Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятие, состояние, уровни и механизм правореализации. Состояние и значение правореализации.





Право - не статичное, а предельно динамичное общественное явление, призванное быть созидателем позитивного в социальной жизни. Все его содержание, функции и ценностные свойства важны, когда они воплощаются в объективную действительность, находят свое выражение в повседневной жизнедеятельности людей. Чем последовательнее они реализуются, тем полнее и богаче раскрываются сущность и истинное предназначение права, ощутимее проявляют себя заложенные в нем творческие возможности.

Россия издавна имеет развитую систему нормативно-правовых актов. Еще на рубеже двадцатого столетия она осуществила их всеобщую кодификацию, издав «Полный Свод законов Российской империи». Ныне тоже идет значительная правотворческая работа, хотя еще предстоит восполнить многие пробелы в праве и совершенствовать действующие законы и подзаконные акты. В стране, однако, менее весомы успехи в правореализации, состояние которой намного отстает от достижений в правотворчестве.

Отмеченное обстоятельство обусловлено рядом причин. Сами процессы правореализации более сложны, нежели правотворческие. На них отчетливее сказываются недостаточность правосознания и правовой культуры населения, недолжное понимание им той социальной ценности, которая заложена в законах и подзаконных нормативных актах.

Негативную роль сыграли и такие отрицательные явления в жизни общества, как культ личности, субъективизм, волюнтаризм, стремление «как бы улучшить дело, особенно не утруждая себя».

Сюда же нужно отнести инертность и низкий уровень управления, коррупцию и нарастание бюрократизма, наносящие ущерб интересам дела, и ряд других отрицательных явлений из разных областей жизнедеятельности общества.

Но так или иначе, интенсивное обновление законодательства пока не сопровождается адекватными усилиями и сдвигами, обеспечивающими одновременное подтягивание правореализации. В такой ситуации, когда разрыв между уровнями правотворчества и правореализации фактически не сокращается, в правовом регулировании общественных отношений проблемы нарастают быстрее, чем они решаются. И вполне понятно, что это дальше продолжаться не может. От слаженности и качества правореализационных процессов во многом зависят развитие цивилизованных рыночных отношений, улучшение организованности и порядка, укрепление дисциплины труда, расширение демократии и самоуправления народа, борьба с преступностью и многое другое. На современном, переломном этапе истории российского общества, когда решаются сложнейшие экономические, социальные, политические и духовные задачи, крайне необходимо существенное повышение уровня реализации права.

 

Понятие правореализации. В отечественной литературе пока не утвердилось единообразное и развернутое понимание правореализации. Однако бесспорно, что реализация права есть часть, более высокая ступень его действия.

Действие права, как уже отмечалось выше, охватывает и процессы функционирования его норм во времени, в пространстве и по кругу лиц, и все формы воздействия этих норм на общественные отношения и на сознание их участников, и результаты такого воздействия, и связанные с ним социальные, психологические и другие факторы. В его механизме, так или иначе, присутствует широкий спектр нормативных и ненормативных явлений, начиная с самой управляющей подсистемы и кончая результативными действиями правомерного и активного характера.

Однако важно осознать, что не все проявления действия права охватываются понятием правореализации. Вполне возможны случаи, когда правовая норма действует, оказывает какое-то влияние на сознание и психологию людей, однако по тем или иным причинам фактически не реализуется. В 1996 году, например, часто не реализовались даже нормы права о своевременной выплате пенсий, пособий и заработной платы.

Поэтому нельзя забывать, что реализация права есть только часть многообразного действия права.

Нередко реализация права трактуется как воплощение его предписаний непосредственно в правомерном поведении, как фактические акты по осуществлению этих предписаний в практической деятельности людей, их общностей и образований.

Хотя роль правомерного поведения в правореализации велика, тем не менее цепочка «правовые предписания - правомерное поведение» не дает правильного представления о многогранном содержании правореализации» (11, с.255-256). Правореализация органически включает в себя субъективные права, юридические свободы, юридические обязанности или полномочия, которыми обладают участники регулируемых жизненных отношений.

