Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В.И. Добреньков, А.И. Кравченко





ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ТОМ IV

ОБЩЕСТВО: СТАТИКА И ДИНАМИКА

Москва

ИНФРА-М

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

Д55

Добреньков В.И, Кравченко А.И.

Д55 Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 4: Общество: статика и дина-

мика. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 1120 с: ил.

ISBN 5-16-002006-3 (т. 4) ISBN 5-16-001547-7

Четвертый том 15-томного курса «Фундаментальная социология» посвя­щается статике и динамике человеческого общества. Читатель познакомится со всеми этапами его становления — от древнейших времен до наших дней. Рас­сматриваются вопросы антропосоциогенеза, особенности доиндустриального общества, включая вождества, аграрное общество и феодализм, особенности индустриального и постиндустриального обществ, включая проблемы глоба­листики и экологии. В специальном разделе приводятся классические теории Конта, Маркса, Дюркгейма, Тенниса, Поппера, Кондратьева, Гумилева и др. Подробно анализируется структура социальной, экономической, политичес­кой и духовной сфер современного общества. Особое внимание уделяется Рос­сии и российскому обществу.

Книга адресована студентам, аспирантам и преподавателям социологичес­ких факультетов и кафедр, ученым-исследователям, а также всем, кто интере­суется фундаментальными вопросами социологической науки.

УДК 316(075.8) ББК 60.5я73

ISBN 5-16-002006-3 (т. 4) ISBN 5-16-001547-7

© Добреньков В.И., Кравченко А.И., 2004

ПРЕДИСЛОВИЕ

Предметом изучения социологии является общество. Таково самое про­стое и одновременно самое расплывчатое определение сферы ее компетен­ции, поскольку мгновенно возникает вопрос: а что есть человеческое обще­ство? На него мы и попытаемся ответить в настоящем томе. В трех предыду­щих томах мы касались только истории, теории, методологии и методов социологической науки. Это как бы пролегомены к основной теме — общест­ву. Рассказать о нем в одном томе невозможно, поэтому все оставшиеся тома, а их более 10, посвящены анализу тех или иных сторон человеческого обще­ства — социальной структуре и стратификации, социальному пространству и его деформациям, классам, сословиям и группам, образу жизни и социа­лизации личности. Каждый следующий том — это продолжение разговора, начатого в т. IV. По существу, с него и начинается содержательная часть фун­даментальной серии.

Авторы прослеживают развитие человеческого общества с самых первых его шагов. Точнее, еще раньше — со стадии антропогенеза, когда общество в нашем понимании не существовало. Живой мир планеты Земля 6 млн лет вынашивал зародыш социальности — столько потребовалось, чтобы из при­митивной обезьяны «вылепить» современного человека. А когда он появил­ся, началась собственная история общества. Произошло это, как считают большинство антропологов, 35—40 тыс. лет назад.

Казалось бы, отсюда социологам и начинать освещение истории челове­ческого общества. Зачем им уходить в предысторию, где царствуют антро­пологи? Оказывается, на то есть серьезные причины.

Социолог изучает не только общество и страну, в которых он сейчас жи­вет. (Кстати сказать, именно так поступает 98% социологов, как зарубежных, так и отечественных, причем не только исследователей, но и авторов учеб­ников.) Сравнительно-исторические исследования служат преимуществен­но фоном, на котором развертывается национальное повествование. В нашем случае рассказ о России и российском обществе помещен в заключительный раздел книги. Сравнительно-исторический анализ и у нас выступает проле­гоменами, но они занимают 4/5 всего объема книги. И как логический вывод следует раздел о России. К нему уже готов читатель, который познакомился не только с историческими фактами, но и с ведущими социологическими концепциями. В т. IV история общества дается в двух плоскостях — вначале на основе фактов, а затем — теории.

