|
И парадигмы словообразования
В рамках этого направления решались следующие задачи:
А. Дифференциация значений словообразующих аффиксов имен существительных.
Б. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования имен существительных.
В. Дифференциация значений словообразующих аффиксов имен прилагательных.
Г. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования имен прилагательных.
Д. Дифференциация значений словообразующих аффиксов глаголов.
Е. Уточнение значения словообразовательных моделей-типов и парадигмы словообразования глаголов.
Ж. Закрепление парадигмы словообразования существительных, прилагательных и глаголов.
При формировании словообразования большое внимание уделялось сравнению родственных слов по значению и звучанию, выделению и осознанию словообразующих аффиксов, формированию моделей-типов, словообразованию по аналогии.
Работа с конкретной словообразовательной моделью строилась с учетом поэтапного формирования речевых действий; на основе усложнения форм и функций речи, видов речевой деятельности; перехода от импрессивной к экспрессивной, от устной к письменной речи; постепенного усложнения характера заданий и речевого материала. На начальном этапе работы широко использовались фишки, графические схемы, символизирующие словообразующие аффиксы и различие морфемной структуры родственных слов.
Закрепление словообразующих моделей-типов на письме проводилось по следующему плану: а) определение общего значения ряда слов с одинаковым словообразующим аффиксом; б) выделение одинаковой морфемы из ряда слов различного лексического значения; в) соотнесение значения со звуковым образом морфемы, закрепление с помощью буквенного обозначения; г) образование слов по аналогии с опорой на значение словообразующих аффиксов; д) включение производных слов в различные виды речевой деятельности (устной и письменной); е) дифференциация слов с аффиксами одного значения.
Последовательность и содержание работы определялось онтогенетическим подходом, результатами исследований словообразования Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой; Т.В. Тумановой; А.А. Хохловой и др.
Формирование словообразования осуществляется последовательно-параллельно в три этапа (табл. 1):
1 этап – закрепление словообразования наиболее продуктивных моделей;
2 этап – работа над словообразованием менее продуктивных моделей;
3 этап – закрепление моделей словообразования различных частей речи.
Таблица 1
Содержание 1-го этапа
Существительные
| Прилагательные
| Глаголы
| Суффиксы:
1) с уменьшительно-ласкательным значением -К-, -ИК-, -ИЧК-, -ЧИК-, -ОНЬК-, -ЕНЬК-, -ЫШЕК-, -ЫШК-, -ОЧК- (-ЕЧК-) (березка, косичка, грузовик, березонька, колышек, перышко, вазочка);
2) предмет по действию (стеклодув, совокупность единиц (листва, отвлеченное понятие (синева), предмет ж.р. (королева), предмет (рукав), результат действия (варево -В-, -АВ-, -ЕВ- (-ИВ-);
3) профессий -ИК-, -НИК-, -ТЕЛЬ-, -НИЦ- (водник, дворник, учитель, воспитательница);
4) сосуд -НИЦ- (вафельница);
5) материал, значение единичного – -ИН- (ванилин, виноградина)
| Суффиксы:
1) образование относительных прилагательных -Н-, -ЯНН-, -ЕНН-, -АН-, -АТ-, -ОВ- (-ЕВ-) (кожаный, крыжовенный, абрикосовый);
2) -К- – образованный от существительных и глагол (крепкий);
3) -Н- – указывает на время, место, «состоящий из чего-либо» (вечерний, мясной);
4) притяжательные прилагательные с суффиксами -ИН-, -И- (гусиный, лисий, медвежий).
| Приставки:
1) В-, ВЫ-, – «направленность действия внутрь», «направленность действия изнутри» (впитать, выбежать);
2) НА-, ЗА- – «начало действия», «полноту действия» (загреметь, набрать);
3) ПРИ- – «доведение действие до конца», «сближение» (прибежать).
| Суффиксы:
1) -А(ть). -Я(ть) – «заниматься чем-либо» (играть, козырять);
2) -ЫВА-, -ИВА- – суффиксы для образования форм сов. вида (проигрывать);
3) -Е(ть), -И(ть) «приобретать определенный признак», «становиться чем-либо», «совершенствовать действие» (белеть, каменеть, рыбачить);
4) -Л – суффикс прошедшего времени (плел);
5) -СЯ, -СЬ – суффиксы возвратных глаголов (встречаться).
| Продолжение табл. 1
Содержание 2-го этапа
Существительные
| Прилагательные
| Глаголы
| Суффиксы:
1) с уменьшительно-ласкатель-ным значением -ЕЦ- (-ИЦ-), -ЁРК-, -ОЛК-, -ЕЧК- (письмецо, ведерко, куколка, шишечка);
2) профессии мужского рода:
-ЧИК, -ЩИК, -АР(ЯР), -АРЬ, -ИСТ, -АЧ (грузчик, крановщик, гусляр, аптекарь, фигурист, циркач);
3) профессии женского рода;
4) отвлеченного значения -ИЗН- (белизна);
5) отглагольные формы -ЕНИ- (наступление);
6) значение увеличительности -ИЩ- (бородища).