Конечно, естественные права и свободы личности только подтверждаются в нормах права, существуя независимо от них.

Остальные права и обязанности возникают при «соприкосновении» реализуемой правовой нормы с определенными жизненными ситуациями и выполняют роль своеобразной юридической формы возникающего при этом общественного отношения. Как раз здесь берет свое начало реализация нормы права. Правомерное же поведение имеет место позднее, в рамках возникшего отношения, в результате сообразования его участниками собственного волеизъявления с уже имеющимися у них правами, свободами, обязанностями и полномочиями.

Поэтому следует признать, что под реализацией правовых норм подразумевается воплощение в регулируемых ими общественных отношениях всего того, что в этих нормах заложено. Речь идет о воплощении в упорядочиваемых отношениях как самих общих правил поведения, предусмотренных в диспозициях норм права, так и их велений относительно цели, субъектного состава, требуемых жизненных ситуаций и средств государственного обеспечения, когда в них возникает необходимость.

При этом в ходе реализации правовой нормы общие правила поведения, составляющие ее содержательную часть, трансформируются в субъективное право, юридическую свободу, юридическую обязанность или полномочия с учетом правовых велений по поводу цели, субъектного состава и требуемых жизненных ситуаций. Тем самым формируются общественные отношения, организуемые диспозициями правовых норм. А содержащиеся в нормах права веления по поводу средств государственного обеспечения, превращаясь в меры юридической ответственности, восстановления, ничтожности, превенции (лат. praeventio - предупреждение) или поощрения образуют отношения, организуемые их санкциями. И те, и другие отношения наполняются живым содержанием, когда их участники, сообразуя свое фактическое волеизъявление с имеющимися правами, свободами, обязанностями и т.д., совершают правомерное или юридически поощряемое поведение. Все это охватывается понятием правореализации.

В волевом плане при правореализации в регулируемых отношениях воплощаются: с одной стороны, правотворческая воля, выраженная в соответствующих нормах, с другой - соотнесенная с ней индивидуальная воля непосредственных участников этих отношений. При этом правотворческая воля находит свое воплощение в тех юридических формах, в которых складываются организуемые отношения, воля же индивидуальная - в конкретных действиях субъектов правореализации.

Согласованность индивидуальной воли с правотворческой, их общая направленность способствуют единству юридического и фактического содержаний организуемых отношений.

 

Уровни реализации норм права. В последние десятилетия при анализе правореализации все чаще используется уровневой подход. Это - не просто дань моде, а настоятельная потребность в более глубоком понимании процессов реализации норм права.

Ведь реализация права - действительно многоуровневое явление; относящиеся к ее структуре процессы расположены не в одной плоскости, а происходят закономерно в разных плоскостях, четкое обозначение и анализ которых имеют немаловажное значение. Есть достаточное основание различать, в первую очередь, уровни правореализации в зависимости от того, правила и веления норм какого - статутного или иного - характера претворяются в жизнь.

Статус (лат. statutum - устав, положение) олицетворяет, прежде всего, постоянные права, обязанности, полномочия каких-либо органов или лиц. Уровень реализации статутных норм является базовым, на нем строится вся система реализации остальных норм права, расположенных на несколько другом уровне. При этом под статутными подразумеваются нормы, раскрывающие общее (исходное) положение субъектов права в юридически значимой жизнедеятельности общества с учетом естественных, неотчуждаемых прав и свобод личности.

Различают общий и специальный правовые статусы, определяющие единое исходное правовое положение разного круга субъектов права. Общий правовой статус устанавливает единое положение субъектов одного рода (скажем, всех граждан, всех иностранцев, всех юридических лиц), специальный статус - единое положение - одной специфической группы в рамках определенного рода субъектов права (например, всех студентов, всех акционеров, всех хозяйственных товариществ).