Прежде всего мы показываем антропосоциогенез — происхождение чело­века и общества. Продолжением этой масштабной темы служит раздел «Ис­торические типы общества», где освещаются общества охотников и со­бирателей, вождества, аграрно-земледельческие империи, феодальное, капи­талистическое и индустриальное общества, наконец, современное общество — постиндустриальное и информационное. К реальной истории об­щества относится и раздел, посвященный глобальным процессам: неолити­ческой, индустриальной, информационной революции, социальному про­грессу, влиянию климата на человечество и т.д.

V

После истории фактов рассматривается история теоретической мысли В этом разделе освещаются главные социологические учения — Платона Аристотеля, Макиавелли, Гоббса, Конта, Маркса, Тенниса, Дюркгейма Кондратьева и Гумилева. Концепция общества Парсонса нами намеренно н анализируется, а дается в дополнительном чтении. Жанр учебника требуе излагать устоявшиеся точки зрения либо не затрагивать тему вовсе.

Как показывает проведенный авторами анализ, человеческое общество постоянно изменяясь, развивается. Появляется не только новое, но лучшее с помощью науки разрабатываются теории и совершаются открытия, с по мощью техники создаются невиданные прежде орудия труда и технологии с помощью просвещения подготавливаются поколения высокообразованны людей.

Ученым удалось выявить еще одну важную черту нашего общества — он< продвигается вперед с нарастающей скоростью. Сравнивая эволюцию об ществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация своем развитии, ученые открыли закон ускорения истории: на каждую по следующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую, что, по Bcei видимости, свидетельствует об уплотнении исторического времени. В каж дую последующую эпоху появляется больше технических изобретений и на учных открытий, быстрее совершенствуются орудия труда и технология. Есл! в традиционном обществе один вид орудия претерпевал незначительные из менения на протяжении жизни десятков и сотен поколений, то в совре менном мире при жизни одного поколения сменяется несколько видов ору дий, техники и технологии. Прежде, говорили мы, скорость смены поколе ний орудий труда отставала от скорости смены поколений людей. Сегодн; скорость смены поколений орудий труда стала опережать скорость смень поколений людей.

Итак, человеческое общество постоянно изменяется. В пределах одно! и той же страны в разные периоды существовали различные типы общества История России уходит в глубь веков. Россия — название страны и государ ства, а Киевская Русь, Московское государство, Российская Империя, Со ветская Россия и современная Российская Федерация — наименования hi только разных видов государства, существовавших в пределах одной страны но и различных типов общества.

Благодаря техническому прогрессу развивались средства производства смена типов хозяйственной культуры носит эволюционный характер. Самьп древний тип хозяйственной культуры — охота и собирательство. Первобыт ное общество состояло из локальных родственных групп (триб). По време ни оно было самым продолжительным — существовало сотни тысяч лет Ранний период называют периодом человеческого стада. Ему на смену при шел период скотоводства (пастушество) и огородничества (простейшее фер мерство). Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) дики: животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели -бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убеди лись, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательств; выросло огородничество, а из него — земледелие. Таким образом, огородни чество — переходная форма от добывания готовых продуктов (диких расте ний) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных ра стений. Со временем на месте небольших огородов появились обширны»

VI

поля, примитивные деревянные мотыги сменились деревянным, а позже железным плугом.

С земледелием связывают зарождение государства, городов, классов, пись­менности — необходимых признаков цивилизации. Они стали возможными благодаря переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

В первобытную эпоху существовало так называемое простое общество (термин антропологов, означающий один уровень управления, отсутствие экономического неравенства и социальной дифференциации), в котором жили охотники и собир'атели, а затем ранние земледельцы и скотоводы. В науке принято выделять два типа (два этапа развития) простых обществ: локальные группы и первобытные общины.

Локальные группы представляют собой небольшие объединения (от 20 до 60 человек) примитивных собирателей и охотников, связанных кровным родством, ведущих бродячий образ жизни. Охота и собирательство относят­ся к так называемому хищническому, или потребляющему, хозяйствованию: человек срывает растения, ничего не сажая взамен, убивает животных, не восстанавливая их поголовье.

