Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научное и обыденное понимание общества





С давних пор философы, социологи, политологи и представители других социальных наук активно обсуждали вопрос о сущности и главных призна­ках общества. В зарубежной и отечественной литературе можно встретить огромное количество определений общества.

В обыденной жизни понятие «общество» используется чрезвычайно ши­роко. Поэтому возможны различные его толкования: группа людей, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах; группа лю­дей, формально не организованная, но имеющая общие интересы и ценнос­ти (имеющая общий «стиль жизни», как выражаются западные социологи)-

В научной литературе существует немало дефиниций общества. Про­стейшее из них звучит так: общество — это совокупность людей и их взаи-

моотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют гео­графическое образование, связанное воедино правовой системой и имею­щее определенное «национальное лицо»4. Возможно и такое определение: «Общество — это прежде всего такие особого рода отношения между людь­ми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чис­то животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность»\

В одном случае общество понимают как большую группу людей, сформи­ровавших общую культуру, в другом — как сложную социальную систему с населяющими ее людьми, в третьем — как социально-политическое объеди­нение, ассоциируемое с какой-то территорией, в четвертом — как продукт межличностных отношений людей, символический аспект социальной ком­муникации. Французский социолог Р. Вормс уподобил общество организму, трактуя функции государства, сословий, церкви или денежного обращения наподобие функций головного мозга, мускулатуры, кровообращения в теле человека. Для Г. Зиммеля общество — это «комплекс обобществленных инди­видов», сумма тех форм отношений, в силу которых из индивидов возникает общество. Ф. Знанецкий. Дж. Мид, Ч. Кули и Г. Гарфинкельсосредоточились на анализе природы и форм социального взаимодействия, изучали символы, значения, смыслы, шаблоны, которые возникают в процессе общения людей. Главный их тезис: совокупность взаимодействий конституирует общество.

В середине XX в. американский социолог Р. Миллс предложил понимать общество как конфигурацию институтов, которые при своем функциониро­вании ограничивают свободу действия людей. У П. Бурдье общество пред­ставляет собой совокупность отношений, складывающихся в различные поля (экономическое, политическое и др.), каждое из которых имеет специфичес­кие типы власти.

Творец глобальной теории общества И. Валлерштайн считает, что попытка социологов навести порядок в многочисленных, часто противоречивых и путаных определениях общества в конечном итоге ни к чему не привела:

...Ни одно понятие не является более всеобъемлющим в современной социальной науке, чем «общество», и ни одно понятие не используется более автоматически и бездумно, чем «общество», несмотря на бесчис­ленные страницы, посвященные его определению. Определения в учеб­никах вращаются вокруг вопроса «Что есть общество?», в то время как аргументы, которые мы привели относительно единства исторической и социальной наук, заставляют нас задать другой вопрос: «Когда и где есть общество?»

«Общества» конкретны. Более того, «общество» — это термин, от ко­торого мы вполне можем отказаться из-за его концептуальной много­значности в истории и, следовательно, неоспоримых и вводящих в заб­луждение противоречивых определений. «Общество» — это термин, использование которого в настоящее время в истории и социальных науках является современным институциональному оформлению соци­альной науки в XIX в. Общество — это половина противоречивого тан­дема, другой частью которого является государство6.

Смелзер Н. Социология // Социологические исследования.1991. № 2. С. 115.

Очерки социальной философии. М.,1994. С. 48.

Валлерштайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества //

Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М, 1998. С. 136-137.

Концепция мирового общества внесла новые грани в понимание обще ства. В своей радикальной форме тезис о мировом обществе гласит, что настоящее время существует лишь одна-единственная общественная смете ма — наднациональная, мировая. В таком случае Германия, США, Норвегия или Пакистан не являются обществами. Европа тоже не является обществом Только всеобщая мировая система соответствует понятию «общество»\ В свя­зи с этим некоторые ученые, в том числе Фридрих Тенбрук, предлагают вовсе отказаться от слова «общество», считая его чрезмерно размытым. В отличие от них Н. Луман предлагает сохранить его, но определять общество через коммуникацию и коммуникативную досягаемость. Для использования по­нятия общества в расчет принимается только мировое общество в качестве единственной закрытой системы, в рамках которой возможно проследить все операции коммуникации. Действительно, потоки информации, телевидение

телефонная связь, интернет не знают национальных границ. Они объединя­ют людей в единое общество. В таком случае национальные общества отхо­дят на второй план. Правда, сохраня­ется проблема бедных и богатых стран. Бедность существует и воспроизводит­ся в национальных границах. Однако сторонники нового понимания обще­ства, в том числе Валлерштайн, убеж­дены, что именно мировое общество производит и воспроизводит социаль­ное неравенство, которое в дальней­шем воспроизводится конкретными странами и обществами. В результате национальная бедность выступает фактом внутренней дифференциации системы мирового общества.