Общий правовой статус складывается из следующих компонентов:

а) гражданство как юридически признаваемая принадлежность человека к данному государственно-организованному обществу, которая выражает его принципиальные взаимоотношения с государством, опосредуется взаимными правами, обязанностями и ответственностью;

б) правосубъектность как юридически признаваемая способность лица самостоятельно иметь субъективные права, свободы, полномочия и обязанности (правоспособность), своими действиями осуществлять их (дееспособность) и нести ответственность за отклоняющееся поведение (деликтоспособность);

в) общерегулятивные права, свободы, обязанности и полномочия как определенные виды, меры или сферы возможного, должного и возможно-должного поведения, одинаковые для всех участников регулируемых правом общественных отношений;

г ) общеправовые принципы и охраняемые законом интересы деятельности участников упорядочиваемых правом общественных отношений;

д ) позитивная юридическая ответственность, определяемая как осознание правовых свойств своих действий (бездействий), соотнесения их с действующими законами и подзаконными актами, готовность отвечать за них перед государством и обществом.

Специальный правовой статус как бы накладывается на систему юридических категорий, образующих общий правовой статус. Субъекты права, наделяемые им, обладают еще некоторыми дополнительными правами, обязанностями и полномочиями, однако опять общими для всей данной группы участников регулируемых отношений (скажем, для всех пенсионеров, для всех служащих МВД).

Реализация статутных норм имеет ряд особенностей. Эти нормы находятся в постоянном рабочем состоянии, регулируемые ими отношения носят длящийся характер. Реализация статутных норм может выражаться в деятельности как регулирующей, так и регулируемой подсистем. Так, они реализуются, прежде всего, в ходе самой правотворческой деятельности, когда те или иные государственные органы в пределах своей компетенции принимают нормативно-правовые акты, вносят в эти акты необходимые изменения и дополнения, дают поручение подготовить и принять определенные подзаконные нормативные акты, а равно когда депутаты пользуются законодательной инициативой и участвуют в принятии нормативно-правовых актов. Статутные нормы реализуются также в исполнительно-распорядительной, контрольно-надзорной и других видах деятельности государственных органов и должностных лиц, общественных организаций. Они, кроме того, реализуются гражданами и другими субъектами права, когда ими предпринимаются те или иные действия в соответствии со своими статутными правами, свободами, обязанностями.

Связи между отмеченными уровнями правореализации носят субординационный характер, поскольку существует определенная зависимость использования и применения нестатутных норм от статутных. Реализация первых, так или иначе, связана со статусом субъектов права, принимающих в ней участие.

Далеко не на одном уровне расположены и процессы реализации материально-правовых, собственно управленческих, контрольно-надзорных и процессуальных (процедурных) норм права. Управленческие нормы подключаются в ходе реализации материально-правовых при необходимости, например, в индивидуально-правовом регулировании; процессуальные и процедурные «обслуживают» подобное «регулирование», а контрольно-надзорные сопровождают правореализационные процессы в целом. Для правильного понимания структуры правореализации целесообразно выделение соответствующих ее уровней в данном плане, т.е. уровня реализации материально-правовых, уровня реализации собственно управленческих, уровня реализации процессуальных (процедурных) и уровня реализации контрольно-надзорных норм.

Это помогает не только выявить координационные и субординационные взаимосвязи между этими уровнями, но и проанализировать их сильные и слабые стороны, наметить меры по совершенствованию соответствующих звеньев правореализационной деятельности.

Представляются нелинейными также процессы реализации тех правовых норм, которые нуждаются в дальнейшей правотворческой конкретизации в последующих нормативно-правовых актах. Эти нормы в юридической литературе нередко обособляются от остальных, так называемых норм «прямого действия». Они рассчитаны на конкретизацию в последующих нормативно-правовых актах. Например, по ст.7 ГК РФ международные договоры России в гражданском обороте применяются «непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта». Пункт 3 ст.87 ГК РФ указывает, что правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности их участников определяются подробнее в специальном законе об этих обществах. В подобных случаях реализация одних норм как бы «привязана» к другим нормам права.

