Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - КТО ОНИ?





В широком философском смысле понятием «общество» обозначают прак­тически любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Поэтому общество называют иногда «второй природой», подчеркивая тем самым, что общество находится вне естественной природы, не может считаться ее логическим продолжением и не способно функцио­нировать по ее законам. Такая точка зрения имеет и своих противников. Они утверждают, что человеческое общество как раз и является прямым продол-

жением биологического сообщества животных и что в обществе нет ничего такого, чего не было и не могло бы быть в животном мире. По мнению спе­циалистов, организация сообщества социальных животных — образец слож­ной системы. Ярким примером служат пчелиные ульи и муравьиные коло­нии. Научно доказано, что выведение из строя (механическое удаление) до 40% элементов таких систем практически не сказывается на функциониро­вании всего социума.

Муравейник представляет собой совершенный аналог человеческого об­щества: он так же сложно организован, в нем существуют разделение труда и специализация, свой язык и т.д. Поэтому муравьев, как и многих других живых существ, ведущих совместный образ жизни, сторонники такой тео­рии называют социальными животными.

Рис. 15. Наука относит муравьев к общественным насекомым

Наука относит муравьев к общественным насекомым, способным обра­зовывать семьи, состоящие из нескольких «каст» (колоний). Одни виды му­равьев возводят наземные города — муравейники, напоминающие современ­ные города-миллионники, а другие ведут бродячий образ жизни, как наши далекие предки — собиратели и охотники. Подобно людям, муравьи ухажи­вают за личинками и вскармливают их, стоят на охране всех входов муравей­ника от вторжения чужаков, даже «пасут» и «доят» тлей и т.д.

Тем не менее внешнее сходство часто бывает обманчиво. В свое время Г. Спенсер предостерегал от подобного отождествления, указывая, что, в отличие от человеческой общины, совокупность обитателей любого муравей­ника, термитника, пчелиного роя — это всегда дети одной и той же матери, т.е. независимо от своих размеров сообщества «общественных насекомых» представляют собой не что иное, как одну-единственную семью. Поэтому даже рода как такового у них нет.

Человеческое общество является результатом эволюции природы, а не ее органической частью. Муравьи живут 65 млн лет, и ни один из К) тыс. видов за это время практически не изменился. Человек существует всего 2 млн лет, но претерпел за такое короткое время качественные изменения. В чем же дело?

А дело в том, что все насекомые — муравьи, пчелы или гусеницы — эво­люционируют не как индивиды, а как род. У животных — а человек по своей

биологической природе принадлежит к ним — действует естественный от­бор, известный нам по теории Ч. Дарвина. У насекомых же царствует грегар-ный отбор (от лат. grex — стадо): совершенствуется не особь, а вся популя­ция. Вот почему объединения насекомых называют биологическими сверхор­ганизмами. Все особи действуют генетически запрограммированно как организм одного типа1.

Сверхорганизм подобен машине. Животные и люди биологически уни­версальны, они поочередно могут выполнять различные функции (добыва­ние пиши, размножение, строительство, оборона и т.д.). К тому же они од­нополые. Но муравьи и пчелы биологически специализированы, в большин­стве своем они бесполые. Одни особи способны только к размножению, другие могут добывать пишу, но не способны к воспроизводству.

У насекомых минимальные способности к обучению, а у человека — мак­симальные. Поведение людей на 80% социально приобретенное и на 20% биологически прирожденное. Середину на воображаемом континууме спо­собности к обучению занимают высокоразвитые животные, например обе­зьяны, которые в обучении достигают поразительных успехов. Чем выше спо­собности к обучению, тем выше уровень индивидуального развития. Все насекомые похожи друг на друга. Но это трудно сказать о животных и совер­шенно невозможно о людях. Только люди создали общество — высокоорга­низованную форму совместной деятельности индивидов. Следовательно, уровень индивидуального и уровень общественного развития в человеческом обществе тесно связаны друг с другом: чем богаче индивид, тем сложнее об­щество. Выражение «социальные животные», относимое к муравьям и пче­лам, остается скорее метафорой, нежели строгим научным понятием.

