Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Начало правореализации. Юридические факты. Фактический состав.





Начало правореализации. Для начала реализации любой нормы права требуется введение ее в действие. Оно, как уже говорилось выше, связано с установлением временных, пространственных и субъектных и иных пределов ее юридической силы. Весьма важны и меры по реальному подключению каждой нормы к общей системе права: само по себе изложение того или иного общего правила в нормативно-правовом акте может оказаться лишь внешней оболочкой, если по каким-то причинам оно не включилось в систему действующего права. Существенно, чтобы своевременно отменялись устаревшие нормативно-правовые предписания, вносились требуемые коррективы в продолжающие действовать нормативные акты, устранялись имеющиеся в них неясности, противоречия и т.п. В ином случае возможны сбои уже в стартовом блоке механизма правореализации, ведущие к нежелательным последствиям.

Нередко начало действия нормы права связано также с ее правотворческой конкретизацией. Она необходима, когда ввиду особенностей регулируемых отношений нормы права, созданные на определенном (скажем, на базовом или среднем) уровне общего правового регулирования, предполагают дальнейшую конкретизацию в последующих нормативно-правовых актах.

Причем иногда в самом тексте нормативного акта более общего уровня содержится прямое указание определенному органу осуществить такую конкретизацию. Так, в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» содержалось поручение Правительству РФ принять нормативный акт о порядке признания человека инвалидом, что сделано Постановлением от 13 августа 1996 года, которым утверждено Положение о признании лица инвалидом (СЗ,1995,48; 1996,34).

Однако далеко не во всех нормативных актах, нуждающихся в правотворческой конкретизации, бывают такие поручения. В Федеральном законе, от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском образовании» содержится общая установка определять средние должностные оклады (ставки) педагогических работников ВУЗов в размере, превышающем «в два раза уровень средней заработной платы работников промышленности» (ст.30), но нет поручений исполнительным органам издать нормативный акт, конкретизирующий данное законоположение. Это, естественно, отрицательно сказывается на начале реализации таких норм права.

Возможно, что для начала реализации той или иной нормы права необходима предварительная реорганизация каких-либо организационных структур. В таких случаях невыполнение этого условия обрекает норму права на бездействие. Наглядный пример тому - статьи 136, 139-140 Конституции Республики Татарстан, которые не могли долгое время реализоваться, прежде всего, по той причине, что вместо прежнего Комитета конституционного надзора не создавался Конституционный суд РТ, хотя новая Конституция Татарстана уже действовала на тот период.

 

Юридические факты. Фактический состав. Для начала реализации норм дискретного действия нужны, как уже говорилось ранее, определенные юридические факты или их совокупность (фактический состав).

Юридический факт представляет собой конкретную жизненную ситуацию (обстоятельство), с которой норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Фактический состав являет собой комплекс обстоятельств, влекущих те же последствия, только в своем единстве. Это - явления объективной действительности, выражающиеся в конкретном действии, бездействии (волеизъявлении), событии или состоянии юридически значимого обстоятельства.

Волеизъявления чаще всего выражаются в активных действиях, означающих сделку, отказ от своих имущественных прав или передачу их другим лицам, например, поручение банку перечислить со своего счета определенную денежную сумму и т.д. Но они могут проявляться и в бездействии (воздержание от определенного действия), как это бывает, например, при воздержании от ответа на предложение заключить договор, от вступления в наследование, от акцептирования платежного требования кредитора. Как действия, так и бездействия выполняют роль юридического факта, если влекут за собой возникновение, изменение или прекращение отношения, регулируемого нормой права.

События - это явления объективной действительности, происхождение которых не связано с волей участников правоотношения. Землетрясение, наводнение, оползни, пожары от удара молнии и другие подобные обстоятельства оказываются подчас юридическими фактами, с которыми связаны страховые обязательства, прекращение трудовых контрактов и т.д.

События, в свою очередь, можно подразделить на две большие подгруппы: относительные и абсолютные. Событие, природа которого коренится в волевом действии лица, не являющегося участником конкретного правоотношения, называется относительным (например, лицо, причинившее ущерб собственнику застрахованного имущества, не является субъектом правоотношения между страховой компанией и последним).

Явление же объективной действительности, не имеющее непосредственной связи вообще с человеческой волей, является абсолютным (стихийное бедствие).

