Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Личность как среда для общества





Отношение общества к системе личности радикальным образом отли­чается от его отношения к культурной системе, поскольку личность (как и поведенческий организм, и физико-органическая среда) располагается ниже социальной системы в кибернетической иерархии. Общество как си­стема и каждая из составляющих его единиц подвержены ограничивающим условиям (которые также должны быть утилизированы) в каждом из этих трех контекстов. Поведение, одним из аналитических аспектов которого являются социальные системы, в другом аспекте является поведением жи­вых человеческих организмов. Каждый такой организм имеет в любой дан­ный момент данное положение в физическом пространстве, которое может быть изменено только посредством физического движения. Следователь­но, экологический аспект отношений между индивидами и их действиями никогда нельзя упускать из виду. Подобные рассуждения применимы к органическому процессу, а также к функционированию и развитию лично­сти, которые постоянно присутствуют в качестве факторов конкретного действия. Потребности, относящиеся к личностям, поведенческим организ­мам и физико-органическому окружению, объясняют многие сложные пересекающиеся измерения наличной организации и функционирования социальных систем, они требуют внимательного анализа и постоянно со­здают сложности для ученых.

Основная функциональная проблема, связанная с отношением социальной системы к системе личности, касается усвоения, развития и утверждения в процессе жизненного цикла адекватной мотивации для участия в социальн значимых и контролируемых образцах действия. Общество, в свою очередь-должно также адекватно удовлетворять или вознаграждать своих членов черь-такие образцы действия, если оно желает постоянно воспроизводиться к* система на основе этих действий. Это отношение составляет «социализаии

единый сложный процесс, посредством которого личности становятся членами социетального сообщества и поддерживают этот статус.

Поскольку личность — это усвоенная в процессе обучения организация ин­дивида, процесс социализации имеет решающее значение для ее формиро­вания и функционирования, успех социализации требует, чтобы социальное и культурное обучение было строго мотивировано через вовлечение механиз­ма удовольствия организма. Следовательно, он зависит от относительно по­стоянных близких отношений между маленькими детьми и взрослыми, чьи эротические мотивы и отношения тоже оказываются глубоко вплетенными в эти отношения. Эти условия, которые мы стали понимать значительно более полно со времен Фрейда, являются существенным аспектом функциониро­вания систем родства во всех человеческих обществах. Родство всегда связа­но с упорядочением эротических отношений взрослых, их статусов в отно­шении предположительного родительства, статусов нового поколения и с упорядочением самого процесса социализации. Это эволюционная универ­сализация, которую можно обнаружить во всех обществах, хотя ее формы и отношения к другим структурным образованиям варьируются весьма мно­гообразно.

Система родства требует некоторых постоянных установлений для еже­дневной жизни, которые относятся как к органическим и психическим, так и к социальным факторам. Следовательно, это — зона взаимопроникнове­ния систем поведения, личности и физического окружения. Это включает ин-ституционализацию проживания через местоположение, а также оформление социальной единицы, называемой нами домом. Членами дома являются люди, которые живут вместе, образуя единство. Они разделяют определен­ное местоположение вкупе с соответствующим физическим образованием, таким, как хижина, дом или временное поселение, такое, как «лагерь». В большинстве обществ люди обычно спят, готовят пищу, едят и отправля­ют, по крайней мере формально одобренную, сексуальную функцию в таком физическом и социальном местоположении...

При всем различии форм статус взрослого во всех обществах предполага­ет определенную автономную ответственность. Индивид производит какие-то услуги в некотором контексте коллективной организации. В результате долгого эволюционного процесса в современных обществах эти услуги ин­ституционализируются в основном в виде профессиональной роли в рамках специфически функционирующего коллектива или бюрократической орга­низации. В любом случае первичное функциональное отношение между взрос­лыми индивидами и обществами, в которых они живут, связано с тем вкла­дом в общество, который они вносят посредством своих услуг, а также с тем удовлетворением и теми наградами, которые они получают за это. В доста­точно дифференцированных обществах способность к производству услуг становится источником движения для общества, мобилизуемым через ры­нок. Когда эта стадия достигнута, мы можем говорить об услугах как о про­дукте экономического процесса, доступном для «потребления» в неэкономи­ческих контекстах.

Для большинства людей в большинстве обществ места проживания и труда не разделяются. Там, где такое разделение имеет место (преимущественно в развитых городских сообществах), оба эти места составляют пространствен­ные оси рутинной жизни индивида. Более того, эти два места должны быть

взаимно достижимы — это функциональное требование, определяющее эклогическую структуру формирования современного города. °"

Многообразие функциональных отношений между личностями и их с дои должно быть рассмотрено и в других контекстах, связанных с социал ной системой. Ценностные привязанности индивида и их поддержание' начально связаны с культурной системой, особенно при его взаимодейств/ с обществом через религию. Учреждение адекватных уровней мотивами" касается главным образом социальных структур, связанных с социализащ ей, особенно с родством. Физическое здоровье — особый вопрос, при это\ он многообразно переходит в важную, но неопределенную область психичес­кого здоровья и связан с волей больного восстановить здоровье. Ни одно об­щество не существует без механизма положительной мотивации, действую­щего посредством некоторых типов терапевтических процедур. Во многих обществах эти процедуры носят преимущественно религиозный или маги­ческий характер, но в современных обществах они перерастают в приклад­ную науку. Тем не менее они никогда не отделяются радикальным образом от родства. Скорее терапия дополняет родство, которое является главной гарантией безопасности личности.

