|
И орфографических знаний, умений и навыков
Реализация этого направления осуществлялась преимущественно на заключительных этапах логопедической работы по коррекции дизорфографии и предполагала автоматизацию алгоритма речевых действий при написании орфограмм, интеграцию сформированных языковых и мыслительных операций в едином процессе орфографической деятельности.
В орфографических правилах обобщены фонетические, лексические и грамматические признаки слов. Для успешного обучения правописанию необходимо, чтобы учащийся осознавал особенности слова как языковой единицы (Д.Н. Богоявленский; М.Р. Львов; Н.С. Рождественский; М.С. Соловейчик и др.).
С учетом характера орфограммы орфографические навыки квалифицировались по двум группам: навыки, формируемые на фонетико-словообразовательной основе (правописание корней слов, приставок и суффиксов), и навыки, формируемые на морфолого-синтаксической основе (правописание окончаний). И в том и в другом случае для усвоения правильного написания орфограммы необходима тесная связь фонетических, лексических и грамматических знаний.
В процессе коррекции дизорфографии орфографический навык вырабатывался как сложный речевой навык, который формировался в процессе длительных упражнений и основывался на более простых навыках и умениях, таких как: автоматизированное начертание букв; умение анализировать слово с фонетической стороны (целенаправленный звукобуквенный и слоговой анализ); умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее правило и некоторые другие умения.
Таким образом, при формировании навыка правописания морфем слова большое значение приобретает усвоение учащимися взаимосвязи фонетических, грамматических, словообразовательных и орфографических знаний, поскольку данный навык представляет сложную систему ассоциаций.
Тематическое планирование
Логопедической работы
В 3-4 классах общеобразовательной школы
(ОНР, IV уровень)
Автоматизация орфографических умений и навыков реализовывалась в трех направлениях: прогнозирование орфограммы, программирование последовательности умственных действий (алгоритм орфографической деятельности), формирование контроля.
На основе принципов, задач и направлений логопедического воздействия с учетом школьной программы было разработано тематическое планирование, которое содержало 4 раздела: фонетику, морфемику, морфологию, синтаксис (табл. 2).
Таблица 2
Примерное тематическое планирование логопедической работы
В 3-4-х классах общеобразовательной школы (онр, iv уровень)
I. ФОНЕТИКА
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Коррекционная работа по преодолению грамматических трудностей
| Коррекционная работа
по преодолению фонетико-фонематического недо-
развития
| СЕМЬЯ
Состав семьи. Фамилия, имя, отчество. Работа членов семьи дома и вне его.
| ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Уточнение понятия предложения. Границы предложения. Деление текста на предложения.
Выделение слов в предложении. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Логическое ударение в предложении. Логико-грамматические обороты речи.
| Уточнение артикуляции звуков. Дифференциальные признаки звуков.
| НАШ ДОМ
Адрес, двор, дом, подъезд, квартира.
Мебель, посуда, одежда, обувь. Занятия членов семьи по дому вечером и в выходные дни.
| СЛОГ И СЛОВО
Деление слов на слоги. Слоги «чистые», прямые, обратные, закрытые. Слоги со стечением согласных.
Анализ слов различной слоговой структуры. Деление многосложных слов. Графическая схема слова. Перенос слов.
| Основные дифференциальные признаки фонем (гласных и согласных).
| Продолжение табл. 2
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Коррекционная работа по преодолению грамматических трудностей
| Коррекционная работа
по преодолению фонетико-фонематического недо-
развития
| НАША ШКОЛА
Здание школы, мебель, учебные принадлежности, праздники.
| ЗВУКИ ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ
Артикуляция звуков. Узнавание и вычленение звуков и букв в словах (в начале, середине и конце слова).
| Уточнение артикуляции гласных.
Место и способ образования согласных.
| МОЙ ГОРОД
Улицы, скверы.
