Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







У пещерных людей была отличная диета





Рацион пещерного человека способствовал сохранению здоровья. К такому выводу при­шли канадские ученые, на практике испытав­шие диету, которой придерживались наши Далекие предки. За две недели содержание «вредного» холестерина в крови добровольца снизилось на 33%.

По мнению самого добровольца, диета была не самой приятной, но вполне сносной. Исследо­ватели рассказали, что на день приходилось

2500 калорий и очень высокое, около 100 г, со­держание пищевых волокон. Естественно, что в ней был минимум холестерина, ведь такие про­дукты, как мясо, масло и сыр, были исключены. По словам доктора Дэвида Дженкинса [David Jenkins) из больницы Святого Михаила при уни­верситете Торонто, положительные изменения при этой диете появились очень быстро — уже через неделю после ее начала. Снижение уров­ня холестерина было больше, чем при исполь­зовании специальных лекарств или современ­ных диет с низким содержанием жира.

алтайцев. Из камня рождены многие группы Кавказа, Австралии, Пирене­ев, Океании. Обилие способов сотворения, быть может, и объясняет такую пестроту всех получившихся людей1.

Библейской легенде созвучен магометанский миф: «Он дал совершенство всему, что он создал, и образовал снач&та человека из глины. Затем он уста­новил потомство человека и произвел его из капли, из крошечной капли воды. Затем он образовал его так, чтобы тело его сохранило известные пропорции, и вдунул в него часть своего духа» (Коран Магомета).

На протяжении последних двух тысячелетий, с момента появления хри­стианства, считалось неопровержимым научным фактом происхождение человека в результате Божественного творения: человек сотворен Богом — картина его творения описана в Библии. И сказал Бог: «...Сотворим челове­ка по образу своему, по образу Божию, мужчину и женщину».

Проблему сотворения человека не обошли вниманием и другие религии мира, в которых создавались на этот сюжет многочисленные мифы, их на­зывают «антропогеничными». При желании исторического предшественника христианской теории можно найти в мифологических представлениях языч­ников о происхождении человека, а им от 3 до 10 тыс. лет.

И сегодня религиозно-мифологические концепции, именуемые креаци­онистскими, окончательно не сданы в архив2. Их сторонники находят все новые доказательства, а противники — все новые опровержения божествен­ному происхождению человека. В частности, согласно Писанию, Адам и Ева родились почти сразу после сотворения мира, т.е. всего несколько тысяч лет назад. Между тем Вселенная, поданным науки, возникла 15 млрд лет назад. Предки людей — питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы и т.д. — бро­дили по планете сотни тысяч лет.

Современные креационисты под­тверждают тексты Библии точными расчетами. В частности, они доказыва­ ют, что Ноев ковчег мог вместить всех тварей по паре — если учесть, что ры­бам и другим водным животным место в ковчеге не нужно, а остальных по­звоночных животных — около 20 тыс. видов. Если умножить это количество на два (в ковчег были взяты самец и самка), получится примерно 40 тыс. жи­вотных. Средний автофургон для перевозки овец вмещает 240 животных. Значит, нужно было бы 146 таких фургонов. А ковчег длиной 300, шириной 50 и высотой 30 локтей вместил бы 522 таких фургона. Значит, место для всех животных нашлось и еще осталось — для корма и людей. Тем более что Бог, как утверждает Томас Хайнц из Института креационных исследований, на­верняка догадался бы взять маленьких и молодых животных, чтоб они и места занимали меньше, и размножались активнее1.

Сегодня эта проблема активно разрабатывается в рамках христианской антропологии, которая согласна с вполне материальным, физическим сотво­рением тела, но настаивает на духовном, божественном происхождении души человека. О ренессансе креационизма свидетельствуют многочисленные

1 Ефремов К. Происхождение. Было или не было? // Знание — сила. 1999. № 4.

2 См.: Гиш Д. Ученые-креационисты отвечают своим критикам. СПб., 1995.

