Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук. Притча ХХХIУ / Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. м., 1977. Т. 1. с. 445—461.





«Как в воде отражается лицо, так сердца людей понятны для мудрых».

Объяснение

Притча говорит об отличия умов мудрецов от умов остальных людей, сравнивая первые с гладью воды или зеркалом, которые отражают вид и образы вещей, а вторые уподобляя земле или необработанному камню, в которых ничего не отражается. Сравнение души мудрого человека с зеркалом тем более метко, что в зеркале можно вместе с образами других людей увидеть и свой собственный образ, а это без помощи зеркала недоступно даже самим глазам. Поэтому если ум мудрого человека настолько гибок и проницателен, что способен наблюдать и познавать бесчисленное множество других умов и характеров, то остается только приложить максимум усилий к тому, чтобы и методы наблюдений были столь же разнообразны, как и их объекты.

К тысячам сможет сердец умный ключи подыскать.

....Наиболее подходящим методом изложения, лучше всего отвечающим столь разнообразному и многочисленному материалу, который охватывается трактатом, посвященным деловым отношениям и известным случаям, является тот, который избрал Макиавелли для изложения политических вопросов, а именно наблюдения или, как говорит рассуждения на материале тех или иных исторических примеров. Ибо знание, которое совсем не давно, буквально на наших глазах было извлечено из частных фактов, лучше других знает обратный путь к этим фактам; и конечно же, значительно больший результат достигается тогда, когда рассуждения и размышления вытекают из примеров, чём тогда, когда пример лишь иллюстрирует рассуждение.

…Есть и другой раздел того же учения, который так же отличается от первого, о котором мы говори ли, как отличаются понятия «быть мудрым» и «быть мудрым для себя». Первое как бы направлено от центра к окружности, второе — от окружности к центру. Ведь существует определенное умение давать советы другим и существует умение заботиться о собственных делах; они иногда совмещаются, но чаще не совпадают. Многие весьма разумно ведут собственные дела, но совершенно беспомощны в управлении государством и не способны даже дать разумного совета другим; они похожи на муравьев — существ, хорошо умеющих заботиться о самих себе, но очень вредных для сада. Эта способность «быть разумным для себя», была прекрасно известна еще самим римлянам, хотя они умели в тоже время наилучшим образом заботиться и об интересах родины. Поэтому комический поэт говорит: «Ведь, ей-богу, мудрец сам создает свое счастье!. Это даже стало у них пословицей: «Каждый человек кузнец собственного счастья», а Ливий приписывает это качество Катону Старшему: «В этом человеке была такая сила ума и таланта, что, где бы он ни родился, он, вероятно, сам создал бы себе счастье».

Этот род мудрости, если его слишком подчеркивать и выставлять напоказ, всегда рассматривается не только как‚ «неполитичный», но даже как в чем- то несчастливый и зловещий. Это можно видеть на примере афинянина Тимофея, который, совершив немало славных деяний во славу и на пользу своего государства и отчитываясь перед народом о своей деятельности (как это было в то время принято), рассказ о каждом из своих дел завершал следующими словами: «Но в этом нет никакой заслуги фортуны». И случилось так, «то впоследствии у него никогда не было ни в чем удачи. Конечно, ведь эти слова слишком заносчивы и звучат высокомерно, подобно словам Иезекииля о фараоне:

«Ты говоришь, это моя река и сам я создал самого себя», или по словам пророка Аввакума: «Они радуются и приносят жертвы собственным сетям., или еще словам поэта о «презирателе богов». Мезенции: Вы, о боги мои, копье и рука! Помогите В этом бою!

Наконец, Юлий Цезарь …когда предсказатель стал говорить ему, что расположение внутренностей жертвы неблагоприятно, он тихо проворчал; «Будет благоприятно, если я захочу» и эти слова ненамного опередили его трагическую гибель. …Поэтому великие и истинно мудрые люди предпочитали все свои успехи приписывать своему счастью, а не достоинствам и энергии: так, Сулла дал себе прозвище «счастливый», а не «великий», а Цезарь (на этот раз удачнее), обращаясь к кормчему корабля, сказал: «Ты везешь Цезаря и его счастье»

….По по нашему обыкновению мы рассмотрим здесь некоторые важнейшие моменты этого учения.

Будем называть его «Кузнец счастья» (как мы говорили) или «Учение о жизненной карьере».

