Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАСЧЕТ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕПИ ПРИ ГАРМОНИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЯХ





 

Цель работы - изучить гармонические токи и напряжения в линейной цепи и методы их расчета.

 

1. В программе MicroCAP проведите схемотехническое моделирование цепи из предыдущей лабораторной работы №3 при использованных в ней параметрах элементов на частоте 40 кГц. Пример модели приведен на рис. 19.

Задайте установленные в лабораторной работы №3 амплитуду и частоту источника гармонического сигнала. Определите ток и напряжения на элементах цепи, результаты занесите в табл. 9. Опишите в

Рис. 19. отчете ход моделирования.

 

Таблица 9

Величина I, мА UR, В UL, В UC, В U, В UВЫЧ, В
Моделирование            
Расчет            
Измерения            

 

По результатам моделирования вычислите общее напряжение UВЫЧ, сравните его с U. При заданном общем напряжении вычислите ток и напряжения UR, UL, UC, результаты внесите в табл. 9.

В табл. 9 запишите результаты измерений, полученные в ходе лабораторной работы №3, проведите их сравнительный анализ.

 

2. Повторите исследования по пункту 1 в программе WorkBench, определяя ток и напряжения с помощью моделей измерительных приборов. Заполните таблицу, аналогичную табл. 9. Сравните результаты. Какие значения гармонических сигналов определяются по временным диаграммам и с помощью измерительных приборов, чем они отличаются?

Опишите модель и ее результаты.

 

3. В программе MicroCAP в режиме AC Analysis исследуйте амплитудные и фазовые соотношения для цепи на рис. 19 в диапазоне частот от 10 кГц до 100 кГц.

Рассмотрите амплитудночастотные (АЧХ) и фазочастотные (ФЧХ) характеристики для тока и каждого из напряжений UR, UL, UC в цепи. Приведите их в отчете, объясните вид полученных зависимостей, сравните с ними экспериментальные результаты на частоте 40 кГц.

 

4. В программе MicroCAP в режиме AC Analysis проанализируйте зависимость от частоты мощности P, потребляемой цепью от источника в режиме AC Analysis,

где Im и Um - амплитуды тока и напряжения цепи, а j - сдвиг фаз между ними. Учтите, что начальная фаза напряжения источника принята равной нулю и функция ph(i) возвращает начальную фазу тока i(t) в градусах, а функция cos(x) требует значения аргумента x в радианах. Приведите в отчете полученные графики, дайте физическое и математическое объяснение результатов моделирования, рассмотрите влияние изменения параметров элементов.

5. В программе WorkBench проведите схемотехническое моделирование параллельного соединения тех же элементов, что и в цепи на рис. 19, но с источником тока . Пример показан на рис. 20.

Рис. 20.

 

Внесите в табл. 10 значения общего тока , токов в сопротивлении , индуктивности , емкости и общего напряжения . По значениям , и вычислите общий ток , занесите его в табл. 10, сделайте выводы.

 

Таблица 10

Величина I 0, мА IR, мА IL, мА IC, мА U, В IВЫЧ мА
Моделирование            
Расчет            

 

При выбранном общем токе рассчитайте токи , , и общее напряжение , запишите результаты в табл. 10, сделайте выводы.

 

6. В программе WorkBench рассмотрите временные диаграммы токов и напряжения, определите сдвиги фаз между ними, запишите полученные результаты, сделайте выводы.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5

ПРИНЦИП НАЛОЖЕНИЯ И ТЕОРЕМА

ОБ ЭКВИВАЛЕНТНОМ ИСТОЧНИКЕ

 

Цель работы - экспериментальная проверка применимости метода (принципа) наложения и теоремы об эквивалентном источнике.

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Подключите генератор к блоку усилителей стенда и осциллограф к электронному коммутатору. Установите уровень сигнала генератора 0,3-0,6 В на частоте 40 кГц. Соедините с платой (рис. 21) источник напряжения (тумблер Т1 поставьте в положение 2), и с помощью вольтметра установите его напряжение равным 3-5 В.

Соедините с платой источник тока, тумблер Т2 поставьте в положение 2, подключите миллиамперметр и установите ток источника равным 0,5-1 мА. Начальную фазу источника тока выберите по собственному усмотрению, установив переключатель в нижней части БУ стенда в положение “y” или “y+p”, где y - начальная фаза источника напряжения.

 

2. Проверьте применимость метода (принципа) наложения.

2.1. К исследуемой цепи, схема которой показана на рис. 19 (переключатель Т3 - замкнут), подключите источники тока (тумблер Т2 - в положении 1) и напряжения (тумблер Т1 - в положении 1).