Юридически значимое состояние представляет собой жизненную ситуацию, которая не может расцениваться ни как волеизъявление, ни как событие. Так, неплатежеспособность государственного предприятия, неудовлетворительное состояние структуры его баланса является основанием для признания его банкротом или для продажи в соответствии с Указом Президента РФ «О продаже государственных предприятий-должников» от 2 июня 1994 года. Неизвестность места нахождения человека на протяжении указанных в гражданском законодательстве сроков дает возможность для признания его безвестно отсутствующим или даже умершим. В подобных случаях, несомненно, роль юридических фактов играют не конкретные действия или события, а юридически значимое состояние предприятия, физического лица или каких-либо социальных процессов.

Правомерные изъявления, события и юридически значимые состояния - это юридические факты, так или иначе обозначенные в гипотезах правовых норм. Следовательно, с ними связаны возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых диспозициями этих норм.

Но волеизъявления бывают и неправомерными, а в некоторых случаях - наоборот, специально поощряемыми. Тогда они выполняют роль юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение или прекращение отношений, регулируемых другой структурной частью норм права, а именно их санкциями. Так, невыполнение или недоброкачественное выполнение должником своих обязательств служит основанием для возмещения убытков и применения штрафных санкций. Работа в сверхурочное время или в праздничные дни подлежит оплате в двойном размере (ст.ст.88- 89 КЗоТ РФ).

Возникновение, изменение или прекращение некоторых жизненных отношений, регулируемых диспозициями правовых норм, обуславливаются одновременно несколькими жизненными обстоятельствами. Например, основаниями для применения реорганизационных мер (санации) к неплатежеспособным предприятиям служат:

а) ходатайство об этом должника, собственника или кредитора, т.е. их волеизъявление;

б) наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника или, иначе говоря, определенное его финансовое и производственное состояние;

в) убеждение арбитражного суда в полезности применения этой реорганизационной меры (ст.13 Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»).

Здесь, как видим, роль юридического факта играют несколько жизненных обстоятельств, которые лишь в своей совокупности влекут возникновение соответствующего отношения. Для обозначения таких «множеств» существует понятие «фактический состав», обозначающий два и более жизненных обстоятельств, которые только в своем единстве играют роль юридического факта (14, с.6-13). Хотя само по себе каждое из таких обстоятельств способно быть юридическим фактом, однако в ряде случаев лишь их комплекс (совокупность) законодателем наделяется этим свойством. Тогда они образуют специфическую правовую реальность, именуемую фактическим составом.

 

12.3. Диспозиционные правоотношения, их виды и юридическое содержание.

Понятие и значение правоотношения. Регулируемые правом общественные отношения имеют определенные правовые качества: появляется юридическая их модель; волеизъявления участников этих отношений подлежат согласованию с ней; соответственно они оцениваются с точки зрения их правомерности или неправомерности; имеют юридические последствия. Все это дает возможность рассматривать их как правовые отношения.

В отечественной литературе можно встретиться с разными трактовками правоотношений: одни авторы интерпретируют их как регулируемые правом фактические отношения, другие - как их юридическую форму, третьи - как некую юридическую связь между участниками регулируемого отношения, четвертые - как индивидуализированную форму поведения участников такого отношения, пятые - как их реальное поведение и т.п. Более оправданным представляется понимание под правоотношением любого регулируемого правом жизненного отношения, взятого в единстве его формы и юридически значимого содержания.

В действительности общественные отношения, попадая под регулятивное воздействие правовых норм, возникают сначала в обозначенной в них форме, которая потом наполняется реальным содержанием в виде правомерного волеизъявления, оцениваемого через призму этой формы с точки зрения его правовых свойств и юридических последствий. В стадии юридической формы такие отношения выражаются в правовых моделях (образцах) поведения, в стадии фактического волеизъявления - в позитивных, сообразованных с этими масштабами действиях (бездействии) субъектов права. В правоотношении моделируемая форма и сообразуемые с ней волеизъявления субъектов права настолько тесно переплетаются между собой, что всякое противопоставление их друг другу искажает природу правоотношения.

