Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







МОДЕРНИЗАЦИЯ: ТЕОРИЯ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ





Современностьне только Новое время, историческая эпоха, охваты­вающая нынешний этап развития западной цивилизации. Это также не­что передовое, лучшее. Английское «modernity» означает не просто толь­ко что произошедшее, существующее сегодня, но характеризует еще и высокие стандарты, наивысшее качество процесса или состояния. Вы­ражение «современная техника» означает не только созданную сегод­ня, но и самую передовую технику. Подобно этому понятие «современ­ное общество», с точки зрения европейских представлений, означает наилучшее и самое передовое общество.

ХРОНОЛОГИЯ И СУЩНОСТЬ

Понятием «модернизация» в мировой социологии описывают переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социаль­ного прогресса, а только к одному его этапу — современному. То, что в оте­чественной историографии называют Новым временем, в большинстве ев­ропейских стран звучит как модернити (moderniti), т.е. современность.

Наиболее полное определение модернизации дал в 1960-е гг. Ш. Эйзен-штадт: «Модернизация — это процесс поступательного развития общества в направлении той социально-экономической и политической системы, кото­рая сформировалась в Западной Европе и Северной Америке в период с XVII по XIX в., затем распространилась на другие европейские страны, охватив в XIX и XX вв. Южноамериканский, Азиатский и Африканский континенты»1. М. Леви трактовал модернизацию как социальную революцию, заходящую столь далеко, насколько это возможно без разрушения самого общества2.

1 Eisenstadt S.N. Modernization: Protest and Change. N.Y., 1966. P. I.

2 Levy M., Ir. Modernization and the Structure of Societies: A Setting for International Affairs. Princeton,1966. Vol. 1-2. P. 735.

Модернизация предполагает создание рыночного общества западного, т.е. капиталистического, типа. Начало тому было положено еще в эпоху Реформа­ции и достигло пика в эпоху Просвещения. В те времена произошло зарожде­ние капитализма, индустриального общества и новой, основанной на рациона­лизме и протестантских ценностях, культуры. Это более широкий социальный

и более длительный исторический про­цесс, чем индустриализация или переход к капитализму. Для развитых западных стран, составляющих так называемый первый эшелон модернизации, этот процесс начался 400 лет назад и завер­ шился в 1970—1980-е гг., а для большин­ства остальных стран модернизация на­чалась позже и продолжается по сей день. Как только они завершат процесс обновления, для них наступит эпоха постмодерна.

Теория модернизации опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Некоторые специалисты полагают, что ее методологической основой является однолинейная теория Т. Парсонса, которая сводит эволю­цию человеческого общества к поступательному движению от примитивно­го и архаичного состояния к современному3.

Под культурным аспектом модернизации в 1960-е гг. понимали рациона­лизацию сознания людей на основе научных знаний и отказ от традицион­ных моделей поведения. Большинство сторонников новой социологической парадигмы считали формирование нового менталитета чуть ли не единствен­ным стержнем, на котором держится весь процесс модернизации. К приме­ру, Ф. Гарбисон полагал, что центральная задача модернизирующихся стран — формирование человеческого капитала4.

Культура «модернити», вот уже четыре века определяющая развитие ев­ропейской цивилизации, основывается на идее прогресса и общечеловечес­ких ценностях, которые ныне дороги сердцу каждого европейца: демокра­тической политической системе, экономической свободе, профессиональном мастерстве, автономии личности, институтах гражданского общества и пра­вовом государстве.

Поскольку современный период человеческой истории датируют с момен­та зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации видят в повсеместном распространении ценностей и достижений капиталистичес­кого общества. Но раз уж капитализм создали западные страны, то модер­низация окрашивается в соответствующие тона, причем для всего мира и для всех стран, вступивших на этот путь. Сквозь них яркими красками просту­пает собственная палитра, но такое общество, по одежке современное, а по существу традиционное, представляет собой нелепое зрелище, напоминаю­щее лоскутное одеяло. Если раньше осовременивание отставших стран на­зывали европеизацией и вестернизацией, то сегодня по имени мирового

3 См.: Parsons T. The Evolution of Societies. Englewood Cliffs (N.Y.), 1977. P. 25.

4 Harbison F.H. Human Resources Development Planning in Modernising Economies // G. Meier (Ed.)Leading Issues in Development Economics: Selected Materials and Commentary. N.Y., 1964. P. 273.

лидера США такой процесс называют американизацией, а иногда макдона-лизацией. Подобные названия — обидные ярлыки модернизации, обознача­ющие перекосы в ее распространении, уродливые или неправильные формы. Хотя сторонники западной модели модернизации считают иначе, полагая, что приобщение отсталых стран к достижениям цивилизации (civilizing) и вестернизации (westernizing) — одно и то же5.

Содержательное ядро модернити составляют рационализм, расчетливость, урбанизация и индустриализация. Неотъемлемым элементом новой жизни является также изменение политических отношений на основе уважения прав

человека, установления принципа раз­деления властей, обеспечения свободы слова и всемерного вовлечения граж­дан в политический процесс6. Лидеры модернизации США и Западная Евро­па целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих эконо­ мических результатов. Казалось бы, ничто не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать лидеров, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации.