На смену бродячим охотникам и собирателям постепенно пришли осед­лые огородники и земледельцы, жившие общинами. Огороды устраивались просто: часть леса выкорчевывалась, пни сжигали, а примитивными палка­ми-копалками рыли ямки и сажали в них клубни диких овощей, которые со временем превращались в культурные. Огородничество антропологи имену­ют иногда фермерством, а собирательство — фуражированием. Община — это союз нескольких сотен людей, объединенных узами кровного родства, вза­имными браками, кооперацией труда, взаимовыручкой, совместной охраной территории. Вплоть до XX в. в России существовали подобные общины, которые назывались поземельными.

Хотя численность первобытных людей не превышала 5—6 млн, но сы­рьевая база одной группы была очень большой и становилась еще больше по мере истощения природных ресурсов, свободного пространства на Зем­ле становилось все меньше. Планета оказалась перенаселенной. Возник­ла надобность в переходе к новому способу хозяйствования. От собира­тельства общество перешло сначала к огородничеству, а затем к земледе­лию.

К этому времени усложнились орудия труда, возросла их производитель­ность. Стало быть, один человек мог прокормить больше людей, чем прежде.

Приручение животных и зарождение пастушества дали человечеству но­вый источник энергии — тягловый скот. На смену палкам-копалкам пришел плуг, запряженный волами. Резко поднялась производительность труда. Чтобы прокормить одного человека охотой и собирательством, требуется 2 кв. км площади, а при земледелии достаточно всего 100 кв. м земли. Про­дуктивность земли выросла в 400 раз.

Переход к земледелию продолжался очень долго —3 тыс. лет. Гораздо доль­ше, нежели переход к машинной технике. Столько длилась первая мировая революция — неолитическая.

Развитие земледелия позволило использовать часть урожая для прокорма скота. Но чем больше было скота у хозяина, тем чаще приходилось исполь­зовать подножный корм и передвигаться в поисках пастбищ. Постепенно часть племен начала специализироваться на скотоводстве.

VII

Росло население, создавались города. Города зародились как центры ре­месел, где население продавало свою продукцию тем, кто специализировал­ся на сельском хозяйстве, торговле или управлении.

Аграрное общество — это множество городов и пригородных зон, объ­единенных экономическим обменом. Хотя в аграрном обществе появилось множество городов (собственно говоря, при нем они только и возникли), ос­новная масса населения проживала в деревнях.

В XVIII в. родилось индустриальное общество — дитя двух революций — экономической и политической. Под экономической подразумевается вели­кая индустриальная революция (ее родина — Англия), а под политической — Великая французская революция (1789—1794).

К появлению такого типа общества привели два глобальных процесса: индустриализация и урбанизация. Урбанизация — переселение людей в го­рода и распространение городских ценностей жизни на все слои населе­ния — становится неотъемлемым спутником другого процесса — индустри­ализации. Индустриализация — применение научных знаний к промыш­ленной технологии, открытие новых источников энергии, позволяющих машинам выполнять работу, которую прежде выполняли люди или тягло­вые животные. Переход к промышленности был для человечества такой же значительной революцией, как в свое время переход к земледелию. Благо­даря этому небольшая часть населения оказалась в состоянии кормить боль­шинство, не прибегая к обработке земли. Сегодня в сельском хозяйстве США занято 5% населения, Германии — 10%, Японии — 15%.

Индустриализация требует все более подготовленных работников, так как сложность технологии постоянно растет. В индустриальном обществе, по­жалуй, впервые место работы отделяется от места жительства: в отличие от ремесленника рабочий каждое утро покидает свой дом и отправляется в городском транспорте на другой конец города, где расположена его фабри­ка. Вместо нескольких десятков, в крайнем случае сотен специальностей доиндустриального общества появились десятки тысяч профессий. Причем скорость, с какой на смену старым профессиям приходили новые, возросла в десятки и сотни раз. И большинство из них было просто неизвестно аграр­ному обществу.