| Суффиксы:
1) -ОВАТ-, -ЕВАТ- со значением «слегка» (бледноватый);
2) -ЛИВ- – склонный к действию (молчаливый);
3) -ОНЬК- (-ЕНЬК-) – уменьшительно-ласкательное значение (мягонький);
4) -ЕНН-, -ОНН- – «относящийся к чему-либо» (станционный);
5) -ЛИВ- – склонный к какому-либо действию (молчаливый);
6) -ЧИВ- – указывающий на склонность соответствующему действию (заносчивый);
7) -ЮЩ- – «характеризующийся действием» (вызывающий).
| Приставки:
1) С-, У-, ПО-, ПОД-, ОТ-, ПЕРЕ-, ЗА-, О-, ДО- – пространственное значение (убежать);
2) ИЗ-, ИЗО-, ИС- – «распространение действия вокруг» (изрезать).
| Суффиксы:
1) -ИЧА(ть),
-НИЧА(ть) –
«заниматься чем-либо» (любезничать, любезничать);
2) -ЕНЕ- – непереходные глаголы от существительных (деревенеть).
| Окончание табл. 1
Содержание 3-го этапа
Существительные
| Прилагательные
| Глаголы
| Приставки:
1) БЕЗ- (БЕС-) – отсутствие (безделье);
2) О-, (ОБ-) – часть предмета, наличие ошибки (обмылок, оговорка);
3) ПЕРЕ- – повторность действия (перевыборы), пересечение (перегородка);
4) ПО-, ПОД-, ПОЛО- (по-лесье, подогрев, подоконник);
5) ПРЕ-, ПРИ- – приближение, в значении «пере-» (прирост, пресыщение);
6) ПРО- – неполная степень (проседь).
7) РАЗ- (РАС-) – основная степень проявления (разумник);
8) С- – указывает совместность (спутник);
9) ОТ- (ОТО-) (отзыв, отблеск);
10) ИЗ- (ИС-) (испарение, избавление).
| Суффиксы:
1) отглагольные формы
-ЕНИ- (наступление);
2) -СТВ(О),
-ЕСТВ(О), –
свойство людей (геройство), вид деятельности (сотрудничество), обществен-ное явление (дворянств);
3) -АТ, -ИТ
(реферат, бронхит).
| Суффиксы:
1) -К-, -СК- – «принадлежность к чему-либо» (немецкий);
2) -ЕСК-, -ИЧЕСК- – «свойственный чему-либо» (вражеский, биологический);
3) -ЕМ-, -ИМ- – со значением возможности (уважаемый);
4) -ЧАТ- – «имеющий в большом количестве» (репчатый).
| Приставки:
1) ВЗ-, ВЗО-,
ВС- – «действие вверх» (взбежать);
2) НАД-, НАДО-, НЕДО- – «добавление чего-либо», «неполноту действия» (надшить, недобрать)
| Суффиксы:
1) -ВОВА-,
-СТВОВА-,
-ИЗОВА-,
-ИРОВА-,
-ИЗИРОВА(ть)- – непродуктивные суффиксы (властвовать, мудрствовать, витаминизировать).
| | | | | | Проводилась работа по включению слова в деривационные отношения – на основе близости значений и общности морфем. В процессе логопедической коррекции осуществлялась работа над родственными однокоренными словами, над словообразовательными рядами на основе общности корней. Последовательность работы была следующей: установление общности звучания в серии слов с общим корнем; выделение корня как смыслового ядра, нахождение общей смысловой единицы в родственных словах – семантемы, установление общего значения ряда слов с одним корнем; установление семантических различий слов.
Существенный акцент делался на работу с паронима- ми – однокоренными словами, близкими по звучанию, но не совпадающими в значениях. С учетом групп паронимов работа проводилась в следующей последовательности: 1) над паронимами, резко различающимися по смыслу (розан – розарий); 2) над паронимами, различающимися тонкими смысловыми оттенками (виснуть – висеть). В процессе работы особое внимание уделялось осмыслению общности морфем при различии в семантике. Также велась работа по разграничению паронимов и квазиомонимов (близких по звучанию слов, но далеких по значению). Уточнялось отсутствие общности морфем и различия в семантике квазиомонимов, осмысление их случайного сближения в речи. Данному виду работы придавалось большое значение, так как большинство правил правописания опираются на умения детей разграничивать родственные слова и слова, близкие по звучанию, но различные по значению, на знания об однокоренных и родственных словах.
При формировании функции словообразования использовались различные задания: 1) образование слова с помощью продуктивных и малоупотребимых аффиксов; 2) образование слова из разных частей речи при помощи разных префиксов и суффиксов; 3) выбор родственных слов среди слов сходных по звуковой структуре и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|