На первый взгляд может даже показаться, что я говорю о чем-то новом и необычном, собираясь на учить людей тому, каким образом они могут стать «кузнецами своего счастья», т. е. излагаю учение, которое наверняка с радостью захотят изучать буквально все, пока не увидят, какие трудности оно заключает в себе. Ведь то, что необходимо для радостижения счастья, не менее значительно, столь же редко и не менее трудно, чем то, что необходимо для достижения добродетели, и в равной мере тяжело н трудно стать и истинным политиком, и истинно нравственным человеком. Разработка же этого учения в огромной степени содействует росту значения и авторитету науки. Ведь прежде всего для чести науки чрезвычайно важно, чтобы все эти догматики поняли, что образование ни в коем случае не должно быть похожим на жаворонка, который умеет только носиться в вышине, наслаждаясь собственным пением, и больше ничего; нет, оно скорее должно быть сродни ястребу, который умеет и парить в вышине, и, если захочет, броситься вниз и схватить добычу. Далее, развитие этого ученая способствует и совершенствованию наук, ибо основным принципом всякого подлинного исследования является то, что в материальной сфере нет ничего, что бы не имело параллели в хруста сфере. т. е. в интеллекте. А это означает, что в практике не может быть ничего, что не имело бы какой-то своей науки или теории. Однако наука все же без особого восхищения смотрит на это искусство строить счастье и считает это делом второстепенным. Ведь ни для кого ни при каких обстоятельствах собственное счастье не может быть платой, достойной ниспосланного нам богом дара бытия. Более того, нередко люди выдающиеся добровольно отказываются от собственного благополучия для того, чтобы посвятить себя более возвышенным целям. Тем не менее счастье также достойно быть объектом исследования и посвященной ему науки в той мере, в какой оно является орудием добродетели и приносит пользу другим.

К этой науке относятся как некоторые общие правила, так и множество частных советов самого разнообразного характера. Общие правила касаются истинного познания других людей и самого себя.

 

Задание 2.

Конфуций (высказывания)

Источник: Таранов П.С. 120 философов. Ч. 1. Симферополь, 1996. С. 108-111

Золотое правило нравственности

На вопрос «Что есть жизнь?» Конфуций ответил: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет нена­висть в государстве, исчезнет ненависть, в семье».

♦ Благородный муж думает о девяти вещах: о том, чтобы. видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходи­мости помнить о последствиях своего гнева; о необходимо­сти помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу.

МЫСЛИ

- Не зная, что говорят люди, нельзя узнать людей.

- Умереть с голоду — событие маленькое, а утратить мораль — большое.

- Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда гово­рить об этике и музыке?

- Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо гово­рить.

- Как на небе не может быть двух солнц, так и у народа не может быть двух правителей.

- Однажды Конфуций увидел плачущую женщину и спросил, в чем ее горе. Она сказала ему, что тигр растерзал одного за другим всех ее родных.

— Почему же ты не покидаешь этой местности? — удивился

мудрец.

— В других областях князья угнетают народ.

— Видите, — сказал тогда Конфуций ученикам, — жестокий
тиран страшнее для человека, чем лютый зверь.

- Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.

- Тот, кто, дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, — конченый человек.

- Достойный человек не идет по следам других людей.

- Каждый может стать благородным мужем. Нужно только ре­шиться им стать.

- Единственная настоящая ошибка — не исправлять своих про­шлых ошибок.

- Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

- Человекрасширяет Путь, а не Путь расширяет человека.

- Достаточно, чтобы слова выражали смысл.

- Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем.

- Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

- Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.

— Существует ли бессмертие?,— спросили у Конфуция.

— Мы не знаем, что такое жизнь, можем ли мы знать, что
такое смерть? — уклончиво ответил он.

- Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за
добро?

- Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не звучит.

Это интерпретируется как отказ говорить о чем-либо до тех пор, пока правитель прямо об этом не спросит. /

- Благородный муж думает о Пути, не думает о еде. Когда па­шут — за этим страх голода. Когда учатся — за этим стремле­ние к жалованью. Благородный муж печалится о Пути, не печалится о бедности.

- Цзы-Гун спросил: «Если бы Вы не высказывались, то что бы ученики записали за счет этого?» Конфуций ответил: «Разве Небо высказывается? Четыре времени года сменяются за счет этого. Сто вещей живут за счет этого. Разве Небо высказывается?»

- Соотношение между правителем и народом таково: импера­тор — всадник, чиновники и законы — «узда» и «вожжи», народ — лошадь. Чтобы хорошо управлять лошадьми, нужно правильно их взнуздывать, нужно ровно держать вожжи и стимул, следует соразмерять силы лошадей и наблюдать за согласным бегом последних; при этих условиях правителю можно не издавать ни одного звука, вовсе не хлопать вожжа- \ ми и не подстрекать стимулом — лошади сами собой побегут.

- Я в 15 лет направил помыслы на учение, в 30 лет установился, в 40 не сомневался, в 50 познал Судьбу Неба, в 60 стал послуш­ным ушами, в 70, следуя тому, что желало мое сердце, не преступал меры.

- При разных принципах не найти общего языка.

- Для людей человеколюбие важнее, чем вода и огонь. Я видел,
как люди, попадая в воду и огонь, погибали. Но не видел, чтобы люди, следуя человеколюбию, погибали.

- Глупец жалуется, что люди плохо знают его, а мудрец, наоборот, что он не знает людей!

- Если на рассвете познаешь дао, то на закате солнца можно умереть.

- Середина есть точка, ближайшая к мудрости; не дойти до нее — то же самое, что ее перейти.

