Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ранние воспоминания и толкование снов





Адлер пытался отыскать индивидуальный смысл жизни пациента с помощью толкования его ранних воспоминаний и снов. Вот что он говорит по этому поводу:

175


Полезнее всего, однако, отыскивать тот смысл, который индивид ппи дает своей личности и жизни, в сокровищнице его ранних воспомина ний48.

Самые ранние воспоминания, по мнению Адлера, являются самыми важными в смысле раскрытия индивидуального стиля жизни пациента: «Первые проблески памяти открывают начальное представление индивида о жизни, первое удовлетворительное проявление образа его будущего стиля жизни»; «Я никогда не приступаю к исследованию личности, предварительно не расспросив пациента о его ранних воспоминаниях»49. Адлер твердо убежден в том, что беседа с пациентом о воспоминаниях его детства может раскрыть его стиль жизни и, если пациент сумеет постичь свой основной подход к жизни и то, как «буксует» его ошибочная апперцепция, он может рассчитывать на личностный рост. Адлер подчеркивает: «Ранние воспоминания особенно важны. Прежде всего, они раскрывают стиль жизни в истоках и простейших предположениях»50.

Опираясь в раскрытии индивидуального стиля жизни пациентов на их ранние воспоминания, Адлер не придает особого значения их подлинности:

Для индивидуальной психологии совершенно неважно, являются ли воспоминания, которые индивид считает самыми ранними, и в самом деле первыми событиями, которые он может припомнить, и даже отражают ли они нечто реальное. Ранние воспоминания важны лишь в той мере, в какой представляют собой истолкование смысла жизни, детерминирующее настоящее и будущее51.

Неважно, точны воспоминания или нет; что в них действительно ценно, так это то, что они представляют собой суждение самого индивида52.

Здесь нельзя не поставить вопрос, какое значение Адлер придает понятию истины. Его учение о маловажности соответствия ранних воспоминаний пациентов истине повлияло на практику множества психотерапевтов, которых нисколько не заботит, верны ли воспоминания их пациентов. Подобное отношение со стороны врачевателей душ невольно побуждает большинство пациентов припоминать то, чего в действительности не было. Однако христиане, со своей стороны, убеждены в чрезвычайной важности ис-776


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

тины- Иисус говорит: «...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).

Помимо толкования ранних воспоминаний без учета соответствия их подлинной канве событий в жизни пациентов, Адлер так-)ке анализирует их сновидения, ибо убежден, что «сновидения пациента обеспечивают важный инсайт в проблемы его душевной жизни»53. В сновидениях для него имеет значение скорее эмоциональный тон, нежели их содержание. Адлер пишет: «Сновидение существует лишь для того, чтобы извлекать определенные чувства, аффекты и настроения. Чувства, которые индивид "производит" в себе, должны непременно соответствовать его стилю жизни»54.

Адлер анализировал сны пациентов, с тем чтобы постичь их стиль жизни, поскольку сновидения служат формой подготовки человека к воплощению конечной цели:

Цель сновидения — поддержать и укрепить стиль жизни сновидца, извлечь чувства, больше всего подходящие для достижения поставленной цели. Однако почему стиль жизни нуждается в поддержке? Что ему может угрожать? Невротический стиль жизни подвержен нападкам реальности и здравого смысла. Вот почему цель сновидений — предохранить стиль жизни от логики здравого смысла55.

Следует подчеркнуть, что в процедуре истолкования сновидений психотерапевты всегда находят то, что ищут, особенно в том случае, когда пациент склонен к сотрудничеству. Стоит только пациенту понять, что от него требуется, он начинает воспроизводить соответствующие сновидения. Когда психотерапевт ищет случаи сексуального насилия в детстве пациента, тот начинает видеть сны на соответствующую тему. Когда психотерапевт ищет юнгианские архетипы и символы, пациент начинает генерировать соответствующие сны. Однако все это относится больше к суггестии и сотрудничеству, чем к валидизации толкования сновидений.

