Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСХОДНЫЕ КИРПИЧИКИ - РОД И ПЛЕМЯ





Важность родового периода в истории, например, славян невероятно ве­лика, хотя бы потому, что от первого упоминания о венедах (III в. н.э.) до первых государственных объединений славян (630 г н.э.), прошло три века.

Прямым указанием на родовую орга­низацию служит наличие тотемных животных. У славян известны покло­ нения ворону, соколу, волку, бобру, кунице и др. Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, а со временем стал могущественной державой, которая включала значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Другие племена, а их большинство, канули в безвестность, почти ничего не оставив после себя. Это и неудивительно, поскольку родоплеменной строй — это еще ранний, дописьменный этап существования человечества. В эпоху бронзы (III—II тыс. до н.э.) на Кубани жили племена, названия которым археологи дали по их погребальным обрядам. Это племена ямной, катакомб-

ной, срубной, дольменной археологической культуры и майкопские племе­на, получившие свое название от известного кургана в г. Майкопе. Они дав­но вымерли, а об их существовании мы знаем только по археологическим раскопкам.

Напротив, племена пуштунов в Афганистане, корни которых тоже ухо­дят в глубокую древность, не только существуют сегодня, но способны даже противостоять великим державам, обладающим ядерным оружием. Их не могли покорить ни Великобритания в XIX в., ни СССР в XX в. Только США в XXI в. удалось установить в Афганистане хрупкое равновесие, договорив­шись с воинственными племенами и пообещав им крупную финансовую помощь. С давних времен чукчи и эскимосы жили территориально-родствен­ными группами. Общинно-родовой строй и родовые традиции сохранились местами в этом регионе вплоть до начала XX в.

В течение многих столетий племя было единственной социальной орга­низацией, которую знали африканцы, нередко и сейчас, в начале XXI в., пре­жние представления определяют их общее мировоззрение и действия, их отношение как со своими соплеменни­ками, так и с окружающим миром.

Исходные кирпичики, из которых складывается социальная структура родоплеменного общества, в зарубеж­ной литературе чаше всего именуются кланами, локальными группами и ли-ниджами1, а в отечественной — рода­ми. Принципиальной разницы между этими терминами нет.

Термин tribe (племя) был введен в научный оборот в XIX в. сторонниками эволюционистских и расовых тео­рий, которые с его помощью хотели резко отделить общество белых людей, продвинутое и высокоразвитое, от более примитивного и, с их точки зрения, неорганизованного общества представителей небелого населения, прежде всего Южной Африки и Родезии2. Появившись поначалу как чисто научный термин, он впоследствии превратился в общеупотребительное клише, име­ющее четко выраженные политические оттенки. Именно этим он и не нра­вился антропологам и социологам, которые всегда выступали за равенство всех культур и обществ. Они стремились, сохранив само слово, наполнить его иным, прежде всего научно-нейтральным, содержанием, поэтому важ­нейшей характеристикой родоплеменного строя они стали считать сохране­ние линиджа — цепочки предков, берущей начало от прародителя рода. Не устраивал он антропологов и по другой причине: слишком разноплановыми были те общества, которые пытались объединить общим термином tribe. А из-

1 Линидж (англ. lineage от лат. linea — линия, ряд, поколение, род) — система чьих-то родственнике!)начиная с самых первых колен.

2 Wiley Д.Using «tribe» and «tribalism» categories to misunderstand african societies. — http:// www.sas.upenn.edu/African_Studies/K-12/T ribe.html.

вестный американский антрополог М. Фрайд предложил его и вовсе исклю­чить из лексикона. Тем не менее термин сохранился. Более того, он оказал­ся чрезвычайно полезным при описании пережиточных форм социального устройства, сохранившихся в индустриальном и постиндустриальном обще­стве под названием трайбализма (о нем пойдет речь далее).

Родоплеменной строй — это обобщающее название для очень большого и крайне многообразного в культурном и социальном плане политического пространства главным образом Африканского континента, на котором мирно или немирно уживаются небольшие племена охотников и собирателей чис­ленностью не более 100 человек (бушмены в пустыне Калахари) и мульти-национальные объединения в несколько миллионов человек, познавшие уже радости товарно-денежных отношений, как, например, народность фулани (Fulani).