Они советовали правительствам слаборазвитых стран прилагать максимум усилий, чтобы форсировать процесс индустриализации, до известной степени копируя эволюцию западных обществ. Ускоренная индустриализация пред­полагает использование новых технологий, эффективных источников энер­гии, углубление разделения труда, развитие товарного и финансового рын­ков. В ее орбиту должны были включиться все без исключения отрасли эко­номики, а не отдельные экспорто-ориентированные производства. В качестве превентивной меры требовалось отказаться от практики подбора госслужа­щих по признакам их статуса, происхождения и личных связей.

Большинство экспертов полагали, что, во-первых, развивающиеся стра­ны не могут обойтись без притока капиталов извне, во-вторых, на пути к рыночной экономике им придется пройти свойственную раннему капитализ­му фазу резкой социальной дифференциации. Вот почему суть экономичес­ких рекомендаций сводилась, с одной стороны, к необходимости активного привлечения иностранных инвестиций, с другой — к поощрению ценностей максимальных сбережений, целесообразности сдерживания потребления, отказа от принципов имущественного равенства ради формирования соци­ально неоднородного общества, позволяющего создать национальную бур­жуазию7. Некоторые специалисты, в частности Г. Мюрдаль, призывали За­пад значительно увеличить, пока еще не поздно, помощь развивающимся странам и даже установить международную систему дополнительного нало­гообложения, которая могла бы стать источником необходимых для этого средств8.

3 Laue Th. van. The World Revolution of Westernization. The Twentieth Centurv in Historical Perspective. N.Y.; Oxford, 19X7. P. 323.

6 См.: Eisenstadt S.N. Tradition, Change, and Modernity. N.Y., 1973.

7 Betlelheim Ch. Planification et croissance acceleree. P., 1964. P. 30.

* См.: Myrdal G. The Challenge of World Poverty: A World Anti-Poverty Program in Outline. N.Y., 1970.

Однако насаждение, иногда принудительное, западных ценностей на во­сточноевропейскую, мусульманскую или африканскую почву приводит к множеству конфликтов, порождает такие общественные движения, которые противоборствуют модернизаторским устремлениям, пытаются ьернуть об­щество вспять. Они получили название фундаментализма. Это обществен­ное движение, принявшее в исламском мире экстремистские формы, выступа­ет против всего, что несет местной культуре западная цивилизация. При полном подавлении традиционных укладов процесс модернизации может замедлиться и даже пойти вспять, как это случилось в 1978 г. в Иране.

Поток иностранных инвестиций в слаборазвитые страны напоминает тонкий ручеек, поскольку для частных вкладчиков они не всегда выгодны. Если нет инвестиций, а деньги эконо­мике нужны, их приходится брать в долг. Долговая кабала перед междуна­родным сообществом, невозможность вовремя проплачивать ссуду неибеж-но ведет к еще большему обеднению населения. А там, где бедность, созда­ется благодатная почва для экстремистских движений. Таков порочный круг бедности, долгов и терроризма.

В странах, совершивших резкий вираж в сторону капитализма, по мне­нию видного социолога М. Кастельса, основательно проработавшего все факты, «после того как краткосрочные выгоды от либерализации (например, массированный приток нового капитала в поисках новых возможностей на появившихся рынках) растворятся в реальной экономике, обычно за потре­бительской эйфорией следует шоковая терапия, как это было в Испании после 1992 г., а также в Мексике и Аргентине в 1994—1995 гг.»9. Установка сложной техники в отсталых обществах часто оборачивается скрытым нео­колониализмом. Как считают специалисты, развитие техники здесь надо начинать с деревни, где проживает большинство населения, а не с города. Производство должно базироваться на местном сырье и быть нацелено на местное потребление. Технический уровень производства не должен намного превосходить технический уровень развития местных кустарных промыслов и требовать больших капиталовложений. Тогда не будет безработицы и не­обходимости в серьезной переквалификации рабочей силы. Чрезмерно вы­сокий уровень импортированной техники приведет к разрыву в уровне* ква­лификации рабочих, в структуре местных потребностей, к перенаселению городов, оскудению деревни, миграции и безработице. Ориентация должна быть на «среднюю технику», которая пригодна для производства строитель­ных материалов, одежды, домашней утвари, сельхозпродуктов10.

Если страна пытается найти собственный путь в общем потоке обновле­ния, в так называемом мэйнстриме, то поиски чаще всего оборачиваются приостановкой, задержкой в пути, а потом и отставанием. Но и Россия, пытающаяся двигаться «особым путем», вот уже три века интенсивно дого-

Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 102. 10 Пушкарев Б.С. Россия и опыт Запада: Избранные статьи 1955-1995. М., 1995. С. 36.

няет Запад — и отстает от него все больше. Сегодня специалисты вынужде­ны говорить о том, что Россия двигается во втором эшелоне модернизации. Таким образом, модернизация — всемирно-исторический процесс, уза­конивающий институты и ценности современности: демократию, рынок, образование, разумное администрирование, самодисциплину, трудовую эти­ку и т.д." Это единственный поезд, на который стремятся попасть все стра­ны, неважно, делают ли они это с запозданием или как-то по-своему. Если в самом начале движения на поезде модернизации было всего несколько пас­сажиров (Англия, Голландия и др.), то сегодня осталось лишь несколько пассажиров из многих сотен, кто отказывается брать билеты или кому не зарезервированы места (Куба, Северная Корея и некоторые другие).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.