Адлерианский терапевтический процесс

Первая стадия терапии в адлерианской психологии — установление доверительных отношений психотерапевта с пациентом, вторая — «постижение стили жизни пациента и его главной жизненной цели»56. Сюда входит глубокое постижение эндогенных мотиваций пациента с помощью методики угадывания и чтения

'2 3ак. 1449 <\77


между строк. Адлерианская терапия относится к числу долгосроч. ных. После серии длительных формализованных интервью (на осно. ве умозрительных и гадательных предположений) с целью опреде. ления стиля жизни пациента психотерапевт должен научить его личностному росту путем пошагового инсайта за месяцы и даже годы терапии. В адлерианских историях болезни сплошь и рядом встречаются такие фразы, как, например, «прошел год терапии...» «миновало почти два года терапии...» и «в течение двух с половиной леттерапии...»57

Адлерианский аналитик не модифицирует поведение пациента прямо, а действует опосредованно, через истолкование его смысла. Поскольку поведение человека определяется не тем, что с ним происходит, а сопутствующими интерпретациями, то людям не дано «изменять своих действий, не изменяя своих интерпретаций»58. Вот что в связи с этим говорит Адлер:

Никогда не следует изучать отдельное проявление или аспект личности. Надо искать и находить то ошибочное предположение, которое индивид сделал в период формирования своего стиля жизни, тот способ, с помощью которого его психика интерпретирует дальнейший жизненный опыт, тот смысл, который он придает своей жизни, и его реакцию на восприятие стимулов внутреннего и внешнего мира59.

Исследование стиля жизни пациента можно сравнить с сафари. В этом убеждаешься, читая описанные адлерианскими психотерапевтами частные случаи. Объединяет их то, что стиль жизни пациента воспринимается как нечто, творимое человеком для воплощения своей цели. В сафари, предпринимаемом в прошлое индивида, весьма ощутимы субъективная интерпретация, воображение, умозрение и предвзятое мнение.

В адлерианской психологии от психотерапевта требуется способность к воображению, а от пациента — способность к интроспекции. Адлер констатирует, что «принципиальные изменения [в поведении пациента] происходят вследствие высокой степени самосознания или индивидуально-психологического подхода врача в работе с невротиком, когда пациент начинает понимать ошибочность своего стиля жизни»60. В другом месте он уточняет:

Вообще говоря, пересматривать индивидуальный стиль жизни лучше всего с помощью специалиста, получившего подготовку по психоло- 178


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

гни, имеющего опыт постижения вопросов смысла жизни, т. е. такого специалиста, который способен помочь индивиду отыскать первоначальную ошибку и предложить более адекватный смысл61.

Таким образом, адлерианский психотерапевт на основании мозаичной картины, составленной из осколков ранних воспоминаний и актуальных сновидений пациента, должен прийти к субъективной интерпретации стиля жизни пациента, а затем убедить того поверить в такую интерпретацию и сотрудничать с ним, стимулируя свой личностный рост в соответствии с новой интерпретацией. Вся терапия должна проводиться строго в рамках адлериан-ской теории.

По ходу такого врачевания поведение пациентов действительно претерпевает определенные изменения, однако они касаются только формы, а не содержания, о чем толкует Адлер. Единственный реальный способ преображения человека — это Божий способ. Любой другой способ не идет с ним ни в какое сравнение, однако некоторые христиане обращаются к мудрости Адлера и разбавляют ею силу, которую имеют для преображения душ во Христе.

Теории Адлера пытаются интерпретировать поведение человека с человеческой точки зрения. По уровню научной валидности они ничуть не выше тех противоречивых концепций, что лежат в основе свыше четырехсот психотерапевтических подходов. Чтобы исследовать человека, можно действовать в рамках любой из этихтеорий, но они всего лишь призмы человеческой интерпретации, основанной главным образом наличном опыте того или иного человека. Вклад Адлера и других теоретиков психологии не ограничивается результатами объективных наблюдений за поведением человека, поскольку при этом они пытаются увидеть внутреннего человека в кривом зеркале падшей человеческой природы.