Итак, если придерживаться терри­ториально-государственного принци­па, то придется считаться с более чем 200 обществами, существующими на планете. А если быть верным комм\-никативному подходу (информация не знает границ), то необходимо будет признать существование на Земле од- ного-единственного общества — ми­рового. Отечественные ученые пришли к выводу, что общество следует понимать в двух смыслах — широком (философском) и узком (социологическом) В первом случае это отдельно взятое общество, рассматриваемое в единстве его территориальных границ (страна) и политического устройства (государ-

7 Штихве Р. К генезису мирового общества — инновации и механизмы // Журнал социологии и со циальной антропологии. 1999. Т. II, № 3. С. 67—77.

ство). Говорят о советском, корейском, американском или современном рос­сийском обществе. При этом указывают на его социально-политические, эко­номические и культурные особенности. Современное российское общество называют переходным потому, что в нем на смену одному общественно-эко­номическому укладу — социалистическому приходит другой — капиталисти­ческий. Поскольку переход от старого обществу к новому не завершен, об­щество находится в постоянном движении и росте, переживая вполне есте­ственные для такого процесса болезни, противоречия и дисфункции, то его именуют не стабильным, а транзитивным, т.е. переходным.

В широком смысле об обществе говорят философы и социологи, но под­разумевают несколько различающиеся вещи. В широком философском смыс­ле общество обозначает любую совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество называют еще второй природой, подчеркивая тем самым, что оно стоит вне естественной природы, не может возникнуть как ее логическое продолжение и не способно функционировать по ее законам. В этом смысле общество — это конкретный этап в историчес­ком развитии какого-либо народа или страны.

В широком социологическом смысле общество — это мировое сообщество, или мировая система, подразумевающая все человечество как целое. О про­тивоположении природе речи здесь не идет. Под мировым сообществом по­нимается некая планетарная социальная система, объединяющая все насе­ление Земли, имеющая наднациональные органы управления, универсаль­ные для всех стран правила политического, экономического и культурного взаимодействия. В таком обществе действуют не внутринациональные, а международные отношения. В узком социологическом смысле под обществом понимают сложно организованную систему взаимодействия людей, имею­щую свою структуру и институты. В этом узком смысле общество есть слож­ная социальная система, целостное образование, основным элементом ко­торого являются люди с их связями, взаимодействием и отношениями, как исторический этап, определенная форма общественного развития (например, первобытное общество, феодальное общество, капиталистическое общество) или конкретное общество в рамках одной страны (французское общество, российское общество, японское общество и т.д.). Общество может означать круг людей, объединенных общностью сословной принадлежности (напри­мер, дворянское общество, купеческое общество, крестьянское общество) или каких-либо интересов (потребительское общество, благотворительное обще­ство, спортивное общество, театральное общество и др.). К ним же относят­ся коммерческие организации, ставящие перед собой общие задачи в сфере хозяйствования и предпринимательской деятельности. Иногда социологи заменяют «общество» термином «социум».

Наконец, общество нередко подменяют другим понятием — общность. Общность — это коллектив людей, занятых в одном процессе производства и (или) потребления благ, а также множество партнеров по хозяйственным связям. В нее обязательно включаются нехозяйствующие индивиды, преж­де всего дети и старики. Правда, и с понятием «общность» возникает немало трудностей. В конечном итоге оно оказывается столь же широким и размы­тым, как и категория «общество». Действительно, мы говорим о духовной общности живущих людей и их предков, стало быть, незримо включаем все умершие поколения в единую общность. Наши предки, близкие и дальние,

входят в общность в той мере, в какой решения реально существующих и дивидов определяются фактом их, предков, существования в прошлом И тория страны определяет ее настоящее, прошлые достижения в науке и к\п туре определяют будущие завоевания и успехи. Наше мировоззрение, взп ды, традиции в значительной степени определены нашими предками. Стал быть, они активно участвуют во всех делах своих потомков. Таким обрахн° общность представляет совокупность людей (например, семья, община н-род, страна, человеческий род), объединенных в процессе воспроизводств-своей общественной жизни и прямыми, и косвенными связями. Возможно' что помимо уже несуществующих людей сюда придется включить еще несу шествующих, т.е. будущие поколения, ради которых возводится настоящее строятся заводы и фабрики, гидростанции и мосты. Траектория жизни пред­стоящих поколений задана теми решениями, которые принимаются в насто­ящее время. В итоге мы получаем общность людей как единство трех реаль­ностей: прошлую общность людей, настоящую, или актуальную, общность и будущую общность.