1 Боринская С.Л. Еше раз о происхождении человека. — http://evolution.powernet.ru/library/descent.htm.

факты: огромная литература (монографии, статьи, научно-популярные эссе), издаваемые как у нас в стране, так и за рубежом; существование особой от­расли знания Creation Science* и многочисленных веб-сайтов в интернете; функционирование многочисленных исследовательских организаций, ка­федр, семинаров, учебных курсов в вузах. Так, в Калифорнии (США) суще­ствует специальный Institute for Creation Research (ICR) (http://www.icr.org).

Эволюционизм. Второй по времени считается концепция естественного происхождения. Ее разрабатывали философы и ученые. Ими выдвинуты два источника происхождения человека — из живой и неживой природы. Соглас­но античным воззрениям Тита Лукреция Кара (95—51 до н.э.), высказанным в поэме «О природе вещей», человечество возникло на Земле естественным путем, а первые люди появились в виде младенцев из «земных утроб». О ес­тественном развитии человека говорили Анаксимандр (VI в. до н.э.) и Эм-педокл (485—425 до н.э.). -

О поразительном сходстве человека с обезьянами люди писали и говори­ли начиная с глубокой древности. Аристотель, Плиний и Гален считали обе­зьяну чуть ли не копией человека. Аристотель (384—322 до н.э.) впервые под­верг подробному рассмотрению человеческое тело, указал место, занимае­мое человеком в системе животного мира, перечислил такие кардинальные различия между человеком и другими животными, как прямохождение, крупный головной мозг, речь, разум, и подверг эти особенности анализу. Позднее римский врач и анатом Клавдий Гален (130—201) установил боль­шое сходство в строении тела между человеком и обезьянами.

Знания о человеке и животном мире со временем умножались. В 1699 г. английский анатом Э. Тайзон опубликовал в книге «Орангутан, или лесной человек: сравнительная анатомия обезьяны, пигмея и человека» полное опи­сание строения шимпанзе. В XVIII в. зарождается и научная приматология. Голландский анатом П. Кампер показал глубокое сходство в строении основ­ных органов человека и животных. В конце XVIII в. был опубликован труд Ж.Л. де Бюффона «История земли» (1766). В нем автор, названный совре­менниками «Плинием XVIII века», впервые высказал «крамольную» мысль о том, что люди — потомки обезьян. Какова же была реакция? Сорбонна, старейший научный центр Европы, вынесла решение о публичном сожже­нии книги палачом. Религиозная версия происхождения человека казалась непоколебимой.

Однако к середине XVIII в. вера в то, что мир и все живое созданы богом, была поколеблена новыми открытиями. Множились факты, которые нельзя было объяснить исходя из религиозных воззрений. В числе первых выступили против устаревших представлений французские ученые, самым видным из которых был Ж.Б. Ламарк.

Эволюционная теория Ламарка

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен ав­тором известной эволюционной теории ЖЛэ. Ламарком (1744-1829) в начале XIX в. Свои мысли о постепенной эволюции животных видов он из-

См.: веб-сайты: http://eniporium.turnpike.net/C/cs/links.htm; http://engine.turnpike.nel/cgi-bin/ htmlscript?~cs/searchi.hts.

ложил в книге «Философия зоологии» (1809). Ламарк первым разделил про­блему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Тело человека свидетельствует о его про­исхождении от животных, а разум и душа — о божественном происхождении. Богоподобие человека не выводится из естественных законов природы и не может быть приобретено в процессе эволюции. Ламарк утверждал, что по сво­им физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхож­дение от какой-нибудь разновидности «четвероруких». Ламарк привел ряддо-казательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все совре­менные организмы произошли от древ­них путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя челове­кообразная обезьяна в связи с пореде-нием лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно из­менилось строение позвоночника, мус­кулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. В условиях обще­ственной жизни вскоре у людей развилась членораздельная речь.