Гуманистические цели

Хотя индивидуальная психология уделяет большое внимание интроспекции и много времени отводит раскрытию стиля жизни и индивидуальной цели, адлерианский психотерапевт занимается и социальными аспектами жизни. Более того, как мы уже заметили выше, Адлер считал, что «подлинный смысл жизни индивида заключается в общности и кооперации с ближними»62. Вот что он говорит в этой связи: «Лишь тот, для кого жизнь есть участие в делах

179


других людей, отважно и с большей вероятностью успеха преод0, леваеттяготы жизни»63. Однако, говоря о тех, кто решает жизнен-ные задачи в этом, казалось бы, альтруистическом ключе, Адлер подчеркивает следующее:

Они говорят: «Мы — кузнецы своего счастья. Это наше дело, и мь, воплощаем его в жизнь. Мы отвечаем за свои дела. Когда нужно сделать новое или переделать старое, мы говорим, что никто не сделает этого лучше нас». Если жизненные задачи решаются именно так, т. е. на пути сотрудничества независимых людей, то надлежит признать, что про-гресс человеческой цивилизации безграничен64.

Все, что может предложить Адлер, это в лучшем случае безбожный гуманизм — система, помогающая людям в формировании собственного стиля жизни как средства своего обожествления.

Адлер полагал, что его гуманистическая система преуспевает именно в той сфере, где терпит неудачу религия. Что касается его идеи о том, что истинный смысл жизни индивида заключается в его участии в делах других людей и кооперации, он пишет следующее:

Всегда находились люди... понимающие это обстоятельство, знающие, что смысл жизни состоит в неподдельном социальном интересе, старающиеся углубить чувство общности и любовь. Всякая религия проявляет такую же заботу о спасении человечества65.

Не без гордости за свою теорию Адлер добавляет:

Индивидуальная психология научным путем приходит к тому же самому выводу и предлагает научный метод достижения этого идеала. Это

Не приходится удивляться, почему апостол Павел был вынужден предостерегать верующих «хранить преданное... отвращаясь... прекословии лжеименного знания...» (1 Тим. 6:20). Однако многие современные христиане пренебрегают предостережениями Павла и включают в свое служение метод и методики Адлера. Психология по Адлеру — не шаг вперед, а шаг назад, в Эдем, поскольку он вторит змею, говорившему Еве: «...вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). 180


АЛЬФРЕД АДЛЕР И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Адлерианская гуманистическая теория личности приписывает каждому человеку праведность, добродетель, уникальность, достоинство и силу направлять и изменять собственную жизнь67. Такая теория естественным образом проистекает из эволюционной теории, согласно которой человек является наиболее высокоразвитым существом во вселенной.

Как все другие теоретики самости, Адлер оставил за бортом Бога. Он остается гуманистическим психологом, поместившим человека в центр вселенной, разработавшим учение о креативном Я — самоуправляемом элементе, с помощью которого человек якобы способен созидать собственную личность, определять смысл своей жизни, ставить перед собой субъективно избираемые цели и находить средства их воплощения68.

 


ГЛАВА 10

ЭРИХ ФРОММ И

БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ

Эрих Фромм прошел основательную подготовку по социологии и психоанализу. Его подход, как и в случае с Адлером базировавшийся на психоаналитической теории Фрейда, в конечном счете развился в движение гуманистического психоанализа. Как социолог и психолог Фромм выступал против любых форм авторита-ритаризма, в том числе и против всевластия Бога. При этом он изображал ветхозаветного Яхве своекорыстной авторитарной Личностью.

Фромм стремился постичь человеческое сердце, но не с позиции человека верующего и не из желания истолковать Божье о нем представление. Будучи атеистом, он выступал против основных принципов христианской веры. Это был психоаналитик, учившей максиме греческого философа Протагора: «Человек есть мера всех вещей — сущих в их бытии и несущих в их небытии»1.