Итак, общество — многозначное понятие, используемое для определе­ния как социальных систем различного уровня, так и объединений людей, связанных общностью происхождения, положения, интересов и целей.

Социология видит общество в единстве всех его сторон. Она не углубля­ется в тонкости политических процессов или детали рентных отношений.

Социология изучает психологические проблемы, рыночные отношения, го­сударство или культуру не сами по себе, не так, как их изложил специа­лист по этим наукам, а совершенно под другим углом зрения. Каждый фраг­мент реальности, каждое явление или элемент рассматривается только с позиций его связи с обществом, его вкла­да в развитие или построение общества, его общественных функций. Рели­гия важна социологии не как система верований и специальных обрядов, а только как общественный институт, оказывающий влияние на большие мас­сы людей. Культуру социология рассматривает также под специфическим углом — как образ жизни больших масс людей.

Понятие «общество», которым обозначают объект социологии, как и мно­гие другие термины, употребляемые в этой дисциплине, пришло из обыден­ной речи, где оно никогда не имело четкого определения. Так, общество может обозначать особое клубное сообщество (вроде «Общества охотников»), группу людей, обладающих высоким престижем и привилегиями (типа «выс­шее общество» или «светское общество»), абстрактное множество людей (в та­ких случаях говорят, что он или она тяготится отсутствием общества).

Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «куль­тура», используемым антропологами, «национальное государство», употрео-ляемым политологами, и «нация», применяемым в этнографии. Однако меж­ду ними и термином «общество» есть существенные различия, и их надо учи­тывать социологу. Так, «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Мы мо­жем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев прожи­вает в государстве Израиль. В таком случае речь идет об общности релши-

озного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, напри­мер, о меланизийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое об­щество8. Нация полностью не совпадаете обществом, поскольку многие стра­ны объединяют несколько наций, являются многонациональными, и у каж­дой нации есть собственная культура, а возможно, и свой тип общества.

В связи с этим в зарубежной литературе утвердилась традиция единствен­ного и множественного числа в употреблении термина «общество». «Обще­ство» в единственном числе — это собирательный образ человеческих об­ществ, существовавших в разные эпохи и в разных странах. Общество вооб­ще — это вневременная и общечеловеческая категория, больше того, — это общесистемное понятие, поскольку применимо не только к людям, в связи с чем говорят об обществе животных. Общество вообще — скорее предмет теоретических рассуждений.

В повседневной научной практике социологи имеют дело с конкретны­ми обществами — российским, японским или перуанским. К примеру, изу­чая современное американское общество, социологи обращают внимание на национальные меньшинства, религиозные верования людей, бедных и бо­гатых, города, заводы и фабрики, тюрьмы и школы. Порознь или вместе они поддаются эмпирическому изучению. Обобщив конкретные результаты, со­циолог получает целостную или частичную картину жизни американского общества, его отличие, скажем, от российского.

Социолог учитывает многообразие общеречевых значений термина «об­щество», но старается использовать его в более точном смысле, хотя, конеч­но, и внутри самой социологии существуют различия в его употреблении. В частности, для социологов, придерживающихся гуманистической перспек­тивы, «общество» означает широкий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некое автономное целое, или, говоря более специальным языком, систему взаимодействий9. Слово «широкий» в данном контексте

трудно определить количественно. Со­циолог может говорить об «обществе», включающем миллионы людей (ска­жем, «китайское общество»), а может обозначать этим термином гораздо меньшую по численности совокуп­ность («общество второкурсников дан­ного вуза»). Два человека, разговаривающих на углу улицы, вряд ли соста­вят «общество», но трое других, кого выбросило на необитаемый остров, безусловно, будут таковым. Дело в том, что социальное начало зарождается, во-первых, в малой группе, состоящей из трех, а не из двух человек, ибо лишь в триаде один из участников выполняет опосредующую межличност­ные отношения функцию, превращая их в общественные; во-вторых, в экстремальных условиях, когда путешественники, выброшенные на не­обитаемый остров, полагаясьлишь на самих себя, начинают воспроизводить всю систему социальных отношений: иерархию, властные отношения, соци­альный контроль, совокупность норм и обычаев и т.д.