МОЯ РОДИНА
Столица, флаг.
| ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
Дифференциация твердых и мягких согласных. Согласные только твердые. Согласные только мягкие. Два способа обозначения мягкости на письме:
а) «ь» на конце и в середине слова,
б) гласные второго ряда.
| Дифференциация гласных первого и второго ряда. Дифференциация ы-и.
Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство е-ю (о-у).
Дифференциация ж-ш, ч-щ,
ч-ть, ч-ц.
|
Продолжение табл. 2
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Коррекционная работа по преодолению грамматических трудностей
| Коррекционная работа
по преодолению фонетико-фонематического недо-
развития
|
| Анализ слов-паронимов (лук – люк).
Связь между звуковой формой слова и лексическим значением.
Анализ слов с сочетаниями
жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Выделение гласных после шипящих. Наблюдение над различием в произношении и написании гласной после данных шипящих.
|
| САД. ОГОРОД
Деревья, кустарники, фрукты, овощи., ягоды, цветы.
Работа в саду и огороде, в поле весной, летом, осенью. Инструменты.
| ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Наблюдение за артикуляцией согласных звонких и глухих.
Звонкие непарные согласные
(л, м, н, р).
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство:
Звонкие и глухие парные согласные:
В-Ф
Б-П
|
Продолжение табл. 2
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Коррекционная работа по преодолению грамматических трудностей
| Коррекционная работа
по преодолению фонетико-фонематического недо-
развития
|
| Глухие непарные согласные (ц, ч, х).
Дифференциация противопоставлений по глухости – звонкости рядов парных согласных.
Связь между звуковой формой слова и лексическим значением.
Сравнение звукового состава слов-паронимов (коса – коза).
Оглушение звонких согласных.
Дифференциация парных согласных по глухости – звонкости в словах и предложениях.
Непроизносимые согласные.
| Д-Т ДЬ-ТЬ
З-С
Г-К
Ж-Ш
| ЛЕС
Деревья, кусты, травы, цветы, грибы.
Лес осенью, зимой, летом, весной.
Животные и птицы наших лесов. Детеныши.
| УДАРЕНИЕ
Ударные и безударные гласные.
Проверка безударных гласных ударением. Безударные гласные непроверяемые ударением.
Разделительный мягкий знак (ь).
Правописание слов с удвоенными согласными.
|
| Продолжение табл. 2
II. МОРФЕМИКА
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Темы и содержание занятий
| Коррекционная работа по преодолению фонетического недоразвития
| РЫБЫ. НАСЕКОМЫЕ.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ.
Их детеныши.
Питание и жилища животных.
ПРОФЕССИИ (зверолов, коневод, лесоруб, сталевар).
| 1. КОРЕНЬ СЛОВА
Уточнение и обогащение грамматических основных закономерностей, связанных с идентичным написанием корня в родственных словах.
Однокоренные слова. Предложения с однокоренными словами.
Сложные слова. Соединительные гласные о-е.
Правописание непроизносимых согласных.
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство:
С-Ш Р-Л, РЬ-ЛЬ
З-Ж
| ВРЕМЯ
День, час, сутки, неделя, месяц, времена года.
Картины природы и труда.
| 2. ПРИСТАВКА
Формирование понятия о смыслоразличительной роли приставки в словообразовании.
Выделение приставки.
Одна приставка с разными корнями.
Гласные и согласные в приставках.
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство:
СЬ-Щ К-Г-Х
| Продолжение табл. 2
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Темы и содержание занятий
| Коррекционная работа по преодолению фонетического недоразвития
|
| Ъ – после приставок перед гласными е, ё, ю, я.
Приставка в прилагательных и глаголах. Дифференциация приставок и предлогов. Смысловая связь предлогов и приставок.
|
| 1. ПРОФЕССИИ
Строитель, художник, космонавт, шахтер, рыбак, артист, музыкант, ткачиха, архитектор и др.).
2. Расширение и обогащение словарного запаса при образовании слов с помощью суффиксов.
| 3. СУФФИКС
Роль суффиксов в словообразовании (уменьшительно-ласка-тельные формы существительных и прилагательных, образование прилагательных от существительных, существительных от глаголов, существительных от существительных при помощи суффиксов: профессии и т.д.).
