Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обследование речи детей с ринолалией.





Перед обследованием ребенка необходимо познакомиться с соответствующей медико-педагогической документацией. Обследование начинается с изучения подробного анамнеза (со слов матери). Эти сведения должны отражать семейное положение и состав семьи, уровень развития и род занятий родителей и членов семьи; отношение к ребенку в семье (в среде его товарищей; отношение ребенка к своему дефекту).

В истории болезни или речевой карте отмечают нижеследующее:

 

1. Анамнез (раннее развитие ребенка, болезни, возраст родителей, здоровье семьи с уточнением наличия или отсутствия у близких врожденных поражений неба).

Отмечается самочувствие матери с первых дней беременности, особое внимание уделяется первым 23 неделям беременности, когда происходит формирование лица. Расспрашиваем мать, не было ли у нее в это время каких-либо заболеваний, переживаний, нервных потрясений.

Раннее развитие ребенка:

а) брал ли грудь матери? Как вскармливался? До какого возраста получал грудное молоко? С какого времени начали прикармливание? Как развивался физически?

б) когда начал держать головку? (сидеть? стоять? ходить?) (В карте обследования указываются все отклонения в физическом развитии ребенка.);

в) какие заболевания были у ребенка на первом году жизни? Чем и как болел в последующее время до момента обследования? Выясняем наличие заболеваний органов слуха;

г)раннее речевое развитие. Когда у ребенка появился лепет, какова была его активность? Когда и как начали формироваться первые слова? С какого времени пользуется полными словами? Когда появилась фразовая речь? Не отмечает ли мать каких-либо трудностей в развитии речи у ребенка и как она их оценивает?

д)психические особенности ребенка. Как ребенок ориентируется в окружающей обстановке? Как выражает свое удовольствие, чем и как выражает отрицательное отношение к тому или иному явлению? Какие игрушки и игры любит ребенок? Его отношение к книгам и картинкам? Чем занимается самостоятельно? В чем требуется конкретная помощь? Усидчив или отвлекаем?

е)выявляются навыки самообслуживания: может ли себя обслужить (одеться, самостоятельно есть, не поперхивался ли в раннем детстве и как ест в настоящее время).

1. Характер дефекта:

Отмечается наличие асимметрии лица и носо-губных складок при закрытом рте;

а) расщелина твердого и мягкого неба (полная или неполная);

б) скрытая (субмукозная) щель;

в) Отмечается форма губ и их активность, наличие швов на губе.расщелина верхней губы (односторонняя, двусторонняя);

г) время проведения хирургического лечения, сведения о повторных операциях;

д) возраст, в котором проводилась операция;

е) особенности послеоперационного течения (имелись лиосложнения в виде расхождения швов, остаточных дефектов);

ж) строение и форма твердого неба, наличие свищевыхходов;

з) характер прикуса, состояние зубов и строение альвеолярного отростка верхней челюсти.

3. Состояние мягкого неба и язычка:

а) длина мягкого неба; подвижность при произнесении гласного звука А или Э либо при вызывании глоточного рефлекса касанием шпателем небных дужек;

б) наличие или отсутствие смыкания

пассивного(возможность механически отодвинуть мягкое небо до соприкосновения с задней стенкой глотки), активного (способность мягкого неба достать заднюю стенку глотки при произнесении гласных«а»или«э»)

в) степень выраженности рубцовых изменений;

г) высокое или низкое стояние мягкого неба.

4. Функциональное состояние глоточных мышц: рефлексыживые, заторможенные; наличие или отсутствие фарингопластики, рубцовых изменений.

5. Состояние артикуляторной моторики:

а) подвижность нижней челюсти, языка, губ, щек спонтанно и по заданию;

б) компенсаторные движения мимической мускулатуры(крыльев носа, щек, лба);

в) мимика (живая, вялая, скованная).