9 Смелзер Н. Указ. соч. С. 86.

Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. / Под ред. '•С. Батыгина. М., 1996. С. 32.

В 1 томе мы говорили, что у нас социальные качества возникают благо-щ ря тому, что люди живут в обществе по определенным правилам, взаимотеи ствуют друг с другом и верят в одни и те же идеалы. Если человек всю жи jhi наподобие Маугли, провел вне общества, то у него не появятся такие каче' ства, как дисциплинированность, квалификация или политические убеж-р ния, умение ладить с соседями, самопожертвование, деловая хватка и т.п н когда Робинзон, до 30 лет проживший в цивилизованной Англии, попа i н > необитаемый остров и был отлучен от общества, все его социальные привыч­ки сохранились и на новом месте он жил по английским обычаям. Он как бы перенес общество, но в уменьшенном объеме туда, где нет людей п гте вроде бы нет надобности соблюдать этикет и правила приличия. Тем не ме­нее, как об этом повествует старинная британская притча, мы повсюду но­сим свое общество с собой. Случилось так, рассказывается в этой притче, что после кораблекрушения английский джентльмен оказался один на необита­емом острове. Здесь он прожил много лет, пока случайно его не обнаружили несколько соотечественников, проплывавших мимо на двухмачтовом парус­нике. Они поинтересовались, как ему удалось выжить в одиночестве, и очень удивились, увидев на острове три хижины.

«— Почему у вас на острове три хижины, неужели здесь есть кто-то еще?

— Нет, конечно, многие годы я живу в полном одиночестве. Именно по­этому я построил не одну, а три хижины. Одна из них — мой собственный дом. Видите, он даже огорожен, ибо это — частное владение. Вторая хижи­на — клуб, который я посещаю по четвергам. Так я поступал на родине. Тре­тья хижина — тоже клуб, который я игнорирую все дни недели. Именно так я вел себя в Англии, именно так я вел себя и здесь».

Общество — это не только то, что вокруг нас, общество — это еще и то. что внутри нас. Таким образом, понятие «общество» нельзя измерять только количественными признаками. И в этом Питер Бергер, автор одного из са­мых популярных учебников социологии в мире «Приглашение к социоло­гии», абсолютно прав. Кому-то общество предоставляется гигантским меха­низмом, в котором индивид превращается в маленький винтик. Для Берге­ра «общество представляет собой сеть социальных ролей»10.

ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Человеческое общество иногда отождествляют с народом и говорят, к примеру, что общество — это совокупность всех людей одной национально­сти. На самом деле общество в правильном понимании включает в себя пред­ставителей разных национальностей. Так, членами российского общества являются русские, украинцы, чукчи, татары и представители еще более ста национальностей. Значит, понятия «нация (народ)» и «общество» нельзя считать синонимами. Человеческое общество отличается и от профессиональ­ного сообщества: в нем соединяются представители самых разных профес­сий, не только шахтеры или водители, но и бизнесмены, адвокаты, солдаты и т.д. Татар, евреев и чукчей делает членами одного и того же общества го. что они являются гражданами одного государства. Но вправе ли мы отожде­ствить общество с государством или страной?

"' Бергер П.Л. Укав. соч.

Рассмотрим, что представляет собой общество в узком социологическом значении, и постараемся ответить на поставленный вопрос, различая три

сходных понятия — страна, государ­ство, общество.

Страна — часть света или террито­рии, которая имеет определенные гра­ницы и пользуется государственным суверенитетом. Как официально опи­сывается наша страна, дано в справке.

Согласно классификации Всемир­ного банка, все страны делятся на сле­дующие группы:

развивающиеся страны с низким и средним уровнем ВНП надушу населе­ния. Всего в мире более 100 развиваю­щихся стран, в которых проживает свыше 4/5 населения мира. Развиваю­щиеся страны называют также «третий мир» или «Юг»;

развивающиеся страны с высоким уровнем дохода — страны, которые по уровню дохода приближаются к разви­тым странам. В 1995 г. к ним относи­лись Израиль, Кувейт, Гонконг, Син­гапур и Объединенные Арабские Эми­раты;

развитые страны — страны, в ко­торых большая часть населения имеет высокий уровень жизни. Иногда опре­деляются как страны с большим запа­сом произведенного (физического) капитала и населением, которое по большей части занято высокоспециа­лизированными видами деятельности. В них проживает около 15% населения мира. Развитые страны называют так­же индустриальными, индустриально развитыми или «Север».