Племенем в зарубежной антропологии чаще всего называют совокупность небольшого числа формально независимых общин, занимающих одну и ту же территорию, объединенных общим языком и культурой, а что еще более важно — родственными связями. Территориально-поселенческая ячейка та­кого общества — это, как правило, одна деревня, занимающаяся земледели­ем, или локальная группа, продолжающая вести бродячий образ жизни охот­ников и собирателей. Плотность населения колеблется от ] до 250 человек на 1 кв. км. В отечественной этнографии под племенем принято понимать тип этнической и социальной общности людей первобытно-общинного строя из нескольких родов, основанной на этнической и социальной однороднос­ти родов (кровнородственных связях, единстве территории, языка, обыча­ев, культа, проявлений самосознания). Складывание племен начинается в пе­риод неолита. Образуется самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей, образуются союзы племен, которые в период завоева­ний и перемещений ведут к смешению племен и возникновению более круп­ных общностей — народностей.

Основу хозяйства составляли собирательство, охота и рыболовство. Для охоты на мелких животных и птиц используются лук со стрелами, силки, ло­вушки, гарпуны, остроги. Наряду с загонной охотой получила развитие ин­дивидуальная с засадами и подкрадыванием, была приручена собака. Про­стое присваивающее хозяйство позволяло получать минимально необходи­мый продукт и только как исключение избыточный. В коллективной собственности находились промысловая территория со всеми имевшимися в ее пределах объектами охоты, рыболовства и собирательства. Коллектив­ной могла быть и собственность на охотничьи загоны, рыболовные запру­ды, лодки, жилища, огонь. Индивидуальные орудия труда: топоры, копья, луки со стрелами, бытовая утварь, одежда, украшения — являлись личной собственностью. Собственность на пищу или другую добычу также была кол­лективной. Распределение ее было уравнительным.

Род представляет собой совокупность кровных родственников, происхо­дящих от общего предка, отличающихся особым родовым именем и связан­ных кровными узами. Там, где происхождение считается по женской линии (было общераспространено в архаическом периоде), род состоит из предпо­лагаемой праматери и ее детей, а равно детей ее женских потомков. Там же, где происхождение считается по мужской линии, род состоит из предпола­гаемого прародителя и его детей, а равно детей его мужских потомков. Со-

временная семья представляет собой неорганизованный род с нарушенной кровной связью, члены которого рассеяны всюду, где встречается данная фамилия.

Род был коллективом людей, осознавших свое родство по одной линии и связанных обычаем экзогамии. В первобытной родовой общине действовал принцип народовластия. Коллективная воля сородичей имела определяющее значение при решении любых вопросов. Особым авторитетом при этом об­ладали зрелые, умудренные опытом люди, как правило, старшее поколение. Именно эта среда выдвигала предводителей, которые руководили повседнев­ной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.

Структуру органов власти родовой организации можно представить сле­дующим образом: общее собрание рода; совет старейшин (старейшина); вождь (военачальник, предводитель охоты).

Общее собрание решало все важнейшие общие дела, касающиеся всего рода. Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охо­ты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для реше­ния особо важных дел собирался совет старейшин.

Предводителем становился обычно самый старший, сильный, опытный либо самый искусный оратор. Впрочем, и сегодня представители власти выдви­гаются по тем же самым критериям. Власть старейшины осуществлялась в форме распоряжений, советов, прика­зов, которые отражали интересы всей группы, поэтому практически всегда ис­полнялись. Ослушавшиеся подверга­лись осуждению со стороны всех членов коллектива.

Согласно мнению Льюиса Моргана" (1818—1881), именно родовая организа­ция вывела человечество из стадии ди­кости и привела его к цивилизации. Исследовав быт и старинные обычаи американских индейцев, он пришел к идее рода как основной ячейки перво­бытного общества. Историю человече­ства Морган разделил на два периода: ранний, когда общественный строй ос­новывался на родах, фратриях и племенах, и поздний, когда общество стало территориальной, экономической и политической общностью. Только бла­годаря родовой организации, самому устойчивому и универсальному инсти­туту древнего общества, возможна преемственность развития культуры. Пер­вобытный род он понимал как сложнейший социокультурный институт.