Кроме того, есть необходимость различать уровни:

a) реализации диспозиции и санкции той или иной нормы;

b) саморегуляции и индивидуально-правового регулирования в процессе реализации тех или иных норм права.

На уровне диспозиции правовые нормы осуществляются через усвоение их содержания, следование которому позволяет идти по правомерному пути. На уровне санкции применяются намеченные в нормах права средства обеспечения того, что предусматривается в их диспозициях. В юридической науке реализацию на уровне диспозиции называют порой «нормальной реализацией», а на уровне санкции - «обеспечительной реализацией».

На уровне саморегуляции непосредственные участники жизненного отношения, регулируемого правовой нормой, сообразуют собственное фактическое волеизъявление с его юридической формой (правами, свободами, обязанностями и т.п.), действуя строго в рамках правовых требований, и тем самым способствуют утверждению законности в обществе. При простых формах саморегуляции вопросы, возникающие в рамках данного жизненного отношения, решаются его участниками самостоятельно, без помощи «извне», как это происходит, скажем, при многих договорных отношениях. Сложные формы саморегуляции сопряжены с привлечением в решение таких вопросов каких-либо государственных органов, должностных лиц (нотариуса, местной администрации и др.), однако не для принятия окончательного решения по существу, а лишь для оформления решения самих непосредственных участников регулируемого реализуемой нормой отношения (например, для удостоверения купли продажи жилого дома).

Индивидуально-правовое же регулирование, напротив, является властной деятельностью уполномоченных на то органов и лиц, заключающейся в решении тех или иных юридических вопросов (дел) по существу как бы «со стороны», для организации правореализационных вопросов. Оно имеет ряд особенностей, позволяющих отличать его от саморегуляции.

 

Моделирование механизма правореализации. Модели реализации различных норм права неодинаковы, они зависят от специфики регулируемых отношений, метода общего правового регулирования и некоторых других факторов.

Наиболее проста модель реализации статутной нормы постоянного действия, диспозицией которой регулируется отношение, не нуждающееся в индивидуальной регламентации (к примеру, норма ст.28 Конституции РФ о свободе совести и вероисповедания). Здесь на одном уровне линейно располагаются такие взаимосвязанные процессы, как введение нормы в действие, воплощение предусмотренного в ней общего правила в соответствующее отношение, взятое в юридической форме, и сообразование участниками данного отношения собственного поведения с этой формой, а на другом - сопровождающие их процессы реализации контрольно-надзорных норм.

Когда речь идет о моделировании процессов реализации не статутной материально-правовой нормы, каждый очередной цикл которых связан с определенными жизненными обстоятельствами (ситуациями), конкретизацией прав и обязанностей участников регулируемого отношения и т.д., начало правореализации связано с возможным актом индивидуально-правового регулирования по установлению тех или иных фактов, по признанию или конкретизации прав и обязанностей участников организуемого жизненного отношения. Причем все это происходит на фоне процессов реализации статутных и контрольно-надзорных норм.

Этим, однако, не исключается наличие единого юридического механизма правореализации, если под ним понимать полный набор средств, закономерно участвующих в приведении реализуемой нормы в каждом конкретном случае в рабочее состояние, в воплощении всего ее содержания в регулируемые общественные отношения, в достижении намеченного законодателем результата.

С некоторой условностью эти компоненты могут быть объединены в несколько взаимосвязанных блоков, олицетворяющих общую схему (модель) правореализации. Это - блок, обеспечивающий начало правореализации (стартовый блок); блок диспозиционного правоотношения, блок обеспечительного правоотношения и блок индивидуального правового регулирования, подключаемый по мере необходимости к предыдущим блокам правореализации. Надлежащий анализ механизма правореализации предполагает последовательное рассмотрение именно таких блоков.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.