В том же XVIII в. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Лин­ней (1 707— 1 778), создатель современной классификации растений и живот­ных, стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной груп­пе животных — приматам. Правда, записывает человека отдельной строкой как особый род людей (Homo) с одним видом «человека разумного» {Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами. Однако Линней принадле­жал к числу ученых, веривших в божественный акт сотворения мира и неиз­менность всего живого. Именно поэтому он категорически заявил: существу­ет столько видов, сколько бог создал их с самого начала. Линней был убеж­ден, что человек в отличие от всех остальных живых существ был сотворен по образу и подобию божьему и ему был дан божественный разум. Однако, несмотря на это, классификация Линнея объединила человека и обезьян в одну группу. Тем самым ученый, возможно, сам того не желая, установил, что человек — это самая высокоразвитая форма млекопитающих, которая ближе всего к человекообразным обезьянам.

К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фа­уне и флоре разных стран мира. Благодаря исследованиям Жоржа Кювье (1769-1832) и Чарлза Лайеля (1797—1875) существенно расширились пред­ставления об ископаемых животных. Дж. Э. Доорник (1808) прямо утверж­дал, что люди произошли от человекообразных обезьян.

В XVIII — первой половине XIX в. археологи, палеонтологи, этнографы накопили большой эмпирический материал, который лег в основу учения об антропогенезе. Большую роль сыграли исследования французского археолога Буше де Перта. В 1840—50-х гг. он искал каменные орудия и доказывал, что их использовал первобытный человек, живший одновременно с мамонтом и др. Эти открытия, опровергающие библейскую хронологию, встретили бурное сопротивление. Только в 1860-е гг. идеи Буше де Перта признали в науке.

ТЕОРИЯ ДАРВИНА

В 1871 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина «Происхождение человека и по­ловой подбор». Так, в конце XIX в. появилась новая научная теория, дарви­новская, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживания сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. По предположению Чарльза Дарвина (1809— 1882), впро-цессе внутривидового размножения у отдельных особей появляются новые качества, в результате некоторые из представителей вида получают преиму­щество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде оби­тания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потомкам. «Те, которые были сложены крепче и лучше, — отмечает Дар­вин, — имели в длинном ряду поколений наибольший успех и выживали в большем числе». Со временем изменения в организмах становятся столь зна­чительными, что появляется новый вид.

По Дарвину, наши древние предки, обезьяны, жили стадами на деревь­ях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бо­роды. Это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, явились человекообразные обезьяны. Из известных ему иско­паемых антропоидов он упоминает дриопитека. Изменение окружающих ус­ловий, в частности поредение лесов, вынудило их в поисках пищи перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на открытой местности.

Среди качеств, способствующих выживанию группы, Дарвин выделял не только и не столько физическую силу, сколько способность оказывать взаи­мопомощь. «Малая сила человека, — писал Дарвин, — была более чем урав­новешена, во-первых, его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них». Увеличение в группе носителей нравственных начал повышает жизнеспособность племени по сравнению с другими, где этот показатель ниже. «Очевидно, — подчеркива­ет Дарвин, — что племя, заключающее в себе большее число членов, кото­рые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности... и участия к другим, — членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертво­вать собой для общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор».

Дарвин обосновал свою точку зрения с помощью сравнительно-эволюци­онного метода, ссылаясь на тот факт, что тело человека имеет общий с те­лом млекопитающих план строения, состоит из тех же костей и мышц, кро­веносных сосудов и обладает теми же внутренними органами — печенью, желудком, почками, легкими и т.п. Даже головной мозг человека и обезья­ны, извилины и бороздки коры больших полушарий во многом схожи. Дар­вин видел родство человека с млекопитающими также и в том, что они бо­леют одинаковыми инфекционными болезнями, имеют общих паразитов, у них идентичный химический состав крови и других тканей. А наиболее близ­кие к человеку человекообразные обезьяны обладают теми же группами кро­ви, что и человек.