3 Он был состоятельным человеком, ученым, адвокатом, 40 лет жизни посвятил изучению ирокезов и других индейских племен. Жизнь с индейцами внушила ему глубокое уважение к их самобытной культуре, которое позже он пытался привить американскому обществу, публично выступая в защи­ту «краснокожих». В качестве адвоката Морган успешно отстаивал в суде право ирокезов на землю, за что был торжественно посвяшен в члены индейского племени сенека.

важное культурное изобретение, которое менее развитые народы заимство­вали у более развитых. Морган полагал, что отстоящие далеко друг от друга народы не могли каждый раз заново открывать его. Род являлся продуктом высокоразвитого общества. Он был изобретен достаточно интеллектуальны­ми людьми в одном месте, откуда он, как позже методы земледелия, стал

распространяться по всему свету. При­чиной заимствования родовой органи­зации одними народами у других слу­жит ее очень высокая эффективность. Морган был одним из первых ис­следователей семьи как социального и культурного института, для описания которого изобрел терминологию род­ства и употреблял кросс-культурный метод исследования. Позже они посту­пили на вооружение современной ан­тропологии.

Согласно его воззрениям, материнский род включал праматерь, ее детей, детей ее дочерей и детей ее женских потомков; дети ее сыновей и дети ее мужских потомков принадлежали к другим родам, а именно к родам своих матерей. Родовая организация не допускала браки в пределах рода. Покоясь на родственных узах как связующем начале, род предоставлял каждому сво­ему члену такую личную защиту, какую не могла ему дать никакая другая организация. В эпоху открытия Америки европейцами племена американ­ских индейцев были организованы в роды по женской линии. Во всей тузем­ной Америке род получал свое имя от какого-нибудь одушевленного или неодушевленного предмета, но никогда — от человека. У некоторых племен, например, у моки, оседлых индейцев Аризоны, члены рода вели свое про­исхождение от того животного, имя которого они носили, веря, что их отда­ленные предки были превращены Великим духом из животных в людей.

Род стал основанием (первым этажом) огромной социальной пирамиды. Вторым этажом служила фратрия — соединение родственных родов, объ­единившихся в более высокую ассоциацию для общих целей. Фратрия была второй ступенью организации в греческой социальной системе. Она состоя­ла из нескольких родов, соединившихся для общих им всем, преимуществен­но религиозных целей. Фратрия имела естественную основу в родственной связи, несколько родов одной фратрии, были, вероятно, подразделением одного начального рода, память о чем сохранялась преданием. Третьим эта­пом пирамиды было племя — соединение родов, обычно организованных во фратрии, все члены которых говорили на одном диалекте. Четвертый этап — конфедерация племен, члены которых говорили на соответствующих диалек­тах одного и того же основного языка. Все это в целом составляло родовое общество, предшествовавшее политическому обществу, т.е. государству.

На ранних этапах первобытного общества род и община, по всей види­мости, совпадали. Община состояла из группы или групп родственных се­мей. Разрастающиеся роды делились на внутриродовые группы, те, в свою очередь, — на еще меньшие группы сородичей и т.д. Такие группы называ­ют линиджами. Роды группировались во фратрии, которые могли быть и исходными, первоначальными родами, а могли возникать в результате ис-

кусственного объединения нескольких родов. Фратрии объединялись в пле­мена. Роды являлись экзогамными коллективами матрилинейных родствен­ников, объединенных отношениями обшей собственности, взаимного насле­дования, взаимопомощи и взаимозащиты, они имели свои тотемные имена Род имел право адопции, отдельное от других родов кладбище. Фратрия была объединением «братских» родов, для которых роды другой фратрии были двоюродными. Роды одной фратрии выступали солидарно, поддерживая друг-друга, особенно в экстремальных ситуациях: в случаях убийства в племени, при выборах предводителя и т.п. Фратрии имели свои религиозные братства! особые обряды посвящения, церемонии. Племя было эндогамным, являлось верховным собственником территории, носителем определенной культуры — бытовой общности, обладало этнокультурными особенностями и социаль-но-потестарными функциями4.