Хотя между человеком и животными современные ученые обнаружива­ют много общего, но серьезные различия двух видов живых существ не дол­жны отходить при этом на второй план. Только человек способен соединить

Врезка

ях. Главная масса — термиты-рабочие. Они со­оружают постройку, скрепляя крупицы глины слюною, они добывают корм, беспрерывно уно­сят из покоев царицы яйца, ухаживают за ней, присматривают за белыми, почти прозрачными личинками. Термиты-солдаты корм добывать не могут. Проголодавшись, они щекочут термитов-рабочих усиками, и те отрыгивают им капельку пищи. Назначенье солдата — бдительно охра­нять термитник, если надо — ценою жизни, от вторжения тех, кто хотел бы его пограбить. Чаще всего разбоем занимаются муравьи. Не пустить их в жилище — главная задача солдат. Выполняют они ее по-разному. Чаще всего ог­ромными «бронированными» головами они за­тыкают щели — закрывают грабителям вход. Другие приемы — поразить разбойника огром­ными челюстями либо выпустить липкую жид­кость, в которой увязнет грабитель, но и защит­ник тоже.

Дворцы из глины

Термиты слепы, боятся солнца и выходят искать добычу лишь ночью либо движутся по подзем­ным ходам.

Царица-роженица и крошечный царь живут в особых покоях постройки. Пищу для них непре­рывно приносят, их чистят, убирают из кельи отбросы. Дело царя и царицы — производить потомство. Днем и ночью.

Все члены сообщества накрепко связаны друг с другом и вместе представляют сверхорганизм, хорошо функционирующий только при условии, что каждый делает свое дело. Примерно то же самое происходит в улье. В отдельности ни пчела, ни термит жить не могут. И приспособ­ление к условиям жизни происходит не на уров­не отдельной особи, а всего сообщества. Существует две тысячи видов термитов. Всех описать невозможно. Но у них много схожего, и три четверти их живет в глиняных сооружени-

1 Seeley T.D. The honeybee colony as a superorganism // American Scientist. 1989. Vol. 77. P. 546-553.

оба вида естественного отбора — индивидуальный и коллективный (грегар-ный). У животных они разделены. Волки подчиняются индивидуальному отбору, а муравьи и пчелы — грегарному. Последние эволюционируют всем родом, но не способны развиваться по одиночке.

В эволюционной истории планеты появился новый вектор естественно­го отбора, который антропологи назвали грегарно-индивидуальным отбором. Его суть в том, что стратегическое преимущество в борьбе за выживание получало стадо с лучше отработанными навыками коллективного взаимодей­ствия, социальной солидарностью и вместе с тем простором для развития индивидуальных черт, обеспечивающим большее их разнообразие. Длитель­ный период становления стада предлюдей, продолжавшийся миллионы лет, надо считать наиболее подходящим временем для формирования грегарно-индивидуального отбора. Подобная фаза соединила два противоположных начала: коллективную взаимопомощь, коллективную опеку над слабыми особями и индивидуальную иерархию, борьбу за господство над всеми наи­более сильных, агрессивных представителей. Благодаря действию первой тенденции шанс выжить и оставить потомство получали особи с менее раз­витой мускулатурой, менее агрессивные, но с более развитым мышлением. Лучшие перспективы развития получили стада, где все взрослые получали доступ к охотничьей добыче и к половым контактам, где лучше была орга­низована взаимопомощь, слабые от рождения или вследствие ранений мог­ли выжить, обогащая генофонд, накапливая и передавая коллективный опыт. Действие второй тенденции привело к возникновению неравенства, иерар­хии, системы власти. Синтез этих тенденций привел к развитию сильной личности — изобретателей, народных умельцев, шаманов, художников, вож­дей. Немалую роль в эволюции человеческого общества играли выдвигавши­еся вожаки, обладавшие силой, способностью к убеждению и организации, выполнявшие потестарные, т.е. властные, функции.

У термитов есть каста, назначение которой — расселение и обживание новых земель. Каста немногочисленная, но особи ее имеют глаза, и к брачной поре, когда надо термитник поки­нуть, у них вырастают крылья. В брачных поле-

тах и на земле образуются парочки. Такая се­мейка из двух термитов выбирает подходящее место и, погрузившись где-нибудь в землю, на­чинает откладывать яички. Появившихся из них личинок отец и мама кормят сначала своей от­рыжкой — продуктом из запаса в их теле жи-

ров, потом личинки, линяя, превращаются в нимф, те, в свою очередь, в термитов-рабочих, в зависимости от запахов, которыми мать, пре­вращаясь постепенно в царицу, управляет жиз­нью растущей массы сообщества. Термиты-ра­бочие вершат свое дело, солдаты охраняют жилище. Термитник растет. Родоначальники этого сверхорганизма — царь и царица — ока­зываются запертыми в небольшой камере. Царь остается изначальных размеров, а у ца­рицы мягкое тело все время растет. Запахами, идущими от царицы, регулируется вся сложная жизнь организма. Ослабляется, например, кон­центрация запахов, испускаемых воинами, и царица подает свой запаховый сигнал, по ко­торому часть термитов-рабочих трансформиру­ется в головастых, с огромными челюстями охранников.