Как это ни странно, но отношение между личностью и социальной сис­темой, социально структурированное через то, что мы назвали услугой, об­разует базисную единицу политического аспекта обществ. Политические структуры связаны с организацией коллективного действия для достижения коллективно важных целей или на широкой, охватывающей все общество основе, или на более узкой базе, определенной территориально или функ­ционально. На продвинутой стадии политического развития требуется диф­ференциация статуса среди взрослого населения, опирающаяся на сочетание двух оснований. Первое определяет уровни ответственности для координи­рованного коллективного действия и устанавливает институты лидерства и авторитета. Второе касается уровней компетенции, основанных на знании, умении и т.п., и наделяет большим влиянием при формировании коллектив­ного мнения более компетентного.

Дифференциация политической системы от матрицы социетального со­общества приводит к институционализации высокопорядковых статусов в обоих этих контекстах, причем часто в очень сложных комбинациях. Отно­шение таких статусов к религиозному лидерству, особенно степень диффе­ренциации между лидерством в религиозном и политическом контекстах, может явить большую путаницу. Главный контекст такой запутанности — императив легитимации не только социетального порядка, но, в частности, и политического авторитета.

Ниже в кибернетической иерархии располагается еще одни источник воз­можных сложностей. Как мы отмечали ранее, поддержание нормативною порядка требует, чтобы он осуществлялся различными способами. Должна быть очень значительная, даже если и не всегда полная, согласованность с поведенческими ожиданиями, устанавливаемыми посредством ценностей и норм. Самым главным условием подобной согласованности является интер-нализация ценностей и норм общества его членами, поскольку подобная социализация лежит в основе консенсусного основания социетального со­общества. В свою очередь, социализация в качестве основания консенсуса усиливается по многим пунктам взаимосвязанными интересами, особенно

экономическими и политическими. Ни одно общество не может поддержи­вать стабильность перед лицом различных потребностей и напряжений до тех пор, пока интересы его граждан не связаны солидарностью, а также внутрен­ней лояльностью и обязательствами.

Кроме консенсуса и взаимосвязанных интересов до сих пор необходима машина принуждения. Эта потребность связана, в свою очередь, с необходимо­стью в авторитетной интерпретации институционализированных нормативных обязательств. Все общества поэтому имеют некоторый тип «правовой процеду­ры», посредством которой может без применения насилия быть вынесено ре­шение относительно правильного или неправильного действия и посредством которой правонарушители могут быть удержаны от того, чтобы действовать на основе своих интерпретаций, интересов и чувств в ущерб другим.

В силу указанной территориальной взаимосвязи места жительства, рабо­ты, религиозной деятельности, политической организации и других различ­ных факторов поддержание нормативного порядка не может быть отделено от территориального контроля над поведением. Функция управления долж­на включать в себя ответственность за сохранение территориального единства нормативного порядка общества. Этот императив имеет и внутренний, и внешний аспект. Первый касается условий навязывания общих норм и об­легчения выполнения существенных функций различными подразделения­ми общества. Второй касается предотвращения разрушительного вмешатель­ства людей, не являющихся членами данного общества. Из наличия органи­ческих потребностей и потребностей в месте проживания следует, что оба указанных аспекта имеют нечто общее: последним средством предотвращения разрушительного действия является использование физической силы. Ис­пользование силы возможно в различных формах, особенно таких, как за­щита территории от внешнего врага или помещение правонарушителей в места лишения свободы (заключения). Контроль или нейтрализация орга­низованного использования силы является одной из функциональных по­требностей при поддержании социетального сообщества. В более высокодиф-ференцированных обществах это всегда предполагает некоторую степень правительственной монополизации социальной организованной силы.

Таким образом, первичной потребностью общества в отношении состав­ляющих его личностей является мотивация их участия, включая их согласие с требованиями нормативного порядка. В этой потребности могут быть вы­делены три уровня. Первый — высокогенерализованная приверженность ценностным образцам, которые непосредственно связаны с религиозными ориентациями. Второй — это «субстрат» личности, который, будучи сфор­мирован в период ранней социализации, связан с эротическим комплексом, мотивационным значением родства и другими интимными отношениями. Третий уровень — это уровень, более непосредственно связанный с услуга­ми и инструментальной деятельностью, которая различается в зависимости от определенных целей и ситуации. Эти уровни личности, грубо говоря, со­ответствуют Суперэго, Ид и Эго по фрейдовской классификации.

Далее связь личности с организмом и вовлеченность организма в физи­ческий мир проявляются в двух указанных нами контекстах. Первый вклю­чает общие органические процессы, которые обеспечивают адекватное фун­кционирование личности, в особенности в отношении к комплексам родства, места жительства и здоровья. Второй — это отношение между принудитель-

ной физической силой и проблемой поддержания единства социетальннормативного порядка на различных территориях. г°







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.