Современные американцы являются потомками нескольких волн мигра­ций народов Евразии на континент. В Северной Америке к моменту коло­низации насчитывалось до 12 разновидностей культур. Все они достаточно отличались друг от друга способами ведения хозяйства. Внутри культурных типов также существовали различия, связанные с этническим происхожде­нием, социальным и политическим устройством, хозяйственным укладом. Основу родоплеменного общества в доколумбовой Америке составляло не­сколько конфедераций племен: конфедерация ирокезов, состоящая из пяти независимых племен, конфедерация криков (6 племен), конфедерация От­тава (3 племени), лига дакота (7 «огней совета»), конфедерация моки (7 пу­эбло) и Ацтекская конфедерация из трех племен.

Конфедерация, или лига, ирокезов была самым важным политическим образованием, созданным коренными американцами за все время колони­зации континента. Лига имела эффективную политическую систему и свод законов — конституцию, записанную на 114 вампумах. Главным ее законом был Кайнерекова (Великий закон мира), который запрещал ирокезам уби­вать друг друга. Созданная до прибытия европейцев конституция ирокезов в дальнейшем оказала влияние и на создание конституции Соединенных Штатов. Все племена лиги были достаточно свободны в решении собствен­ных вопросов. Совет лиги состоял из 50 мирных вождей, где каждое племя имело строго определенную квоту: онондага— 14 вождей, кайюга— 10,оней-да — 9, мохок — 9, сенека — 8. Главным вождем (тадодахо) всегда был пред­ставитель онондага. На советах мохок, онондага и сенека назывались «стар­шие братья», а онейда и кайюга — «младшие братья». Все решения совета должны были приниматься единогласно. Вождей выбирали женщины, так как ирокезское общество было матриархальным. Вожди сохраняли свой ста­тус пожизненно, хотя могли его лишиться за недостойное поведение и не­компетентность5.

Через родоплеменной строй прошла и античная Греция. Эллины были организованы в роды, фратрии и племена, а последние путем слияния были соединены в нации. В некоторых случаях органический ряд был не полон. Как у отдельных племен, так и у наций управление основывалось на роде как единице организации и давало в результате родовое общество или народ.

4 История мировых цивилизаций. — http://www.distance.ru/4stud/Limk/iinc/imc09.html. 1 См.: Лиги ирокезов. — http://www.mesoamerica.ru/indians/north/ir_history.html.

строй, резко отличающийся от политического общества или государства. Органом управления был совет вождей совместно с агорой (народным собра­нием) и басилевсом (военачальником). Народ был свободен, а его учрежде­ния демократичны.

Племена образуются двумя главными путями — отпочкованием и объ­единением. В густо населенном или перенаселенном районе, где не хватает ресурсов, от главного ствола отделяется часть племени и перебирается на новое место жительства. Племена, образовавшиеся делением, вначале гово­рят на одном языке либо на диалектах одного и того же языка. Процесс рас­членения у американских индейцев совершался в течение нескольких тыся­челетий, пока из 70 стволов, соответствующих такому же числу языковых семей, не сформировалось несколько сот племен. Морган выделил следую­щие функции и признаки индейского племени:

♦ обладание территорией и именем;

♦ обладание особым диалектом;

♦ право вводить в должность избранных родами сахемов и вождей;

♦ право смещать этих сахемов и вождей;

♦ обладание религиозными верованиями и культом;

♦ высший правящий орган — совет вождей;

♦ в некоторых случаях — верховный вождь племени.

Объединение родов в племя происходило на основе двух признаков: кров­ного родства и общей территории. Поэтому племя, с одной стороны, явля­ется кровнородственным союзом, поскольку его образуют ячейки, связанные кровным родством, с другой — территориальным союзом, поскольку груп­пы родственников проживают на одной территории, образуя одну деревню.

