Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правила проведения работы по нормализации дыхания





Заниматься необходимо только в проветренном помещении, до еды.

Следует не переутомлять ребенка, то есть строго дозировать количество и темп упражнений, при недомогании лучше отложить занятия.

Не делать слишком большой вдох.

Следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею.

Дыхательные упражнения:

-Легко поплевывать с зажатыми крыльями носа.

-Легко подуть холодной струей на вату, бумагу.

- Легко подуть холодной струей на бумажные фигурки бабочек, птичек, лыжников.

-Пускание мыльных пузырей через разные атрибуты.

-Легко дуть через пластмассовые трубочки на воду до её разбрызгивания.

-Задувание свечи: сначала с расстояния 15-20 сантиметров, затем более далекого.

Все эти упражнения проводятся в игровой форме, не ранее чем через час после еды. Длительность упражнений не превышает 2-3 минут. Затем детям предлагаем упражняться в дифференциации ротового и носового дыхания.

Упражнения повторяются 6–8 раз подряд 3-4 раза в день.

Артикуляционная гимнастика для губ и щечных мышц:

- Смыкание губ: обычное, плотное, очень плотное.

-Медленное втягивание губ: “хоботком” и такое же медленное возвращение в состояние покоя.

-Круговые вращательные движения губ “хоботком”.

-Удерживание губами различного рода пластмассовых и деревянных трубочек.

-Мгновенное смыкание губ с быстрым разрывом типа “поцелуй”.

-Оскал с последующим движением губ в “хоботок” при зажатых челюстях.

-Поднимание верхней губы с обнажением зубов.

-Втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием к зубам.

-Имитация полоскания зубов (воздух сильно давит на губы)

-Втягивание губ (свист), задувание свечи.

- Надувание обеих щек одновременно

-Надувание обеих щек одновременно, затем попеременно (правую, левую).

- Выдувание воздуха поочередно каждым уголком рта.

-Открыть рот, соединить губы в тугой кружочек и медленно расслабить.

-Набирание воздуха то под одну губу (верхнюю), то под другую поочередно.

-Втягивание щек в полость рта.

-Растягивание углов рта в стороны, вниз, вверх, с помощью указательных пальцев ребенка.

Упражнения для языка:

- Положить язык между губами – пошлепать губами по языку – пя-пя-пя.

-Поочерёдное высовывание языка наружу жалом и лопаточкой.

-Круговое облизывание кончиком языка губ.

-Тянуть кончик языка к носу, к подбородку.

-Дотянуться кончиком языка до правого угла рта, до левого угла рта (губы в улыбке).

-Провести движение кончиком языка по верхней губе (облизывания), по нижней губе.

-Протискивание языка с силой между зубами наружу таким образом, чтобы спинка языка касалась верхних резцов.

-Пощелкивание языком как “лошадки”.

-при малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики сахара. сухариков, горошка.

Перечисленные выше упражнения не проводятся на одном занятии. Каждое занятие состоит из нескольких элементов дыхательных упражнений, артикуляционной гимнастики и упражнений на активизацию мягкого неба.

Упражнения на активизацию небной занавески:

- Глотание – заглатывание крупными порциями, сначала давать кашу, затем спустя 1–2 недели густую вязкую жидкость (кисель), затем глотание жидкости(воды) маленькими порциями.

-Позевывание – широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, в последующих упражнениях без заметного вдоха.

-Откашливание – широко открывать рот, напрягая мышцы плечевого пояса и шеи и всего дна ротовой полости с силой сжимая кулаки. Учить откашливаться с высунутым языком, если язык уходит, то его задерживать пальцами.

-Полоскание горла с запрокинутой головой.

Эти упражнения следует контролировать как зрительно (перед зеркалом), так и кинестетически – ощупыванием напряженности небной занавески, вызывается рвотный рефлекс, в результате которого резко сужается глоточное кольцо.

 

Коррекционная работа по нормализации тембра голоса при ринолалии.

Если же ребенок произносит упражнения неправильно — сдавленным, тихим голосом, с носовым оттенком, следует установить причину этого. Ею могут быть снижение речевых кинестезии, расстройство фонематического слуха, тугоухость, ослабление направленной воздушной струи, ограниченное открывание рта, значительное укорочение нёбной занавески или недостаточная ее подвижность. Крайне редко причиной плохого голоса детей младше 7 лет с врожденными расщелинами нёба бывают заболевания голосового аппарата. В любом из этих случаев логопеду следует провести соответствующую коррекционную работу, а затем вновь вернуться к начальным фонопедическим упражнениям.