Страны бывшего Советского Со­юза, Центральной и Восточной Евро­пы, Китай, Монголию, Вьетнам и некоторые другие относят к странам с пе­реходной экономикой.

Государство — политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти (монархия, республика), органы и струк­туру правления (правительство, парламент). Характеристика современной России как государства приведена в справке.

Государство — основная политическая структура общества, устанавлива­ющая власть, порядок, контроль, систему взаимоотношений граждан, соци­альных групп и слоев на определенной территории, осуществляющая внут-

реннюю и внешнюю политику в пользу властвующих структур; имеет аппа рат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридичес кие и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура. Ниже дана характеристика современного рос­сийского общества.

Основными социальными институтами или сферами российского об щества выступают семья, производство (экономика), государство об разование, культура, наука и религия. Занятое в этих институтах насе ление (граждане или члены общества) делятся на три основных клас­са — высший, средний и низший. В нашем обществе уже нет как прежде, сословий. Элита, стоящая на верху социальной пирамиды, кон­центрирует в своих руках большую часть национального богатства и принимает большинство важных для страны решений. Она не превы­шает 1% населения, а высший класс — 5%. Средний класс невелик и составляет не более 15—20% населения. Большинство людей по уров­ню жизни сегодня находится у черты бедности. Экономическую осно­ву составляют рыночные отношения. Богатое культурное наследие Рос­сии позволяет ей считаться одной из самых развитых стран мира, а на­личие ядерного оружия и сильной армии входить в число ведущих держав, определяющих политику в современном мире. По уровню жиз­ни, состоянию здравоохранения, продолжительности жизни и другим показателям Россия в 1990-е гг. вышла из состава развитых стран и опу­стилась на уровень развивающихся стран.

Страны изучает география, государ­ство — политология, а общество —со­циология. Общество следует понимать как исторический результат естествен­но складывающихся взаимоотноше­ний людей. При таком подходе госу­дарство предстанет как искусственный политический конструкт — учрежде­ние или институт, призванный управ­лять этими взаимоотношениями. Страна представляет собой также ис­кусственный территориальный конст­рукт, который обозначает суверенные границы государства.

Итак, страна — часть света или тер­ритория, имеющая определенные гра­ницы и государственный суверенитет. Государство — политическая организа­ция страны, подразумевающая опреде­ленный тип власти (монархия, респуб­лика) и наличие аппарата управления (правительство). Общество — соци­ альная организация не только страны. но и нации, народности, племени. Понятия «страна», «народ», «государство» и «нация», являясь почти оди­наковыми по своему объему, т.е. охватывающими тот же класс эмпирических

референтов, что и понятие «общество», в то же время являются не полными его аналогами, а типологическими спецификациями. Термин «государство» может использоваться как заменитель понятия «общество» преимущественно на политической арене, «страна» — в географическом смысле, народ — в нрав­ственно-этическом, нация — в этнологическом значении.

Исторически общество первично, государство — вторично. Обществу по крайней мере 40 тыс. лет, а государству — 5—6 тыс. лет. Государство воз­никает на определенной стадии развития общества для защиты интересов населения, т.е. выступает слугой. Однако нередко слуга превращается в господина, и уже от него гражданам приходится защищаться. Взаимоот­ношения между обществом и государством на протяжении всей истории складывались непросто: гармония и конфликт, стремление подавить и ус­тановить равные, партнерские отношения.

Проще всего мыслить общество в рамках тех или иных государственных границ. Французское общество совпадает с Францией как страной и государ­ством. То же можно сказать об американском, российском, английском и других обществах. Но не всегда общество можно представлять на основе тер­риториально-государственного принципа, к примеру на свете не существу­ет такого образования, как люксембургское общество.

Общество — это социальная организация страны, но также нации, народ­ности, племени. Было время, когда не существовало четких политических или государственных границ, отделяющих одну страну от другой. Стран в при­вычном смысле слова тогда не было. Целые народы и племена достаточно свободно передвигались в пространстве, осваивая новые территории. Когда процесс переселения народов завершился, появились земли, ограниченные государственным суверенитетом. Таким образом, страны — результат терри­ториального раздела мира.