Сокращено по источнику: Песков В. Дворцы из глины (2001).— http://www.kp.ru/articles/ issue22557/paper4675. html.

7G

Благодаря единству двух начал, их синтезу человеческий род способен был передавать опыт, информацию и накопленные знания. «В человеческом со­обществе опыт, приобретенный отдельными, наиболее способными члена­ми, становится достоянием всего коллектива, не теряется для будущих по­колений. Иначе обстоит дело с коллективно живущими животными, у ко­торых индивидуальная пластичность поведения, как правило, не закрепля­ется в коллективном опыте, что вы­нуждает новые поколения всякий раз начинать с нуля»2. Индивидуально че­ловек прогрессирует, развивая свои физические и духовные способности. Прогрессирует и общество в целом, продвигаясь по пути демократии и ци­вилизованности, от простого к слож­ному, от традиционного к постиндус­триальному обществу.

Не только люди обучают друг дру­га, но и животные. Выдра обучает выд­ренка плавать, волчица учит волчонка навыкам охоты. Но каждое следующее поколение выдр и волков не становится лучше предыдущего.

Благодаря сознанию человек научился не только совершенствовать ору­дия труда, но и изобрел способы внетелесной передачи информации мето­дом ее кодирования в знаковых объектах (книгах, рисунках, чертежах, ри­туалах и т.д.), составляющих носители культуры. В результате современные врачи способны применять не только последние достижения науки и техни­ки, но и методы древнейшей тибетской медицины. Но способны ли живот­ные применять и совершенствовать знания своих предшественников?

Впрочем, соединение двух механизмов эволюции — индивидуального и группового отбора — не всегда приносит ожидаемые плоды. Как считает В.М. Алексеев:

Сама установка на социальные связи противоречит индивидуальной ус­тановке (инстинкту сохранения) животного на борьбу за существова­ние, на то, чтобы выжить и оставить потомство, подавляя в нем важ­нейшие качества, определяющие поисковую активность, инициатив­ность, агрессивность. Некоторые особи в условиях группового развития оказываются наименее приспособленными к индивидуальному суще­ствованию как по физиологическим параметрам (мышечная масса), так и по уровню агрессивности. Оказываясь вне сообщества, такие особи элиминируют намного вероятнее по сравнению с другими особями, обладающими наибольшими перспективами при движущем отборе. И все же более подготовленные к обособленному существованию осо­би не выдерживают конкуренции со стороны особей, ведущих группо­вой образ жизни, поскольку в этом случае они противостоят не обособ­ленным особям, а организации этих особей1.

2 Человек и общество. Кн. 1: Что такое общество? / Под ред. В.И. Купцова. М., 1993. С. 28.

3 Алексеев В.М. Физические принципы антропосоциогенеза (2001). — http://valexeev.narod.ru/deml.htm.

СОЦИАЛЬНОСТЬ И ЭВСОЦИАЛЫНОСТЬ4

По отношению к насекомым термин «социальное» вряд ли может приме­няться в том же значении, в каком его используют социологи, описывая че­ловеческое общество. Для характеристики форм поведения и типов органи­зации, похожих на человеческие, но тем не менее человеческими не являю­щихся, энтомологи и биологи придумали термин «эвсоциальное».

Эвсоциальный (eusocial) переводится как (очень) общественный, истинно общественный. Под этот термин подпадает большинство высокоразвитых форм обществ (сообществ) животных, таких, как муравьи, термиты, осы и пчелы. С приставкой «эв» (ей) образовано немало слов, приобретающих в результате превосходную степень чего-то. Так, эвдемонизм — это этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей це­лью человеческой жизни; эвфемизм (от греч. euphemia) — воздержание от неподобающих слов; эвфуизм (от греч. euphyes — благовоспитанный) — изыс­канно-перифрастический, высокопарный слог; эвристика (от греч. heurisko — отыскиваю, открываю) — специальные методы, используемые в процессе открытия нового (эвристические методы).

ЭВСОЦИАЛЬНОСТЬ (eusociality)5 — феномен репродуктивной спе­циализации, присущий некоторым видам живых существ; это озна­чает, что в колонии нерепродуктивных животных существуют спе­циализированные касты, осуществляющие функцию воспроизвод­ства потомства. Наиболее известные примеры — муравьи, осы и пчелы6.