6. Дыхание:

а) тип физиологического дыхания;(верхнеключичное, грудное или диафрагмальное;

б) тип речевого дыхания, глубина, длительность речевого выдоха;

в) отсутствие или наличие утечки воздуха через нос во время речи.

7. Состояние голосовой функции:

а) сила звучания – умение изменять силу голоса при произнесении тестового материала;

б) высота – возможность голосовых модуляций;

в) тембр – яркость, звонкость, глухость,

г) назальность – открытая, закрытая, смешанная;

д) наличие осиплости или охриплости голоса, напряженности фонации.

8. Характер спонтанной речи (во время простого диалога, проговаривания тестовых слогов и фраз, счета до 10–20):

а) разборчивость речи;

б) степень назализации (слабая, умеренная, гиперназализация);

в) темп, паузация и мелодика речи;

9. Исследование звукопроизношения.

а) нарушение звукопроизношения – отсутствие, замена и искажение звуков;

б) изолированное произнесение гласных и согласных звуков.

Обследование начинается с гласных звуков и проводится в следующем порядке: а, э, о, ы, у, и, я, е, ё, ю, и.

Фиксируем в карте обследования положение языка при произнесении каждого звука, наличие синкинезий лицевых и мимических мышц и крыльев носа во время артикуляции.

Далее обследуется характер артикуляции всех согласных (положение согласного между двумя гласными позволяет наблюдать, какие движения выполняет язык, а затем фиксируется произношение изолированных согласных звуков, чтобы лучше проследить, какие мимические и лицевые мышцы принимают участие в реализации заданной артикуляции и насколько активны в это время крылья носа).

10. Исследование развернутой речи:

а) объем активной и пассивной лексики;

б) степень владения грамматическим строем;

Исследование развернутой речи дополняется изучением качества речи ребенка при чтении (как изменяется речь обследуемого при чтении. Отдельно отмечается техника чтения).

11. Исследование слуха, слухового внимания. В случаях жалоб на состояние слуха и при затруднении выявления его состояния собственными средствами логопед должен направить ребенка на специальное исследование (снятие аудиограммы).

12. Исследование состояния психических функций (с участием психоневролога или патопсихолога): внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.

Результаты обследования постоянно уточняются в процессе работы с ребенком.

Проводилось ли обучение речи ранее.

Желательно сделать звукозапись на высококачественном магнитофоне соответственно началу и окончанию курса речевой терапии.

Процесс обследования длителен и непрерывен. Каждое занятие расширяет представления о ребенке и указывает на новые возможности коррекции его дефекта.

Результаты обследования постоянно фиксируются в карте.

В первой записи отмечаются реакции ребенка на новую обстановку и его поведение, указываются речевые возможности и подробно описывается характер речи (многоречив ли ребенок или избегает речи, насколько выражен носовой оттенок, насколько внятна речь).

Дальнейшие записи должны отразить динамику наблюдений и динамику продвижения ребенка на логопедических занятиях. Сравнивая первичное обследование речи ребенка с его достижениями, можно судить об эффективности логопедической работы.

Дидактический материал

Для обследования (предъявляют либо на карточках, либо в отраженном произнесении):

и е я ю а э о у ы; ий ей яй аи ой уй; ифи-афа, ивиава, илиала, ипиапа, ибиаба, итиата, идиада, исиаса, изиаза, ишиаша, ижиажа, ищиаща, ициаца, ичиача, ихиаха, икиака, игиага, ириара, имиама, иниана; Филя ел вафли. Фая в фойе. Видя ел оливы. Вова вел вола. У Аллы лилии. Юля юлила юлой. Папа в поле. У Поли папа. Папа и Поля пели. Люба любит бобы. Вот белое белье. Люба побелела от побелки. У дитя лепет: тете, тятя. Теплота топит лед. У воды лебеди. Ида идет и поет. Дед дудел в дуду Оса упала в суп. Лиса в лесу. Алеся весела и т.д.

Примечание. Применяемый в обследовании речевой материал должен соответствовать возрасту и развитию детей.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.