Переход от культуры индустриального общества к культуре постиндуст­риального сопровождается превращением товаропроизводящей экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой про­изводства.

Технический прогресс неузнаваемо преобразил человеческое общество. Сегодня оно вступает в эпоху безлюдного производства. К 2000 г. так называ­емые белые воротнички — работники, занятые в автоматизированном произ­водстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации,— составляли в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости — надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. Если это и возвра­щение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение «ком­пьютерных надомников», которых насчитываются уже многие миллионы, оперируют огромными потоками информации. Все чаще зарубежные компа­нии переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу. Занятость в сфере обслуживания достигает в США, Японии и Германии 70%.

VIII

Общество в США или Западной Европе именуют не только постиндуст­риальным, но и информационным, поскольку 60— 80% рабочей силы прямо или косвенно занимается созданием, обработкой и передачей информации. В современном обществе поиск, анализ и применение информации стали главными факторами развития.

Информация в мире каждый год удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы, а самым передовым является интернет. Сегодня по интернету люди общаются письменно и визуально, проводят научные конференции и показательные медицинские операции. Благодаря интернету можно войти в любую библиотеку мира, прочитать любую газету и узнать самые последние новости.

За время существования человеческого общества кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического про­гресса. Простое общество — это эпоха человеческих мускулов; аграрное об­щество — силы животных; индустриальное — мощи электричества, пара, вет­ра, воды; наконец, постиндустриальное общество — эпоха атомной и термо­ядерной энергии.

Перед социологической наукой сегодня стоит проблема целостного ос­мысления развития мирового сообщества в новых условиях. Оно букваль­но разрывается между двумя тенденциями — интеграционными, объединя­ющими все нации Земли в единое социокультурное пространство, и разъ­единительными, проистекающими из стремления наций к суверенитету, национальной целостности, культурному своеобразию, экономической не­зависимости. Парадоксальность ситуации заключается в том, что глобали­зация общественных процессов развертывается в условиях цивилизацион-ного кризиса. Человечество, собирающее нации в один планетарный ко­рабль, не решило проблему его безопасности. Более того, именно объединение повышает степень общего риска. Наука не изобрела надежных средств предотвращения глобальных катастроф — экономических, эколо­гических, военно-политических. Угроза подобных катастроф (как показа­ли, например, конфликты на Балканах и в других регионах) или мировой финансово-экономический кризис могут воспроизводиться действиями военно-политических, экономических, социальных факторов, сложивших­ся в предшествующий период.

Современное взаимосвязанное и взаимозависимое человеческое сообще­ство сталкивается с ускорением процессов глобализации. Потому и растет понимание необходимости поисков новых ориентиров, уточнения социаль­но-экономических и общественно-политических парадигм.

Преподавание любой науки, будь то психология, математика или социо­логия, своей неявной целью ставит освобождение сознания обучающихся от так называемых «идолов площади», — стереотипов некритического, обыден­ного мышления. Избавиться от стереотипов мышления и овладеть научным анализом непросто. Ловушки обыденного мышления многообразны и рас­ставлены по всему полю познания. Одна из них — реификация — означает, что идеальное наделяется материальными чертами, выдуманное становится действительным. Мы говорим «потребности общества», «общество стремит­ся к...» или «это необходимо для общества, государства, класса». Это типич­ная ошибка обыденного мышления.

IX

Избавиться от «идолов площади» поможет, как нам думается, знакомство молодежи с научными теориями, созданными профессиональными социо­логами, выдающимися мыслителями прошлого, в том числе Теннисом. Марксом, Поппером, Платоном, Аристотелем, Макиавелли, Гоббсом, Кан­том, Дюркгеймом, Вебером и др.