- Есть ли одно такое слово, руководствуясь которым можно было бы прожить всю жизнь? — спросили у Конфуция. — Да, есть. Это снисходительность.

 

 

Бруно Дж. Тайна Пегаса, с приложени­ем Килленского осла/ /Диалоги. М., 1949. С. 490—492

С е б а с т о. Так что вы определенно думаете, что душа челове­ка по своей субстанции тождественна душе животных и отличается от нее лишь своей фигурацией?

О н о р и о. Душа у человека в своем роде и в своем специфиче­ском существе та же, что и у мухи, у морских устриц, у растений и любой одушевленной и имеющей душу вещи, так как нет тела, ко­торое не имело бы в себе самом более или менее живой или совер­шенной связи с духом. Но этот дух роком или провидением, зако­ном или фортуной соединяется либо с одним видом тела, либо с другим и, на основании разнообразия и сочетания органов тела, имеет различные степени совершенства ума и действий. Когда этот дух, или душа, находится в пауке, имеется определенная деятель­ность, определенные коготки и члены в таком-то числе, величине и форме; соединенная же с человеческим отпрыском, она приобретает другой ум, другие орудия, положения и действия. Допустим, ес­ли бы это было возможно (или если бы это фактически случилось), что у змеи голова превратилась бы в человеческую голову, откину­лась назад и выросло бы туловище такой величины, каким оно мог­ло стать за время жизни этого вида животных; допустим, что язык у нее удлинился, расширились плечи, ответвились руки и пальцы, а" там, где кончается хвост, образовались ноги. В таком случае она понимала бы, проявляла бы себя, дышала бы, говорила, действова­ла и ходила бы не иначе, чем человек, потому что была бы не чем иным, как человеком.

Наоборот, и человек был бы не чем иным, как змеей, если бы втянул в себя, как внутрь ствола, руки и ноги, если бы все кости его ушли на образование позвоночника; так он превратился бы в змею, приняв все формы ее членов и свойства ее телосложения. Тогда вы­сох бы его более или менее живой ум; вместо того чтобы говорить, он испускал бы шипенье; вместо того чтобы ходить, он ползал бы; вместо того чтобы строить дворцы, он рыл бы себе норы, и ему под­ходила бы не комната, а яма; и как раньше он имел одни, теперь он имел бы другие члены, органы, способности и действия. Ведь у од­ного и того же мастера, по-иному снабженного разными видами материала и разными инструментами, по-разному обнаруживают­ся устремления ума и действия.

Затем легко допустить, что многие животные могут иметь боль­ше способностей и много больше света ума, чем человек (не в шут­ку говорил Моисей о змее, называя ее мудрейшим из всех земных животных); однако по недостатку органов они ниже человека, тог­да как последний по богатству и разнообразию органов много вы­ше их. А чтобы убедиться в том, что это истина, рассмотрим повни­мательнее и исследуем самих себя; что было бы, если бы человек имел ум, вдвое больше теперешнего, и деятельный ум блистал бы у него ярче, чем теперь, но при всем этом руки его преобразились бы в две ноги, а все прочее осталось бы таким, как и теперь? Скажи мне, разве в таком случае не претерпели бы изменения нынешние формы общения людей? Как могли бы образоваться и существо­вать семьи и общества у существ, которые в той же мере или даже больше, чем лошади, олени, свиньи, рискуют быть пожранными многочисленными видами зверей и которые стали бы подвергаться большей и более верной гибели? И, следовательно, как в таком слу­чае были бы возможны открытия учений, изобретения наук, собра­ния граждан, сооружения зданий и многие другие дела, которые свидетельствуют о величии и превосходстве человечества и делают человека поистине непобедимым триумфатором над другими вида­ми животных? Все это, если взглянешь внимательно, зависит в принципе не столько от силы ума, сколько от руки, органа органов.

Себасто. А что ты скажешь об обезьянах и медведях, у ко­торых, если не захочешь признать наличие рук, все же имеется ору­дие не хуже руки?

О н о р и о. У них не то телосложение, чтоб можно было иметь ум с такими способностями; потому что у многих других животных,

вследствие грубости и низости их физического сложения, всеобщий разум не может запечатлеть такую силу чувства в подобных душах. Поэтому сделанное мною сравнение должно быть распространено на самые одаренные породы животных.

Себасто. А попугай разве не имеет органа, в высшей степени способного выражать какие угодно членораздельные слова? Поче­му же он тогда так тупо, с таким трудом и так мало может сказать, притом не понимая того, что говорит?

О н о р и о. Потому что он обладает не понятливостью и па­мятью, равноценной и сродной той, что имеется у людей, но лишь тем, что соответствует его породе; в силу этого он не нуждается, чтобы другие обучали его летать, отыскивать еду, отличать здоро­вую пищу от ядовитой, рождать, вить гнезда, менять жилище, чи­нить его для защиты от плохой погоды и заботиться о нуждах жиз­ни не хуже, а частью и лучше и легче, чем человек.

Вольтер. Метафизический трактат //







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.