Получается так, что по отношению к животному миру мы говорим о не­кой высшей социатьности. Но это далеко не так. Более высокой, чем в чело­веческом обществе, социальности не существует. Как станет ясно из даль­нейшего, эвсоциальность действительно описывает высшую или истинную социальность, но лишь по сравнению с другими, низшими, формами соци­альности, которые характеризуют самые разные виды общественных насе­комых и животных (солитарность, полусоциальность и др.).

У отряда перепончатых насекомых развиты экстенсивное разделение тру­да, морфологическая специализация и кооперация, существуют касты, за которыми природой закреплены конкретные задачи, например собиратель­ство, оборона, воспитание. Воспроизводство рода осуществляется избранны­ми и способными к репродукции особями (элитой), которых обслуживают бесплодные рабочие особи. В колонии проживает сразу несколько поколе­ний, которые поддерживают благосостояние сообщества. Сходный уровень социальной организации отмечен у некоторых видов позвоночных. К при­меру, крысы имеют кастовую систему, в которой взрослые особи, неспособ­ные к воспроизводству рода, заняты сбором пищи, рытьем и утеплением нор7.

4 Behavioral neology and Sociobiology. 2000 Vol. 47. Issue 5. P. 293-303; Alexander R.D., Noonan K.M..

Crespi B.J. The evolution of eusociaiilv // The Biology of the Naked Mole-rat. / F.d. by P.W. Sherman.

J.U.M. Jarvis, & R.D. Alexander. Princeton. 1991. P. 3-44.

Иногда термин «эвсоциальность» записывается так: (eu)socialily. '' Wikipedia encyclopedia. 2002. — http://www.wikipedia.org/wiki/Eusocial. 7 Eusocial // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000.

Эвсоциальность ученые называют еще анонимной характеристикой. Это оправдано потому, что насекомые, в отличие от человеческого общества, способны формировать лишь такие сообщества, где особи признают друг друга не как индивидуальности, а только как членов группы8.

У эвсоциальных насекомых мини­мальное количество каст: королевы, царицы, матки (фертильные женские особи), основная функция — воспро­изводство потомства; рабочие (сте­рильные женские особи), основная функция — помогать матке в выращи­вании и воспитании потомства; трут­ни (пчелиные самцы), основная фун­кция — оплодотворение самки и вос­производство потомства9, у некоторых видов насекомых дополнительными кастами выступают солдаты, защища­ющие колонию. У других они входят в число основных каст.

Далеко не все виды насекомых можно назвать истинно социальными, или эвсоциальными. Социальные качества не закреплены в их генетическом ап­парате или в морфологии. Они собираются вместе на очень короткое время ради производства потомства или выполнения иных функций. Затем распа­даются, и уже ничто их больше не связывает. Некоторые насекомые даже не нуждаются в партнере, поскольку они двуполые.

Эвсоциальность характеризует лишь три вида насекомых: некоторых Hymenoptera, т.е. перепончатокрылых (муравьев, пчел и ос), всех термитов (/soptera); тлю растительную. Эвсоциальных насекомых (Eusocial insects) вы­деляют три основные черты:

коллективная забота о подрастающем поколении;

репродуктивное разделение труда, подразумевающее наличие сервисных (обслуживающих) каст, стерильных в половом отношении;

♦ одновременное существование нескольких поколений особей, помощь старшего поколения в выращивании молодых особей10.

Таким образом, у многих, но не у всех эвсоциальных насекомых существу­ет дифференциация: хозяйственная (распределение заданий и разделение труда), кастовая (основанная на морфологических различиях особей) и воз­растная (сосуществование в рамках одной семьи или колонии молодых и старых особей) (табл. 1).

Многие виды эвсоциальных насекомых (муравьи, пчелы и осы) являют­ся гаплодиплоидными" одновременно. У них женские особи имеют две ал­лели12, а мужские — только одну. Как следствие у них более разнообразная и

* См.: Sherman Paul IV., Jarvis Jennifer U.M., Alexander Richard D. (Eds). The Biologv of the Naked Mole-Rat. Princeton. N.J., 1991.

'' Caste // A Dictionary of Biology. Oxford, 2000.

"' См.: Wilson E. The Insect societites. Cambridge.1976.

" Яйцеклетки живых существ, у которых ядра с гаплоидным (одинарным) и диплоидным (двойным) набором хромосом. Диплоидный набор содержит полный набор хромосом (по одной хромосоме в каждой паре от матери и от отца), гаплоидный — неполный набор.