Как установлено современной наукой, антигенный состав крови челове ка, шимпанзе и горилл одинаков и его можно, соблюдая групповую совмес тимость, переливать от обезьяны людям. И еще одно подтверждение пред

положения Дарвина получено — реч

идет о химическом сходстве человек

и обезьяны. Определен так называе

мый альбуминовый индекс, служащш

показателем одного из сывороточны:

белков крови — альбумина. Если при

нять альбуминовый индекс человека з;

единицу, то для гориллы он равен 1,09, шимпанзе — 1,14, мартышки — 2,59

для наиболее эволюционно отдаленного от человека капуцина — 5, а для еще

более примитивного примата лемура — 18.

Убедительные доказательства родства человека и обезьяны получены с по­мощью метода молекулярной гибридизации дезоксирибонуклеиновой кис­лоты (ДНК). Выяснилось, что количество сходных генов у человека и чело­векообразных обезьян достигает 91%, у человека и гиббона — 76%, у чело­века и макаки-резус — 66%. Таким образом, современные достижения подтверждают обоснованность заключения Дарвина о том, что «существует чрезвычайно близкое сходство в общем строении тела, микроскопическом устройстве тканей, химическом составе и конституции между человеком и высшими животными, в особенности человекообразными обезьянами». Со­временная наука подтверждает и положение Дарвина о перестройке способа передвижения предков человека. Переход к прямохождению, как считается, предшествовал развитию кисти и головного мозга, а затем возникновению речи и мышления.

Однако не все идеи великого английского ученого признает современная наука. Попытка Дарвина построить эволюцию человеческого рода в виде единого линейного процесса, напоминающего дерево, на котором все ветви происходят из общего корня и потому составляют универсальную причин­но-следственную цепочку, сегодня признана неудачной. В современной на­уке эволюционное древо человека выглядит куда более сложным и запутан­ным: его ветви многократно ветвятся, образуют параллели, пересекаются, внезапно обрываются, уходя в неизвестность. Нынешние исследователи предпочитают не использовать образ древа, а говорят о так называемой сет­чатой эволюции (наиболее точным ее графическим отображением является фрактал — особая нелинейная самоподобная структура)5.

Контраргументы А. Уоллеса

В конце XIX в. знаменитый исследователь тропической природы Альф­ред Уоллес (1823—1913) развил теорию отбора независимо от Дарвина и од­новременно с ним, но поставил его трактовку под сомнение. Уоллес писал, что человек наделен гораздо большими потенциями, чем ему это нужно во­обще как биологическому существу. Значит, в человеке есть иное, высшее начало, которое служит его развитию. Он указал, что человеку присущи та-

3 Муравник Г.Л. Парадокс человека: новый взгляд на старую проблему. — http://www.synergia.itn.ru/ kerigma/rek-lit/nauka/stat/par-chel.htm.

кие качества, которые не могли возникнуть в процессе естественного отбо­ра и вовсе не были решающими в биологической жизни вида. «Чувства абст­рактной справедливости или любви к ближнему, — писал он, — никогда не могли быть приобретены таким образом (то есть путем отбора), ибо эти чув­ства несовместимы с законом выживания сильнейшего»6. Он пришел к вы­воду, что мозг человека не может рассматриваться как результат естествен­ного отбора. Уоллес провозгласил, что этот «мыслительный инструмент» возник в результате потребностей его обладателя, и предполагал «вмешатель­ство высшего разумного существа».

В отличие от Дарвина Уоллес утверждал, что между человеком и живот­ными существует непроходимая пропасть: по крови они братья, но по пси­хике — антагонисты. Ему удалось доказать, что нравственные чувства, как и чувства прекрасного и мистического, вовсе не являются поздними продук­тами цивилизации, а, напротив, присущи «дикарям» на самых низших сту­пенях культуры. Уоллес первым или одним из первых решительно отверг представление об умственной неполноценности так называемых дикарей. И в этом он получил полную поддержку современной антропологии, вовсе не считающей отсталые племена переходной формой между человеком и обе­зьяной.