Врезка

И.А. Ильин

Племена и государства

Никогда и нигде племенное деление народов не совпадало с государственным. Вся история дает тому живые и убедительные доказательства. Всегда были малые народы и племена, не спо­собные к государственному самостоянию: про­следите тысячелетнюю историю армян, народа темпераментного и культурно-самобытного, но не государственного; и далее, спросите: где самостоятельные государства фламандцев (4,2 млн в Бельгии, 1 млн в Голландии) или вал­лонов (4 млн). Почему не суверенны уэльские кимры и шотландские гэлы (0,6 млн). Где госу­дарства кроатов (3 млн), словенцев (1,260 млн), словаков (2,4 млн), вендов (65 тыс.), француз­ских басков (170 тыс.), испанских басков (450 тыс.), цыган (до 5 млн), швейцарских ло-Динов (45 тыс.), испанских каталонцев (6 млн), испанских галлегосов (2,2 млн), курдов (свыше 2 млн) и многого множества других азиатских, африканских, австралийских и американских племен?

Итак, племенные «швы» Европы и других мате­риков совершенно не совпадают с государствен-

ными границами. Многие малые племена толь­ко тем и спаслись в истории, что примыкали к более крупно-сильным народам, государствен­ным и толерантным: отделить эти малые племе­на значило бы или передать их новым завоева­телям и тем окончательно повредить их само­бытную культурную жизнь, или погубить их совсем, что было бы духовно разрушительно, хозяйственно разорительно и государственно нелепо. Вспомним историю древней Римской империи — это множество народов, «включен­ных», получивших права римского гражданства, самобытных и огражденных от варваров. А со­временная Великобританская империя? И вот, именно таково же культуртрегерское задание единой России.

Ни история, ни современное правосознание не знают такого правила: «сколько племен, столько государств». Это есть новоизобретенная, неле­пая и гибельная доктрина; и ныне она выдвига­ется именно для того, чтобы расчленить единую Россию и погубить ее самобытную духовную культуру.

Источник: Ильин ИЛ. Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн. 1. М., 1993.

К объединению их толкала необходи­мость обороняться от внешнего врага, а также хозяйственные потребности либо действия захватчика, который захватил огромные территории и со­здал империю.

У племени два органа управле­ния — собрание, или совет племени (в котором принимали участие все члены племени), и совет вождей (ста­рейшин родов). Избирался также во­енный предводитель, игравший зна­чительную роль преимущественно в периоды войн. Чаще всего племенные союзы возникали из потребностей во­енного характера, поскольку между племенами часто происходили столк­новения, в которых уничтожались и материальные блага, и люди. Истории известны захватнические походы, предпринимавшиеся в древние века большими народами: китайцами, пер­сами, египтянами, греками и римля­ нами. На завоеванных территориях они утверждали свое государственное устройство и навязывали свой язык, обычаи и культуру.

Экономической основой родоплеменного общества выступают чаше все­го два уклада — огородничество (примитивное фермерство) и скотоводство. Политическая организация носит неформальный характер и не приобрела еще каких-либо государственных форм6. Вождество и лидерство, особенно на уровне деревни или группы, также неформальное. Во многих племенных обществах исходной политической единицей, сплачивающей племя, высту­пают: клан — совокупность людей, считающих, что они происходят от общего предка; возрастные классы — разделение людей на разные статусные груп­пы в зависимости от принадлежности к детям, юношам, зрелым мужчинам и старикам; группы интересов, которые со временем выделяются в полити­ческие партии, экономические классы, религиозные конфессии.