Общество приобретает государственную форму, когда налицо три уров­ня территориальной организации, из которых третий уровень можно назы­вать также политическим объединением."

местный уровень — отдельные поселения;

региональный уровень — совокупности поселений (районов) объедине­ны в более крупные формирования (регионы, области);

государственный уровень — соединение нескольких регионов в еди­ный общественный организм, что подразумевает правительство, которое устанавливает законный порядок над определенной терри­торией, систему власти над всеми членами общества, опирающую­ся на юридические законы, агентов контроля (армия, полиция, суд, тюрьмы), способных в рамках закона использовать силовые методы принуждения.

Однако общество существовало и в ту далекую эпоху, когда не было стран и государств. Следовательно, понятие «общество» применимо к любой ис­торической эпохе, к любому по численности объединению (группе) людей (именно людей, а не их животных предков; человек появился лишь 40 тыс. лет назад). Это понятие приобретает совершенно определенное значение, когда мы говорим о «российском обществе», имеющем географические гра­ницы, общую законодательную систему и некое национальное единство. Приблизительно в таком направлении рассуждают социологи, когда созда­ют набор операциональных определений общества.

Р. Марш пытался определить условия, при которых социальное объелнение следует считать обществом: ' 1~

постоянная территория — например, Испания в своих государственщ границах; " )lx

пополнение общества главным образом благодаря деторождению, \от иммиграция также играет некоторую роль: я

высокоразвитая культура — модели культуры могут быть достаточн многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественно!' жизни;

политическая независимость — общество не является подсистемой ищ частью какой-то другой системы, поэтому колониальные общества тцгп Бельгийского Конго до получения независимости нельзя было считан таковыми".

Автор этой классификации признавал неполноту и дискуссионный харак­тер своих критериев. К примеру, можно ли применить критерий «высокораз­витая культура» к стране, где проживают предста­вители различных религиозных верований и эти­ческих групп, будь то США, Индия или СССР. Здесь нет общих ценностей и идеалов, восприни­маемых всем населением. Их культуру правильнее называть совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и зако­нодательной властью. Возможно, поэтому оказал­ся столь непрочным Советский Союз. Критерий «политическая независимость» является не менее спорным. На территории СССР находились сло­жившиеся и очень древние этносы, обладавшие высокоразвитой культурой, но не имевшие поли­тической независимости и существовавшие на правах союзной республики, в частности Арме­ния, Грузия, Эстония.

Другие социологи (Д. Аберле, А. Коэн, К. Дэ-вис, М. Леви и Ф. Саттон'2 в 1950 г., а Т. Пар-сонсв в 1966 г.) предположили, что определяю­ щей характеристикой общества является «само­достаточность». Этот критерий близок к «политической независимости», но должен трак­ товаться не только в политологическом смысле. Самодостаточно то общество, которое не только способно прокормить себя, производя достаточно товаров и услуг, не при­бегая к внешним заимствованиям, способное защитить себя от внешней и внутренней угроз, но также создавать весь комплекс культуры — от высокой до народной и популярной — и связанную с ними инфраструктуру, а также успешно осуществлять социальное обеспечение населения. Но главным при­знаком самодостаточности является экономический — наличие у страны

" Marsh R.M. Comparative Sociology. N.Y., 1967.

12 Aherle D., Cohen A., Davis K., Levy M.J.-Jr.. Sutton F.X. The functional prerequisites of a societv /'/ L tines-1950. Vol. 9. P. 100-111.

13 Parsons T. Societies: Evolutionary and Comparative Perspectives. Englewood Cliffs. N.Y.. 1966.

hilt юты, сохранение платежеспособности и возможность оплачивать долги. Поэтому островные государства Япония и Великобритания, в значительно большей мере зависящие от внешней торговли, чем континентальные, отно­сятся к самостоятельным обществам и высокоразвитым державам.

Наиболее полный список необходимых и достаточных признаков, кото­рым должно соответствовать всякое социальное объединение, претендующее именоваться обществом, дат известный американский социолог Д. Шилз14:

♦ объединение не является частью какой-либо более крупной системы (общества);

♦ браки заключаются между представителями данного объединения;

♦ оно пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

♦ объединение имеет территорию, которую считает своей собственной;

♦ у него есть собственное название и своя история;

♦ оно обладает собственной системой управления;

♦ объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

♦ его объединяет общая система ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов), которую называют культурой.