Разумеется, что регулируемые правом экономические, социальные, политические и духовные отношения не теряют своих прежних качеств. Купля-продажа, например, остается экономическим, вступление в брак - социальным, участие в выборах - политическим отношением. Но благодаря правовому регулированию каждое из них приобретает дополнительные, юридически значимые свойства, что и позволяет считать их правоотношениями.

Норма права предусматривает общие правила поведения, призванные определять намеченную законодателем или вытесняемую им форму организуемых отношений. Когда те или иные субъекты права вступают в эти отношения, они необходимо вовлекаются в эту юридическую форму, которая выражается для них в определенном масштабе (виде и мере) поведения. Через эту форму начинает реализовываться сама правовая норма, ибо при непосредственном соприкосновении ее содержания с регулируемым отношением, приобретающим данную форму, происходит преобразование общих правил в субъективные права, юридические свободы, обязанности, полномочия, меры ответственности и т.п.

Сформировавшееся правоотношение первоначально существует в виде именно указанной юридической формы. Затем оно благодаря конкретному волеизъявлению (действиям, бездействию) своих участников, сообразованному с этой формой, наполняется фактическим содержанием.

Коль скоро реализация норм права означает воплощение их содержания в регулируемых отношениях, логически напрашивается вывод о том, что эти отношения, приобретая правовые свойства, являются единственным каналом правореализации. Воздействие норм права на психологию и сознание людей вне таких отношений не может рассматриваться как другой канал правореализации, если реализацию права не смешивать с его любым действием.

Конечно, общественные отношения весьма многообразны. Они возможны, как уже отмечалось выше, в форме не только двух- или многосторонних связей, но и отграничений, зависимостей и односторонних контактов. Нормы права, определяющие правовой статус, общерегулятивные права или юридические запреты, отграничивают одного субъекта права от другого, указывают на всеобщую зависимость, обособляют от вытесняемого отношения и т.п. Во всем этом проявляются особенности тех или иных правоотношений, но от этого не меняется их роль в правореализации.

Поскольку общественные отношения образуются из формы, содержания и результатов социальной жизнедеятельности, не следует противопоставлять их ни связям их участников, ни «фактическому» состоянию таких связей. Различные связи между субъектами права олицетворяют собой определенные отношения, а их фактическое состояние - реальное содержание таких отношений.

Этим еще раз подтверждается то, что актуальные общественные отношения, регулируемые правовыми нормами и в силу этого признаваемые правоотношениями, служат единственно возможным каналом реализации права. Разумеется, общественные отношения во всем их многообразии, взятые в единстве юридической формы и фактического содержания.

Структура правоотношений. Любое правоотношение, как в достаточной мере сложное образование, имеет собственную структуру, под которой понимается совокупность его элементов и способы их единения.

В этой структуре выделяются:

а) объект правоотношения;

б) его субъекты;

в) содержание правоотношения.

Объект правоотношения - это любые блага, по поводу и для получения которых возникают, изменяются или прекращаются соответствующие жизненные отношения. Ими могут быть как материальные, так и нематериальные блага. Отношения поставки, к примеру, происходят ради получения продукции и оплаты ее стоимости (материальные блага), участие в митинге - ради выражения своего мнения относительно тех или иных процессов в стране, республике или в каком-то населенном пункте (нематериальные блага).

Субъектом правоотношения признается любой правоспособный и дееспособный его участник. Им в принципе могут быть физические лица, юридические лица, государство, муниципалитет, политические партии, иные общественные объединения и другие субъекты права. Но субъектом некоторых правоотношений могут быть лишь определенные субъекты права.

Так, роль субъектов семейных правоотношений выполняют только члены семьи, хозяйственных - лишь хозяйствующие лица, межгосударственных - государства. Все это обуславливается особенностями таких отношений.

Содержание правоотношений носит сложный, двухступенчатый характер. Оно включает в себя как юридическую форму организуемого, так и сообразованные с ней правомерные волеизъявления (действие, бездействие) его участников. И то, и другое «вмещается» в содержание правоотношения, образуя в нем как бы два - юридический и фактический - пласта. Ни один из этих пластов не может находиться за пределами отношения, ставшего предметом правового регулирования, быть «до» или «после» данного правоотношения. Это означает, что субъективные права, свободы, обязанности и другие юридически значимые меры поведения субъектов права, а равно их правомерное или специально поощряемое поведение входят в содержание соответствующего правоотношения.