Увеличения силы голоса и расширения его диапазона легче всего достигнуть вокальными упражнениями. Каждое занятие III и IV этапов начинают с распевания терций или трезвучий на гласные звуки или протяжное произнесение звука м в «маску». При этом меняют тональность, поют то тише, то громче, начинают петь пиано, переходя постепенно к форте, и наоборот. Затем приступают к пению коротких музыкальных фраз и песенок.

Музыкальные фразы, пригодные для увеличения силы и расширения диапазона голоса при ринофонии и ринолалии, должны отвечать следующим требованиями:

1) быть простыми и легко запоминающимися;

2) обладать легким ритмическим рисунком, не требующим слишком длинного выдоха;

3) по диапазону не выходить за пределы отработанного трезвучия;

4) мелодия фразы обязательно должна быть построена на интервалах не меньше терции;

5) петь можно только в речевом диапазоне, т. е. песню следует протранспонировать на основной тон голоса обучающегося, поскольку такое пение не вызывает перенапряжения голосовых складок.

 

Содержание работы по формированию фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.

Под фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН) понимается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Главной особенностью фонетико-фонематического недоразвития является низкая способность к анализу и синтезу звуков, что влияет на восприятие фонемного состава языка.

Этапы формирования фонематического восприятия. Формирование фонематического восприятия происходит в шесть этапов. Каждый этап содержит в себе последовательность заданий, с учётом принципа «от простого к сложному». Узнавание неречевых звуков. Различение одинаковых звуко-комлексов по высоте, силе, тембру. Различение слов, близких по звуковому составу.

1 этап — «Узнавание неречевых звуков». ​ Звуки окружающего мира. ​ Звучащие игрушки. ​ Воспроизведение ритма. Изолированные удары. ​ Серия простых ударов.

Перед ребёнком выставляются 4-5 предметов (металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша логопед вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока учащийся не уловит характер звука.
Упражнение «Снеговик». Дети «рисуют» руками разные по размеру три круга- «снеговика» и пропевают 3 разных по высоте звука.

2 этап - «Различение одинаковых звуко-комплексов по высоте, силе и тембру» Упражнение «Учёный медведь и воробышек». Большой медведь — низкие, тяжёлые звуки дети поют — Э-Э-Э, воробышек — высокие звуки — чик- чирик.

3 этап — «Различение слов, близких по звуковому составу». Можно предложить детям взять два кружка: желтый и синий и предложить поиграть. Если ребенок услышит правильное название предмета, изображенного на картинке, он должен поднять желтый кружок, если неправильное — синий. Усложняя работу, можно предложить такой вид работы: назвать предметы, изображенные на картинках, и соединить те из них, названия которых звучат похоже. -​ Прослушать рифмовку, найти в ней «неправильное слово» и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим по смыслу словом: Отругала мама зайку — не надел под свитер ГАЙКУ (МАИКУ). Много снега во дворе — едут ТАНКИ по горе и т.д.

4 этап — «Воспроизведение и дифференциация слогов». Предлагается использовать следующие виды упражнений: Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий согласный звук: МУ-МЫ-МА; НО-НА-НУ; Воспроизвести сочетания слогов имеющих общий гласный: ТА-КА-ПА; Воспроизвести сочетания слогов имеющих различия по твёрдости-мягкости: МА-МЯ; Воспроизвести сочетания слоговых пар, постепенно наращивая согласный звук: ПА-ТПА; Воспроизвести сочетания слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ.

5 этап — «Дифференциация фонем, уточнение артикуляции звука с опорой на восприятие и ощущения». На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно с дифференциации гласных.

1. «Найди пару». Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда. Взрослый называет гласный первого ряда, а ребенок гласную второго ряда и наоборот. (А-Я, О-Ё, У-Ю, Э-Е, Ы-И)

2. «Вставь букву». Цель: закреплять знания о гласных первого и второго ряда. Ребенку надо вставить пропущенную гласную (на каждую пару дается отдельное упражнение). Вставь А-Я: м….ч, м…к, с….д, т….почки, гр…ч, …блоко. Затем с согласных. Цель: закреплять умение различать твердые и мягкие согласные.

3. Взрослый показывает картинки с изображением предметов (из любой настольной игры типа лото).Ребенок должен разложить эти картинки по две кучки: слова, которые начинаются с твердого согласного и слова, которые начинаются с мягкого согласного.

6 этап — Развитие навыков элементарного звукового анализа. «Назови звук» Цель: развитие слухового внимания. Задание: взрослый произносит 3 – 4 слова, ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех словах. Шуба, маШина, малыШ, суШка командиР, тРуба, кРот, Рысь и т.д.

 

Особенностью данной системы является то, что формирование фонематического восприятия проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе логопеда.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.