Формирование племен из разрозненных объединений начинается в пери­од неолита. В дальнейшем отдельные племена разрастаются, образуя союзы племен. Из них позже возникают еще более крупные общности — народности. На территории государства Папуа-Новая Гвинея, где в конце XIX в. жил и проводил исследования русский ученый и путешественник Н.Н. Миклу­хо-Маклай, обнаружено до сих пор неизвестное первобытное племя. Как недавно сообщила газета «Интернэшнл геральд трибюн», племя, живущее в условиях каменного века, было найдено в 500 км от порта Лаэ международ­ной этнографической экспедицией. Удалось выяснить, что племя, насчиты­вающее около 120 человек, впервые сталкивается с белыми людьми. Вся до-

6 Sociopolitical organization (1999). —http://www.cabrillo.cc.ca.us/~crsmith/sociopolit_org.html.

машняя утварь сделана из дерева и камня, только несколько охотничьих ко­пий имеют металлические наконечники, которые были выменяны у сосед­них племен. Немало интересных сведений дали отечественной науке путе­шествия российского журналиста Олега Алиева7, пять сезонов прожившего в джунглях Новой Гвинеи на правах члена папуасского племени (после же­нитьбы на аборигенке). Он как бы побывал в прошлом человечества — слов­но слетал на машине времени на 20—30 тыс. лет назад. На Новой Гвинее еще можно открыть неизвестную долину и встретить первобытных людей. Их оружие — каменные топоры, копья, луки и стрелы. Они поклоняются своим богам, а когда наступает темнота, опасаются злых духов. Здесь живо далекое прошлое человечества с кровавыми обрядами и жертвоприношениями.

Аборигены прекрасно обходятся без письменности и огнестрельного ору­жия, но умеют делать то, без чего им действительно не прожить: добывать огонь трением, готовить лепешки из муки саговой пальмы, изготавливать охотничий яд из листьев неведомых нам растений, ловить рыбу руками, стро­ить двухэтажные дома из листьев папоротника. Шаманы здесь лечат сопле­менников методами, которые неизвестны ни в одном другом регионе пла­неты (например, обыкновенными камнями стачивают женщинам зубы, де­лая их острыми, как бритвы)". Эти люди питаются личинками насекомых, которых они отыскивают в коре деревьев лучше, чем птицы. Мужчины ук­рашают своих жен невероятными татуировками, которых вы не увидите боль­ше нигде.

Женщина здесь — немалая ценность: рабочая сила, сексуальный объект, мерило благосостояния и мужской состоятельности. Похищение невесты — прямая экономия: за выкраденную жену не надо платить выкуп родителям. Кстати, выкуп немалый: жених должен привести в деревню невесты 5 круп­ных свиней и поросенка в подарок вождю.

Рис. 7. Политическая организация родоплеменного общества носит неформальный характер

Оказалось, что у папуасов беспорядочных убийств не бывает в принципе. Все они связаны с войной. Ее причинами является стремление обладать вла­стью, женщинами и домашними свиньями.

7 Множество интересных сведений о путешествиях О. Алиева находится на сайте «Неизвестная пла­нета»: www.unknownplanet.ru.

s Экспедиции: Острова Суматра и Ментавай // Неизвестная планета. — http://www.unknownplanet.ru/ expeditionssumatra.shtml.

Племя яномами (Yanomami), изолированно обитающее в Венесуэле, в вер­ховьях Ориноко, ведет с соседями постоянные войны, поэтому здесь сложил­ся культ воина, следствием которого явилось ритуальное убийство новорож­денных девочек. Племя яномами — огородническое. Его политическая орга­низация сложнее, чем у племен, занимающихся собирательством. У них есть деревни, патрилинейные родовые группы, разветвленная система власти.

Воинственные племена, сохранившиеся до наших дней, являются скорее историческим правилом, нежели исключением. Самым ярким примером выступает древняя Спарта.

Тропа войны — всегда огромный риск: неясно, чем обернется она для всего племени. Если воины отправляются на охоту за людьми — они сами стано­вятся объектом охоты. Сколько раз бывало, что, уже возвращаясь после удач­ной битвы с головами врагов, они попадали в засаду и лишались своих соб­ственных голов. Успешно проведенный набег укрепляет положение и повы­шает престиж вождя победившего племени. Материальные интересы, которые движут воинами, вполне понятны. Военные трофеи во все времена служили способом поправить свое финансовое положение. Но существуют и другие мотивы: нередко папуасы хотят умилостивить своих духов, конт­ролирующих жизнь членов племени. В противном случае они лишают свое­го расположения деревню, из которой враги украли свиней или женщин, а возвращают это расположение после успешного акта отмщения.