Виды правовых отношений. Правоотношения многообразны так же, как и сами регулируемые правом жизненные отношения. Их можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от того, какой структурной частью правовой нормы - ее диспозицией или санкцией - регулируется соответствующие отношения, различаются диспозиционные (регулятивные, правонаделительные) и обеспечительные (охранительные, поощрительные) правоотношения. Под первыми подразумеваются отношения, организуемые диспозицией нормы права, под вторыми - отношения, упорядочиваемые ее санкцией.

Эти виды правоотношений существенно отличаются друг от друга как по основаниям возникновения, так и по составу, структурным элементам и их специфике.

Далее, одни отношения, регулируемые диспозициями правовых норм, могут нуждаться в индивидуальной регламентации для всех своих участников или для некоторых из них. Другие отношения (в которых, скажем, выражены свобода научного, технического и художественного творчества, право вносить предложения в государственные органы об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе и т.д.) в принципе сами по себе не нуждаются в индивидуальной регламентации.

Соответственно тому правоотношения могут быть конкретными, абсолютными или общерегулятивными. В первых из них индивидуализированы права, свободы и обязанности всех участников, во вторых - лишь одного из участников, в третьих ни одного из них.

В зависимости от форм бытия отношений, которые становятся правоотношениями, последние могут быть односторонними, двухсторонними или многосторонними. На почве общественного отношения, существующего в виде обособления или одностороннего контакта, вырастает главным образом одностороннее правоотношение, существующее в виде двухстороннего или многостороннего общения - двустороннее или многостороннее правоотношение.

По некоторым качественным своеобразиям организуемых отношений и отраслевой принадлежности правовых норм, призванных их регулировать (предмету и методу правового регулирования), различаются гражданско-правовые, финансовые, предпринимательские, трудовые, конституционные, административно-правовые, уголовно-правовые, земельно-правовые и иные отраслевые правоотношения.

По особенностям юридического и фактического содержаний правоотношения могут подразделяться на простые и сложные, в том числе длящиеся. Содержание простых правоотношений состоит из субъективных прав и обязанностей, обозначающих одну определенную меру поведения (скажем, требовать возвращения долга), и из однократного волеизъявления по осуществлению такой меры. Тогда как в сложных правоотношениях юридическое и фактическое содержания способны вмещать права, свободы и обязанности, рассчитанные на многократные действия или их определенные сочетания (допустим, мер восстановления и ответственности).

Юридический пласт диспозиционного правоотношения. Как уже отмечалось, юридический пласт содержания диспозиционного (регулятивного, правоустановительного) правоотношения может состоять из субъективного права, юридической свободы, юридической обязанности и полномочий.

Рассмотрим, что они собой представляют.

Субъективное право связано со вторым смысловым значением понятия права, обозначающим не систему правовых норм, а определенные юридические возможности, которыми обладает лично тот или иной участник правоотношения. В литературе существуют разные его понимания. Нередко трактуют субъективное право как определенную возможность или меру такой возможности.

Представляется более правильным считать, что субъективное право - это вид и мера возможного поведения участников правового отношения, определенные и гарантированные юридически. Интерпретации субъективного права лишь как меры возможного поведения или возможность установленным образом действовать, как разрешение на совершение тех или иных действий, как притязание и т.д. недостаточно корректны.

В действительности субъективным правом обозначаются не только мера (объем, предел) дозволенного в данном жизненном отношении поведения, но и конкретный его вид. Например, продавец, передавший свой товар покупателю, вправе получить от него деньги в размере, указанном в договоре. Вид и мера возможного поведения еще отчетливее различаются в таких субъективных правах, как право собственности, право хозяйственного ведения, право трастового управления, право на ведение дела в суде и т.п.

Носитель субъективного права именуется управомоченным, а само это право называется субъективным потому, что оно принадлежит тем или иным субъектам, выступающим в роли участников правоотношений. Причем некоторые авторы полагают, что субъективное право всегда с необходимостью предполагает юридическую обязанность другого лица или связано с реализацией личных интересов. Однако в реальной жизни встречаются как субъективные права, связанные не с личными, а чужими интересами (право на необходимую оборону от преступного посягательства на жизнь и здоровье другого лица, права попечителя и т.д.), так и субъективные права, не соотнесенные с обязанностью какого-либо другого участника данного диспозиционного правоотношения (одностороннее субъективное право - скажем, право любого человека на имя).