12 Аллели (от греч. allelon — друг друга, взаимно) (аллеломорфы) — различные формы одного и того же гена, расположенные в одинаковых участках (локусах) гомологичных (парных) хромосом: опре­деляют варианты развития одною и того же признака.

Таблица 1 Примеры эвсоциальных насекомых'3

 

Вид Характеристика Примеры
Муравьи Все муравьи эвеоциальны. Королевы-матери и рабочие особи отличаются морфологически. У му­равьев некоторых типов рабочие не имеют даже яичников, у других рабочие откладывают только яйца мужских особей Fire Ants, Solenopsis invicta, Pharoahs ants, Monomorium minimum, Carpenter Ants, Camponotus Pseudomyrmex
Пчелы Многие виды пчел вообще несоциальные существа Sweatbees, Lasioglossum Bumblebees, Bombus Honeybees, Apis mellifera Carpenter Bees, Xy/ocopa
Осы Некоторые виды ос эвеоциальные, но многие тако­выми не являются Paper Wasps, Polistes Yellowjackets, Vespula Stenogastrine wasps Tropical Wasps, Epiponines, Polybia
Термиты Все термиты являются социальными. У них есть мужские и женские особи-рабочие, хотя большин­ство социальных насекомых диплоидны1. Часто у них есть король и королева  
Тля2 и трипе3 Некоторые виды тли и трипса эвеоциальны. Когда формируются их скопления, стерильные особи способны выполнять только функции защиты (сол­даты), но не воспроизводства и воспитания. В ре­зультате этот вид насекомых неспособен создавать более продвинутые общества  
1 Диплоид (от греч. diploos — двойной и eidos — вид) — клетка или особь с двумя гомологичными набора­ми хромосом. 2 Тля — мелкое насекомое, длиной 1-3 мм, ползающее и летающее, в основном зеленого цвета. 3 Трипе — маленькое крылатое насекомое темно-бурого цвета.

запутанная система родственных отношений (kin), чем у диплоидных видов. К примеру, гаплодиплоидные особи предпочитают заботиться о своих мате­рях, подкармливая их, а не о своих дочерях или сестрах. В результате у таких насекомых рождаются стерильные касты, не способные к продолжению рода, не заботящиеся о своем потомстве, его выращивании, но все время и силы затрачивающие на обеспечение королевы-матери. Общественные, или соци­альные, насекомые на первое место ставят благополучие рода, а не индиви­да, поэтому продолжение рода на индивидуальном уровне, как и создание семьи в нашем понимании, здесь практически отсутствует.

Насекомые, образующие крупные скопления, не обязательно являются эвеоциальными, т.е. истинно общественными. Социобиологи различают несколько уровней организации групповой жизни. Ученые-энтомологи вы­деляют следующие степени (уровни) социальности:

солитарность (solitary — обособленность) — отсутствие репродуктивно­го разделения труда, сосуществования поколений и воспитания поко­ления;

субсоциальность — родительская забота о молодых особях;

коммунальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо), но у них отсутствует забота об отпрысках;

13 Eusocial insects. — http://es.rice.edu/projects/Bios321/eusocial.insect.html.

квазисоциальность — представители одного поколения живут в одном месте (рой, стадо, гнездо) и заботятся о выводке;

полусоциальность — дополнительно к квазисоциальности существует репродуктивное разделение труда;

эвсоциальность — дополнительно к полисоциальности присутствует со­вместное проживание нескольких поколений особей14.

В некоторых источниках квазисоциальность и полусоциальность (semi-social) входят в качестве подвидов в субсоциальность15. В других источниках вводится термин «парасоциальность», куда включают коммунальность и ква­зисоциальность'6.

Благодаря ранжированию социальных насекомых по уровню развития у них общественных связей становится понятным то, почему энтомологи на­зывают эвсоциальность истинной социальностью (truly social). Эвсоциаль­ность находится на самой вершине эволюционной пирамиды и включает все, а не часть признаков, выделяющих общество животных: социализацию, мно-гопоколенность и разделение труда.