Общество для социологии — удобная научная абстракция, которую мож­но превратить в весьма эффективное орудие. Действительно, что следует из того, что индивиды реальны, а общество абстрактно? Социологи опрашива­ют реальных индивидов (респондентов), затем составляют обобщенную кар­тину об индивиде как социальном типе, представителе большой социальной грулпы. И лишь потом, добавив в картину множество других факторов и обстоятельств, таких, как уровень экономического развития страны, состо­яние социальных институтов, степень социальной дифференциации населе­ния и т.п., социолог приближается к пониманию общества.

Таким образом, общество — не начальный, а конечный пункт движения научного мышления. Если это и абстракция, то, выражаясь словами Гегеля, самая богатая из существовавших когда-либо и существующих ныне.

Общество как абстракция — это понятие, которое содержит все другие социологические понятия. Когда мы спрашиваем, что такое общество с точ­ки зрения социологии, то получаем ответ: общество — это социальная си­стема, состоящая из социальных институтов, социальных групп, общнос­тей и организаций, которые формируются и развиваются во времени. А еще общество описывается через социальную структуру и социальную страти­фикацию, включая и культуру. Следовательно, чтобы получить самое пол­ное определение общества, необходимо перечислить все основные понятия социологии, входящие в ее предмет. В число основных представлений об обществе, которые студент получит, ознакомившись с предлагаемым кур­сом, входят следующие:

♦ это самая большая социальная группа, отвечающая 8 признакам Э. Шилза;

♦ это социальная организация страны, появившаяся раньше государства а именно 40 тыс. лет назад;

♦ оно бывает открытым и закрытым, доиндустриальным, индустриаль­ным и постиндустриальным;

♦ общество изменяется в ходе социального прогресса, который принимает две главные формы — революции и реформы;

♦ переход от традиционного общества к современному называется модер­низацией, которая принимает две основные формы — органическую и неорганическую;

♦ общество отличается от государства;

♦ гражданское общество — это иное название обычного человеческого общества и понимается двояко: как реальность и как идеал.

Авторы полагают, что для правильного и объективного понимания свое­го собственного общества надо предварительно ознакомиться с опытом за­рубежных стран, изучить исторический материал о наших предках, узнать основы сравнительно-исторического видения человечества. Эта книга не о России и не о Западе. Разные типы общества даются в сравнении. Только так можно сформировать у молодых людей объективную позицию лишенную ошибок этноцентризма.

X

Этноцентризм — стремление смотреть на другие нации с позиций своей собственной таким образом, чтобы видеть в первых только недостатки, а во второй — только достоинства. Этноцентризм, по общему мнению, характе­рен больше всего для американцев. Россиянам всегда был генетически при­сущ скорее «этноцентризм наоборот», т.е. всяческое умаление своего обще­ства, своей страны. Обе крайности — производные от стереотипов обыден­ного, можно даже сказать, мещанского сознания.

Курс социологии призван обучить молодых людей не только набору спе­циальных знаний, но прежде всего правильной гражданской позиции. А ка­ково общество, такова и позиция. В авторитарном или тоталитарном обще­стве она одна, а в демократическом — совсем другая. Чему учат сегодня юных европейцев или американцев? Прежде всего терпимости к мнению других людей. Отсюда стабильность и отсутствие в цивилизованном обществе со­циальных конфликтов. Учат; воспитывают, если хотите, вдалбливают в юные головы общечеловеческие ценности. И социология в таком деле числится под первым номером.

♦ ♦ ♦

Авторы выражают благодарность за помощь, оказанную при подготовке настоящего тома, преподавателям, студентам и аспирантам московских ву­зов: Ю. Кузнецовой, К. Гаврилову, К. Радовицкому, С. Поповой, М. Корсун-ской, А. Родионову, Н. Шавровой, А. Синюкову, В. Полякову, Л. Харламо­вой, Д. Цою и др.

РАЗДЕЛ I

ЭВОЛЮЦИЯ

ЧЕЛОВЕКА

И ОБЩЕСТВА







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.