В правоотношении субъективное право бывает конкретным или общерегулятивным, простым или сложным, разового или многократного использования.

Конкретное субъективное право являет собой строго индивидуализированные вид и меру возможного поведения управомоченного в том или ином конкретном правоотношении. Оно может быть односторонним, относительным (т.е. соотнесенным с юридической обязанностью другого лица) или абсолютным, индивидуализирующим возможности управомоченного по поводу данного объекта касательно всех остальных лиц, как это бывает в праве собственности, где собственнику противостоит обязанность всех и каждого воздержаться от воздействия на его имущество.

Общерегулятивное субъективное право означает вид и меру юридически возможного поведения, определенные одинаково для всех возможных участников общерегулятивного правоотношения. Оно в одних случаях может полностью реализоваться без конкретизации, в других - в ходе реализации официально конкретизируется уполномоченными на то органами или должностными лицами, если данное общественное отношение нуждается в индивидуальной регламентации.

В простом субъективном праве воплощаемые в нем вид и мера возможного поведения не делятся на относительно обособленные части, в то время как в сложном - они складываются из дробных частей, каждая из которых может реализоваться более или менее самостоятельно. Примером простого субъективного права служит возможность бронирования жилого помещения, сложного - право собственности, включающее владение, пользование и распоряжение соответствующими ценностями. Дробные части сложного субъективного права именуются правомочиями.

Субъективное право разового пользования исчерпывается одним правомерным волеизъявлением управомоченного (например, истребование имущества собственником из чужого незаконного владения). Субъективное право многократного пользования допускает неопределенное число дозволяемых действий (скажем, проезд по месячному проездному билету в транспорте).

В гражданском праве важное значение имеет деление субъективных прав на вещные и обязательственные. Первые из них олицетворяют вид и меру возможного поведения относительно наличного имущества (вещи), вторые - вид и меру поведения касательно других материальных благ.

Содержание субъективного права многогранно. Оно выражается в:

· юридически определенных и гарантированных возможностях управомоченного предпринимать активные положительные действия,

· требовать от других не мешать таким действиям или исполнять их прямые обязанности,

· пользоваться теми или иными социальными благами и предъявлять притязания, т.е. обращаться к компетентным органам в целях привести в движение государственные средства принудительного исполнения обязанности (к примеру, предъявить судебный иск).

По своей природе субъективному праву близка юридическая свобода, посредством которой нередко фиксируется характер поведения участников общерегулятивных диспозиционных правоотношений. Во многих изданиях она отождествляется с субъективным правом или, по крайней мере, проводится идея, будто юридическая свобода «гарантируется законом в целях реального осуществления права управомоченным лицом» (7, с.322). Однако все это не вполне соответствует специфике юридических свобод и, кроме того, действующему российскому законодательству. Конституция РФ не только различает права и свободы граждан, но и в ряде случаев ставит их в один ряд, соединяя при помощи союза «и» (ст.ст.17-19, 45,55,56). Это обстоятельство, четко фиксируемое при использовании грамматического приема толкования закона, обусловлено объективными факторами, связанными с особенностями регулируемых правом отношений.

Разумеется, что свобода - сложная и емкая категория, имеющая философский, социологический, нравственный, психологический, юридический и другие аспекты. Как возможность принимать решения со знанием дела, действовать в соответствии с определенными целями и интересами, она пронизывает по существу всю действительность. Когда субъективные права трактуются как вид и мера возможного поведения, то тем самым подчеркивается и их максимальная насыщенность началом свободы. Все же в определенном плане юридическая свобода не является производной от юридических прав.

Дело в том, что для организации социально оправданного простора в ряде случаев законодателю недостаточна категория «субъективное право». Есть своеобразные общественные отношения, при регулировании которых необходимо указать не столько на вид и меру дозволенного поведения, сколько на тот особый участок (пространство) социальной действительности, где возможные варианты волеизъявления и их границы в основном выбираются самими их непосредственными участниками. Как раз с такого рода отношениями связаны свобода научного, технического и художественного творчества, свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций и т.д. Здесь понятие «юридическая свобода» приобретает специфическое правовое значение, олицетворяя гарантированный государством простор для выбора личностью наиболее привлекательных вариантов и меры волеизъявления на тех участках социальной жизни, которые обозначены в правовых нормах. В таком смысле юридическая свобода служит относительно самостоятельным средством, при помощи которого определяется содержание некоторых диспозиционных правоотношений общерегулятивного порядка.