У одного и того же вида, как правило, встречается все многообразие уров­ней социальности, которые характеризуют тот или иной подвид. Среди пчел существуют солитарные, эвсоциальные, полусоциальные и коммунальные подвиды. Около тысячи их подвидов проживают в небольших колониях, где правит бал королева-мать с несколькими дочерьми-рабочими. Колонии эв-социальных пчел (а их несколько сот разновидностей) — сложные, высоко-координированные общества. Внутри колонии особи выполняют узкоспеци­ализированные функции. Они общаются между собой посредством «хими­ческих посланий», прикосновений, звуков и символических танцев. Гнездо представляет собой сложное архитектурное сооружение с множеством гале­рей, тайных ходов, запасных выходов, отделений, камер и помещений. Фун­кции защиты, сбора и хранения пищи, воспроизводства, равно как и другие виды деятельности, регулируются автоматически. Биологический механизм управления колонией (роем) реагирует на изменение условий существова­ния вне и внутри улья.

Насекомых называют коммунальными, если особи одного поколения за­нимают одно составное гнездо, но каждая заботится только о собственном потомстве. У полусоциальных видов существует репродуктивное разделение труда между половой кастой и стерильными рабочими особями, однако все они относятся к одному поколению. В гнездах эвсоциальных таксонов, кро­ме различных каст, присутствует несколько рабочих поколений: старшие заботятся о своих младших братьях и сестрах. Полная эвсоциальность изве­стна только в двух отрядах насекомых — у термитов (Isoptera) и перепонча­токрылых (Hymenoptera). Все муравьи эвсоциальны, тогда как у пчел и ос встречаются разные уровни социальной организации17.

14 Crow G. Social Solidarities. UK: Open University Press, 2002; Bonaeau E. Self-organization in socialinsects // Trends In Ecol Evol. 1997. Vol. 12. P. 188-193; Foin T. et al. Kin selection and social insects //Bioscience. 1998. Vol. 48. P.. 165-176; Queller D. et al. Unrelated helpers in social insects//Nature. 2000.Vol. 405. P. 784-787; Thome B. Evolution of eusociality in termites // Annual Review Of Ecology AndSystematics. 1997. Vol. 28. P. 27-55.

15 Insect sociality. — http://courses.washington.edu/insects.

16 Insect societies. — http://loki.stockton.edu/-cromartw/Entomology/sociall.html.

17 Муравьи // Энциклопедия «Кругосвет». М., 2001.

Основными причинами, обеспечившими успех социальным насекомым в межвидовой борьбе, ученые называют:

♦ Синхронное выполнение заданий: фура­жирование, воспитание потомства, забо­та о жилище, воспроизводство. При по­вышенном уровне активности насеко­мые не мешают и не вредят друг другу.

♦ Рабочие особи наводят порядок и решают проблемы благодаря высокому уровню кооперации и сотрудничества, на что не способны солитарные насекомые. Сюда относятся защита от врага, строительство гнезда, забота о молодежи, кооперация во время охоты и собирательства.

♦ Разделение и специализация труда служат залогом успешного поддержания равно­весия (гомеостазиса): ресурсное обеспече­ние колонии, поддержание и управление микроклиматом в гнезде, соответствие кастовой конструкции колонии экологи­ческим условиям местности18.

ПЧЕЛИНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ УКЛАД19

Социальное поведение пчел и формы их общественного устройства дав­но привлекали внимание философов и ученых. Многие люди сравнивали жизнь семьи пчел с жизнью государства, перенося на нее существовавший общественный уклад. Еще древние египтяне видели в пчелином гнезде го­сударство во главе с пчелой-фараоном, Платон и Аристотель — рабовладель­ческое общество, управляемое аристократами-трутнями. J1. Фигье в своей книге «Жизнь насекомых» сравнивал общественное устройство пчел с рес­публикой, а пчелу-матку — с ее президентом. Наблюдая за жизнью пчел, специалисты поражаются совершенством организации: десятки тысяч насе­комых, наделенных только рефлексами и инстинктами, работают как еди­ное целое, как один организм с множеством исполнительных органов. Ин­стинкты и организация жизни пчел настолько совершенны, что пчелы ка­жутся разумными существами.

Как показывают данные науки, пчелы — вегетарианцы: энергию, белки и витамины получают исключительно из растений, опыляя их во время цве­тения и помогая развитию. Пчела — весьма совершенное биологическое со­здание, обладающее уникальными способностями. Она использует магнит­ные и электромагнитные поля Земли, воспринимает поляризованный сол-

ls Social Insects. — http://www.cl.umn.edu/~tcraig/EntEusocial.htm.

19 Информация с веб-сайтов: http://fio.novgorod.ru/projects/project28/vveden.html; http:// www'.marstu.mari.ru:81()l/mmlab/home/students/bees/gnezdo_.htm; http://www.easyc.vipcentr.ru/ index.html; http://www.vsu.ru/~vsue3e06/Biology/Biology.htm; http://www.everythingabout.net/articles/ biology/animals/arthropods/insects/bees/more bees.html.