Фромм не выступал против религии, пока бог казался человеку символическим выражением идеи о «высшей добродетели, наиболее желанном благе». Поскольку Фромм не верил в Сущего, превосходящего человека во всем, он утверждал, что «специфическое значение бога зави- 182


ЭРИХ ФРОММ И БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ

сИт от высшей добродетели, составляющей наиболее желанное благо для человека»2. Фромм не только отрицал бытие Бога — он яростно боролся против учения о Божьем владычестве. При этом 0н сравнивал веру в Бога Отца с инфантильным поведением:

Вполне очевидно, что большинство людей в своем личном развитии не преодолевают этой инфантильности, и потому для большинства людей вера в Бога — это вера в заботливого отца, просто детская идеализация3.

Фромм учил, что человек должен любить себя — не отвергать, а уважать, чтобы реализовать все свои потенциальные возможности. Вот почему он не верил в Бога как заботливого, любящего Отца, помогающего Своим детям преображаться в образ Христа. Для Фромма такая вера — это «просто детская идеализация» людей, застрявших в инфантильной фазе развития. Тем не менее многие христиане осознанно или наивно исповедуют учение Фромма о самолюбии и самоуважении.

Религией Фромма сделался светский гуманизм. Признавая чувство отделенности человека от Бога, Фромм отвергал Божий замысел примирения:

Перед человеком во все времена стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отчуждение и вражду, как достичь единства, как вырваться за пределы собственной индивидуальной жизни и найти согласие [atonement*]4.

Предписанное Господом искупление [atonement] человека посредством смерти Его Сына Иисуса Христа Фромм подменяет мифом о самопорождаемом «согласии» [atonement]. Ответ на общечеловеческий вопрос, как «преодолеть отчуждение и вражду», Фромм предлагает искать не в примирении с Богом, а в самости человека, в его безусловном самолюбии, что, по его мнению, предоставит людям возможность возлюбить весь мир.

Эрих Фромм был одним из первых сторонников безусловной любви, которую он сравнивал с материнской любовью, в отличие от обусловленной любви, которую он сравнивал с любовью отца.

* В оригинале обыгрывается многозначность слова atonement — не только 1) искупление (греха, вины) и 2) возмещение, но и 3) примирение, согласие, улаживание.

183


Если о контрасте понятий безусловной/обусловленной любви го. ворится уже в первых книгах Фромма, то более чеканные форму, лировки того же понятия приводятся в одной из последних его книг — «Иметь или быть?»:

Материнский принцип — это принцип безусловной любви; мать любит своих детей не потому, что они ей нравятся, а потому, что они ее (или другой женщины) дети. Поэтому материнскую любовь нельзя заслужить хорошим поведением, но нельзя и потерять по причине человеческой греховности5.

Отцовская любовь, наоборот, обусловлена, она зависит от успехов и благонравного поведения ребенка; отец всего более любит того ребенка, который всего более подобен ему и которого он собирается сделать наследником своего имения. Любовь отца можно потерять, но ее можно вновь заслужить раскаянием и смирением (везде курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)6.

В современной Церкви господствует учение о безусловной любви и милости. Однако безусловная любовь есть не что иное, как миф! Человек в отношении себя остается существом крайне пристрастным, а человеческое сердце — крайне испорченным, вот почему он водит себя за нос, когда говорит о безусловной любви, в действительности обставляя ее массой оговорок. Можно ли, например, говорить о безусловной любви, когда пациент не имеет возможности расплатиться с психотерапевтом и терапия прекращается?

