велась). Детям часто нравится демонстрировать их у себя дома, в школах, в общественных заведениях. Но не обещайте каждому ребенку прислать его фото, если не уверены, что сможете это сделать.

Любые присланные вами материалы могут послужить отправной точкой для последующего обсуждения и базой для знакомства со СМИ (или для иного исследования, если ваше интервью предназначалось не для СМИ). Учителя, например, с успехом используют их в процессе обучения.

 

Самооценка

В высшей степени полезно самым внимательным образом прослушать запись (если она велась) проведенного вами интервью и решить, что вы можете сделать для того, чтобы усовершенствовать методы работы с детьми. Вы слышите, что происходит, когда вы перебиваете ребенка или задаете непонятный ему вопрос. И на какие вопросы ему легче всего отвечать. Придя с помощью прослушивания к осознанию того, что главный критерий вашей работы не то, как вы справились с обязанностями интервьюера, а то, насколько помогли детям высказаться, вы сумеете внести необходимые коррективы в свой стиль работы с детьми.

 

Мнение детей

Старайтесь (по крайней мере изредка) выяснять у детей – участников интервью их мнение об опубликованных в печати и эфире материалах на основе этого интервью. Не задавайте слишком много вопросов – просто сидите и слушайте, что они скажут. И просите без стеснения выкладывать, что им понравилось, а что – нет. Что бы они ни сказали, если вам удастся добиться от них откровенности, вы узнаете много ценного для себя. И процесс этот обоюдный!


 

Долг перед детьми

«Я, когда вырасту, стану журналистом, начну, быть может, с газеты, а потом перейду в телевидение. Буду охотно брать интервью у детей, вспоминая, как сам мальчиком участвовал в интервью и что при этом испытывал. И беседуя с детьми, всегда буду ставить себя на их место».

«Первая наша радиопрограмма принесла нам радость и волнение, мы думали, мы станем знаменитыми, но не стали».

У журналистов есть долг перед всеми людьми, а перед детьми - особенно. Дети слабы, ранимы, впечатлительны и в мире, подчиненном интересам взрослых, бессильны что-либо изменить. Вы как журналист можете им в этом помочь, от чего выиграете вы, они и многие другие.

 

Ваш долг -

· обеспечить детям доступ к СМИ: детям удается высказаться через СМИ лишь в том случае, если журналисты прилагают для этого особые усилия;

· верно изображать детей:видя свои искаженные изображения, дети теряют веру в честность взрослых и СМИ;

· не злоупотреблять доверием детей:в пылу интервью ребенок легко поддается влиянию, путем наводящих вопросов журналист может без особого труда получить от него интересную на первый взгляд информацию. Но при ближайшем рассмотрении выясняется, что составленный на ее основании материал вызывает у ребенка разочарование и обиду, да и не соответствует высоким требованиям СМИ. Журналист должен уметь своевременно принять этическое решение не подталкивать ребенка к чрезмерной откровенности и не использовать информацию, могущую ему повредить;

· при общении с детьми соблюдать конфиденциальность:дети не меньше, а то и больше, чем взрослые, имеют право на соблюдение тайны и нуждаются в нем. Если ребенок не желает давать интервью - это его право. Если родители дают свое согласие на интервью с их ребенком, а ребенок от него отказывается, то последнее слово за ним;

· обдумать последствия своей работы:после окончания интервью и вашего ухода жизнь детей продолжается. Подумайте, какое влияние мог оказать ваш визит, и удостоверьтесь, что детям будет обеспечена необходимая поддержка;

· служить образцом для подражания: СМИ оказывают сильнейшее воздействие на многие стороны жизни детей. У них часто возникает желание стать журналистами. Ваше поведение и ваш образ жизни могут оказать на них глубокое влияние. Постарайтесь предстать перед ними в лучшем свете.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.