нечный свет, видит в ультрафиолетовой части спектра, обладает навигаци­онными органами. Поразительна пластичность обмена веществ: поглощение кислорода в полете в 500 раз выше, чем в состоянии покоя. Пчела способна перетаскивать груз, превышающий собственный вес в 20 раз (лошадь — 1,5— 2 раза). На 1 кг массы пчелы приходится более 1 млн нервных клеток, в то время как у человека всего 150 тыс. Пчела — самое чистое создание на пла­нете, на ее лапках никогда не бывает бактерий. Длительность жизни пчелы — от 35 дней у летних до 270 у осенних пчел.

Пчелы появились на планете 80 млн лет назад. В далеком прошлом они устраивали гнезда в дуплах или даже прямо на ветках деревьев. На пасеках же пчелы живут в ульях. Пчелиный сот состоит из многих тысяч ячеек, скреп­ленных между собой общими стенками и донышками. Ячейки — это геомет­рически правильные шестигранные призмы строго определенного размера. Шестигранная форма ячейки позволяет не только затрачивать на ее строи­тельство минимум воска и времени, но и сооружать соты исключительно высокой прочности и большой емкости. Соты — совершенное воплощение строительного принципа. Ч. Дарвин называл пчелиные соты верхом архи­тектурного совершенства с точки зрения экономии труда и воска.

Пчелы — надсемейство насекомых подотряда жалящих перепончатокры­лых. В мире насчитывается более 30 тыс. видов пчелиных (Apoidea), которые объединены в 11 семейств. Они различаются морфологическим устройством, внешним видом, регионом обитания, социальной организацией и образом жизни. По своим размерам они варьируются от 2 мм до 4 см.

Большинство видов пчел — одиночные, некоторые селятся колониями. Самые высокоорганизованные представители пчелиных, характеризующи­еся высокоспециализированным собирательством и общественным образом

Врезка

Общение через форму сот

Причудливый танец рабочих пчел — одна из самых удивительных форм коммуникации в при­роде. Пляшущие насекомые могут с точностью сообщить место расположения цветочного поля, находящегося в 10 километрах от улья. Каким образом в телодвижениях закодирована такого рода информация, ученые уже давно разобрались. Им неясно другое: как в кромеш­ной тьме улья пчелы умудряются привлечь вни­мание к себе и своему танцу. Объяснение было отчасти найдено, когда ученые обнаружили, что движения насекомых вызывают слабые низко­частотные вибрации. Их глушили в ходе экспе­риментов, что приводило к существенному со­кращению числа зрителей у пчел. Между тем появился еще один вопрос: как эти вибрации можно ощутить в гудящем улье, где находятся десятки тысяч насекомых? Вероятный ответ дают последние исследования, проведенные американскими учеными. Прове­дя серию замеров, они обнаружили, что проти­воположные стенки шестиугольной соты вибри-

руют в одном направлении, однако на расстоя­нии в две-три соты от источника вибрации на­блюдается обращение фазы (ее изменение на 180 градусов), т.е. стенки вибрируют в проти­воположных направлениях. Именно насекомые из этой зоны реагируют на информацию, пере­данную через танец. Ученые отмечают, что им удалось зафиксировать обращение фазы с по­мощью лишь двух детекторов. То же самое с легкостью способны сделать пчелы, имея шесть лапок-детекторов, которые одновременно мож­но разместить в разных местах шестиугольной соты.

Следует добавить, что результаты новой рабо­ты представляют интерес не только для люби­телей насекомых. Ю. Таутц, один из участников исследований, сравнивает вибрации в улье с миниземлетрясениями. По его словам, изучение распределения сил внутри пчелиных сот может помочь архитекторам при проектировании зда­ний для районов с высокой сейсмической актив­ностью.

Источник: xTerra.

жизни, входят в семейство Apidae, объединяющее роды Psithyrus — шмели-кукушки, Bombus — шмели, Apis — медоносные пчелы. Они живут не в оди­ночку, как многие другие насекомые, а большими семьями, сообществами. Поэтому их стали называть общественными насекомыми.,

Пчелиная семья — великолепно организованный, очень гибкий, простой в своем естественном совершенстве и в то же время беспредельно сложный мир. Сообщества состоят из десятков тысяч особей. Каждая особь (рабочая пчела, матка, трутень) развивается из отдельного яйца и является в извест­ном отношении самостоятельным организмом. Тем не менее ни одна из них не в состоянии жить отдельно. Пчела очень быстро, буквально за несколько часов, умирает, если оказывается в одиночестве. Семьи медоносных пчел складывались в разных природно-климатических условиях и географичес­ких зонах, что привело к возникновению форм, существенно отличающих­ся друг от друга.