В законе юридическая свобода может выражаться через такие правовые явления, как неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода личной жизни и т.д. Конституция РФ гарантирует неприкосновенность личности, свободу личной жизни, тайну переписки, телефонной информации и телефонных переговоров (ст.ст. 23, 25). Уголовный закон предусматривает ответственность за посягательство на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности. Это - важные правовые нормы, закрепляющие и гарантирующие определенные свободы граждан.

В литературе встречаются разные трактовки и юридической обязанности. Более адекватно ее содержание, пожалуй, раскрывается, когда под юридической обязанностью понимают вид и меру должного поведения участников общественного отношения, определенные и гарантированные юридически (нормами права).

Как и в субъективном праве, в юридической обязанности выражаются и вид, и мера поведения, но не возможного, а должного. При этом не обязательно, чтобы должное поведение предпринималось непременно по требованию управомоченного для удовлетворения своих интересов. Многие юридические обязанности существуют для удовлетворения интересов третьих лиц или общества в целом. Правила дорожного движения, к примеру, возлагают на водителя обязанность «предоставлять транспортное средство работникам милиции для выполнения неотложных служебных заданий» (ст.12 п. «г»), в то время как здесь речь идет отнюдь не об интересах управомоченного. Пункт «в» той же статьи Правил обязывает водителя «доставлять в лечебное учреждение пострадавших при дорожно-транспортном происшествии», хотя в этом случае, во-первых, пострадавший не выступает в качестве управомоченного, во-вторых, не имеет значения наличие или отсутствие чьего-либо требования.

В правоотношении юридическая обязанность может быть конкретной (в том числе относительной) или общерегулятивной, простой или сложной, разового или многократного исполнения.

Конкретная юридическая обязанность означает строго индивидуализированные вид и меру должного поведения в конкретном правоотношении. Обязанность считается относительной, если в рамках данного правоотношения соотнесена с субъективным правом другого его участника.

Общерегулятивная юридическая обязанность представляет собой вид и меру должного поведения, которые законом определены одинаково для всех ее носителей. Такова, например, обязанность воздерживаться от нарушения правовых запретов, лежащая на каждом участнике регулируемых ими жизненных отношений.

Видовые особенности юридических обязанностей - простой или сложной, разового или многократного исполнения - аналогичны особенностям одноименных субъективных прав с той разницей, что речь идет о соответствующих видах и мерах не возможного, а должного поведения. В собственном содержании юридической обязанности всегда заключены долженствования: совершать предписываемые активные действия, воздерживаться от запрещаемого поведения, не выйти за рамки установленных правовой нормой ограничений или не препятствовать осуществлению другими лицами своих субъективных прав и юридических свобод. Любое из этих долженствований должно прямо указываться в законе или, по крайней мере, недвусмысленно вытекать из него, а в случае неисполнения - повлечь конкретные юридические последствия в виде карательных, восстановительных или иных принудительных мер государственного воздействия. Просто предполагаемых и не имеющих государственного обеспечения юридических обязанностей быть не может, если не принимать за юридическую обязанность долженствования морального, этического, нравственного или религиозного порядка.

Юридическое содержание диспозиционного правоотношения может, наконец, выражаться в форме полномочия, означающего определенные законом вид и меру возможно-должного поведения его субъектов. В юридической литературе оно иногда называется «правообязанностью». Но закон пользуется термином «полномочие», именно при регулировании отношений, в которых то или иное поведение надо рассматривать одновременно и как право, и как обязанность. Ведь, скажем, взыскать с должника убытки, причиненные им кредитору в результате невыполнения договорных обязательств, - это и право, и обязанность арбитражного суда. Как раз при обозначении вида и меры такого рода возможно-должного поведения официальных органов и лиц используется понятие «полномочие». В Конституции РФ, например, говорится о полномочиях Президента, Государственной Думы, Правительства, судей, прокуроров (ст.ст. 92, 99, 116, 121, 129).







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.