Префиксальный способ образования слов.
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство:
С-Ц Ч-ТЬ
|
Продолжение табл. 2
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Темы и содержание занятий
| Коррекционная работа по преодолению фонетического недоразвития
| УВЛЕЧЕНИЯ
Занятия в спортивной, музыкальной школе, художественной студии, в кружках.
| 4. ОКОНЧАНИЕ
Роль окончания в предложении при согласовании слов.
Родовые окончания существительных.
Согласование окончаний прилагательных и глаголов в словосочетании.
Окончание существительных Р.п. мн. ч. (яблок).
Окончание сущ. Т.п. мн. ч. (ябло-ками,сенями).
Окончание сущ. П.п. мн. ч. (о яблоках, сенях).
| Дифференциация фонем, имеющих акустико-артикуляторное сходство:
Ч-Щ Ц-Ч
|
Продолжение табл. 2
III. МОРФОЛОГИЯ
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Темы занятий
| Морфология на синтаксической основе
| 1. ОТДЫХ
Отдых зимой (игры, катание на коньках, лыжах и др.).
Отдых летом (в деревне, на даче, в п/л).
2. Существительные-омонимы, синонимы, антонимы.
| 1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Род (и категория одушевленности).
Изменение по числам.
Изменение по падежам (склонение).
Ь на конце имен существительных после шипящей.
| В словосочетании и предложении:
а) согласование им. сущ. в роде и числе;
б) управление (падежные формы).
| 1. МАГАЗИН
Какие бывают магазины?
Что там продают? (описать какие товары).
Рассказать о профессии продавца, кассира.
2. Прилагательные-синонимы, антонимы.
| 2. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
Изменение по родам.
Изменение по числам.
Изменение по падежам.
Окончания имен прилагательных.
| Согласование имен прилагательных в роде, числе и падеже.
Роль прилагательных в точности и выразительности речи.
|
Продолжение табл. 2
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Темы занятий
| Морфология на синтаксической основе
| 1. МЫ ПОМОГАЕМ СТАРШИМ
Работа в саду, огороде.
Дежурство по школе и в классе.
Готовимся к праздникам.
2. Глаголы-синонимы, антонимы.
| 3. ГЛАГОЛ
Изменение глагола по лицам и числам.
Изменение по временам.
Видовые различия глаголов.
Окончания глаголов.
Неопределенная форма глаголов.
| Синтаксическая функция глагола в предложении.
| 1. ЦИРК
Животные, профессии, аттракционы (использовать вопрос как?).
2. Наречия-синонимы, антонимы.
| 4. НАРЕЧИЕ
Грамматические особенности наречия (категории состояния не рассматриваются).
Правописание «ь» после шипящих на конце наречий.
Правописание о-е после шипящих на конце наречий.
| Синтаксическая функция наречия в предложении.
Способность сочетаться с другими знаменательными словами по способу примыкания.
|
Продолжение табл. 2
IV. СИНТАКСИС
Коррекционная работа по преодолению лексических трудностей (лексические темы)
| Синтаксические темы занятий
| Грамматические темы занятий
| СТАДИОН
Виды спорта, соревнования, спортивные профессии, спортивный инвентарь.
| Словосочетания и предложения.
Типы предложений:
а) простые нераспространенные и распространенные предложения:
1. Составление и распространение предложений по вопросам с использованием новых приставок и предлогов.
2. Графические схемы предложений.
3. Предложения с однородными членами предложения:
б) сложносочиненные предложения (союзы и, но);
в) дифференциация сложносочиненных предложений и предложений с однородными членами.
| ПРЕДЛОГИ.
Грамматические значения предло- гов – это их падежные значения.
Роль предлогов в предложении.
Предлог как способ выражения отношений:
а) пространственных отношений;
б) объектные отношения;
в) временных отношений;
г) целевые отношения;
д) причинные отношения;
е) отношения сравнения;
и др.
| Окончание табл. 2
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|