Нетрудно догадаться, что подобным критериям соответствуют и совре­менные державы, насчитывающие сотни миллионов граждан, и древние пле­мена, умещающиеся на территории нынешнего городского микрорайона. Утех и других имеются кровнородственные системы (заключение браков и прием новых членов), свои территория, название, культура, история, управ­ление, а самое главное — они не являются частью другого целого.

В одном из самых авторитетных изданий — в «Словаре по социологии» (Лондон, 1988) — его авторы Николас Аберкромби, Стивен Хилл и Брайн С. Тернер утверждают: «Понятие «общество» представляет собой категорию здравого смысла, для которого оно эквивалентно национальным границам го­сударств. Хотя социологи часто оперируют обыденной терминологией, она не всегда подходит целям научного исследования. Общество не обязательно со­ответствует политическим границам. Правильнее полагать, что социология изучает социальные группы любого размера, в том числе и самого большого».

Таким образом, предлагаемая нами методология позволяет описывать общество в единстве трех аспектов: общество, страна, государство. Страна выводит нас на изучение роли географического фактора в развитии общества, территории и борьбы за нее, народонаселения и демографии, «утечки» моз­гов, уровня жизни населения. Страна и общество — понятия, связанные между собой признаком из типологии Шилза, а именно — воспроизводство населения членами данного общества.

Страна позволяет рассмотреть историю общества, в том числе российс­кого, его исторические этапы, роль территориального фактора в развитии, плотность населения, экономический рынок, развитие капитализма, роль общины. Понятие государства позволяет проследить влияние политичес­ких режимов и их смены на состояние и структуру общества, а также зави­симость существующего в стране политического режима от социальной зрелости народа.

Sills D. Voluntary Associations// International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 16. N.Y.. 1968.

ИНДИВИД И ОБЩЕСТВО

Между обществом, а точнее, государством, и отдельным человеком скля дываются очень непростые отношения. Извечный вопрос, который задана ли себе не только социологи, но и философы: что первично — общество и Л1 индивид? Или точнее, что важнее, кто кому должен подчиняться? Сторон­ники договорной теории возникновения государства, в частности Дж. Локк и Т. Гоббс, считали, что государство создается людьми ради прекращения кровопролитной войны всех со всеми, установления гармоничных отноше­ний и создания органов управления. Марксисты полагали, что история че­ловечества начинается с коллективизма, при котором индивид подчиняется обществу, она же им завершается (коммунистическое общество); индивиду­ализм или приоритет индивида над обществом есть лишь временное откло­нение от генерального курса истории, связанное с появлением капитализма

Современная социология исходит из принципиального дуализма отноше­ний между индивидом и обществом. В одних случаях необходимо общество ставить выше интересов отдельного человека, в других — интересы и права отдельной личности. Если одно начало социальной реальности всегда ума­лять, а другое — возвеличивать, то мы придем либо к тоталитарному госу­дарству, подавляющему малейшие намеки на свободу человека, либо к анар­хии и распаду общества, из которого исчезнут солидарность, общие цели и идеалы. Американское или западноевропейское общество проявляет огром­ные усилия для защиты прав и свобод личности, но когда речь идет о нацио­нальных интересах, особенно на международной арене, ни к чьим отдель­ным голосам западное государство не прислушивается.

Таким образом, дуализм предполагает неприкосновенность двух начал — личности и общества. Он исходит из их паритета, а не приоритета: оба равны и никто не должен доминировать. Вместе с тем такой дуализм полагается на своеобразное разделение властей или сфер полномочий: в одних ситуациях интересы общества необходимо поставить над интересами отдельной лично­сти, в других — надо поступать противоположным образом. При этом дуализм требует защиты интересов личности или общества только в жизненно важных для них сферах, т.е. в тех вопросах, где ставится под угрозу существование общества или индивида. Защита жизненно важных интересов как личности, так и общества — обязательный принцип современной политики и экономи­ки. Правительство США защищает за рубежом не только интересы американ­ских транснациональных компаний, но и жизнь своих граждан, предприни­мая необходимые для этого дипломатические либо военные действия.

Дуализм общества и индивида допускает невмешательство друг друга в личные интересы, если речь идет о второстепенных вопросах. Правительство США или России может тратить на повышение заработной







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.