Когда А. Уоллес спросил себя: для чего природа наделила первобытного человека такими свойствами, как, например, математические или музыкаль­ные способности? — то нашел лишь один ответ. По его глубокому убежде­нию, «умственные и нравственные способности... должны были иметь дру­гое происхождение, и для этого происхождения мы можем найти достаточ­ную причину в невидимом духовном мире»7. Только высшее существо, т.е. бог, могло задать человеку нужное направление, поскольку и сам человек ру­ководит развитием «многих животных и растительных форм».

Врезка

Друзья-соперники

Два выдающихся англичанина — А. Уоллес и Ч. Дарвин — придерживались разных воззрений на эволюцию человека, хотя независимо друг от друга открыли одну и ту же теорию. В 1858 г. Уоллес прислал Дарвину из Вест-Индии руко­пись своей статьи «О стремлении разновидно­стей бесконечно удаляться от первоначального типа». На 15 страницах он полностью изложил все то, что готовил к печати сам Дарвин в сво­ей книге «Происхождение видов». Над ней он работал уже 20 лет, но в тайне от многих. Каза­лось, насмарку пошли плоды гениального откры­тия — теории естественного отбора. Друзья, зная, что Дарвин начал свои работы намного раньше Уоллеса и одновременно отдавая дань уважения пытливому естествоиспытателю, ре­шили опубликовать одновременно статью Уол-

6 Уоллес А. Дарвинизм. М., 1898. С. 382.

7 Указ. соч. С. 730.

8 Гранин Д. Зубр. Л., 1987.

леса и частное письмо, написанное Дарвином год назад с аннотацией своего труда, и доло­жить обе работы Королевскому обществу. Так и случилось: 1 июля 1859 г. Дарвин опубликовал статью Уоллеса вместе с кратким изложением своей теории в Протоколах лондонского Линне-евского общества. Альфред Уоллес заявил, что считает их действия более чем великодушными по отношению к нему. Никогда, ни разу в сле­дующих своих превосходных работах, снова в чем-то обгоняющих Дарвина, он не претендовал ни одним словом на всемирную славу, кото­рая досталась Дарвину и его великой книге. Как истинные джентльмены, ученые не спори­ли о приоритете, уступая пальму первенства друг другу. Об этом с восхищением писал вы­дающийся российский писатель Даниил Гра­нин8. Тем не менее факт остается фактом: Уол­лес первым ввел термин «дарвинизм».

Среди страстных приверженцев Ч. Дарвина был известный немецкий уче­ный Эрнст Геккель (1834—1919), профессор Иенского университета. В своей книге «Естественная история мироздания» он дал полное, хотя и основанное

на предположениях, родословное древо че­ловека и научно аргументировал с точки зрения эволюции существование переход­ной формы между человекообразными обе­зьянами и человеком. Эту гипотетическую особь Э. Геккель назвал Pithecanthropus, об­разовав название из двух греческих слов: pithecos — обезьяна и anthropos — человек, иначе говоря, обезьяночеловек. Странно, но в 1868 г., когда книга Геккеля впервые уви­дела свет, доказательства существования пи­текантропа отсутствовали — не было найде­но ни куска черепа, ни какой-либо другой кости, ничего9.

Геккель сформулировал знаменитый «основной биогенетический закон», со­гласно которому каждый человек в своем индивидуальном развитии повторяет в сжатом виде весь путь становления челове­чества. Он построил схему эволюции человека, состоящую из 22 стадий. Но постепенно стало выясняться, что почти ни одна из них не соответствует действительности.

Трудовая теория Энгельса

Логическим продолжением учения Дарвина стала трудовая теория антро­погенеза Ф. Энгельса. Она изложена в 1873— 1876 гг. и наиболее полно пред­ставлена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в чело­века», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Основу концепции Энгельса составляет понятие о труде как первом основ­ном условии всей человеческой жизни, притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека»10. От­сюда берет начало хрестоматийная формулировка «труд создал из обезьяны человека», которая считалась одним из основополагающих утверждений ис­торического материализма.

Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая на­чалась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению Энгель­са, сознание сформировалось в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как сред­ство общения в совместной трудовой деятельности. В свою очередь, деятель-

4 Много позже их добыл сторонник дарвиновской теории Эжен Дюбуа. Он поверил в существование питекантропа и был твердо убежден, что подтверждение этой гипотезы послужит лучшим доказа­тельством истинности эволюционного учения Дарвина. Так и случилось: в 1892 г. на Яве он обна­ружил останки питекантропа.

10 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486.

ность человека оказалась импульсом, приведшим к возникновению культу­ры и общества.

В своей работе Энгельс устанавливает последовательность основных эта­пов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дает определение руки как органа и продукта тру­да; рассматривает возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчерки­вает качественное своеобразие антро­погенеза как процесса активного при­способления человека к среде, эколо­гическое превосходство человека разумного над другими видами.

Современная наука добывает все новые сведения как в пользу теории Дарвина, так и против нее. Не все авто­ры соглашаются также с теорией антропогенеза Энгельса. Основное положе­ние трудовой теории антропогенеза — о решающей роли изготовления ору­дий в процессах гоминизации — разделяется большинством антропологов мира, тем не менее в зарубежной антропологии получают распространение и другие, отличные от нее, концепции. Так, идеи «культурной адаптации» уже выходят за рамки трудовой теории, поскольку здесь речь идет об «ауто-каталитической реакции» или «кибернетическом механизме» обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли ге­нетических факторов. В других подходах роль труда как локомотива глобаль­ного процесса гоминизации вытесняют несоциальные факторы. Среди них: кратковременное повышение фона радиации, обусловленное тектонически­ми перемещениями, разломами земной коры и усиленным вулканизмом, инверсии геомагнитного поля Земли, иные стрессовые ситуации, изоляция, гетерозис, а также вызванные изменениями экологической обстановки пе­ремены в поведенческих реакциях — от пищевого поведения и «стратегии размножения» до «предкультурного поведения».

Вслед за пересмотром трудового фактора иначе оценивается эволюция мозга. В современной науке предлагается несколько моделей: постепенного возрастания массы мозга с постоянной скоростью, аутокаталитического ускорения темпов по мере возрастания мозга и, наконец, «эпизодического увеличения», когда быстрые изменения чередуются с периодами замед­ленного развития. Для процесса эволюции гоминид в целом также разраба­тываются модели в основном постепенного филетического развития («гра­дуализм») и «прерывистого равновесия», со сменой длительных периодов относительной стабильности видов (стазисы) периодами очень быстрых из­менений, приводящих к формированию новых видов.

Генетики и биохимики находят все больше оснований для объединения человека и человекообразных обезьян в одном семействе. Генетические коды человека и шимпанзе совпадают на 99%. В этом убеждает изучение произ­вольно взятых последовательностей ДНК, отвечающих за одни и те же на­следственные признаки у людей и обезьян. И этот вывод подкрепляется изу­чением белков, состав и строение которых у человека и шимпанзе совпадает даже более чем на 99%. Биохимические и генетические различия между двумя близкими видами грызунов в пределах одного рода в 20—30 раз больше. Ста­ло быть, теория Дарвина верна.

Через полвека начали сомневаться и в ней. Крупнейший американский палеонтолог Генри Осборн (1857-1935) является ярким представителем при­мирения науки с религией. Согласно его гипотезе аристогенеза, творение органического мира осуществляется путем целенаправленной эволюции. По Осборну, предки людей не были связаны с предками человекообразных обе­зьян, т.е. человек произошел не из круга обезьян; люди развились первона­чально в Центральной Азии, и их предки вели наземный образ жизни. Эво­люция совершается не столько под влиянием внешней среды, сколько бла­годаря заложенной в организмах способности к самопроизвольному прогрессивному развитию.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.