Родители и общество с точки зрения гуманистической психологии всегда находятся в положении обвиняемых. Поскольку считается, что всякий человек от природы наделен внутренним достоинством и добродетелью, психологи утверждают, что причиной психоэмоциональных расстройств и отклоняющегося поведения у людей является дефицит родительской безусловной любви. Исходя из данного тезиса, христиане верят в то, что лучше безусловной любви на свете ничего не бывает. Именно ее исповедуют светские гуманисты. Именно ее они рекламируют как любовь, не требующую добрых дел, благонравия и т. д. Хотя проповедники безусловной любви и делают лукавые оговорки (дескать, безусловная любовь не может обходиться без дисциплины), именно ее они связывают со своего рода вседозволенностью. 184


ЭРИХ ФРОММ И БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ

Поскольку понятие безусловной любви широко распространяешь в обществе и теперь эта любовь почитается высшей формой человеческой любви, неудивительно, что христиане заговорили о том, что Божья любовь, естественно, безусловна. Однако рожья любовь несравненно величественнее какой бы то ни было человеческой любви. Любовь Бога столь велика, что Он «отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). О, сколь драгоценна такая любовь! Сколь она неисследима, хотя от нее зависит вся наша жизнь! Воистину Божья любовь восходит до небес и нисходит до бездны. Здесь следует подчеркнуть, что понятие «безусловная» в отношении Божьей любви уводит от истины. Это понятие перегружено скрытыми смыслами, а также множеством светских, гуманистических и психологических коннотаций. Божья любовь столь велика, что Бог отдал Своего Единородного Сына, чтобы расплатиться за человеческий грех! Стоит ли здесь говорить о каких-то условиях?!

Фромм также учит, что источник любви находится в пределах самости. Не веру в Бога и не Божью любовь хвалит Фромм, когда наставляет:

Что касается любви, то здесь имеет значение вера в собственную любовь, ее способность возбуждать любовь в другом человеке и вера в то, что такая любовь постоянна7.

Инфантильная любовь следует за принципом: «я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует за принципом: «я любим, потому что я люблю» (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)8.

Фромм называет любовь христианина инфантильной, поскольку христианская любовь возникает в ответ на Божью любовь. В Библии сказано:

Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. <...> Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас (1 Ин. 4:7, 19).

Библия видит источник любви не в самости человека, но в Боге, и такая любовь, по Фромму, есть любовь инфантильная. Источником зрелой любви, которая соответствует принципу «я любим,

185


потому что я люблю», является самость человека, так что любовь к ближнему немыслима без самолюбия и самоуважения.

Фромм был непреклонным противником библейского Бога однако он не гнушался по необходимости обращаться к Библии при этом библейский смысл ради приведения его в соответствие с собственным замыслом Фроммом изрядно извращался. Вот образчик такого искаженного, гуманистического истолкования текста Мф. 22:39:

Если добродетельно любить ближнего как человеческое существо, то добродетельной, а не порочной должна быть и моя любовь к самому себе, поскольку я — тоже человеческое существо. Нет такого понятия человека, которое не включало бы и меня. Учение, требующее такого исключения, доказывает свою внутреннюю противоречивость. Идея, выраженная в библейской заповеди «возлюби ближнего твоего, как самого себя», подразумевает, что почтение к собственной личности и уникальности, самолюбие и понимание своей самости неотделимы от уважения, любви и понимания другого человека. Любовь к собственной самости нераздельно связана с любовью к самости ближнего9.

Услышав подобные рассуждения, многие хотят оправдать самолюбие и самоуважение и ради этого, будучи искушаемы, извращают смысл Священного Писания. Однако вдумчивый подход к истолкованию текста Мф. 22:37-40 показывает, что современное учение о самолюбии и самоуважении не соответствует букве и духу Священного Писания:

Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.

Обратим внимание на то, что Иисус оставляет две заповеди: возлюбить Бога и ближнего, как ты уже возлюбил себя. Затем Он говорит: «...на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Желающие воспользоваться этим текстом для рекламы самолюбия и самоуважения добавляют к Священному Писанию третью заповедь. Однако заповедь любить и уважать себя никак не отвечает духу Священного Писания.