Измерьте вольтметром напряжение на конденсаторе UC. На один из входов коммутатора подайте сигнал от источника напряжения, на другой вход - напряжение на конденсаторе, и определите сдвиг фаз между ними.

 

38

Рис. 21. Схема исследуемой цепи

 

Полагая начальную фазу напряжения источника равной нулю, найдите начальную фазу напряжения на конденсаторе yC. Результаты занесите в табл. 11.

 

Таблица 11

Результаты измерений по методу наложения

UC В yC, град UC1, В yC1, град UC2, В yC2, град UCР, В yCР, град
               

 

2.2. Отключите от исследуемой цепи источник тока, установив переключатель Т2 в положение 2. Источник напряжения оставьте включенным в цепь и измерьте создаваемое им напряжение UC1 на конденсаторе.

Аналогично предыдущему определите его начальную фазу yC1. Результаты запишите в табл. 11.

2.3. Отключите от цепи источник напряжения (тумблер Т1 - в положении 2) и включите источник тока (тумблер Т2 - в положении 1). Как и в пункте 2.2, измерьте напряжение на конденсаторе UC2, создаваемое источником тока, и его начальную фазу yC2 , результаты внесите в табл. 11.

2.4. Сложите измеренные напряжения на конденсаторе, создаваемые отдельно источниками напряжения и тока. Суммарное напряжение U и его начальную фазу yCР запишите в табл. 11.

Сравните результаты расчета и эксперимента. Если погрешность превышает 15-20 %, повторите измерения.

 

3. Проверьте применимость теоремы об эквивалентном источнике напряжения.

3.1. Подключите к исследуемой цепи оба источника (оба тумблера Т1 и Т2 - в положении 1). В табл. 12 занесите измеренные в пункте 2.1 значения напряжения на конденсаторе UC и его начальной фазы yC.

 

Таблица 12

Результаты измерений по теореме об эквивалентном источнике

UC, В yC, (°) Uхх, В yхх, (°) Iкз, мА Rэ, Ом UCР, В yCР, (°)
               

 

3.2. Тумблером Т3 отключите конденсатор от исследуемой цепи. Измерьте напряжение холостого хода Uхх в точках подключения конденсатора и его начальную фазу yхх . Затем к тем же точкам подключите микроамперметр и измерьте ток

короткого замыкания Iкз. Отключите от цепи оба источника (тумблеры Т1 и Т2 - в положении 2) и прибором В3-26 определите внутреннее сопротивление Rэ полученной пассивной резистивной цепи. Результаты внесите в табл. 12.

3.3. Рассчитайте величину внутреннего сопротивления Rэр=Uхх/Iкз, сравните ее с Rэ. По измеренным параметрам эквивалентного источника Uхх и Rэ по теореме вычислите напряжение на конденсаторе UCР и его начальную фазу yCР.

Результаты запишите в табл. 12 и сравните их с измеренными величинами. При возникновении больших погрешностей уточните измерения.

 

ДЛЯ ПЫТЛИВЫХ

 

4. По известным значениям параметров цепи и установленным уровням сигналов источников рассчитайте напряжение на конденсаторе при включении каждого из источников в отдельности. Методом наложения определите напряжение на конденсаторе при действии двух источников. Сравните результаты расчета и эксперимента.

5. При тех же условиях рассчитайте параметры эквивалентного источника напряжения и по теореме определите напряжение на конденсаторе. Сравните расчетные и экспериментальные значения.

6. Проведите схемотехническое моделирование проведенных экспериментальных исследований.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

 

1. Для указанного преподавателем варианта N из табл. 13 выберите номер рисунка схемы цепи и искомый ток, который определите методом наложения.

2. Для указанного преподавателем варианта N по теореме об эквивалентном источнике напряжения рассчитайте ток, заданный табл. 13 для соответствующей схемы цепи.

3. Для указанного преподавателем варианта N по теореме об эквивалентном источнике тока рассчитайте ток, заданный табл. 13 для соответствующей схемы цепи.

Таблица 13

N Рис. Найти ток N Рис.   Найти ток N Рис. Найти ток
  22.а   22.г   22.д
  22.а   22.г   22.е
  22.б   22.д   22.е
  22.в    
                   

 

Рис. 22

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ КОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ КОНТУР

 

Цель работы - изучить резонансные и частотно-избирательные свойства и характеристики последовательного колебательного контура.

 

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАДАНИЕ

 

1. Подключите к сменной плате исследуемой цепи, схема которой показана на рис. 23, источник напряжения и миллиамперметр. Соедините генератор с входом блока усилителей стенда. Установите тумблер Т1 в положение 2 и тумблер Т2 в положение 1.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.