Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРОБЛЕМА ЦЕЛОСТНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ





Реальная совокупность в силу внутреннего строения может представлять собой целое или не являться таковым. Целым она будет, если совокупности присуща внутренняя организованность, предполагающая некоторую (большую или меньшую) дифференциацию частей, при которой каждая часть выполня­ет известную функцию, подчиненную задачам целого. Это значит, что сово­купность в известных границах должна обладать свойствами замкнутости и автономии (пусть и относительной). К разряду целостностей надо относить прежде всего первичные совокупности (атом, организм и общество), а также некоторые вторичные, как-то: Солнечную систему, город, армию, предприя­тие. Но целым не является, например, оторвавшийся от скалы камень, учас­ток леса или группа людей, пришедших на рынок или в театр.

Как видим, у Кондратьева социальные и несоциальные явления вплете­ны в единый порядок вещей: камни, газ и участок леса входят в ту же кате­горию явлений, что толпа людей или аудитория. Между социальным и не­социальным нет непроходимой грани. Они различаются лишь по принадлеж­ности к определенному типу совокупностей (мнимых и реальных, вторичных и первичных). Структура и организация присущи как органическому миру, так и неорганическому.

Типология совокупностей поднимается на новый виток сложности, ког­да Кондратьев предлагает учитывать дополнительные критерии классифи­кации, а именно характер координации элементов. Даже самый высший тип совокупностей, относимых к целостностям, внутри себя неоднороден: «Эле­менты и части целого могут быть не только координированы между собой, но и соподчинены в своих функциях в какой-то данный момент единому руководящему центру и служить единой системе задач. И наоборот, они могут быть координированы без такого соподчинения единому центру. В первом случае перед нами будет совокупность, представляющая собой не только целое, но одновременно и телеологическое единство. Во втором случае мы будем иметь совокупности, представляющие собой целое лишь в виде сис­темы. Наиболее ярким видом совокупности как целого и одновременно те­леологического единства является организм, далее хозяйственное предпри­ятие, государство, политическая партия и т.д.»31.

Таков взгляд на совокупность под углом зрения ее морфологии, или сво­его рода «анатомии». Но он явно недостаточен. Совокупностям, но только реальным совокупностям, присуще качество функционирования.

Координация служит начальной точкой того, что у Кондратьева и в со­временной социологии именуется организацией. Бытие общества как реаль-

311 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 24. 31 Там же. С. 25-26.

ной совокупности предполагает связи и взаимодействие между людьми на основе их поведения. Они представляют собой массовый и потому стихий­ный процесс. Но это не значит, что общество как совокупность людей, за­нимающих одинаковое положение, является однородной и аморфной мас­сой. В действительности общество выступает не просто реальной, но орга­низованной совокупностью.

Сущность всякой организации сводится к наведению порядка в отноше­ниях и положении людей, вещей, идей и функций. Начало организации

вносится в общество тем обстоятель­ством, что оно перестает быть одно­родной массой. Как только общество превращается в дифференцированную по группам и целевым объединениям упорядоченную общность, о нем мож­но говорить как об определенной организации. Степень дифференциа­ции общества по группам на различ­ных исторических этапах различна. Но основная тенденция развития зак­лючается в увеличении числа и услож­нении структуры социальных групп. Они дифференцируются по полу и возрасту, по семейному положению, рай­онам проживания и видам деятельности. Поэтому мы говорим о социальных классах, профессиональных, религиозных, научных, эстетических и поли­тических группах и т.д.

Кондратьев классифицирует социальные группы по разным основаниям, в том числе биологическим (группы по полу, возрасту), биосоциальным (по семейному положению, по расовым признакам), наконец, социально-эко­номическим (классы и профессии, религиозные, научные и другие группы). Одни из них представляют реальные совокупности, другие — нет. Реаль­ными можно считать классы, профессии, религиозные, научные группы. Реальные группы делятся (по тому или иному признаку) на подгруппы, т.е. имеют сложную внутреннюю структуру. В таком случае следует различать группы с оформленной внутренней организацией (политические партии, религиозные группы) и группы, у которых такая организация может отсут­ствовать (профессии, научные группы и т.п.). Часть реальных групп пред­ставляет собой не только определенное, но и телеологическое целое, т.е. це­лое, подчиняющееся единому руководящему центру; таковы политические партии и религиозные секты. Другие группы, хотя и являются реальной со­вокупностью, обладают неоформленной внутренней организацией и пред­ставляют собой целое лишь «в виде системы (классы, профессии) или даже вообще не являются целым, как, например, неорганизованные группы, свя­занные общностью научных или эстетических воззрений, общностью наци­ональных признаков, общностью языка. В отношении общества в целом рас­сматриваемые группы являются вторичными совокупностями, т.е. по свое­му охвату и содержанию они являются не объемлющими, а объемлемыми совокупностями второго, третьего и т.д. порядка»32.

32 Кондратьев Н.Д. Указ. соч. С. 70.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.