У папуасов колдовством далеко не всегда занимаются здоровые и силь­ные люди. Чаще всего этот своеобразный институт служителей культа попол­няют что называется «инвалиды» — те, кто физически и психически не спо­собен участвовать в боевых действиях, а занимаясь колдовством, они нахо­дят свое место в племени, свой кусок хлеба и мяса.

У папуасов нет наследственной вла­сти. Вождя каждый раз выбирают зано­во. У аборигенов ценится сильный хо­зяйственник, немного дипломат, хоро­ ший руководитель.

О существовании племени чоланай-кенов в Слоновых горах индийского штата Керала стало известно совсем недав­но. Местные жители боятся посещать эти труднодоступные районы джунглей. Чоланайкены не упоминаются ни в одном труде ученых-антропологов, изучав­ших племена Южной Индии. Ни по одной внешней характеристике чоланай­кены не похожи на другие племена Южной Индии. Пока никто не знает, как они оказались в этих местах и кто их предки. Недавно два молодых индийских ученых посетили эти места и с разрешения старейшины одного из кланов про­вели неделю среди аборигенов. В племени чуть более 100 человек, разделенных на пять кланов. Цвет кожи у них, как ни странно, белый. Мужчины высокого роста, физически хорошо сложены, с правильными чертамилица. Молодые жен­щины и девушки отличаются красотой и строгостью нравов. Мужчины охотят­ся на животных и ловят рыбу, а женщины собирают ягоды, съедобные корни и дикий мед. Лук и стрелы — основное оружие. Для рыбной ловли используют корни неизвестного дерева, от соприкосновения с которыми рыба на короткое время паратизуется и всплывает на поверхность. Каждому клану отведена своя территория для охоты, рыбной ловли и сбора даров леса. Живут чоланайкены в глубоких пещерах с узким входом. На ночь и перед уходом на охоту вход зава-

ливается каменными глыбами, закрывается бамбуковыми решетками, чтобы не проникли дикие звери. Пещер в этих местах предостаточно, и если молодая чета пожелает отделиться от родителей, то ей без труда находится новая «квартира». Браки организуются без свадебных церемоний. Старейшина идет на террито­рию другого клана вместе с женихом (где тому приглянулась девушка), и в слу­чае ее согласия они возвращаются уже как муж и жена. Но девушка может и отказать жениху. Исследователи отметили высокие моральные устои строго моногамной семьи чоланайкенов (komok.ru).

В одном из экзотических уголков планеты — джунглях самого большого острова Малайского архипелага Калимантан, строго придерживаясь перво­бытно-общинных отношений, живут племена даяков. Цивилизация насту­пает на них со всех сторон, рядом с поселениями даяков — города с домами из стекла и бетона, с широкими автострадами, забитыми «фордами» и «мер­седесами», но даяки с непонятным упорством ее отвергают. Здесь никогда не бывает зимы, многоводные реки, вечнозеленые тропические леса с исклю­чительно богатой флорой и фауной.

Дома в даякской деревне огромны. Обычно в них живут семьи-племена по 200—300 человек. Бамбуковые жилища стоят на сваях. На сваях же веран­ды-улицы, по которым можно обойти всю деревню, не спускаясь на землю. Внизу, в густой траве на зыбкой болотистой почве, не очень-то комфортно: снуют какие-то дикие зверьки, полно и ядовитых змей.

Даяки добывают себе пищу сами. Группами и в одиночку уходят они в джунгли, возвращаясь с различными плодами, дичью. Мальчишки ловят рыбу. Вокруг деревни — небольшие рисовые поля, с которых даяки несколько раз в году собирают урожай. У каждого уважающего себя мужчины есть су-лепито — духовое ружье, из которого стреляют отравленными стрелами на 60 м. Современными охотничьими ружьями принципиально не пользуют­ся. Посередине деревни стоит квадратная хижина с остроконечной крышей, где размещается барэнда — место молений. Кроме общего духа племени каж­дая семья может иметь и своего, персонального. Для него возводится малень­кая семейная барэнда9.