Про общественных насекомых писал Конрад Лоренц. С давних пор изве­стно, что их сообщества, зачастую насчитывающие до нескольких миллионов членов, по сути дела являются семьями, поскольку состоят из потомков од-ной-единственной самки или одной пары, основавшей колонию. Пчелиная семья состоит из одной матки, нескольких десятков тысяч рабочих пчел (от 15—20 до 80— 100 в разное время года) и нескольких сотен, очень редко 1 -2 тыс. трутней, живущих только в летнее время. Выполняемые особями функ­ции строго разделены, отсюда тесная и практически полная зависимость как друг от друга, так и от всего сообщества.

Сообщество медоносных пчел биологи подразделяют либо на три касты (королева, рабочие, трутни), либо на две, объединяя королеву и трутней в одну касту:

репродуктивные касты — королева и трутни: первая откладывает яйца, вторые оплодотворяют ее;

рабочая каста — сестры, все дочери королевы-матери обслуживают яйца (потомство), королеву, трутней и гнездо.

Во главе пчелиной семьи находится пчела-матка, основная функция ко­торой — произведение потомства. Всю работу «по дому» выполняют пчелы-работницы, а появляющиеся в летний период трутни — пчелы-самцы — при­годны только для оплодотворения матки.

Поскольку главные действующие лица пчелиной жизни — матка и рабо­чие пчелы — женские особи, пчелиный улей можно назвать эволюционным торжеством матриархата. Впрочем, он царит и у других социальных насе­комых, в частности муравьев.

Рабочие пчелы — женские особи с недоразвитыми половыми органами, длиной 12—14 мм, масса различна и зависит от породы — от 90 до 115 мг. Их еше называют сестрами матки. Трутни — особи мужского пола, они появля­ются в мае-июне, а изгоняют их в конце лета; зимовать они могут только в безматочных семьях. Трутни лишены возможности сбора пищевых запасов, поскольку приспособлений для сбора нектара и пыльцы у них нет. Тем не менее они — неотъемлемая часть сообщества, так как во время спаривания с неплодной маткой они передают ей мужские половые клетки, после чего матка становиться плодной. Не будь их — не было бы продолжения пчели­ного рода.

Как видим, в пчелиной семье проявляется половое неравенство: только матка, обладающая хорошо развитыми половыми органами, способна всту­пать в брачный контакт с мужскими особями и откладывать яйца. Рабочие пчелы (а это женские особи) имеют недоразвитые половые органы, а потому не могут спариваться с трутнями. Сестры не составляют конкуренцию своей более счастливой и более ценной для семьи избраннице — королеве. Они трудятся «в поте лица»: кормят личинок, обогревают гнездо, собирают не­ктар и пыльцу с цветов, носят в улей воду, вырабатывают в своем организме воск для постройки сот. Они защищают улей от всевозможных врагов: мура­вьев, бабочек, ос, от нападения других пчел, чистят, вентилируют (провет­ривают) улей, поддерживая в нем нужную температуру, заделывают щели и отверстия в улье пчелиным клеем (прополисом). Трутни живут недолго, после выполнения работы их отправляют в изгнание, зато никакой работы они не выполняют. Таким образом, в добавление к половому неравенству существует еще и трудовое20. Пчелы не терпят чужаков, которых узнают по несвойственному запаху. Случайно залетевших гостей пчелы-работницы агрессивно выдворяют вон.

20 SegerJ. Cooperation and conflict in social insects // Behavioral Ecology: an evolutionary approach: Third ed. (ed. J.R. Krebs & N.B. Davies). Boston, 1991. P. 338-373.

МУРАВЬИНЫЕМЕГАПОЛИСЫ

Со школьной скамьи мы знаем, что муравьи — насекомые обществен­ные, с четким разделением обязанностей в муравейнике. Муравейсимвол трудолюбия почти у всех народов. Поведение муравьев подчи­няется очень сложным законам. Внешне это незаметно. Все входы-вы­ходы из муравейника сторожат солдаты, снабженные страшными челю­стями, есть своя иерархия и среди рабочих. Вместе с тем в муравьиных сообществах на







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.