186


___________ ЭРИХ ФРОММ И БЕЗУСЛОВНАЯ ЛЮБОВЬ _______________

Если большинство христиан не видят разницы между библейски обоснованным богословием и психологией самолюбия и самоуважения, то Фромм, несомненно, ее видел. Чтобы показатьуче-нИе, противное тому, во что верил и чему учил он сам, Фромм приводит следующее место из «Наставления в христианской вере» Жана «апьвина:

Мы не принадлежим себе. Поэтому не будем ставить себе целью поиск того, что нужно нашей плоти. Мы не принадлежим себе. Поэтому забудем, насколько возможно, о себе и о том, что нас окружает. Мы принадлежим Господу — так будем жить и умирать для Него10.

Фромм заявляет, что в основе кальвинизма лежат презрение и ненависть человека к самому себе. Он использует те же самые вводящее в заблуждение словеса, что и большинство современных христиан: дескать, единственной альтернативой самолюбия является ненависть. Библейская альтернатива самолюбия — это любовь к Богу и ближнему. Собственная самость человеком уже возлюблена. Вот почему Библия призывает любить не себя, а Бога и ближнего. Учение же о самолюбии, милости к себе и самоуважении центрируется на самости человека.

Современное учение о самолюбии и самоуважении проистекает не из Божьего Слова, а из разбитых водоемов как вне, так и внутри Церкви. В противовес христианскому вероучению Фромм определяет «истинно религиозного человека» как индивида, который «не молится ради чего-то, не требует чего-либо от Бога». Он утверждает, что «истинно религиозный человек... любит Бога не так, как ребенок любит отца и мать». Затем Фромм ставит знак равенства между смирением и неверием, когда говорит, что «истинно религиозный человек... достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о Боге»11. Таким образом, вера в Бога подменяется верой в самость, а любовь к Богу — самолюбием. И в Церкви учение о самолюбии и самоуважении во многих отношениях действует в том же направлении.

Видно, что Фромм не постиг Библии. Он не имел ни малейшего представления о любви к Богу и евангельской истине Иисуса Христа. Библейский Бог казался ему жестоким диктатором, побудившим Каина убить Авеля. Вот как истолковывает Фромм Книгу Бытие:

187


Библейское повествование о преступлении и наказании Каина являет собой классический пример того, что более всего человек страшится це наказания, а отверженности. Без всяких оснований Бог причиняет Каин наибольшее зло, какое можно причинить человеку, не привыкшему жить без милости высшей власти. Бог отвергает жертву Каина, а вместе с ней и самого Каина. Отверженность причиняет ему нестерпимую боль, и он убивает соперника, отнявшего у него то, без чего немыслимо жить. Какое же наказание налагает на Каина Бог? Его не убьют, он не понесет никакого ущерба; более того, Бог запретит убивать его (Он отметит Каина печатью, хранящей его от насильственной смерти). В наказание Каин станет отверженным. Бог отвергает Каина, и тот становится чужим среди своих. Эта кара столь велика, что Каин вынужден молвить: «Наказание мое больше, нежели снести можно» (курсив в оригинале. — М. Б., Д. 5.)12.

Бог в глазах Фромма — злодей, а Каин — беспомощная жертва. Но разве не говорит Господь: «А сыны народа твоего говорят: "неправ путь Господа", тогда как их путь неправ» (Иез. 33:17)?

Представление Фромма о Боге есть род богословия, лежащего в основании привнесенного в Церковь учения о самолюбии и самоуважении и милости к собственной самости. Вырвать из поганого источника корни этого учения не представляется возможным. Это на первый взгляд удивительно привлекательное учение, по сути, столь же обманчиво, что и речи змея в Эдеме. И то и другое проистекает из одного источника и ведет к отрицанию божественности Христа. Сколько бы любители психологии ни говорили, что учение о самолюбии и самоуважении и милости к собственной самости не противоречит Священному Писанию, Священное Писание призывает любить Бога и ближнего. Самость не нуждается в призывах любить ее и уважать.


ГЛАВА 11







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.