На юго-западе Китая еще сохранился уголок, где действует матриархат. Там живет племя мусуо. Отдаленность и труднодоступность места прожива­ния мусуо позволили ему сохранить образ жизни, подобный тому, который вели в этих местах сотни лет назад. В большинстве китайских семей счита­ется, что лучше иметь собаку, чем дочь, и к женщинам относятся в лучшем случае, как к людям второго сорта. В племени мусуо всем заправляют жен­щины. Даже сексуальных партнеров они выбирают себе сами и сами реша­ют, сколько продлятся отношения10.

Несколько лет назад экспедиция российских путешественников из пяти человек под руководством Анатолия Хижняка обнаружила затерянное в джунглях труднодоступных районов Амазонки на границе Венесуэлы и Бра­зилии племя индейцев, называющих себя яномами. Они поклоняются ду­хам Солнца, Луны, воды, леса. Умерших сжигают на костре, а их прах бли­жайшие родственники хранят в специальных мешочках. В праздник поми­новения мертвых прах смешивают с пищей и съедают. Вождь является

Куимов Ф. Загадочные племена Земли. — hup://kokshetau.online.kz/ot/zagad.htm.

Бондарев А. Племя красных фонарей. — http://www.rgz.ru/arhiv/28.03.200l/planeta/txtl.html.

одновременно колдуном и лекарем, который спасает людей с помощью трав, заклинаний и других магических ритуалов. Я номами известны десятки ядо­витых средств, которыми смазывают наконечники стрел. Кроме раститель­ного кураре яды изготавливают из змей, пауков, лягушек. Живут яномами в больших тростниковых хижинах на несколько семей. Занимаются в ос­новном охотой и рыболовством. Женщины возделывают огород, собирают коренья и плоды. Как правило, аборигены — наркоманы: они привыкли одурманивать себя наркотическими растениями, которые вдыхают через специальные трубки. По праздникам изготовляют из корней и плодов хмельной напиток. Очень агрессивны и враждебны к белым людям (komok.ru).

Аборигены на Суматре едят обезьян, охотятся на крокодилов и соби­рают ядовитых пауков... Они все берут у природы, ничего не выращивая сами. Люди живут рядом с обезьянами — орангутанами и, кажется, уме­ют разговаривать с ними. Их окружают не­вероятные полчишалетучихлисиц, а в хижи­ны забредают гигантские вараны. Туземцы и к животным, и к растениям относятся как к разумным созданиям. Похоже, иначе челове­ку здесь не выжить. Это выглядит как сказ­ка о потерянном рае. Но это — не сказка. Это бесценные документальные съемки: ведь скоро и этих племен не станет. Цивилизация наступает, сметая все на своем пути. Когда западные корпорации проникнут в джунгли, они сделают аборигенов чернорабочими на своих приисках. Такова цена модернизации по западному образцу.

Как сообщает американская газета «Ин­тернэшнл геральд трибюн», на Филиппинах, в глубинных районах острова Палаван, обна­ружено племя людей, живущих в пещерах, ко­торые образовались на внутренних склонах огромного кратера потухшего вулкана. Эти люди до сих пор не имели никаких связей с внешним миром, хотя среди местного населения давно ходили мифы и предания о племени. Местность, где живут пещерные люди, недоступна из-за крутых скал и глубоких уще­лий с отвесными склонами. Как удалось теперь выяснить, затерянные в кратере имеют рост около полутора метров. Племя состоит из 30 семей по 8—10 человек и занимается примитивным сельским хозяйством, выращи­вая в долине на дне кратера сладкий картофель батат и другие культуры. Воды здесь достаточно — поскольку по долине протекает речка, берущая начало в одной из пещер. Люди добывают огонь, высекая его из камня, в качестве трута используют высушенный мох".

1' Куимов Ф. Указ. соч.

Настоящих первобытных племен на Земле остается все меньше и мень­ше. Скоро их не останется совсем. С каждым годом современная цивилиза­ция продвигается все глубже в джунгли, вытесняет девственные первобыт­ные племена, главное условие выживания которых — полная гармония с природой.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.